Главная / Технология / Кружок "Мои умелые ручки"

Кружок "Мои умелые ручки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития креативного мышления.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для развития способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Кружок « Умелые руки » развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.


Занятия кружка позволяют дать обучающимся дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.


Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».


Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение

следующих задач:


Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,

изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать

их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,

цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить

свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными

инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-

прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству

художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,

чувство меры;



Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание

школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному

искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.


Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на

3 года обучения. Объём программы - 34 часа. (1 час в неделю).


Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся могут

знать:

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы,

кисточка для клея, игла, наперсток;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными

инструментами.

уметь:

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время

работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

анализировать под руководством учителя изделие (определять его

назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения

деталей, последовательность изготовления);

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги

вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки,

соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край»,

«петельный шов».

К концу 2 года обучения учащиеся могут

знать:

название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов;

применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах

технического труда;

организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

выполнять работу, используя художественные материалы;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам

труда; различать их по внешнему виду

К концу 3 года обучения учащиеся могут

знать:

название, назначение, правила пользования ручным инструментом для

обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных

материалов;

приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь:

правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,из

которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);


В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.






























Кружок "Мои умелые ручки"
  • Технология
Описание:

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития креативного мышления.

    В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

    С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

     В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

  Для развития способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей -  приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

     Кружок « Умелые руки » развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

 

 Занятия кружка позволяют дать обучающимся дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

 

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

 

Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение

следующих задач:

 

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,

изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать

их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,

цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить

свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными

инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-

прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству

художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус,

чувство меры;

 

 

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание

школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному

искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на

3 года обучения. Объём программы - 34 часа. (1 час в неделю).

 

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года обучения учащиеся могут

знать:

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы,

кисточка для клея, игла, наперсток;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными

инструментами.

уметь:

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время

работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

анализировать под руководством учителя изделие (определять его

назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения

деталей, последовательность изготовления);

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги

вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки,

соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край»,

«петельный шов».

К концу 2 года обучения учащиеся могут

знать:

название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов;

применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах

технического труда;

организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

выполнять работу, используя художественные материалы;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам

труда; различать их по внешнему виду

К концу 3 года обучения учащиеся могут

знать:

название, назначение, правила пользования ручным инструментом для

обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных

материалов;

приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь:

правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,из

которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

 

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

 

Автор Донская Динара Халиловна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Планирования
Просмотров 1036
Номер материала 4517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓