Главная / Русский язык и литература / Кружок русского языка для 5класса.

Кружок русского языка для 5класса.

Кружок русского языка..»Занимательная грамматика».



Учитель: Искакова Альфия Нурсолтановна

Количество часов:34.

В неделю -1час.









































Пояснительная записка.

Кружковая работа—одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку.

В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке ,расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких-либо новых сведений, но и тем ,что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналоги, дают почувствовать , что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной ,увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный- это значит «интересный, связанный с процессом познания нового»

Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка- это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.



Цель: Пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка.

Задачи:

*Расширить и углубить программный материал.

*Развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум.

*Научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка.

Основные формы.

*Игры на языковом материале.

*Вопросы занимательной грамматики.

*Инсценировки языковых ситуаций.

*Краткие увлекательные рассказы о жизни языка.

*Практическая работа с различными рода словарями.

Ожидаемые результаты.

*Возросший интерес к предмету.

*Повышение успеваемости по русскому языку.

*Умение грамотно оценивать языковые ситуации.



Содержание программы.

1-2. Организационное занятие. Звук и буква.

Цель и задачи кружка. Речевой слух. Умение различать звук и букву.

Важность звуковой произносительной стороны в создании выразительности, эмоциональности речи. Игровые упражнения и решение занимательных задач.

3.Можно ли писать без букв?

Экскурс в историю. Узелковое, пиктографическое, идеографическое письмо. Занимательная игра»Шифровальщики».

4.Буквы потерянные и редкие.

Различные виды письма. Буквенное письмо. Сообщения об отдельных буквах.

5. Загадочный папирус.

Рассказ о том, как люди сумели прочесть, как расшифровали старые письмена.

Расшифровка ребусов.

6.Словесные раскопки.

Развитие и обогащение языка—процесс непрерывный.»Раскопки» слов, их происхождение, история слов. Наука этимология. Игра» Почему мы так называемся?»

7. Увлекательное среди нас.

Рассказ об истории названий географических названий: городов, рек, озер, улиц и площадей.

8. Бывают ли у слов родственники?

Многообразие способов образования слов. Богатые возможности словообразования и формообразования. Практическая работа» Богатство русского языка» Лингвистическая игра «Родственники».

9 -10.Можно ли сломать язык?

Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю»Собирал человек слова»

11.Пестрое семейство синонимов.

Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины.

Практическая работа со словарем синонимов. Лингвистическая игра» Лексическое лото»

12. Великое противостояние антонимов.

Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий.

13. Слова-двойники. Омонимы.

Богатство русского языка. Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарем.

14-15. Омоформы, омофоны ,омографы.

Выразительность русского языка. Лингвистические конкурсы.

16. Фразеологические обороты.

Понятие о фразеологических оборотах. Богатство русского языка фразеологизмами, их роль. Работа со словарем фразеологических оборотов.

17.Почему мы так говорим.

Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Лингвистическая игра « Рыбная ловля»

18. Крылатые слова.

Басни Крылова—богатейший источник крылатых слов. Тематическое занятие, посвященное творчеству Крылова И.А.Презентация басен.

19-20.Как работает слово?

Из чего состоят слова?

Путешествие в страну «Словообразование» Решение занимательных задач.

21. Похожие, но неодинаковые .Паронимы.

Богатство русского языка.

22. В руках умелых слово творит чудеса.

Слово – единица языка.

23. Наш язык богат и могуч.

Высказывания писателей и поэтов.

24. Из глубины веков .Архаизмы.

Устаревшие слова.

25.Пословицы и поговорки.

Подлинная сокровищница народной мудрости.

26.Словари русского языка.

Работа со словарями.

27.Чудесные превращения слов.

Лингвистическое лото.

28. К тайнам букв и звуков.

Путешествие в страну «Фонетика».

29. Добрый волшебник-Ударение.

Подвижное ударение.

30. зачем нужны звуки языка?

История звуков.

31. В страну слогов.

Путешествие в страну «Фонетика»

32.Чистоговорки и скороговорки.

Сокровища детской книги.

33. Викторина .

34. Заключительное занятие.

Проведение конкурса. Подведение итогов.





























Учебно-тематический план.

Темы занятий.

Кол-во ч.

Дата

1-2

Организационное занятие. Звук и буква.

1


3

Можно ли писать без букв?

1


4

Буквы потерянные и редкие.

1


5

Загадочный папирус.

1


6

Словесные раскопки.

1


7

Увлекательное около нас.

1


8

Бывают ли у слов родственники?

1


9-10

Можно ли сломать язык?

1


11

Пестрое семейство синонимов.

1


12.

Великое противостояние антонимов.

1


13.

Слова-двойники. Омонимы.

1


14-15

Омоформы, омофоны, омографы.

1


16.

Фразеологические обороты.

1


17.

Почему мы так говорим?

1


18.

Крылатые слова.

1


19-20

Как работает слово? Из чего состоят слова?

1


21.

Похожие, но неодинаковые.

1


22.

В руках умелых слово творит чудеса.

1


23.

Наш язык богат и могуч.

1


24.

Из глубины веков. Архаизмы.

1


25.

Пословицы и поговорки.

1


26.

Словари русского языка.

1


27.

Чудесные превращения слов.

1


28.

К тайнам звуков и букв.

1


29.

«Добрый волшебник». Ударение.

1


30.

Зачем нужны звуки языка?

1


31.

В страну слогов.

1


32.

Чистоговорки и скороговорки.

1


33.

Викторина о языке.

1


34.

Заключительное занятие. Проведение конкурса.

1
















































Урок русского языка в 3классе. Учитель: Искакова Альфия Нурсолтановна

Тема: Имя существительное.

Цель:1.Научить выделять имена существительные из ряда слов, при помощи постановки вопросов кто?что?, различать формы единственного и множественного числа.

2.Развивать орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся.

3 Воспитать любовь к меньшим братьям нашим, чувство ответственности и коммуникативности.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, картинки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый.



Структура урока.

1.Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2.Обьяснение нового материала.

3.Организация работы в группах.

1группа. Знатоки.

2группа. Умники.

4. Картинный словарный диктант.

А). Запиши названия предметов .Раздели слова на слоги, поставь ударения. Слайд№1.

Арбуз, лисица, карандаш, заяц, портфель, сорока, помидор, петух, дятел, яблоко.

Б).Распредели существительные по группам.

Пальто, подруга, окно, брат, собака, птица, друг, кошка, тигр, чайник, корова, поле, море,

Плащ, лужа, ежик, заяц, листья, ветка, лось, нога.

В)Распредели по числам. Ед.ч. мн.ч.Слайд№2

Родители, крыша. Парта, дневники, ученик, стулья, ручки, учитель, чашки, тетрадь, шишки, стол, лес, ландыши, листья, лужи, волк, деревья.

5.Дидактическая игра. Слайд№3.

Измени буквы, чтобы получились новое слово, отвечающее на вопрос кто?

Коса--- , Мак_---, Капля-------,

6.Работа с текстами.1группа. «Обидой сыт не будешь».2группа. Самое большое богатство». Слайд№4.

Задания к тексту.1. Выразительное чтение.

2. Пересказ текста.

3. Распределительное списывание. Выписать одушевленные и неодушевленные существительные .(работа в группах).

7. Физминутка. Это класс, это класс.

Что есть в классе у нас?

Это шкаф, а это стол. Это парта, а это пол,

Вот окно, вот стена.

Мел и тряпка и доска. Это стул. а это дверь.

Повтори-ка ты теперь.

8.Тест.(Контроль над усвоением изученного материала).Слайд№5

1вариант.

1.На какие вопросы отвечают имена сущ.?

А) Какой? Какая?

Б) Кто? Что?

В)Как? Чем?

2. Найти имя сущ.

А) пришла.

Б) долго

в) весна.

3.На какие вопросы отвечают неодушевленные существительные?

А)Кто?

Б) Что?

В) Что делать?

2вариант.

  1. Что обозначают имена существительные?

А)действие предмета.

Б) признак предмета.

В) предмет.

2.На какие вопросы отвечают одушевленные существительные?

А) Что?

Б) Кто?

В) Что делать?

3. Найти имя существительное.

А) Идет

Б) лес

В) белая. 1вариант 2вариант

Проверьте по ключу. Слайд№6. 1б .1.в

2в 2.б

3б 3б

9.Рефлексия.

Знаю

Узнал-(а)

Хочу узнать




10.Домашнее задание.

1)3-ю часть таблицы»Хочу узнать» написать в тетрадях, дополнить.

2)Выписать сущ. Определить число сущ.

11. Заключение урока.

Заканчивая урок ,я хочу подарить вам ромашки и пожелать большого счастья, ведь она является символом счастья. Раз я птица, то всегда в полете и в движении. Я улетаю от вас с хорошим настроением. Довольна вашими знаниями. Спасибо за урок.

































Урок-игра для учащихся 5класса»В мире русского языка».

Цели урока: Повторение и обобщение изученного за курс 5класса в конце учебного года, повышение интереса учащихся к предмету, выявление знаний по предмету, развитие творческих способностей ,умения работать в микрогруппах.

Эпиграф:»Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»К.Г.Паустовский.

Освоить любой язык—трудное дело. Но пытливый ум, желание узнать новое и интересное преодолевают все трудности. Наша игротека поможет вам найти много чудесного и таинственного, что скрывается за словом»русский язык».Наша игра состоит из нескольких этапов. Команды участников выбирают для себя вопрос определенной цены.

Правильный ответ—вы получаете в свою копилку заданное количество баллов.

Соблюдаем очередность!

Фонетика

1вопрос(20баллов)

2вопрос(15баллов)

3вопрос(10б.)

4вопрос(5баллов)

Фонетический разбор.

1вопрос(20б)

2вопрос(15б)

3вопрос(10б)

4вопрос(5б)

Вопросы-шутки.

1вопрос(20б)

2вопрос(15б)

3вопрос(10б)

4вопрос(5б)



Фонетика.

20баллов Назовите слово, в котором все согласные глухие.

15баллов Назовите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает .

10баллов. Как называется словарь , в котором можно проверить правила произношения слова?

5баллов. Какие буквы не обозначают звуков?

Фонетический разбор.

20баллов. Сколько раз встречается в стихотворении звук Т?

Сев в такси, спросила такса:»За проезд какая такса?» А водитель:»Денег с такс не берем совсем. Вот так-с!»

15баллов. Сколько гласных звуков в русском языке?

10баллов. Сколько звуков в слове» вьюга»

5баллов. Сколько звуков в слове»пятна»

Вопросы-шутки.

20баллов. В каком пятибуквенном слове пять О?.(опять)

15баллов. Какое слово состоит из трех одинаковых букв? (трио)

10баллов. Что в середине капусты? (у)

5баллов. Кто говорит на всех языках?(эхо)

Слово и его значение.

20баллов. Металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполненной углями.(самовар).

15баллов. Пассажирская платформа на железнодорожной станции.(Перрон).

10баллов. Командная игра, в которой игроки стремятся ударами ноги забить в ворота соперника, а также вид спорта.(Футбол)

5баллов. Протертая масса из овощей, фруктов, ягод.(пюре)

Загадки.

20баллов. 2 лежат,2 стоят, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет.(дверь).

15баллов. Ты да я, и вот нас двое. Я лгуну и то не лгу. И хотя я неживое. Я, как ты, моргать могу.(зеркало)

10баллов. Пришли ребята в лес. Один спрашивает :»Это черная?» «Нет ,красная»»А почему белое?»»потому что зеленое» Что это? (смородина)

5баллов. Какая рыба носит имя человека? (Карп).



Шарады.

Шарада—загадка, в которой загаданное слово разбивается на части, по описаниям которых восстанавливается слово.

20баллов. Первое—предлог, второе—летний дом, а целое порой решается с трудом.(задача)

15баллов. Первое—мычит, второе—жужжит, а целое спокойно на голове лежит.(волосы).

10баллов. Только 2предлога ,а волос в нем много.(ус).

5баллов. Мой первый слог найдешь в линейке нотных. Два остальных—защита у животных.(дорога).





Подведение итогов. Награждение победителей.

Провела учитель русского языка: Искакова Альфия Нурсолтановна.





























Наша игротека.

Для учащихся 5класса.

Составила и провела : учитель русского языка и литературы Искакова Альфия Нурсолтановна.















































Пояснительная записка.

Данное пособие направлено на побуждение интереса к предмету.

Цель—развитие стремления к познанию, науке, книге, учению. В школьном возрасте игра занимает важное место в развитии ребенка.

Игра—это часть учебного процесса, которая формирует фонематическое восприятие слова, активизирующая мыслительную деятельность, стимулирующая речь. Занимательная грамматика по предмету служит орфографической зоркости ученика, возрастанию интереса к учебной деятельности.

Цель игры—помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся.

































Поиграем с фонемами.

1.Из каждого слова выньте по одной фонеме. Чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Например: горсть- гость.

Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.

2.Наоборот,добавьте к каждому из них фонему. Роза-гроза.

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар. усы, укус.

3.Заменить одну согласную фонему. Корж-морж.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел ,норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.

4. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.(Игра»Штопанье дыр»)

Ло—ка, Ска- ка, Оши-ка, Утю—

Руба-ка, Тра-ка Горо- Пиро-

Арбу- Кры-ка Ры-ка Моро-

5. И начала и концы.

- Ахит М-

мал

- Ек С-

? - Ина Окр - ****( ошка)

-Ова К -

- Ахай Кр-

-Ярия Гарм -

- Иновка Мор-

Ант-

6. Подбирать слово, подходящее для окончания первого слова и для начала второго.

Беге( ) ор рас( ) ос по( )арь

Пи( )ок ме( ) олад прик( ) ья

Ро( )еха каб( )ошко сна( )овой

7.Подбери пару. В 2 столбика записаны имена существительные . Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Пол точка

Банк оса

Яр Ежи

Вол кот

Зал рот

Бой марка

Сено рис

Кипа окно

Вес вал

8.Из двух- третье

Переставляя буквы каждой пары слов попробуйте образовать новое.

Око+ромб Под+охра

Кит+рана Ива+карп

Боб+ уста

9.Игра»Вставь букву»

Б..нт ро…ль

Б…лок база…

Пена.. шпага..

Се…ло п…люс

10.Игра»Наборщики»

Предлагаю слово. Из букв ,входящих в него нужно за 5минут составить новые слова. Библиотека( )

Виноград( )

Спорт( )

Крокодил( )



11.Добавь букву. Учитель называет слово. К нему нужно добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Лень—олень, кот—крот, метр—метро, шар—шарф, мех—смех, роза—гроза, пена—пенал, кран—экран, пар—парк, вол—волк.



12.Подведение итогов. Награждение участников.

Спасибо за игру.





























Урок русского языка в 5классе.

Тема: Приставки и предлоги.

Цель:1. Дать понятие предлога, научить отличать приставки от предлогов.

  1. Развитие внимания, мышления, устной и письменной речи.

  2. Воспитание любви к родной природе, трудолюбия, привитие интереса к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: усвоение новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование урока: интерактивная доска, карточки, тесты.

Структура урока.

I.Организационный момент.

II. Объяснение нового материала..Слайд№1.» Птицы моей республики».

Аист, ворона, голуби, галки, грач, дятел, жаворонок, журавли, орел, чайки, утка, сова.

Какие птицы были показаны на экране? Что мы знаем о них?

III.Сообщения учащихся.

Птицы бывают домашние и дикие. Мне нравятся птицы, которые живут в горах. Однажды летом я ехал с отцом на лошади по горной дороге. И там мы видели горную птицу-беркута. Он летел высоко в небе т что-то высматривал в траве. Отец мне рассказывал, что это очень зоркие и смелые птицы. С тех пор я хочу узнать все про жизнь этих птиц.

IV.Работа с текстом.

Пришвин Михаил Михайлович(1873-1954)- известный русский писатель.

Он вел педагогическую деятельность, занимался охотой и краеведением. С 1905года начал журналистскую деятельность, много путешествовал, написал много рассказов о природе. В годы Великой Отечественной войны написал Рассказы о ленинградских детях. Давайте познакомимся с рассказом» Говорящий грач»,действие рассказа происходит в блокадном Ленинграде.

V.Беседа по тексту.

VI.Распределительное списывание.

Выписать из рассказа М.М. Пришвина слова с приставками и предлогами в 2 столбика, используя памятки, отображенные на доске.



Приставки

Предлоги

В-,во-,с,-со-, об-,от-, ото-,до-, под-,по-,

Из.к,в,у,за,с,от,под,над,для,около,после.

Приставка-это часть слова ее нельзя отделять от корня.

Предлоги со словами пишутся раздельно.

VII. Работа с таблицей.

Отличайте приставки от предлогов:

Вбежал в дом

Сбежал с урока

Нашел на улице

Завернул за угол

Пошел по дороге

Отплыл от берега

Доплыл до берега

Изготовил из глины

VIII.Тестовые задания.

1. Корень слова- .. А…изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

2. Окончание-.. Б. часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

3.Приставка-.. В…общая часть родственных слов.

4. Суффикс-… Г..часть слова без окончания.

Д.. часть слова, которая стоит перед корнем и

Служит для образования новых слов.

5.Заполните пропуски.

Предлоги со словами пишутся…., а приставки-….

6.Вставьте Ъ или Ь

Под..езд, с..емка, об..явление, под…ём, сем..я, солов..и, от..езд, в…ёт, в…езд, весел..е, с…есть, ш..ют, с..едобный.

IX.Домашнее задание.

1уровень.записать в тетрадь названия птиц, показанных в слайд-шоу.

2.уровень. Придумать 5-6 словосочетаний с записанными словами. Обозначить приставки, подчеркнуть предлоги.

3.уровень.Составить рассказ об одной из птиц, используя придуманные словосочетания.

Кружок русского языка для 5класса.
  • Русский язык и литература
Описание:

Кружковая работа—одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. 

В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке ,расширяя и углубляя сведения, полученные  учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только  сообщением каких-либо новых сведений, но и тем ,что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналоги, дают почувствовать , что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

 

Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной ,увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Автор Искакова Альфия Нурсолтановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2543
Номер материала 16753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы