Пояснительная записка
к курсу «Изобразительное искусство»
Рабочая
программа учителя по курсу изобразительного искусства для учащихся 2-го класса
рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в
соответствии:
·
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
·
рекомендациями Примерной основной образовательной
программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С.
Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее
Примерной Программой);
·
с положениями Основной образовательной программой начального
общего образования ГБОУ Сергиевская СОШ №1 «Образовательный центр" (далее
Образовательной программой);
·
с возможностями учебно-методического комплекта,
разработанного на основе авторской издательской программы 1-4 класса, авторы:
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская 2011
г, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век»,
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
·
Предлагаемая программа отражает один из возможных
вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по
образовательной области «Изобразительное искусство».
Программа
рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
В авторскую
программу изменения не внесены.
Определяющей характеристикой данной программы – интеграция
искусства и полихудожественное развития школьника.
Цель уроков в начальной школе – разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
· формирование целостного, гармонического восприятия мира;
· активизацию самостоятельной творческой деятельности;
· развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
· формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной
отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного
искусства;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе,
своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета:
1.
Воспитывать устойчивый интерес к
изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать
нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в
искусстве.
2.
Развивать творческий
потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать
способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства
на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий
мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной
деятельности.
3.
Формировать навык
работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике,
декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
4.
Развивать опыт
художественного восприятия произведений искусства.
В программе представлены три направления художественного развития
учащихся.
1.
Развитие дифференцированного зрения: перенос
наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма,
пространства) и средств художественной выразительности изобразительного
искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика,
силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей,
знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство
как выразитель истории человечества в художественных образах.
2.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности
самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде
художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать
индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и
выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного
мышления –вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями
разных видов искусства.
3.
Художественно-образное восприятие произведений
изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое
развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в
действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
· опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня
творчества;
· подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко
реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные
изменения;
· проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу
искусства и в мир отношений человека и природы;
· активизация проектных форм мышления как основы укрепления
педагогических задач развития.
Формирование универсальных учебных
действий.
Личностные результаты обучения:
· целостное, гармоничное развитие мира;
· интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
· умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение,
впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
· способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
· способность различать звуки окружающего мира;
· представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное
пространство;
· самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и
выделение ее этапов;
· умение доводить работу до конца;
· способность предвидеть результат своей деятельности;
· способность работать в коллективе;
· способность работать индивидуально и в малых группах;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано
отстаивать собственное мнение;
· адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными
результатами обучения являются:
·
постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
·
принятия и удержания цели задания в процессе его
выполнения;
·
самостоятельная мотивация учебно-познавательного
процесса;
·
самостоятельная мотивация своей деятельности,
определение цели работы и выделение ее этапов;
·
умение проектировать самостоятельную деятельность в
соответствии с предлагаемой учебной задачей;
·
умение критично оценивать результат своей работы и
работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при
изучении других общеобразовательных дисциплин;
·
умение выполнять по образцу и самостоятельно
действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
·
умение проводить самостоятельные исследования;
·
умение проектировать самостоятельную деятельность в
соответствии с предлагаемой учебной задачей;
·
умение находить нужную информацию в Интернете;
·
участие в тематических обсуждениях и выражение
своих суждений;
·
умение формулировать ответ на вопрос в соответствии
с заданным смысловым содержанием;
·
понимание и передача своих впечатлений от
услышанного, увиденного, прочитанного;
·
умение сопоставить события, о которых идет речь в
произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между
ними;
·
умение объяснять, чем похожи и чем различаются
традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в
целом;
· обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами
характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь
между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
· сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с
действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
· умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению,
которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения эмоционального
содержания;
· умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
· способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для
характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
· умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать
о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
· -умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время
восприятия произведения искусства;
· сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание
архитектурных памятников своего региона, их истории;
· активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и
человека;
· понимание влияния природного окружения на художественное творчество и
понимание природа как основы всей жизни человека;
· понимание зависимости народного искусства от природы и климатических
особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрение
народа;
· умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в
сказках, орнаменте, оформлении жилища;
· умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах
искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
· умение развивать предложенную сюжетную линию;
· сформированность навыков использования средств компьютерной графики в
разных видах творческой деятельности;
· умение выбирать выразительные средства для реализации творческого
замысла;
· умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам
и жанрам искусства;
· умение распознавать выразительные средства, использованные автором для
создания художественного образа, выражения идеи произведения;
· умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание программы.
1.
Развитие дифференцированного зрения: перевод
наблюдаемого в художественную форму- ( изобразительное искусство и окружающий
мир).
Наблюдение
окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе
этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на
передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и
кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов.
Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего
настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности.
Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей
изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности
работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикального,
горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими
материалами. Наблюдение за разнообразием цвета,
форм, настроения в
природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование
элементарных правил композиции. Получение сложных цветов путем смешения двух
красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению.
Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов
в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими
материалами: карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
2.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация
в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова.
Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по
ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание
творческих работ по фотоматериалов и на основе собственных наблюдений. Передача
динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного
изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными
формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших
готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и
ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
3. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная
педагогика).
Представление
об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в
обсуждении тем: «Какие бывают художники-живописцы, скульпторы, графики?». Материалы
и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства.
Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника.
Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и
эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений
изделий прикладного искусства. Роль и значение музея. Комментирование
видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от
экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Литература.
1.
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное
искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.-
М.:Вентана-Граф, 2011.
2.
Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное
искусство: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.-
М.:Вентана-Граф, 2011.
3.
Савенкова, Н.В. Богданова .
Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.-
М.:Вентана-Граф, 2010.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.