Главная / Технология / Кружковая работа "Умелые ручки"

Кружковая работа "Умелые ручки"








Кружковая работа « Умелые ручки»


Руководитель Сухарева Римма Николаевна

Школа – гимназия

Буландынского района

г. Макинск




hello_html_756d95b7.jpg


Пояснительная записка. Кружковой работа «Умелые ручки»


    В концепции и программе воспитания детей и учащихся молодежи в Республике Казахстан ставится задача приобщения школьников к ценностям национальной культуры, формирования у них интереса к языку, истории и культуре Казахстана. При этом знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению выступают в качестве важного критерия сформированности эстетической культуры личности.
   В последнее время изготовление сувениров и игрушек своими руками стало очень популярным. Современный ребенок остро чувствует потребность создать свой особый мир, свою сказку собственными руками. Стремление к прекрасному свойственно каждому ребенку. Создавая какую-либо вещь, он пытается показать не только её практическую необходимость, но и эстетическую ценность. В этом и есть суть кружка. Очень важно воспитать в ребенке такие качества, как доброта, отзывчивость, наблюдательность. Формированию таких качеств способствует работа с природным материалом, занятия в кружке развивают в детях умение видеть необычное в привычных предметах, формируют навыки работы с различными материалами (бумага, сухие листья, цветы, соломка), развивают усидчивость, аккуратность. В связи с этим реализация воспитательного потенциала народного декоративно-прикладного искусства в работе педагога с учащимися приобретает особую актуальность.
   Программой кружковой работы предусмотрено создание изделий для украшения быта, интерьера, одежды. Это могут быть декоративное панно, картины, поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг.
   Прекрасные сувениры ребята могут создавать в технике ниточного дизайна. Достоинство ниточного дизайна в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. Освоив технику переплетения нитей на картоне, ребята могут переходить к созданию картин на досках с помощью ниток и гвоздей. Для изложения теоретических вопросов используются такие методы работы, как объяснение, беседы, сопровождающиеся демонстрацией схем и рисунков, сравнение и анализ конструктивных форм, просмотр и обсуждение готовых изделий. Значительная часть времени отводится на тренировочные упражнения и самостоятельное выполнение работ. Большое внимание на занятиях уделяется Цветоведению, т.к. цвет изделия является основным элементом зрительного восприятия. Поэтому кружковцам необходимо показать многообразие цветов, научить правильно их подбирать в зависимости от характера и предназначения изделия.
   Приобщение учащихся к рукодельным работам является значимой частицей трудового обучения и воспитания.
    Большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе с детьми, так как одни дети быстро и легко приобщаются к творчеству, а другие дольше остаются лишь исполнителями и начинают пробовать свои силы в творчестве, только накопив определенные навыки. Занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы. Важно всячески поощрять стремление детей внести в работу что-то свое, оригинальное, неповторимое. А задача руководителя - пробудить, развить и поддержать творческое начало у каждого ребенка.
   Широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, из шляпок желудей и других материалов. Работа с этими материалами вполне доступна учащимся. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчеств, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины - грибы, из листьев тополя - репку, а из зелени моркови - деревья.
   Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятие с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они ещё и потому, что сбор и заготовка растений происходит на воздухе.
   Итоги деятельности кружка подводятся на выставке, где представляются лучшие работы учащихся. Лучшие работы награждаются грамотами.

Цель работы кружка

  • эстетическое, творческое и трудовое воспитание школьников;

  • создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития и актуализации творческой одаренности личности, способный адаптироваться в современных социально-экономических условиях.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

    • выявление и развитие природных способностей кружковцев;

    • развитие творчества и индивидуальности;

    • воспитание высокого художественного и эстетического вкуса, образного и экономического мышления;

    • использование здоровье сберегающих технологий (физкультминутки, игры)

    • развитие мотивации личности к созданию и творчеству;

    • формирование интереса к профессиональному мастерству


























План кружковой работы «Умелые ручки»

34часа - 1 раз в неделю



п\п

Тема занятия

Колич. часов

1

Ковроделие


4

2

Казахская национальная одежда, сувениры


1

3

Изготовление орнамента


1

4

Картины из резаных ниток


2

5

Изготовление цветов из шерстяных ниток


2

6

Картины из кожи


3

7

Оригами


3

8

Бисероплетение


4

9

Лоскутное чудо


2

10

Работа с соломой


2

11

Вышивание крестиком


2

12

Вышивание гладью


1

13

Удивительное соленое тесто


2

14

Работа природным материалом


1

15

Работа с крашеными опилками


2

16

Картина из паралона


1

17

Картина из пуговиц


1







Список девочек


п\п

Ф. И.


1

Андреева Наталья


2

Бойко Татьяна


3

Еременко Татьяна


4

Каратаева Асель


5

Терещенко Ольга


6

Адентаева Асель


7

Маркасьян Анастасия


8

Белоусова Ангелина


9

Стихиляс Анастасия


10

Сабекова Батагоз








Ковроткачество


hello_html_26e9a2ee.jpghello_html_56cf775f.jpg


hello_html_4f82d676.jpghello_html_m57c2bf55.jpg



Традиционное ткачество Казахстана

Звонкий, красочный, жизнерадостный мир народного искусства, дышащий ароматом степи, открывает нам особенности материальной и духовной жизни казахского народа.

Жилище кочевника, юрта, словно маленький оазис, в котором пышно расцветают весенние краски степи. Под войлоком юрты, в медленном ритме плавно «перетекающего» узора, в приятных сочетаниях контрастных или приглушённых тонов, рождается удивительно цельная декоративная композиция, «мелодия» которой проста, широка и лирична, как народная казахская песня.

Внешние «стены» юрты - это чехол из войлока, перетянутый лентами - бау.

Внутренние «стены», пол юрты - это разнообразные ковры из войлока, ворсовые и безворсовые ковры, циновки из степного тростника - чия.

Переход от стен к куполу обозначен фризообразнорасположенной тканой лентой - баскуром. С купольного свода(шанрака) свешиваются тканые бау, нарядные жельбау с разноцветными гроздьями кистей. Даже детали каркаса крепятся арканами и цветными полосами. И всё это выполнено руками народных мастериц (шебер).

Глубоким уважением пользуются в народе лучшие ткачихи, воспроизводящие на ковре любой узор. Национальные традиции ковроткачества до сих пор хранят и продолжают народные мастерицы. Их изделия поражают нас тонким колористическим чутьём, свободной импровизацией традиционных орнаментальных мотивов.

Порой они не броски, но именно в этой неброскости есть своя внутренняя тонкость, большое благородство и сдержанная значительность. Разнообразие технических приёмов обусловило особую фактурность и живописность казахского народного ткачества; виды тканья, как и орнамент, характеризуют особенности ткачества, присущие различным районам Казахстана.

hello_html_454e01f6.png

hello_html_0.gifАлаша - безворсовый ковёр.

Особо ценятся в народе встречаемые на западе и юге Казахстана большие нарядные безворсовые ковры - араби килем, вытканные в технике «кежим теру» или «бухар теру». Основной композиционный приём, применяемый мастерицами на этих коврах, - чередование узорных и одноцветныхполос в различных сочетаниях. Широкие одноцветные полосы перемежаются с узкими орнаментированными, а широкие узорные - разделяются узкими одноцветными.Излюбленные орнаментальные мотивы, используемые мастерицами, это двусторонние завитки - кошкар муйиз, ромбы с отростками, ступенчатые ромбы, ромбовидные розетки, треугольники, прямоугольники с отростками, зигзаги.С большой фантазией комбинируют ткачихи элементы узора. Под их руками оживает неповторимая импровизированная композиция. Коричневый узор с дополнением нитей белого, жёлтого, зелёного цветов легко читается на ярко-красном, терракотовом или чёрном фоне. Масштабность араби килем, раппортная композиция, геометризированный орнамент придают ковру своеобразную строгость и монументальность.

hello_html_m106ebee4.png

Тукти клем - ворсовый ковёр.
Кзыл-Ординская область 

Удивительной изысканностью отличаются безворсовые ковры, вытканные в технике «бес кесте». По композиционному строю (большое центральное поле и бордюр) они похожи на ворсовые ковры. Орнамент мелкий, геометризированный: ломанные линии, треугольники, штрихообразные линии, ромбы с роговидными отростками. Мастерица ткёт ковёр с помощью отдельного цветного утка, поэтому онкажется произвольно вышитым на поле ковра. (Отсюда название этого ковра - пять вышивок). Интересно колористическое решение. Как правило, мастерица исполозует два близких по тону цвета для фона и орнамента. Орнамент дополняется третьим контрастным оттенком, придающим особую эффективность и изысканность декору.

Очень нарядны и декоративны тканые полосы - ак баскур, вытканные в смешанной технике ворсового и безворсового тканья. В совершенствевладели этой техникой мастерицы Кзыл-Ординской, Уральской, Актюбинской, Гурьевской и Мангышлакской областей. Они использовали традиционные геометрические орнаментальные мотивы ( тарак-гребень, онержиек - нагрудное украшение и т.д.), а также древовидный узор, имитирующий стебель с отходящимиот дерева жизни отростками в виде веточек. На гладком белом фоне ак баскура расцветает пышный , многокрасочный узор. Мотивы орнамента богато варьируются, не повторяются в непрерывном движении вдоль замкнутого фриза.Издавна славятся своими ворсовыми коврами ткачихи ЮжногоКазахстана.Под синим небом, среди гор с заснеженными вершинами,напоминающими белую юрту, ткала мастерица ковёр. Сначала тщательно отбиралашерсть: погрубее шла на основу, уток, а более мягкая на - ворс. Тут же на травеустраивался простой стан: его делают из двух укреплённых на колышках жердей,поставленных горизонтально на расстоянии друг от друга. Изготовление ковра указахов и поныне сопровождается соблюдением народных традиций. Широко применяется коллективная работа, называемая «килем асар».

В течение всего времени работы над ковром, ежедневно, с утра до вечера, хозяйке помогают несколько мастериц. Хозяйка готовит для них еду, приходящие на «килем асар» приносят с собой угощения. По окончании работы над ковром участвующие в его изготовлении обычно получают подарки. Старшая мастерица награждается наиболее щедро.Особую монументальность ворсовым коврам придают крупные ромбические узоры с ответвлениями, ритмично повторяющимися по центральной части ковра, выделенной яркими, красочными контурами бордюра. Бордюр декорируется мелкими орнаментами, чаще цепочкой ромбов, составленных из двух сцеплённых крючков. На центральном поле ковра мастерица разбивает крупный выразительный узор, скомпонованный из ступенчатых ромбов, восьмиугольников с ответвлениями, квадратов, цветкообразных разеток. Узор выделяется яркой линией, чётко выявляющей контуры орнамента на терракотовом или тёмно-вишнёвом фоне, поэтому ковёр получает своеобразное тёплое мерцание. hello_html_56ca2f73.pngЖастык - подушки 

В этой же технике ворсового тканья выполнены мелкие тканые изделия: перемётные сумы - коржын, чехлы для каркаса юрты - кереге кап. Излюбленный узор, часто используемый мастерицами в декоре перемётных сумм, ромб с роговидными отростками «кырык муйиз» - сорок рогов.Своеобразным видом ткачества является плетение узорных циновок - шим ши, служащих для обтяжки стен юрты. Циновки изготовляются изстепного тростника - чия: каждый стебель обматывается нитями из цветной шерсти,а затем тростинки горизонтально скрепляются швами. Шим ши декорируются крупным геометризированным узором из ступенчатых ромбов, ромбовидных розеток, ромбов сотростками. Узорная циновка, лёгкая, фактурная и живописная, придавала особую декоративность жилищу кочевника, великолепно сочеталась с изделиями из войлока, дерева, кожи.

hello_html_0.gifhello_html_m75532abf.png

Шимши - циновка.  

Чувство меры, равновесие фона и орнамента, колористическое чутьё, цельность и завершённость композиции в основном определяет художественный стиль казахского прикладного искусства. Свидетельство этому - живописный цветущий мир народного ткачества, где за каждым ковром чувствуется мироощущение человека, находящегося в гармонии с природой, с миром,с самим собой.



Ручное ковроделие
Учебно-методическое пособие по технологии
Автор: Луговая Н.С.учитель технологии СШ№1 г.Костаная

Развитие ручного ковроделия

Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. К самым ранним указаниям на производство ковровых изделий относятся изображения вертикального и горизонтального ткацких станков в древнем Египте на памятниках, относящихся к IV в. до н.э. Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, персов, скифов и других народов ещё в 1 тысячелетии до н.э. О высокой степени развития коврового искусства две с половиной тысячи лет назад свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до наших дней в слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая тканые и войлочные ковры и ковровые изделия скифского периода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность.
Ученые, изучая историю славянских народов до XII-XIII вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве, использовании их при различных обрядовых церемониях.
В России коврами завешивали стены для утепления жилища, ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах устилали пол, в бедных домах на пол клали более дешевые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней.
У восточных народов ковры различных типов (азербайджанские, дагестанские, туркменские) имели в быту еще более широкое распространение. Кроме настенных и напольных ковров выделывались мешки–хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных. Ковры–футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки. Коврами украшали мечети, медресе, заезжие дома.
У многих народов мира ковры составляли приданное невесты, служили в качестве посольских даров и как приношения святилищам.
Особо нужно сказать о роли ковров в жизни казахов. Ведение кочевого хозяйства – основы материального производства, дававшего людям пищу, сырьё для изготовления одежды и различных предметов быта – явились причиной широкого распространения юрты в далекие времена. Юрта представляет собой деревянный каркас и войлочное покрытие.
Легкая при сборке и разборке, она удобно перевозится, непромокаема в потоках ливневых дождей, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных осенних ветров и все это благодаря уникальным свойствам ковра–войлока, изготовленного из шерсти овец.
Внутренне убранство жилища казахов содержит большое количество ковровых изделий: ковры на полу и стенах, ковровые покрывало и подушки, сумки и чехлы различного назначения, курпешки и мебель.
Ковры удобны в быту – они утепляют пол и стены, скрадывают шум, долго не изнашиваются. Шерстяные ковры ручной работы почти не реагируют на воздействие сырости и сухого воздуха. Эти полезные свойства ковров и их декоративные качества сделали их необходимыми предметами быта многих народов.
И в ниши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений. А коврики, сделанные своими руками украсят наш дом, наполняют его уютом и теплотой, сделают неповторимым.
Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали её, пряли, красили, ткали ковры.
С детских лет постигали традиционное мастерство женщины, от ковра к ковру совершенствовали своё искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них своё понимание красоты.
По мастерству, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты. В настоящее время ручное рукоделие, как и в далеком прошлом широко распространено у дагестанцев, чеченцев, балкарцев, казахов, башкир. Давние традиции ручного ковроделия и у русских в Курской, Тюменской, Курганской и других областях.
В процессе многовекового совершенствования ручного рукоделия были выработаны многочисленные типы ковров, художественное решение которых тесно связано с техникой их изготовления.
Ковры ручной работы разделяют на два основных вида: войлочные и тканые. Войлочные ковры изготовляются из не пряденой шерсти, тканные - из пряденой шерсти, хлопка, льна.
Войлочные ковры бывают двух видов – с вваленным и мозаичным узором. Изготовление узорных войлочных изделий не требовало сложных приспособлений и инструментов для выделки. Многие исследователи культуры быта и искусства разных народов предполагают, что изготовление войлоков с вваленным узором предшествовало выделке как мозаичных, так и тканых ковров.
Для изготовления ковра с вваленным узором используется предварительно покрашенная и расчесанная не пряденая шерсть. Рисунок выкладывается цветной шерстью, а в процессе валки ковра группы разноцветных шерстинок сцепляются друг с другом, благодаря чему обеспечивается и прочность ковра, и мягкость соединения узора с фоном. Эта техника изготовления ковра и мягкость дает возможность получать удивительной красоты узоры, напоминающие акварельные переливы.
Мозаичные войлочные ковры выполняются из вырезанных цветных форм, сшитых в соответствии с задуманной композицией ковра. Места стыков зашиваются однотонной или разноцветной тесьмой. Поскольку узор вырезается из готового плотного войлока и после этого сшивается, рисунок ковра не подвержен тем
изменениям, которые может претерпеть ковер из мягких волокон шерсти в процессе валки и использовании его в быту. Пришиваемая по стыкам швам тесьма не только способствует удлинению срока, службы изделия, но и используется для усиления декоративных качеств ковра, для подчеркивания художественной выразительности сложных узоров, чего невозможно достичь в коврах с вваленным рисунком.
Текемет – войлочный ковер с вваленным рисунком.
Сырмак – войлочный ковер с мозаичным рисунком из цветного войлока или аппликация из однотонной материи по белому войлоку, а так же шнуровая связь по однотонному войлоку.
Тканые ковры более разнообразны по техническим приемам изготовления и подразделяются на ворсовые, махровые и безворсовые гладкие ковры.
Ковровая ткань безворсовых ковров состоит из переплетающихся нитей, расположенных перпендикулярно друг другу. При ткачестве таких ковров нити основы закрываются утком, окрашенным в различные цвета. Цветная нить утка, переплетаясь с нитями основы в определенных рисунком местах, участвует в создании узора. Поверхность таких ковров гладкая, рисунок с лицевой стороны идентичен изнаночной. Эти ковры называются двухсторонними, безворсовыми.
Есть другой вид безворсового ковра – сумак, распространенный на Кавказе, Дагестане, Азербайджане. Сумак отличается от обычного гладкого ковра тем, что в образовании ткани ковра участвуют два утка. Первый служит для создания каркаса ковровой ткани и переплетается с нитями основы. Он скрепляет переплетение с основой второго узорообразующего утка. Каркасный уток окрашивается в один цвет, нити узорообразующего утка – в различные цвета.
Ворсовые ковры отличаются тем, что их лицевая сторона состоит из мелких узелков шерстяной пряжи, завязываемых между каркасными нитями утка на каждых двух нитях основы. Разноцветные узлы завязываются горизонтальными рядами по всей ширине ковра, ровно подстригаются, за счет чего на лицевой
стороне ковра образуются сплошная бархатистая поверхность, скрывающая нити основы и утка. Поскольку узлы завязываются на каждых двух нитях основы, то и по вертикали узлы расположены рядами.
Плотность ворсовой ткани определяется количеством узлов на квадратную единицу изделия. Обычно число узлов высчитывается на одном квадратном дециметре ковра. Чем больше эта цифра, тем больше плотность изделия. Чем выше плотность ковра, тем больше возможности выполнить сложный узор. Плотность ковра зависит от толщины нити - чем тоньше нити – тем выше плотность ковра, гуще заполнение её лицевой поверхности пушистыми ворсинками.
Махровые ковры вырабатываются аналогично ворсовым с той лишь разницей, что узлы располагаются более редкими рядами, а длина ворса достигает 15-45 мм, в результате чего ковер приобретает мягкую пушистую поверхность.

Ковровая композиция

На протяжении многовекового искусства ковроделия вырабатывались характерные для различных видов ковров композиционные приемы и орнаментальные решения, тесно связанные с техникой изготовления, применяемыми материалами, назначением.
Ковровая композиция строится на соблюдении ряда принципов построения узора: симметричном, раппортном или свободном расположении орнаментальных форм на плоскости ковра. Каким бы ни был принцип построения узора в ковровой композиции, все элементы декора строго уравновешены в масштабных соотношениях и объединены колористическим решением узорной плоскости. Ритмический строй орнамента тесно связан с характером стилевой трактовки декоративных форм.
Орнамент делится на несколько основных групп: геометрический, фитоморфный (растительный), зооморфный (животный), космогонический, человекообразный, шрифтовой.
Геометрический орнамент состоит из прямоугольников, треугольников, ромбов, квадратов, кругов, крючкообразных, зигзагообразных и других форм. В узорах ковров эти формы сочетаются в различных комбинациях и пропорциональных соотношениях, чем и достигается орнаментальное богатство этого искусства. Примечательно, что каждая форма геометрического узора, как правило, имеет свой цвет, отделяемый от цвета другого узора одним или несколькими контурами.
Что касается растительного орнамента, одним из распространенных приемов его изображения является светотеневая (условно объемная) проработка рисунка, позволяющая без труда узнать растение.
Второй прием использования в рисунке ковра растительных форм заключается в плоскостном изображении мотивов. Такое изображение позволяет выявить структурную красоту силуэта каждой отдельной детали, предельно обобщить форму растения и отразить самые характерные его признаки. Плоскостному решению соответствует и распределение цвета в мотиве. Каждое плоскостное решение детали орнамента имеет локальный цвет.
Орнаментальное искусство занимает особое место в духовной жизни казахского народа. Текеметы, сырмаки и другие предметы быта украшались орнаментами различных видов и геометрическим, и растительным, и зооморфным, и космогоническим.
В классических композициях ковров центральное поле заполнялось медальонами, розетками, расположенными симметрично, остальное пространство заполнялось более мелкими орнаментальными формами.
Бордюр ковров состоит из главной каймы и нескольких подкаемков, украшенных орнаментом. Характер узора каймы, его ритмическое построение часто отвечает основному композиционно-орнаментальному построению всего ковра.
У каждого народа свои традиции в композиционном решении ковровых изделий. Так, дагестанские ковры пронизаны любовью к растительному орнаменту.
Расцветки дагестанских ковров яркие, жизнерадостные, основные цвета – красные, голубые, синие, оранжевые. Башкирские ковры включают сочетание гладких и ворсовых полос. Композиционное построение представлено узорными полосами. Немалый интерес представляют башкирские ковры, сплошь затканные узорами. Кайма в таких коврах, как правило, бывает гладкой. Весь рисунок ковра состоит из звездчатых узоров, плотно примыкающих друг к другу. Расцветки таких рисунков чистые и очень яркие – малиновые, зеленые, голубые, красные.
Русские ковры так же имеют свои традиции в создании ковровой композиции. Наиболее интересны по декоративному решению русские народные ковры с геометрическим орнаментом, сплошь закрывающим плоскость ковра с четко выделенной серединой и широкой каймой с подкаемками. Узор центра ковра строится на раппортной композиции из уступчатых ромбов по черному фону. Узор каймы так же состоит из множества уступчатых разноцветных ромбов, вписанных один в другой. Подкаемки украшены мелкими разноцветными ромбиками, как бы нанизанным на одну нить как бусы.
Композиции русских ковров самые разнообразные, это ковры «в розу», санные ковры с трех частным делением (для пола, для сидения и часть ковра, которая свешивается за спинку саней).
Для казахских ковров из войлока чаще всего применяются три основных категории: розетки, орнаментированные ленты и сетчатое построение композиции ковров. Центральное поле текемета может быть заполнено ромбическими однорядно расположенным симметричным узорным комплексом. Более сложное построение сетчатого орнамента, где орнамент построен по ромбической системе узлов в три горизонтальных ряда. В таких текеметах бордюры, как правило, украшены зооморфным рисунком. Сырмак зачастую выполняется двухцветным, в виде клеток с растительным или зооморфным рисунком или сочетанием того и другого. Как правило, основное поле обрамляется бордюром с рисунком или однотонным, который представляет собой замкнутую вокруг центрального поля рамку. В ромбические фигуры основного поля могут быть вписаны традиционные узоры – крестовины. Медальоны основного поля могут быть выполнены как трилистники, рога или другие характерные для казахского народа орнаменты. Особое композиционное построение у прикроватных ковров. Наиболее нарядна в таких коврах кайма, а центральное поле заполняется более скромно или же выполняется без всякого рисунка.

Колористическое решение

Основой художественного оформления ковра как предмета декоративно-прикладного искусства является единство орнаментального, композиционного и колористического решения. Преобладание в рисунке ковра одного или двух основных цветов и определяет общий колорит, который обычно описывают однозначно или двузначно, например, красный, синий, красно-зеленый, золотисто-белый и т.п.
В коврах ручной работы может участвовать до 30 оттенков. Их количество зависит от сложности орнамента и композиции.
Для того, что бы ориентироваться в цвете, грамотно подобрать цветовую гамму для определенного узора ковра не лишним будет напомнить теорию гармоничных сочетаний цветов.
В начале IVIII века английским врачом и естествоиспытателем Юнгом была высказана гипотеза в дальнейшем развитая известным физиологом Гельмгольцем. Согласно этой теории, число различных элементов глаза человека, воспринимающих цвет равно трем, причем одни реагируют только на красный цвет, другие на зеленый, а третьи на сине-фиолетовый цвет. При равном раздражении всех элементов мы получаем и воспринимаем белый цвет, при неравном их раздражении – разные хроматические цвета и их оттенки. Следовательно, в соответствии с трех цветной теорией зрения мы воспринимаем все многообразие цветовых тонов в результате различного комбинированного раздражения трех цветоощущающих элементов.
Трехцветная теория зрения Юнга-Гельмгольца в настоящее время получила наибольшее признание.
Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного цвета. В нем цвета расположены в такой последовательности: красный, оранжевый, оранжевато-желтый, желтый, зеленовато-желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Помимо спектральных цветов в природе существуют пурпурные цвета, которых в спектре нет. Эти цвета мы воспринимаем как результат смешивания красного и фиолетового спектральных цветов.
Человек легко различает не только цвета, но и их оттенки, отличные один от другого по светлоте и насыщенности.
Применительно к хроматическим цветам под светлотой понимается наличие в цвете того или иного количества черного или белого пигмента.
У одних цветов, например спектральных, цветовой тон выражен очень резко, у других - едва заметно. Здесь мы имеем дело с такой качественной характеристикой цвета, как насыщенность.
Насыщенностью называется степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического цвета. Следовательно, основными свойствами цвета являются цветовой тон, светлота и насыщенность.
Вопрос эмоционального воздействия цвета на человека достаточно сложен. В течение тысячелетий в психике и сознании человека закреплялись определенные сложно опосредованные ассоциации связи различных цветов с реальными явлениями и процессами.
Не случайно вопросами психологии цвета занимались такие видные теоретики искусства и художники, как Гете, Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинский, Алпатов и др.
Разные цвета являлись и являются символами жизни и смерти, или выражают радость и горе. Следует, однако, отменить, что у разных народов один и тот же цвет нес неодинаковую эмоциональную нагрузку.
Мы знаем, что многие цвета человек воспринимает по разному. Холодные и теплые; активные: оранжевый, красный; пассивные: синий, сине-зеленый. В значительной степени восприятие цвета зависит от того к какому объекту цвет относится, что изображает, в каком окружении находится. И, тем не менее, одни

цвета можно все же смело характеризовать как легкие, а другие как тяжелые. К первым, более прозрачным, воздушным обычно относят светлые, менее фактурные, холодные, напоминающие цвет неба, дали воздушного пространства. Ко вторым следует отнести цвета темные, мало насыщенные, с активной фактурой, плотные - коричневые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета, как бы напоминают цвет земли.
Любопытно еще одно обстоятельство: понятие теплоты цвета относительно. Так, красный цвет по отношению к оранжевому выглядит холодным, но воспринимается теплым по отношению к синему.
Следует отметить и то обстоятельство, что противопоставление теплых и холодных цветов является основой взаимодействия цветов в искусстве вообще и в ковровом орнаментальном искусстве в частности. Даже легкое контрастирование цветов в указанном плане поднимает и активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.
Гармония цветов с давних лет интересовала художников и многих ученых.
Для того чтобы лучше разобраться в гармонии цветов нужно обратиться к цветовому кругу.
В основу построения круга положены 4 цвета – желтый, синий, красный и зеленый. Все они являются нейтральными, поскольку каждый из них не содержит в себе примесей других главных цветов.
На концах двух взаимно перпендикулярных диаметров располагаются пары главных цветов, они являются контрастными и дополнительными. Между ними – промежуточные цвета.
Переходя к гармоничным сочетаниям цветов, назовем 4 группы:
1. Однотоновые сочетания цветов или гармония теневых цветов. Общий цветовой тон придает однотоновым сочетаниям спокойный, уравновешенный характер (теневой ряд).
2. Гармония родственных цветов. К родственным цветам в цветовом круге относятся все промежуточные цвета, включая один из главных цветов, их образующих. Главные цвета, находящиеся рядом, не являются родственными. В цветовом круге имеются 4 группы родственных цветов: желто–красные, желто-зеленные, сине–красные и сине–зеленые. Родственные цвета расположены в одной четверти круга.
3. Гармония родственно–контрастных цветов. В системе цветовых кругов родственно–контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто–зеленые и желто–красные цвета и холодные сине–зеленые и сине–красные цвета. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, лежащих на концах вертикальных и горизонтальных хорд.
4. Гармония сочетания контрастных и дополнительных цветов. Эти цвета лежат в цветовом круге на концах диаметров, они обладают наиболее полярными

свойствами, их гармоничные сочетания характеризуется наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью. К этим двум цветам третий может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.
Полезно напомнить, что при гармонии цветов, особенно контрастных, можно добавлять ахроматический цвет.
Третьим цветом в любом случае сочетания можно добавить один из основных цветов, содержащийся в данных цветах.
Желаю успеха в работе!

Источник: http://Муканов М.С. Казахская юрта Алма-Ата 1981,Барадулин В.Г. Основы художественного ремесла Москва 1978,Козлов В.Н. Основы х











Итого

70

12

58

УРОК№1

Тема урока История возникновения ковровой вышивки .Организация рабочего места , инструменты и приспособления , материалы. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Выполнение элементов проекта.

Цель урока:

  • Дать краткие сведения о истории возникновения ковровой вышивки

  • Познакомить с инструментами, приспособлениями, материалами необходимыми при выполнении ковровой вышивки

  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами

  • Воспитывать эстетический вкус

  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности

  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ ковровой вышивки,

  • эскизы,

  • рисунки вышивки,

  • ткань основы,

  • пряжа,

  • рама,

  • специальные иглы,

  • ножницы

Ход урока:

  1. Организационная часть.

  2. Изложение нового материала

  3. Выполнение элементов проекта

  4. Задание на дом

План изложения нового материала:

1. История возникновения ковровой вышивки

История ковроткачества тянется издалека. Самая древняя находка – изделия из ткани , меха, войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V- III веках до нашей эры.. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились , а не рассыпались в прах , когда археологи доставали их из знаменитых Пазырских курганов . Шерстяные ковры с изображением черепах, рыб, водорослей были обнаружены и в других местах , например близ Урги в монгольских степях.

Если в Европе ковер использовали для украшения и утепления жилища, то на Востоке к нему всегда было особое отношение. Это и само жилище ( натянутые на каркас ковры) и его обстановка ( ложе и сиденья) . Особенно ценные ковры всегда выкладывали перед почетными гостями. Их дарили на свадьбы. Ими пользовались как на похоронах , так и празднуя рождение ребенка.

Ковры бывают ворсовые, безворсовые. На их выделку идет шерстяная , шелковая , льняная, хлопковая пряжа, золотые или серебряные нити.

Шерсть используют, прежде всего, для коврового ворса. Лишь древние кочевничьи ковры делались полностью из одной шерсти.

Шерсть вырабатывалась из козьего , верблюжьего или овечьего волоса. ЕЕ качество зависит от многих причин:

  • от местности , в которой выросли животные

  • с какого места у животного сострижена шерсть

  • от выделки

Оказывается, ковры , как и бриллианты, могут быть настоящими и поддельными. У народов Востока существовал старинный способ определения ценности ковра. Его расстилали на земле и проводили по нему коня. ( По приданию , породистый скакун сам никогда не наступит на драгоценный ковер.) Если от подковы ворс подгибался и долго был заметен след , такое изделие не делало чести ремесленникам- ковроделам. Поскольку настоящий , качественный ковер способен выдержать самое сильное давление . Его эластичный ворс должен после этого испытания быстро выпрямиться.

2. Организация рабочего места, инструменты и приспособления, материалы

Инструменты: ножницы, распарыватель, специальные иглы для ковровой вышивки (изготавливаем сами: из полых спиц, игл для системы)

hello_html_m71eaa383.jpg

Рисунок 1

Ткань для основы: синтетическая подходят любые ткани с полотняным переплетением, например: Бортовка; Лен; Мешковина.

hello_html_m202e1c8.jpg

Рисунок 2

 hello_html_m42fd7299.jpg

Рисунок 3

Пряжа шерстяная или синтетическая ( возможно распускать трикотажные вещи, отслужившие свой срок).

hello_html_mf28f1a6.jpg

Рисунок 4

Пяльцы или рамка для закрепления ткани основы

hello_html_373c88d9.jpg

Рисунок 5

  • Леска или проволока ( для вдевания нитки в иголку);

  • Рисунок;

  • Фломастер или копировальная бумага ( для перевода рисунка на ткань основы)

  • Клей ПВА ( для обработки изнаночной стороны вышивки)

3. Подготовка к вышиванию

  • Выбрать рисунок

  • Подобрать ткань

  • Перевести рисунок на ткань основы

  • Закрепить ткань на рамку

  • Подобрать нитки для вышивки

  • Подобрать иголку по толщине нити и ножницы

  • Вздеть нитку в иголку

4. Перевод рисунка на ткань

Способы перевода рисунка на ткань основы: на просвет; с помощью копировальной бумаги Приложение 1( презентация слайд 10)

5. Закрепление основы с рисунком на раме (презентация слайд 11)

6. Выполнение элементов проекта: обоснование проблемы, кфз, анализ, мозговой штурм( первоначальные идеи), анализ первоначальных идей.

Задание на дом:

Выполнить эскиз выбранного изделия, перевести рисунок на основу, закрепить основу на рамке, принести нитки для выполнения работы.

УРОК№2

Тема урока Основные приемы ковровой вышивки. Выполнение образцов петельных стежков.

Цель урока:

  • Закрепить знания по истории ковроделия

  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами

  • Научить готовить инструмент к работе.

  • Научить подбирать пряжу в цветовом сочетании

  • Научить выполнять вышивку по контуру рисунка

  • Воспитывать эстетический вкус

  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности

  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ ковровой вышивки,

  • эскизы,

  • рисунки вышивки,

  • ткань основы,

  • пряжа,

  • рама,

  • специальные иглы,

  • ножницы

Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Проверка и оценка домашней работы

  3. Повторение изученного материала

  4. Изложение нового материала

  5. Закрепление изученного материала

  6. Практическая работа

  7. Анализ и оценка урока

  8. 9 Задание на дом

Вопросы повторения

  1. Когда, где возникло ковроделие?

  2. Как в старину проверяли качество ковра?

  3. Что такое композиция, ритм?

  4. Способы перевода рисунка на ткань?

  5. Правила ТБ при работе с ножницами . иглой ,

План изложения нового материала:

1. Устройство иглы для ковровой вышивки

Игла состоит из: острия, колбы, ручки

.hello_html_28836bf2.png

Рисунок 6

2. Подготовка иглы к работе ррасположение нити в игле





hello_html_m36fda4d6.jpg

Рисунок 7

  1. Основные приемы ковровой вышивки

hello_html_m8530ab0.jpg

Рисунок 8

Задание на дом :

Выполнить вышивку контура рисунка.

УРОК №3 №4

Тема урока Выполнение петельных стежков. Изготовление изделия по выбору.

Цель урока:

  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами

  • Закрепить знания по подготовке инструментов к работе

  • Закрепить знания по выполнению ковровой вышивки

  • Научить выполнять вышивку по заполнению рисунка

  • Воспитывать эстетический вкус

  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности

  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ,

  • эскизы,

  • ткань основы,

  • пряжа,

  • рамка,

  • специальные иглы,

  • ножницы

Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Проверка и оценка домашней работы

  3. Повторение изученного материала

  4. Изложение нового материала

  5. Выполнение элементов проекта

  6. Закрепление изученного материала

  7. Практическая работа

  8. Анализ и оценка урока

  9. Задание на дом

Вопросы повторения

  1. Правила ТБ при работе с ножницами , иглой .

  2. Основные приемы ковровой вышивки .

  3. Правила работы с инструментами

План изложения нового материала:

1. Способы заполнения элементов рисунка сплошной вышивкой Приложение 6 (презентация слайд 18,19)

Задание на дом :

Выполнить вышивку рисунка и фона изделия

УРОК №5

Тема урока Обработка готового изделия.

Цель урока:

  • Познакомить с технологией обработки изнаночной стороны вышивки

  • Познакомить со способами обработки края готового изделия

  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами

  • Воспитывать эстетический вкус

  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности

  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ,

  • изделие,

  • пряжа,

  • иглы,

  • ножницы,

  • клей ПВА,

  • кисточка.

Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Проверка и оценка домашней работы

  3. Повторение изученного материала

  4. Изложение нового материала

  5. Выполнение элементов проекта

  6. Закрепление изученного материала

  7. Практическая работа

  8. Анализ и оценка урока

  9. Задание на дом

Вопросы повторения

1 Правила ТБ при работе с ножницами . иглой

План изложения нового материала

1 Технология обработки изнаночной стороны вышивки (презентация слайд 20)

2 Способы обработки края готового изделия петельным швом (презентация слайд 21)

3 Вырезание готового изделия с ткани основы по контуру петельного шва (презентация слайд 22)

Задание на дом :

Выполнить обработку изнаночной стороны. Закончить изделие. Оформить проект. Подготовиться к защите проекта.

УРОК №6.

Тема урока : Защита творческого проекта. Подведение итогов.

Цель урока:

  • Проконтролировать качество выполнения творческих проектов и практических работ учащихся

  • Закрепить и оценить умение анализировать свои работы и работы одноклассниц

  • Воспитывать эстетический вкус

  • Совершенствовать эстетические взгляды

  • Развивать творческие способности личности

  • Развитие речи, памяти, умения анализировать и оценивать работы одноклассниц.

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока: наглядные пособия - образны работ ковровой вышивки

Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Демонстрация готовых изделий. Защита проектов   (презентация слайд 23)

  3. Анализ и оценка урока

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бешенков А.К, Бычков А.В.: Методика обучения технологии.- М.: Дрофа, 2003.

  2. Еременко Т.И.: Иголка - волшебница. - М. . Просвещение , 1998,

  3. Калинич М., Савиных В.: Рукоделие для детей. - Минск: Пламя, 2000.

  4. МарченкоА.В., Сосова И.А.: Сборник нормативно- методических материалов по технологии. - М,: Вентана- Граф, 2002.

  5. Пономарев Е., Пономарева Т.: Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. М.: ACT, 2000.

  6. Сконцова М.: Технология. Обслуживающий труд. - Ростов -на-Дону:Феникс, 2001.

  7. Шпикалова Т.Я. :Бабушкины уроки. Народное искусство русского Севера. -М. : Владос,2001.





Инструменты и приспособления для вышивки.

hello_html_bb18b4a.jpg

Иглы

Иглы для вышивания можно условно разделить на две группы: с острым кончиком и тупым. При вышивании по плотным тканям, к примеру, гладью, используются острые иголки. Тупые иглы используются в вышивке крестом, да и в счетных видах вышивок вообще. Ткань для такого вышивания имеет специальную разреженную структуру, поэтому незаточенный кончик свободно проходит в отверстия основы, не расщепляя ее нити. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вдеть несколько ниток мулине. Иглы различаются по размерам, в зависимости от номера канвы берут и соответствующий номер иголки.

Обычно рукодельницы, занимающиеся вышиванием крестом, используют следующую таблицу соответствия толщины иглы канве:


Канва

Номер иглы

Aida8

20 или 22

Aida11

22 или 24

Aida14

22/24/26

Aida18

24 или 26

Aida20

24 или 26

Hardanger22

28


Кроме обычных, существует также особый тип вышивальных игл – двусторонние иглы. Это длинные иглы (обычно 5,5 см) с ушком посередине. Такие иглы подходят для тех, кто вышивает на станке, т.е. вторая рука при вышивке остается свободной. Одну руку при этом держат с изнаночной стороны работы, а вторую с внешней стороны, это значительно ускоряет работу, а рука вышивальщицы не так устает, как при работе с обычной иглой.


hello_html_m32b764b.jpg

Ножницы
Ножницы можно взять любые, но для распускания неправильно вышитых крестиков, лучше брать ножницы с острыми концами, т.к. ими легче подцеплять нитки. Маленькие ножницы "цапельки" очень удобны при подрезании торчащих хвостиков мулине.

hello_html_2067b22c.jpg


Маркеры
Во время вышивки пригодится и маркер. Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. Смываемым маркером размечают канву на клетки, чтобы удобнее было сопоставлять вышивку схеме. Такие маркеры подразделяются на маркеры для темной и светлой канвы, и имеют разную толщину грифеля, оставляющие более тонкие или более широкие линии разметки. Следы от маркера для светлой канвы следует смывать только холодной водой, т.к. при воздействии любого источника тепла следы могут остаться навсегда. Следы от маркера для темной канвы можно, наоборот, смывать теплой водой или обрабатывать горячим утюгом.


hello_html_19544889.jpg

hello_html_254e6b26.jpg

Органайзеры для игл и мулине
Для хранения мулине во время вышивания и для того, чтобы держать все необходимые цвета наготове, используют органайзеры. Нитки при этом вынимают из упаковки и каждую вставляют в иголку, затем иголку с ниткой вставляют в специальное отверстие в органайзере и подписывают номер мулине. Существуют также пластиковые и картонные органайзеры с отверстиями, к которым нитки привязываются, т.е. в иголку их заправлять не надо.


hello_html_mb2a9dd.jpg

Магнитные и увеличивающие доски
Для того, чтобы не запоминать то место на схеме, которое в данный момент вышивается, существуют магнитные доски. Схема кладется на магнитную доску, а сверху крепятся рейки, которые ставят на фрагмент схемы. Увеличивающие доски работают по такому же принципу, только с той разницей, что в середину такой доски встроена лупа, которая увеличивает значки на схеме.


hello_html_m46800c07.jpg

hello_html_1d7e8fa8.jpg

 

Лупы и лампы
Для хорошего освещения рабочего места вышивальщицы можно приобрести напольную или настольную лампу. Очень популярны лампы- подсветки на прищепке, с одним или двумя светодиодами, работающие от маленьких батареек. Существуют лампы, совмещенные с лупой. Лупы продаются также отдельно от лампы и могут крепиться зажимом на пяльцы, ставиться н


Инструменты и приспособления дя вышывки


№ п/п

Инструменты и преспосабления

Для чего они нужны

1

Иглы


hello_html_484f47ad.jpg



Для вышивки продергиванием используют специальную иглу для продергивания. Кончик такой иглы срезан под углом. Сторона, где находится срез – это перед иглы (front). Задняя сторона (back) – прямая с ушком для нити. Внутри иглы и ручки располагается отверстие для продевания нити.




2

Ножницы
hello_html_m32b764b.jpg

Ножницы можно взять любые, но для распускания неправильно вышитых крестиков, лучше брать ножницы с острыми концами, т.к. ими легче подцеплять нитки. Маленькие ножницы "цапельки" очень удобны при подрезании торчащих хвостиков мулине.


3

Маркеры


hello_html_2067b22c.jpg

Во время вышивки пригодится и маркер. Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. Смываемым маркером размечают канву на клетки, чтобы удобнее было сопоставлять вышивку схеме. Такие маркеры подразделяются на маркеры для темной и светлой канвы, и имеют разную толщину грифеля, оставляющие более тонкие или более широкие линии разметки. Следы от маркера для светлой канвы следует



4

Лупы и лампы


hello_html_m46800c07.jpg




Лупы и лампы
Для хорошего освещения рабочего места вышивальщицы можно приобрести напольную или настольную лампу. Очень популярны лампы- подсветки на прищепке, с одним или двумя светодиодами, работающие от маленьких батареек. Существуют лампы, совмещенные с лупой. Лупы продаются также отдельно от лампы и могут крепиться зажимом на пяльцы, ставиться н





hello_html_591ec8aa.png



hello_html_36e00ed.png






hello_html_m1abd8229.png


hello_html_6789b0c0.png

hello_html_4992b27.png


hello_html_m398576fa.png


hello_html_m464f9e35.png


hello_html_114fc49c.png


hello_html_m1492105e.png


hello_html_ddfc866.png


hello_html_66bbd98c.png


hello_html_m34332882.png

hello_html_480670bb.png




hello_html_mdaeb579.png


hello_html_3c55d035.png

hello_html_2786bba3.png







hello_html_5369aa0b.png




hello_html_m14767aef.png


hello_html_641f9d5b.png

hello_html_41050bc3.png




hello_html_m56d81582.png















Кружковая работа "Умелые ручки"
  • Технология
Описание:

 Программой кружковой работы предусмотренно создание изделий для украшения быта, изделия, одежды. Это могут быть декоративное панно,катрины,сувениры. Занятия в кружке открывают большие возможности для развития детской инициативы.Важно всячески поощрять стремление детей внести в работу что-то свое,оригинальное ,неповторимое.А задача руководителя - пробудить , развить и поддержать творческое начало у каждого ребенка.

Цель работы кружка.

1. Эстетическое,творческое и трудовое воспитание школьников.

2.Создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития и актуализации творческой одарености личности,способнный одаптироваться в современных социально-экономических условиях.

Автор Сухарева Римма Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1671
Номер материала 44193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓