Главная / Русский язык и литература / Кружок по русскому языку "Занимательная лексика" (7класс)

Кружок по русскому языку "Занимательная лексика" (7класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок «Занимательная лексика» рассчитан на 35 часов. Курс кружка предназначен для учащихся 7 класса.

Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык – это оружие для выражения мысли.

Разделу «Лексика» принадлежит особая роль в развитии у учащихся чувства языка, в формировании у них умений употреблять слово с учётом его смысловых, стилистических качеств, законов сочетаемости.

Обычно учащиеся считают раздел « Лексика» интересным и нетрудным. Однако ответы детей на устных экзаменах свидетельствуют о недостаточном усвоении знаний по лексике.

Программа кружка «Занимательная лексика» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере родного языка, которая связана с лексикологией.

Углубленное изучение раздела «Лексика» направлено на расширение лингвистического кругозора учащихся и способствует овладению нормами литературного словоупотребления. Последнее имеет большое практическое значение для каждого в подготовке и сдачи экзамена по русскому языку в форме ГИА (раздел С).

Знание литературных норм словоупотребления позволяет избежать разнообразных ошибок, встречающихся в речевой практике, даёт возможность правильно и четко, ярко и доходчиво выражать свои мысли.

Курс построен с учётом основных понятий раздела, которые учащиеся получают на уроках русского языка. Основой для него послужили книги: «Русский язык. Лексика. Словообразование.» Н.М. Шанского; «Углубленное изучение русского языка» В.А.Сидоренкова; «Русское слово» Л.А. Введенской, М.Т. Баранова, Ю.А. Гвоздарева.

При изучении курса кружка осуществляются межпредметные связи с литературой.



Цели курса:

  • обобщение и углубление знаний раздела «Лексика»;

  • обогащение словарного запаса учащихся, усиление внимания к вопросам сочетаемости слов;

  • развитие речи учащихся, повышение речевой культуры;

  • воспитание устойчивого интереса к родному языку.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с основными лексическими понятиями;

  • научить применять в речи и распознавать в тексте синонимы, антонимы, омонимы и другие лексические единицы;

  • отработать навыки учащихся в умении пользоваться различными словарями;

  • заинтересовать темой и содержанием курса с помощью подбора интересных и разнообразных заданий.


В результате изучения данного курса кружка учащиеся должны:

  • знать основные лексические понятия;

  • знать особенности построения словарной статьи в различных словарях;

  • уметь ориентироваться в основных словарях (словарях синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, толковых словарях и др.);

  • уметь определять лексическое и грамматическое значения слов;

  • подбирать синонимы, строить синонимические ряды;

  • подбирать антонимические пары;

  • различать омонимию и многозначность слова, выявлять пары и ряды омонимов, тип омонимов;

  • определять с помощью словарей паронимов особенности в значении и употреблении похожих по звучанию слов с целью предупреждения речевых ошибок;

  • выявлять сочетаемость слова с целью правильного употребления слов в синтаксических конструкциях;

  • уметь выделять родовое и видовое понятия в словарной статье, строить однотипные толкования слов;

  • уметь исправлять ошибки на употребление синонимов, антонимов, омонимов, редактировать текст;

  • уметь наблюдать над художественным использованием слов-омонимов, составлять загадки.

-уметь обобщить в виде проекта или презентации полученные знания.










Учебно-тематический план кружка (35 ч.)

Тема

Кол-во

часов

Форма проведения занятия

1.

Значение курса, его цели и задачи, содержание.

1 ч.

Лекция

2.

Понятие о лексике. Грамматическое и лексическое значения слова.

1 ч.

Комбинированный урок

3.

Родо-видовые группы слов.

1 ч.

Комбинированный урок

4.

Лексическая (словарная) форма слова.

1 ч.

Практикум

5.

Однозначные и многозначные слова.

1 ч.

Лабораторная работа

6.

Прямое и переносное значения слов. Типы переноса значения.

1 ч.

Комбинированный

урок

7.

Связи слов по значению. Синонимы. Синонимический ряд

1 ч.

Практикум

8.

А если бы синонимов в языке не было?

1 ч.

Конкурс лингвистических миниатюр

9.

Связи слов по значению. Антонимы.

1 ч.

Семинар

10-11

Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон, анафразис)

Практикум

12.

Связи слов по форме. Паронимы.

1 ч.

Практикум

13.

Связи слов по форме. Омонимы. Омографы. Омоформы. Омофоны.

1 ч.

Комбинированный урок

14.

Омонимы в художественной литературе.

1 ч.

Исследование

15

Неологизмы.

Практикум

16

Устаревшие слова, архаизмы и их роль в тексте

Практикум

17

Исконно русские и заимствованные слова и их история

Практикум

18

Старославянизмы в составе русского литературного языка

Комбинированный урок

19

Этимология слов. Этимологический словарь.

Практикум

20

Фразеологизмы. Источники фазеологизмов.

Практикум

21-22

Стили речи

Комбинированный урок

23-24

Типы речи

Комбинированный урок

25-26

Анализ текста

Практикум

27.

Лексический разбор.

1 ч.

Практикум

28

Лексический состав русского языка как отражение «русской души».

1ч .

Семинар

29

Структура сочинения- рассуждения(клише)

Комбинированный урок

30

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему

Практикум

31-32

«Интересные страницы» русского языка

2

Исследование

33

Лингвистические игры

1

Игра

34-35

Защита презентации или проекта по выбранной теме.



Итого

35ч.



Содержание курса.

Тема 1. Значение курса, его цели и задачи, содержание.

Знакомство учащихся с содержанием курса кружка.

Тема 2. Понятие о лексике. Грамматическое и лексическое значения слова.

Словарный состав языка. Что такое слово. Слово и его значение. Толковые словари и их создатели.

Тема 3. Родо-видовые группы слов.

Лексическое значение слова и его признаки. Родовой признак.

Тема 4. Лексическая (словарная) форма слова.

Лексическая форма слова как его начальная форма. Характеристики лексической формы (звуковая, грамматическая, словообразовательная).

Тема 5. Однозначные и многозначные слова.

Понятие однозначности и многозначности. Многозначные слова – явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Тема 6. Прямое и переносное значения слов. Типы переноса значения.

Многозначность и перенос значения слова. Перенос наименования по сходству. Перенос наименования по смежности. Связь части и целого.

Тема 7. Связи слов по значению. Синонимы. Синонимический ряд.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Словари синонимов.

Тема 8. А если бы синонимов в языке не было?

Во время подготовительного этапа учащиеся пишут творческую работу (лингвистическую миниатюру) по теме. На уроке проводится конкурс сочинений.

Тема 9. Связи слов по значению. Антонимы.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приёмы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов.

Тема. 10.11.Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон, анафразис).

Тема 12. Связи слов по форме. Паронимы.

Что такое паронимы. Употребление паронимов. Словари паронимов.

Тема.13.Связи слов по форме. Омонимы. Омографы. Омоформы.Омофоны

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимия и многозначность. Употребление омонимов. Словари омонимов.

Тема 14. Омонимы в художественной литературе.

Явление омонимии в художественной литературе. Наблюдение за омонимами, омоформами и омофонами в поэтических и прозаических произведениях (Примеры можно найти в произведениях А. С. Пушкина («Евгений Онегин»), В. Брюсова, Д. Минаева, К. Паустовского ( «Кордон 237») и др.

Тема.15.Неологизмы.

Что такое неологизмы. Сфера употребления неологизмов.

Тема.16.Устаревшие слова, архаизмы и их роль в тексте.

Понятие устаревшие слова и архаизмы. Роль в тексте.

Тема.17. Исконно русские и заимствованные слова и их история.

Понятие исконно русские слова и заимствованные. Сфера употребления.

Тема.18. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

Тема. 19.Этимология слов. Этимологический словарь.

Что такое этимология. Этимилогический словарь.

Тема.20. Фразеологизмы. Источники фазеологизмов.

Что такое фразеологизмы. Словари фразеологизмов. История происхождения фразеологизмов.


Тема.21-22. Стили речи.

Виды стилей речи и их отличительные признаки. Сфера употребления стилей речи. Роль стилей речи в тексте.

Тема.23-24. Типы речи.

Виды типов речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Роль типов речи в тексте.

Тема.25-26. Анализ текста.

Тема.27. Лексический разбор. Систематизация знаний учащихся по лексике. Схема лексического разбора. Овладение операциями лексического разбора.

Тема.28 Лексический состав русского языка как отражение «русской души»..

Черты русского национального характера. Анализ русской лексики. Язык, его лексический состав – яркое отражение характера и мировоззрения народа.

Тема.29. Структура сочинения- рассуждения (клише).

Тема.30.Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Тема.31-32. Интересные страницы» русского языка.

Тема.33.Лингвистические игры.

Тема.34-35. Защита презентации или проекта по выбранной теме


Кружок по русскому языку "Занимательная лексика" (7класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Кружок  «Занимательная лексика» рассчитан на 35 часов. Курс кружка  предназначен для учащихся  7  класса.

Разделу «Лексика» принадлежит особая роль в развитии у учащихся чувства языка, в формировании у них умений употреблять слово с учётом его смысловых, стилистических качеств, законов сочетаемости.

Обычно учащиеся считают раздел « Лексика» интересным и нетрудным. Однако ответы детей на устных экзаменах свидетельствуют о недостаточном усвоении знаний по лексике.

Программа кружка «Занимательная лексика» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере родного языка, которая связана с лексикологией.

 

Углубленное изучение раздела «Лексика» направлено на расширение лингвистического кругозора учащихся и способствует овладению нормами литературного словоупотребления. Последнее имеет большое практическое значение для каждого в подготовке  и сдачи экзамена  по русскому языку  в форме ГИА (раздел С).

Автор Андреева Раиса Артемьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2762
Номер материала 42999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓