Главная / Логопедия / Кружок по обучению грамоте "Веселая азбука"

Кружок по обучению грамоте "Веселая азбука"


Программа

дополнительного образования детей по курсу

«Веселая азбука».

/обучение чтению/

I. Актуальность.

В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - одно из тяжелых речевых нарушений, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Обучение грамоте детей 5-ти летнего возраста с ОНР III уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Недосформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе в помощь подключается зрение.

Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

Новизна программы.


В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.


II. Пояснительная записка.


Данная рабочая программа адресована детям 5-6 лет с общим недоразвитием речи 1-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа предназначена для обучения чтению детей. Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).

Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки звуков учителем – логопедом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные

от простых в произношении к сложным.


Цель программы:


Предотвратить появление нарушений при овладении процессами письма и чтения у детей.

Задачи:


  • Учить буквы.

  • Формировать буквенный гнозис.

  • Формировать навык слогослияния.

  • Обучать грамотному, осознанному чтению.

  • Формировать языковой анализ и синтез слов.

  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

  • Развивать психологические процессы.

  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

  • Автоматизация звуков.


Программа разработана с учетом основных принципов:

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

  4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

  5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

  6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)


Сроки реализации программы.


Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)

32 занятия для детей 5 – 6 лет с разным уровнем речевого развития.




Формы и режим занятий.


Проведение занятий планируется 1 раз в неделю фронтально,

продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.



Ожидаемые результаты.


По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык

осознанного грамотного чтения.








































III. Содержание программы


Организация процесса обучения


Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.


Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:


Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года - 32 занятия


20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),


Содержание занятий:

В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).



1.Звуки:

- понятие «звук»;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.


2.Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.


- знакомство с буквами А О У И ы Э М Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г Ш Л Ж Р.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.


- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

  • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

  • Обведение буквы по трафарету;

  • Обведение буквы по контуру;

  • Запись буквы в воздухе;

  • Выкладывание с помощью счетных палочек, фасоли, и т.д.

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;


3.Слоги:

- подбор слов на заданный слог;

- составление.

- чтение прямых и обратных слогов


4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

- чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.


5. Предложение.

-Составление предложений с заданным словом;
- Подсчет слов в предложении;

- Чтение простых предложений.



Мониторинг



Мониторинг проводится 2 раза в год.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг в начале года с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться в конце года.






По окончании обучения

Дети должны знать:

  • определения понятий: звук, буква, слово, предложение, текст;

  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;

  • графическое обозначение звуков и слов;

Дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;

  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение;

  • определять в словах место и последовательность звуков;

  • определять количество звуков в словах, слов в предложениях,;

  • выполнять звукобуквенный анализ слов;

  • Плавно читать целыми словами,

  • Читать короткие предложения типа У Тани кот.

  • Составлять из букв разрезной азбуки слова.

  • Проводить звуковой анализ слов типа мишка.


































IV. Литература и оборудование.



Список оборудования и материалов:


  • Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (1 часть);

  • Магнитная азбука;

  • Графические изображения букв;

  • Индивидуальные разрезные азбуки;

  • Карточки для индивидуального чтения;

  • Фланелеграф;

  • Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

  • Раскраска «Азбука» на каждого ребенка;


Список литературы:


  • Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

  • серия Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте.Часть I», г Киров

  • Георге Виреу «Веселая азбука»































Перспективный план занятий

занятия

Тема занятия, задачи


октябрь

1

Мониторинг

  • Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

2

Речевые и неречевые звуки

-знакомство детей со звуками речи.

- знакомство с понятиями гласный, согласный

3

Звук и буква. Алфавит

  • Дифференциация понятий звук и буква.

  • Знакомство с алфавитом.


ноябрь

1

Буква А

- Познакомить с гласной буквой Аа.

2

Буква О

- Познакомить с гласной буквой Оо

3

Буква У

- Познакомить с гласной буквой Уу




4

Буква И

- Познакомить с гласной буквой Ии

5

Повторение пройденных букв

-анализ сочетаний ау, ау


декабрь

1

Буква ы

- Познакомить с гласной буквой ы.

2

Буква Ээ

  • Познакомить с гласной буквой Ээ;

-учить детей словоизменению.

3

Буква Мм

  • Познакомить с согласной буквой Мм;

  • Анализ и чтение открытых слогов с буквой М.


4

Буква Нн

-Познакомить с согласной буквой Нн

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н


январь

1

Буква Хх

-Познакомить с согласной буквой Хх

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х


2

Повторение пройденных букв.

-Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х

-Чтение закрытых слогов с буквой М


3

Буква Кк

- Познакомить с согласной буквой Кк

- Анализ и чтение слогов и слова мак с буквой К








занятия

Тема занятия, задачи


февраль


ь

1

Буква Пп

Познакомить с согласной буквой Пп

- Анализ и чтение слогов с буквой П

2

Буква Сс

Познакомить с согласной буквой Сс

- Чтение и анализ слогов и слов сок, сом, нос, сын, суп



3

Буква Дд

-Познакомить с согласной буквой Дд

- Чтение и анализ слогов и слов дом, дым

4

Буква Тт

-Познакомить с согласной буквой Тт

- Чтение слогов и слов кот, туман. Анализ слова вата.



март

1

Буква Вв

-Познакомить с согласной буквой Вв

- Чтение слогов и слов вода, сова, совок, сумка. Анализ слова совы.




2

Буква Бб

-Познакомить с согласной буквой Бб

- Чтение слогов и слов типа собака. Анализ слова быки.


3

Буква Зз

-Познакомить с согласной буквой Зз

- Чтение слогов и слов типа замок. Анализ слова зима.





4

Буква Фф

-Познакомить с согласной буквой Фф

- Чтение слогов и слов типа кофта. Анализ слова фото.


5

Повторение пройденных букв.

-Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.



апрель

1

Буква Гг

-Познакомить с согласной буквой Гг

- Чтение слогов и слов типа погода; Гуси сыты. Анализ слова гуси.


2

Буква Шш

-Познакомить с согласной буквой Шш

- Чтение слогов и слов типа машина, кошка; У Маши мишка. Анализ слова мышка.


3

Буква Лл

-Познакомить с согласной буквой Лл

- Чтение слогов и слов типа лодка; Лида мыла окно. Анализ слова мышка.


4

Буква Жж

  • Познакомить с согласной буквой Жж;

- Чтение слогов и слов типа ложка; Даша ловит жука. Анализ слова пижама.



май

1

Буква Рр

-Познакомить с согласной буквой Рр

- Чтение слогов и слов типа горка, радуга; Рома варит суп. Анализ слова рыжик.


2

Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

3

Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

4

Мониторинг




Кружок по обучению грамоте "Веселая азбука"
  • Логопедия
Описание:

    Программа  кружка «Веселая азбука» адресована детям 5-6 лет с общим недоразвитием речи 1-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа  предназначена для обучения чтению детей.      Обучение грамоте детей 5-ти летнего возраста с ОНР III  уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Занятия были  разработаны  на основе авторской программы «Обучение грамоте» (авто­ры Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).  Цель программы кружка «Веселая азбука»:предотвратить  появление нарушений при овладении процессами письма и чтения   у детей с нарушениями речи.

Автор Краснолуцкая Людмила Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 4139
Номер материала 50307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы