Главная / История / Критическое мышление по Л.Н.Гумилеву, или новое – хорошо забытое старое.

Критическое мышление по Л.Н.Гумилеву, или новое – хорошо забытое старое.

Критическое мышление по Л.Н.Гумилеву, или новое – хорошо забытое старое.


Учителям истории наверняка известны труды Л.Н.Гумилева. Не могу похвастать, что читала все, но некоторые его произведения есть в моей библиотеке. Спасибо Интернету, смогла прочитать еще больше. Информацию из отдельных книг (например «От Руси к России» и другие) использую на уроках. Этим летом с большим удовольствием проходила курс «Критическое мышление» («Элементы») на Галактике Интел(образовательный портал на Google). Было немного свободного времени, взяла полистать книгу «В поисках вымышленного царства» (Л.Н.Гумилев, С.-П., 1964) и обнаружила ту самую замечательную технологию критического мышления, которую сейчас выдают как нечто инновационное.

Конспективно процитирую то, что вычитала. Любое исследование, проект имеют свой алгоритм действий:

1

Сначала выдвигается гипотеза

Чингисхан был и его империя существовала; и заведомо сомнительно, что пресвитер Иоанн царствовал в «Трех Индиях»

2

Затем определяются проблемы

ЧТО было на самом деле?

Имеем ли мы право доверять источникам, если нет, то как добыть достоверные сведения?

3

Где черпаем информацию

Непосредственно из источников;

Из сводной исторической литературы 19-20 веков, там указывается много ссылок, искать по ним.

4

методы

Анализ – синхронистический подбор фактов, установление причинно-следственных связей.

Синтез – констатация схождений и расхождений и объяснение того и другого, что является целью исследования.

5

Методическая цель четырехчленна

1.Как (написано)?

2.Что (было на самом деле)?

3.Почему (произошло именно так)?

4. Что к чему ( завершенный вид продукта)?

6

Жанр, стиль, язык исторического повествования определяются тем, к кому обращается автор: к группе ученых специалистов или к широкому читателю, интересующемуся темой исследования. Отсюда, возможные варианты работы:

  1. Статья с обстоятельным анализом сложных проблем, написанных сухим, деловым языком;

  2. Научно-популярный труд, излагающий развитие событий ( с массой отсылочных ссылок) и написанный образным языком;

  3. Справочный материал.

7

Уровни решения проблемы

  1. С птичьего полета;

  2. С вершины холма;

  3. Из мышиной норы.

Все они отвечают на разные вопросы. Предполагаемый здесь подход не что иное, как анализ, необходимый для того, чтобы распутать неясные места в истории, и потом перейти к синтезу, когда учитываются разных методик исследования.

8

Как мы наблюдаем историю?

Представим историоскоп, прибор с масштабной шкалой, содержащей градацию степени приближения.

Приближение первое (общее) – огромная спираль, путь исторического развития. Здесь мы наблюдаем № нити закономерности общечеловеческого развития: демографический взрыв, технический прогресс и смену социально-экономических формаций.

Приближение второе. Спираль пропадает, виден виток около 5 тысяч лет, который воспринимается как прямая линия, но она прерывиста, как будто состоит из переплетения разноцветных нитей. Это исторические культуры, которые то и дело сменяют друг друга, веками сосуществуя на поверхности планета Земля.

Приближение третье. Видим одну культуру, переживающую свою юность, зрелость и старость.

Приближение четвертое. Видим отдельную эпоху, отчетливо характеры и судьбы отдельных людей. История будет казаться поприщем для соперничества великих людей.

Приближение пятое. В поле зрения оказывается один человек. Если это Пушкин – возникает пушкиноведение, Шекспир – шекспирология. История смыкается с биографическим жанром и перестает быть сама собой.

9

«Панорамная» методика

Сбор и систематизация всего, что происходило до, после и вокруг «белого пятна», затем на базе установленных фактов рассмотреть событие, привлекая знания из различных отраслей.

10

Метод критического анализа источников информации

  1. Составить хронологическую последовательность событий;

  2. Определить принцип построения литературного произведения, т.е. установить жанр;

  3. Дать характеристику исторических персонажей с точки зрения автора;

  4. Выяснить политические симпатии автора в момент написания сочинения.



Вот примерно так полвека назад Л.Н.Гумилев занимался исследовательской работой. И примерно этому мы учим сейчас на уроках и в неурочной деятельности. Тут и критическое мышление. и метапредметные связи. Конечно, современные интерактивные подходы позволяют проектную деятельность школьников сделать более привлекательной, но алгоритм исследования не изменился. Считаю, что подобный материал можно использовать в старших классах, где рассматривается более глубоко суть исторического процесса, либо в проектной деятельности в основной школе.

Маслова Ираида Викторовна, учитель истории и обществознания высшей категории, НОУ школа-интернат №23 ОАО РЖД, г.Слюдянка Иркутской области.

2014

Критическое мышление по Л.Н.Гумилеву, или новое – хорошо забытое старое.
  • История
Описание:

   Исследовательская работа в школе - сколько об этом писали и пишут, как правильно, какой результат хотим получить. Изобретаем новые технологии и "пристегиваем" их к ФГОС нового поколения. Но ведь не все так плохо, что было раньше.

   Учителям истории наверняка известны труды Л.Н.Гумилева.  Не могу похвастать, что читала все, но некоторые его произведения есть в моей библиотеке. Спасибо Интернету, смогла прочитать еще больше. Информацию из отдельных книг (например «От Руси к России» и другие) использую на уроках. Этим летом с большим удовольствием проходила курс «Критическое мышление» («Элементы») на Галактике Интел(образовательный портал на Google). Было немного свободного времени, взяла полистать книгу «В поисках вымышленного царства» (Л.Н.Гумилев, С.-П., 1964) и обнаружила ту самую замечательную технологию критического мышления, которую сейчас выдают как нечто инновационное.

     Конспективно процитирую то, что вычитала. Любое исследование, проект имеют свой алгоритм действий:

1

Сначала выдвигается гипотеза

Чингисхан был и его империя существовала; и заведомо сомнительно, что пресвитер Иоанн царствовал в «Трех Индиях»

2

Затем определяются проблемы

ЧТО было на самом деле?

Имеем ли мы право доверять источникам, если нет, то как добыть достоверные сведения?

3

Где черпаем информацию

Непосредственно из источников;

Из сводной исторической литературы 19-20 веков, там указывается много ссылок, искать по ним.

4

методы

Анализ – синхронистический подбор фактов, установление причинно-следственных связей.

Синтез – констатация схождений и расхождений и объяснение того и другого, что является целью исследования.

5

Методическая цель четырехчленна

1.Как (написано)?

2.Что (было на самом деле)?

3.Почему (произошло именно так)?

4. Что к чему ( завершенный вид продукта)?

6

Жанр, стиль, язык исторического повествования  определяются тем, к кому обращается автор: к группе ученых  специалистов или к широкому читателю, интересующемуся темой исследования. Отсюда, возможные варианты работы:

1.      Статья с обстоятельным анализом сложных проблем, написанных сухим, деловым языком;

2.      Научно-популярный труд, излагающий развитие событий ( с массой отсылочных ссылок) и написанный образным языком;

3.      Справочный материал.

7

Уровни решения проблемы

1.      С птичьего полета;

2.      С вершины холма;

3.      Из мышиной норы.

Все они отвечают на разные вопросы. Предполагаемый здесь подход не что иное, как анализ, необходимый  для того, чтобы распутать неясные места в истории, и потом перейти к синтезу, когда учитываются разных методик исследования.

8

Как мы наблюдаем историю?

Представим историоскоп, прибор с масштабной шкалой, содержащей градацию степени приближения.

Приближение первое  (общее) – огромная спираль, путь исторического развития.  Здесь мы наблюдаем № нити закономерности общечеловеческого развития: демографический взрыв, технический прогресс и смену социально-экономических формаций.

Приближение второе. Спираль пропадает, виден виток около 5 тысяч лет, который воспринимается как прямая линия, но она прерывиста, как будто состоит из  переплетения разноцветных нитей. Это исторические культуры, которые то и дело сменяют друг друга, веками сосуществуя на поверхности планета Земля.

Приближение третье. Видим одну культуру, переживающую свою юность, зрелость и старость.

Приближение четвертое. Видим отдельную эпоху, отчетливо характеры и судьбы отдельных людей. История будет казаться поприщем для соперничества великих людей.

Приближение пятое. В поле зрения оказывается один человек. Если это Пушкин – возникает пушкиноведение, Шекспир – шекспирология. История смыкается с биографическим жанром и перестает быть сама собой.

9

«Панорамная» методика

Сбор и систематизация всего, что происходило до, после и вокруг «белого пятна»,  затем на базе установленных фактов рассмотреть событие, привлекая знания из различных отраслей.

10

Метод критического анализа источников информации

1.      Составить  хронологическую последовательность событий;

2.      Определить принцип построения литературного произведения, т.е. установить жанр;

3.      Дать характеристику исторических персонажей с точки зрения автора;

4.      Выяснить политические симпатии автора в момент написания сочинения.

 

   Вот примерно так полвека назад  Л.Н.Гумилев занимался исследовательской работой. И примерно этому мы учим сейчас на уроках и в неурочной деятельности. Тут и критическое мышление. и метапредметные связи. Конечно, современные интерактивные подходы позволяют проектную деятельность школьников сделать более привлекательной, но алгоритм исследования не изменился. Считаю, что подобный материал можно использовать в старших классах, где  рассматривается более глубоко суть исторического процесса, либо в проектной  деятельности  в основной школе.

 

Автор Маслова Ираида Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 318
Номер материала 17985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓