Главная / Директору-завучу / круглый стол "Способный ребенок. Кто он?"

круглый стол "Способный ребенок. Кто он?"


Цели и задачи:

  • изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми;

  • создание пространства для творческого самовыражения;

  • развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: презентация, видео.

Мозг, хорошо устроенный, стоит

дороже, чем мозг хорошо наполненный.

М.Монтель

Любому человечеству нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, довольно не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Вашему вниманию представляется видео. Ваша задача по этому видео определить, кого из этих детей можно назвать пусть не одаренным, но способным ребенком.

Способностей от природы нет и не может быть — в этом соглашаются практически все ученые. От природы существуют только задатки, то есть анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Это и определенная скорость психических процессов, и определенные особенности развития отдельных мозговых зон, и так далее. Какие бы ни были от природы задатки, но, если их не развивать, никаких способностей не будет. Если бы великого Леонардо да Винчи воспитывали в джунглях, он бы, наверное, стал великим стрелком или замечательным охотником, но уж, конечно, не смог бы стать автором «Джоконды».

Довольно часто одаренность увидеть просто, так как она проявляется в особой склонности ребенка заниматься той или иной деятельностью. Если ребенок в течение длительного времени с явным удовольствием занимается той или иной деятельностью — очень высока вероятность, что именно в этой области лежат его способности. Соответствие достигает более 90 %. Иначе говоря, в большинстве случаев верным показателем способностей является стремление ребенка заниматься той или иной конкретной деятельностью.

При всем том одаренные дети существенно различаются типологически. Принято выделять четыре основных типа (концепции) детской одаренности.

1-й тип. Вундеркинды. Как правило, они гениальны от природы, имеют отличные задатки, что проявляется с самого раннего возраста. Таких детей отличает высокий познавательный интерес, опережающее развитие, хорошая речь, память, яркие достижения (рано начинают говорить, читать, легко запоминают наизусть, схватывают на лету новые знания). Им требуется опережающее обучение, которое может обеспечить учитель-профессионал, специалист высшего класса. Они даже дома не успокаиваются, а мучают родителей бесконечными вопросами, и расстраиваются, когда те не могут объяснить, отчего ветер дует или где раки зимуют. Их мозг с готовностью откликнется на любое дополнительное образование (кружок, секция, факультатив, углубленное изучение предмета). Для вундеркиндов подойдет ускоренный вариант обучения, экстернат, спецшкола.

2-й тип. Очень способные. Это дети продвинутые, развитые лучше других, отличающиеся высоким уровнем интеллекта, высокой обучаемостью. Они также предпочитают задания повышенной трудности, ускоренное прохождение программы. Для них, как правило, нет разницы, что учить. Они всеядны: от трудового обучения и физкультуры до химии и биологии, от литературы и истории до математики и черчения.

3-й тип. Мотивированные. Чаще всего это вполне хорошие благополучные дети, которые просто хотят учиться, им нравится учебная деятельность. Они стараются, тщательно выполняют все задания, аккуратно записывают вслед за учителем. Мотивированные учащиеся организованны, исполнительны, отличаются высоким познавательным интересом. Им вполне достаточно обычной программы, традиционных требований. Они звезд с неба не хватают, обычные дети.

4-й тип. Творческие. Это нестандартные, неординарные, самобытные дети. Они любят задавать вопросы, чтобы найти решения в самых трудных ситуациях. Они склонны выдвигать гипотезы, проектировать, фантазировать, экспериментировать. Им важно хотя бы не мешать разбирать папины часы, мамину швейную машинку и общий телевизор, а для развития неплохо и поддержать творчество. В школе они нередко плохо успевают, не усваивают учебный материал, потому что их мало интересует готовое знание. Им важнее создавать что?то новое, изменять привычные формы, вносить новое содержание, что создает неудобства учителю.

Предлагаю личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.

  2. Неровно успевающий.

  3. Организованный.

  4. Выбивающийся из общего темпа.

  5. Эрудированный.

  6. Странный в поведении, непонятный.

  7. Умеющий поддержать общее дело.

  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

  9. Стабильно успевающий.

  10. Занятый исключительно своими делами.

  11. Быстро, “на лету” схватывающий.

  12. Не умеющий общаться, конфликтный.

  13. Общающийся легко, приятный в общении.

  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

  16. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.


Так ли это: всегда ли учитель может понять, что перед ним одаренный ребенок? 

Идет контрольная работа по математике. Все дети еще возятся с первой задачей, а одна из учениц уже поднимает руку и сообщает, что она не только уже все решила, но и готова решать еще. Эта ученица любит задавать учителям каверзные вопросы, а дома увлеченно решает трудные задачи, читает учебники по математике для старших классов. В этом случае трудно не догадаться, что перед вами одаренный ребенок, опережающий своих сверстников в умственном развитии.

Далеко не все ситуации столь очевидны. Вот ученик с необычным увлечением: он читает серьезные книги по археологии. Может быть, этот ребенок сможет повторить судьбу Генриха Шлимана, с детства мечтавшего найти Трою и осуществившего свою мечту. Однако удивительная страсть к познанию нашего питомца не замечается в школе. На фоне серьезных научных проблем уроки истории кажутся юному археологу скучными и неинтересными, поэтому он не особенно утруждает себя выполнением домашних заданий и нередко получает плохие оценки даже по истории. Эта парадоксальная ситуация не так уж редка: ребенок, обладающий выдающимися способностями, может плохо учиться в школе.

Почему дети могут, но не хотят учиться?

Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира.

Учитель и ученик… Что в результате получится от этой встречи? Если учитель только ведет к истине, а дело ученика – лишь понять её – это мало интересно. Другое дело, если учитель верит в ученика, видит в нем «искру божью», тогда эта вера творит чудеса. И радость первого открытия, первой победы – будет общей радостью учителя и его ученика.

Немногие умы гибнут от износа,

по большей части они ржавеют от неупотребления.


круглый стол "Способный ребенок. Кто он?"
  • Директору-завучу
Описание:

Цели и задачи:

·        изучение теоретических и практических подходов к работе с одаренными детьми;

·        создание пространства для творческого самовыражения;

·        развитие коммуникативных навыков.

 

Оборудование: презентация, видео.

Мозг, хорошо устроенный, стоит

 дороже, чем мозг хорошо наполненный.

М.Монтель

Любому человечеству нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, довольно не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Вашему вниманию представляется видео. Ваша задача по этому видео определить, кого из этих детей можно назвать пусть не одаренным, но способным ребенком.

Способностей от природы нет и не может быть — в этом соглашаются практически все ученые. От природы существуют только задатки, то есть анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Это и определенная скорость психических процессов, и определенные особенности развития отдельных мозговых зон, и так далее. Какие бы ни были от природы задатки, но, если их не развивать, никаких способностей не будет. Если бы великого Леонардо да Винчи воспитывали в джунглях, он бы, наверное, стал великим стрелком или замечательным охотником, но уж, конечно, не смог бы стать автором «Джоконды».

Довольно часто одаренность увидеть просто, так как она проявляется в особой склонности ребенка заниматься той или иной деятельностью. Если ребенок в течение длительного времени с явным удовольствием занимается той или иной деятельностью — очень высока вероятность, что именно в этой области лежат его способности. Соответствие достигает более 90 %. Иначе говоря, в большинстве случаев верным показателем способностей является стремление ребенка заниматься той или иной конкретной деятельностью.

При всем том одаренные дети существенно различаются типологически. Принято выделять четыре основных типа (концепции) детской одаренности.

1-й тип. Вундеркинды. Как правило, они гениальны от природы, имеют отличные задатки, что проявляется с самого раннего возраста. Таких детей отличает высокий познавательный интерес, опережающее развитие, хорошая речь, память, яркие достижения (рано начинают говорить, читать, легко запоминают наизусть, схватывают на лету новые знания). Им требуется опережающее обучение, которое может обеспечить учитель-профессионал, специалист высшего класса. Они даже дома не успокаиваются, а мучают родителей бесконечными вопросами, и расстраиваются, когда те не могут объяснить, отчего ветер дует или где раки зимуют. Их мозг с готовностью откликнется на любое дополнительное образование (кружок, секция, факультатив, углубленное изучение предмета). Для вундеркиндов подойдет ускоренный вариант обучения, экстернат, спецшкола.

2-й тип. Очень способные. Это дети продвинутые, развитые лучше других, отличающиеся высоким уровнем интеллекта, высокой обучаемостью. Они также предпочитают задания повышенной трудности, ускоренное прохождение программы. Для них, как правило, нет разницы, что учить. Они всеядны: от трудового обучения и физкультуры до химии и биологии, от литературы и истории до математики и черчения.

3-й тип. Мотивированные. Чаще всего это вполне хорошие благополучные дети, которые просто хотят учиться, им нравится учебная деятельность. Они стараются, тщательно выполняют все задания, аккуратно записывают вслед за учителем. Мотивированные учащиеся организованны, исполнительны, отличаются высоким познавательным интересом. Им вполне достаточно обычной программы, традиционных требований. Они звезд с неба не хватают, обычные дети.

4-й тип. Творческие. Это нестандартные, неординарные, самобытные дети. Они любят задавать вопросы, чтобы найти решения в самых трудных ситуациях. Они склонны выдвигать гипотезы, проектировать, фантазировать, экспериментировать. Им важно хотя бы не мешать разбирать папины часы, мамину швейную машинку и общий телевизор, а для развития неплохо и поддержать творчество. В школе они нередко плохо успевают, не усваивают учебный материал, потому что их мало интересует готовое знание. Им важнее создавать что?то новое, изменять привычные формы, вносить новое содержание, что создает неудобства учителю.

Предлагаю личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте “+” те качества, которые вам нравятся в учениках, а знаком “-” то, что не нравится.

1.     Дисциплинированный.

2.     Неровно успевающий.

3.     Организованный.

4.     Выбивающийся из общего темпа.

5.     Эрудированный.

6.     Странный в поведении, непонятный.

7.     Умеющий поддержать общее дело.

8.     Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9.     Стабильно успевающий.

10.              Занятый исключительно своими делами.

11.              Быстро, “на лету” схватывающий.

12.              Не умеющий общаться, конфликтный.

13.              Общающийся легко, приятный в общении.

14.              Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15.              Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16.              Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

 

Так ли это: всегда ли учитель может понять, что перед ним одаренный ребенок? 

Идет контрольная работа по математике. Все дети еще возятся с первой задачей, а одна из учениц уже поднимает руку и сообщает, что она не только уже все решила, но и готова решать еще. Эта ученица любит задавать учителям каверзные вопросы, а дома увлеченно решает трудные задачи, читает учебники по математике для старших классов. В этом случае трудно не догадаться, что перед вами одаренный ребенок, опережающий своих сверстников в умственном развитии.

Далеко не все ситуации столь очевидны. Вот ученик с необычным увлечением: он читает серьезные книги по археологии. Может быть, этот ребенок сможет повторить судьбу Генриха Шлимана, с детства мечтавшего найти Трою и осуществившего свою мечту. Однако удивительная страсть к познанию нашего питомца не замечается в школе. На фоне серьезных научных проблем уроки истории кажутся юному археологу скучными и неинтересными, поэтому он не особенно утруждает себя выполнением домашних заданий и нередко получает плохие оценки даже по истории. Эта парадоксальная ситуация не так уж редка: ребенок, обладающий выдающимися способностями, может плохо учиться в школе.

Почему дети могут, но не хотят учиться?

Так что же делать? Единственный выход - каждый день, при каждом удобном случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира.

Учитель и ученик… Что в результате получится от этой встречи? Если учитель только ведет к истине, а дело ученика – лишь понять её – это мало интересно. Другое дело, если учитель верит в ученика, видит в нем «искру божью», тогда эта вера творит чудеса. И радость первого открытия, первой победы – будет общей радостью учителя и его ученика.

 

Немногие умы гибнут от износа,

по большей части они ржавеют от неупотребления.

Автор Абдульденова Елена Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 418
Номер материала 34553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓