Главная / Классному руководителю / Круглый стол « Ценности жизни: на что мы тратим жизнь?»

Круглый стол « Ценности жизни: на что мы тратим жизнь?»

Слайд 1.

Круглый стол « Ценности жизни: на что мы тратим жизнь?»

Цель: формирование жизненных ценностей для личностной самореализации каждого обучающегося.

Задачи:- расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с термином «ценность», материалом о роли жизненных ценностей, ориентации и регулировании отношений людей и общества; формирование умений различать истинные и мнимые ценности;

- профилактика рискованного поведения посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров;

- формирование жизнеутверждающих установок, предупреждение появления суицидальных тенденций у студентов;

- развитие логического мышления, памяти и речи как показателя интеллектуального и общего развития учащегося;

- формирование у учащихся ценностных отношений к жизни; формирование приоритета духовных ценностей над материальными;

- развитие коммуникативных умений; развитие лидерских качеств: активности, скорости принимаемых решений, деловитости, терпимости и толерантности.


Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Говорю я вам и тем самым желаю вам здравия, здоровья. А что Вы хотели бы пожелать себе и своим одногруппникам?

(примерные ответы: успехов, удачи, счастья, благополучия, взаимоподдержки и т.д.)

Надеюсь, что ваши пожелания были искренними и ценными для вас.

Слайд 2.

Когда-то давно по этому поводу известный персидский поэт Омар Хайям сказал:

Один не разберёт, чем пахнут розы...

Другой из горьких трав добудет мёд.

Дай хлеба одному –навек запомнит...

Другому жизнь пожертвуй –не поймёт.


Классный руководитель: Как вы думаете, какая мудрая мысль скрывается в этих словах.

Учащиеся: (примерный ответ) Люди не умеют ценить то, что даёт им жизнь, окружающие люди.

Классный руководитель: Ценность - именно это слово и будет главным на нашем мероприятии. Сегодня у нас пойдёт речь о человеческих ценностях.


Слайд 3.

Классный руководитель: Люди—существа удивительные и непредсказуемые. Мы тратим здоровье, чтобы заработать побольше денег, а потом тратим их, чтобы восстановить своё здоровье. В детстве мы мечтаем стать взрослыми, а когда взрослеем, хотим вернуться в детство. Сегодня мы не замечаем и переступаем то, что спустя годы может оказаться самой главной ценностью для нас.

Классный руководитель: ребята, подумайте и ответьте, пожалуйста, с чем ассоциируются у вас слово ЦЕННОСТЬ.

Слайд 4.

Классный руководитель: Действительно, ценность — это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

Слайд 5.

Классный руководитель: (ВНИМАНИЕ НА СЛАЙД) Любой выбор, поступок в жизни человека определяется системой ценностей. Перед вами перечень возможных жизненных ценностей. Подумайте, что в вашей жизни самое важное и ценное, без чего вы могли бы обойтись. То, что вы оставили, и есть основное в вашей жизни.

Классный руководитель: Итак, в результате для вас оказались важными следующие ценности: здоровье, семья, деньги, работа, любовь, жизнь, дружба.


Слово психологу. В нашем отделении психолог Инна Владимировна Сергеева провела опрос среди студентов с целью выявления их жизненных ценностей и приоритетов, и я предлагаю вам познакомиться с его результатами.


Все ли можно купить за деньги????? Притча « Не в деньгах счастье».

Ученик спросил мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон. Еду, но не аппетит. Лекарство, но не здоровье. Слуг, но не друзей. Женщин, но не любовь. Жилище, но не домашний очаг, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.

Слайд 6.

Классный руководитель: Все ценности можно разделить на материальные и духовные. Какие ценности представлены перед нами? Распределите ценности по колонкам.

Материальные Духовные

золото

знания

одежда

музыка

поэзия

деньги

квартира

милосердие

Классный руководитель: Проанализировав все эти ценности, мы пришли к выводу, что материальные ценности -это то, что мы можем потрогать, увидеть, купить, и они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и, значит, такой ценности не было.

Духовные ценности, в отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей.

Слайд 7.

Мы сейчас посмотрим ролик и определим, какая ценность раскрывается в нем. (Ролик. «Отец и сын»- слайд №7) (любовь и уважение к старшим, терпимость, благодарность – эти ценности являются общечеловеческими и значимы во все времена.)

Слайд 8.

Слово священнику. -Как вы думаете, какие ценности в наши дни чаще всего выходят на первый план: материальные или духовные? С чем это связано? Почему люди ценят в жизни преимущественно то, что приносит им достаток, комфорт, материальную обеспеченность, безбедное существование?

-Духовные ценности… Что это такое? (вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование) . Необходимы ли они человеку?


Православный монах Иоанн Лествичник в книге «Лествица» советует не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.

-Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Классный руководитель: Ценности бывают как индивидуальные, так и общечеловеческие. Я предлагаю вашему вниманию видеоролик. Подумайте, какую ценность можно отнести к обеим группам, т.к. для многих это самая важная ценность во все времена. (Слайд 9- Смотрим видеоролик «Конрад III»).

Учащиеся: (отвечают) Семья.

Слайд 10.

Классный руководитель: Да, это действительно так. Это доказано временем и историческими фактами и примерами.

Классный руководитель: А сейчас я познакомлю вас со страшной статистикой наших дней. В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин - это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке (Татков О.В. Некоторые экологические и социальные аспекты, влияющие на здоровье и продолжительность жизни россиян // Наука. Технологии. Инновации. 2004. № 2-3).

-Как вы можете прокомментировать данную статистику?

-Не являются ли эти данные, на ваш взгляд, наглядной иллюстрацией кризиса семьи в России?

-Почему распадаются семьи? (Истинный брак должен быть вечным. В Церкви допускается повторное венчание, но второй брак рассматривается уже как снисхождение к немощи человека). Церковь говорит, что между мужем и женой нулевая степень родства. Что это значит? А какая степень родства с моей ногой? Она – моя, часть моего тела. Моя жена – это часть меня, а не родственница мне. Раньше разводов не было. Ведь, если нога заболит, мы же не бежим к хирургу с просьбой отрезать ногу. Мы пытаемся лечить ее всеми силами, и только в крайнем случае решаемся на операцию. Также и с разводом – всеми силами мы должны пытаться сохранить семью.

Чему можно уподобить семью? Представим себе два камня – острых, твердых. Пока они не соприкасаются друг с другом, то вроде все хорошо, но положи их в мешок и потряси сильно и долго. Возможны два варианта: либо камни обтесываются и уже не ранят друг друга, либо не хотят избавляться от своих острых углов, и тогда рвется мешок, и камни вылетают из него. Мешок – это семья.

-Как с точки зрения Церкви отнестись к гражданскому браку? (Существует церковный брак – это венчание. Существует гражданский брак – это роспись в ЗАГСе, и существует незаконное блудное сожитие, без обязательств).

-Почему многие молодые люди официально не оформляют отношения, живут в гражданском браке? (не хотят ответственности, не хотят потерять свободу) Спать будем вместе, а остальное – врозь, в остальном мы друг за друга не отвечаем.

-Почему увеличивается количество неблагополучных семей?



Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства? Что сейчас называют «гражданским браком»? Какие обязательства берут на себя в таком браке?

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т. е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта «упряжка» приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях будет «буксовать»?

Конечно, если они будут считать, что семья - это просто совместное проживание, а брак - только штамп в паспорте, супруг - просто синоним слова «муж» или «жена», то они быстро разбегутся.

В наше время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, а браки – без создания семьи. Супружество без обязательств – гражданский брак.

Предлагаю высказать аргументы «за» и против» гражданского брака.

Сначала послушаем защитников гражданского брака.

Примерные ответы:

Это дает возможность присмотреться друг к другу, проверить чувства.

Это вроде теста, возможность оценить, справишься ли ты с ролью мужа или жены.

Если у молодых нет денег на свадьбу, можно жить гражданским браком.

В гражданском браке люди живут именно по любви, а не из-за штампа в паспорте, когда любовь закончится, разбегутся - полная свобода!

Классный руководитель. Теперь слово противникам.

Примерные ответы:

Браком это можно назвать только в смысле «ошибка», «изъян», потому что никто не берет ответственности, никаких обязательств, а значит, никакого брака там нет.

И супругами нельзя назвать тех, кто живет в гражданском браке: они не в одной упряжке, каждый держится за свою свободу.

Если, к примеру, эта пара живет в квартире мужа, и вдруг с ним что-то случилось, жена просто окажется на улице. Но если он не хочет об этом думать, то какая же это любовь? Тут и проверять нечего.

А вдруг в этом браке появится ребенок, а партнеры уже решили, что не подходят друг другу?

Это нельзя назвать браком, потому что в этом союзе, как правило, никто не берет особых обязательств в отношении того, с кем живет. И ни перед кем в такой ответственности «не расписывается». При появлении ребенка мужчина не чувствует ответственности за его жизнь, он даже может усомниться, его ли это ребенок, ведь в этом браке все было основано на свободе, клятвы верности никто не давал.

-Что делать, чтобы укрепить семью, уменьшить количество гражданских браков?

Примерные ответы:

Нужно давать молодым дешевые кредиты, чтобы можно было купить дом, машину, все необходимое для семейной жизни.

Нужно хорошо платить мужчинам, чтобы женщина не работала, а воспитывала детей.

Нужно объявлять выговоры, штрафовать.

Вернуться к истокам, к вере.

Просвещать молодежь, родителей, повышать престиж нормальной семьи.

-Считаете ли вы, что при создании семьи нужно руководствоваться не модой, а опытом предыдущих поколений?


Вспомните пословицы о семье:

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.

  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.

  • На что клад, коли в семье лад.

  • В дружной семье и в холод тепло.

  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.


Классный руководитель: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.


Слайд 11.

Стих о семье.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!

Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.


Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.



Слайд 12. Притча о ценности жизни.

После шторма берег моря был усыпан морскими звёздами. Девочка очень любила морские звёзды и не хотела, чтобы они погибали. Она шла берегом моря, поднимая звёзды и отпускала их в волны, не останавливаясь и не отдыхая.

К ней подошёл серьёзный, взрослый и «трезво рассуждающий» человек.

Он с удивлением обратился: « Девочка, ты что делаешь? Ты всё равно не спасёшь всех! Это не имеет смысла!». Девочка, на минуту остановившись, посмотрела на него и ответила: «Это имеет смысл для тех, кого я уже спасла». А потом с таким же усердием продолжила своё дело. Мужчина медленно, задумавшись, побрёл домой. И никто так никогда и не узнал, понял он или нет, что каждая спасённая жизнь имеет огромную ценность для того, кто ею обладает.


-О какой ценности идет речь в этом ролике? (жизнь как ценность)

Слайд 13.

Но статистика современной жизни свидетельствует об обратном: частота суицидов среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась.

За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

-Как вы можете прокомментировать такую печальную и страшную статистику?

-Почему в последние годы, на ваш взгляд, увеличивается число суицидов среди подростков?

-Добровольный уход из жизни – проявление силы или слабость?

Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

«Самоубиийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р.Алев).


-Как вы думаете, есть ли люди, у которых совершенно не бывает трудностей? (Если внимательно рассмотреть жизненную линию каждого человека, то нетрудно заметить, что на ней чередуются хорошие и плохие события. Действительно, в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней, бывают отрицательные события. Трудно себе представить долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач).

-Для чего нам нужны кризисы? (Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать лучше, сильнее и мудрее).


Классный руководитель: На протяжении человеческой жизни ценности меняются. Возрастает роль духовных, нравственных ценностей.

А какие ценности, материальные или духовные, важнее сейчас для вас?

Слайд 14.

Классный руководитель:У вас ребята, впереди – жизнь со всеми ее радостями и проблемами. Перед вами сейчас встает трудный вопрос: «Как строить свою жизнь дальше?»

Классный руководитель: У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым?

И что мы выберем, то и пожнем.

Слайд 15.

Притча о мудреце и бабочке (Слайды о бабочке)

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости шла далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить.

И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет –мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, « кто из нас умнее». Так все и случилось.

Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был мудрым человеком, сказал: ???(как вы думаете, что сказал мудрец?)«всё в твоих руках».


Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.«…как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание». (Сенека)


Классный руководитель: Ребята, как вы считаете, выбор, сделанный вами, можно изменить? Может быть, клип, который мы сейчас посмотрим, даст нам ответ. Предлагаю вашему вниманию клип с песней Светланы Копыловой «Брошенный камень». (Слайд 16).

Классный руководитель: Какое впечатление на вас произвел клип? О каких ценностях идёт речь? Как меняется отношение к ценностям героя клипа?

Учащиеся: отвечают на вопросы.

Есть такая притча «Измени самого себя»:

Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, – самого себя.

А были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы меняли свои жизненные ценности?

Классный руководитель: Да, действительно, этот  ролик говорит об истинных ценностях жизни. Ребята, вспомните, какую ценность вы выбрали в качестве самой важной и главной в начале нашего разговора. А сейчас кто- то хотел бы изменить вами выбранную ценность?


Слайд 17.

В жизни по-разному можно жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя спать, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённою солнце достать

И подарить его людям.


Классный руководитель: Какие чувства, мысли и эмоции вызвала у вас тема нашего классного часа? Что вам запомнилось, какие фрагменты нашли отклик в вашей душе?

Классный руководитель: Наш классный час мне хотелось бы закончить вместе с вами словами Андрея Дементьева

На что мы тратим жизнь?
На мелочные ссоры,
На глупые слова, пустые разговоры,
На суету обид, на злобу - вновь и вновь.
На что мы тратим жизнь?..
А надо б на любовь...


Сжигаем жизнь дотла всё на пустое что-то:
На нудные дела, не нужные заботы...
В угоду обществу придумываем маски...
На что мы тратим жизнь!
А надо бы на ласку...

Мы распыляем жизнь на сумрачную скуку,
На "имидж" и "престиж", не нужную науку,
На ложь и хвастовство, на дармовую службу.
На что мы тратим жизнь?..
А надо бы на дружбу...

Куда-то всё спешим, чего-то добываем.
Чего-то ищем все - а более теряем;
Всё копим - золото, тряпьё и серебро...
На что мы тратим жизнь!
А надо б на добро
...

Волнуемся, кричим, по пустякам страдаем;
С серьёзностью смешной вещички выбираем.
Но сколько не гадай - всё выберешь не ту.
На что мы тратим жизнь...
А надо б на мечту...

Боимся радости, боимся верить в сказки,
Боимся и мечты, и нежности, и ласки;
Боимся полюбить, чтоб после не тужить...

На что мы тратим жизнь?!
А надо просто жить!


Классный руководитель: А вы согласны с автором стихотворения?

Слайд 18.


ЦЕНИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ ИМЕННО СЕЙЧАС, А НЕ ПОТОМ, НЕ ЗАВТРА, НЕ ЧЕРЕЗ ГОД.

Я хочу сказать спасибо всем присутствующим за внимание, активное участие. Мне было очень приятно с вами общаться.

Круглый стол « Ценности жизни: на что мы тратим жизнь?»
  • Классному руководителю
Описание:

Цель круглого стола: формирование жизненных ценностей для личностной самореализации каждого обучающегося.

Задачи:- расширение познавательной сферы обучающихся через знакомство с термином«ценность», материалом о роли жизненных ценностей, ориентации и регулировании отношений людей и общества; формирование умений различать истинные и мнимые ценности;

- профилактика рискованного поведения посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров;

- формирование жизнеутверждающих установок, предупреждение появления суицидальных тенденций у студентов;

- развитие логического мышления, памяти и речи как показателя интеллектуального и общего развития учащегося;

- формирование у учащихся ценностных отношений к жизни; формирование приоритета духовных ценностей над материальными;

- развитие коммуникативных умений; развитие лидерских качеств: активности, скорости принимаемых решений, деловитости, терпимости и толерантности.

Автор Еремина Людмила Александровна
Дата добавления 18.04.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 310
Номер материала MA-066500
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓