Инфоурок Математика Другие методич. материалыКритериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности

Скачать материал

 

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности

 

 

Весной 2014г я прошла курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего (базового) уровня. Основное содержание Программы данных курсов было представлено в контексте семи модулей, которые очень тесно между собой взаимосвязаны. Сегодня я хочу представить анализ внедрения одного из модулей Программы - «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в собственную практику преподавания.

До прохождения курсов по Программе 3-го базового уровня моё понимание об оценивании было довольно узким. Это 5-бальная система оценивания, которую я применяла при оценивании письменных и устных работ учащихся, и критериальное оценивание, которое я составляла сама для тестирования, для самостоятельных  и проверочных работ. В итоге я часто попадала в тупиковую ситуацию, когда затруднялась отвечать на вопрос ученика: «Почему мне отметка «3», а не «4»,  я же правильно решил пример!» Конечно же, всегда старалась объяснять, аргументировать, в чем недочеты, так называемые «минусы» в его решении. Не всегда ответ удовлетворял не только ученика, но и меня как учителя-предметника. В итоге у ученика пропадал интерес к учебе, мотивация к обучению.

 Получается, что методика моего обучения и оценивания ответов учащихся давала лишь отметку усвоения материала, и демонстрировала  только вершину айсберга в обучении тому, как учиться. Ведь я приходила на урок, чтобы доступно объяснить материал, старалась повторять столько раз, сколько требовали это учащиеся, а применение оценивания считала уместным только на этапе повторения материала, с целью проверки ЗУН, и оценивание проводила только сама. У меня часто возникал вопрос: «Как поставить оценку за работу ученика, чтобы не было лишних вопросов?».

Поэтому, выбрав модуль: «Оценивание для обучения и оценивание обучения», и решила проследить как использование системного оценивания влияет на повышение мотивации учащихся на уроках математики.

На курсах я узнала, что Оценивание для Обучения находится в центре внимания в решении проблем усовершенствования преподавания и обучения, является неотъемлемой её частью и требует принципиального изменения нашего сознания. Познакомилась с рубрикаторами и дескрипторами, узнала методику их составления и применения в процессе обучения.  Это привлекло моё внимание однозначно, так как я здесь нашла ответ на свой главный вопрос: «Как поставить оценку за работу ученика, чтобы не было лишних вопросов?»  Этот новый для меня способ оценивания сразу примеряла на свой предмет математики, и заметила, что его можно и нужно применять на уроках математики

Как отметила Группа  Реформы  Оценивания (2002), учителя не являются единственными оценивающими лицами, ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя, и, даже когда учителя активно проводят оценивание, ученики тоже должны активно участвовать. 

Согласно вышесказанной теории, начала разрабатывать и применять на уроках листы оценивания для самооценки и взаимооценки. Четкие критерии дескрипторов рубрикатора  позволяют оценить реальные знания учащихся при закреплении темы или в целом за урок, и отражают все недочеты, пробелы знаний ученика, что позволяет ему исправить ситуацию, и достичь более высоких результатов в перспективе. Листы само- и взаимооценивания позволяет увидеть ученику, в чем его пробелы, где нужно ещё  поработать и консультироваться с учителем, чтобы улучшить свой результат. Конечно, на первых уроках непривычно учащимся включаться в процесс оценивания, и они не всегда проводят взаимооценку и самооценку объективно. Совместное составление с учениками критериев оценивания и системное их использование позволяют избежать этого. Вовлеченность учащихся в процесс оценивания, естественно, повышает мотивацию учащихся к обучению, дает толчок к соревновательному процессу. И я действительно, наблюдала за желанием учащихся продвигаться дальше, чтобы не отставать от других, и быть успешными в учебе – в итоге учащиеся в конце урока намечали цели, которые им нужно достигнуть на завтрашнем уроке.

В каждом классе есть ученики, у которых слабые способности к математике, но бывает у них развиты творческие способности к рисованию, к сочинению четверостиший. Учитывая это, я активно привлекаю таких учащихся при создании кластеров, постеров, даю им небольшие творческие задания (составить кроссворд, ребус, рисунок к теме и т.п.), тем самым создавая для них ситуацию успеха. Они создают прекрасные рисунки, пишут четверостишия порой лучше, чем успешные учащиеся. В такие моменты я вижу, как горят у них глазки, они становятся более уверенными в себе. Эмоциональное оценивание в виде похвалы, одобрения, окрыляет учащихся, я замечаю их позитивный настрой к обучению и к урокам в целом. Моя цель – привлечь всех учащихся через возможность  самим добывать знания, через изображение данной  информации на бумаге в любой произвольной форме и привлечь учащихся к формативному оцениванию достигается в такие моменты. Это мне помогает увлечь их предметом, т.е. повысить мотивацию этих учащихся к обучению.

               При завершении урока, каждый оценивает свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы, высказывая своё мнение, выбирая начало фразы из рефлексии на экране доски.

сегодня я узнал…

самое интересное было …

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

я хотел бы… 

Этот список можно продолжить или менять в зависимости от типа и форм проведения урока.

А применение приема рефлексии эмоционального состояния, с помощью карточек  изображением разных смайликов, позволяет мне увидеть эффективность не только новых приемов и способов обучения, но и способов оценивания, которые я применяю на уроке.

Я убедилась в том, что после применения критериального оценивания, вопросы об объективности оценки уходят сами собой, остается только разрабатывать задания, которые смогут оценить сами учащиеся по четким критериям, а мне как учителю остается наблюдать за объективностью их оценивания.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности

 

Весной 2014г я прошла курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего (базового) уровня. Основное содержание Программы данных курсов было представлено в контексте семи модулей, которые очень тесно между собой взаимосвязаны. Сегодня я хочу представить анализ внедрения одного из модулей Программы - «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в собственную практику преподавания.

До прохождения курсов по Программе 3-го базового уровня моё понимание об оценивании было довольно узким. Это 5-бальная система оценивания, которую я применяла при оценивании письменных и устных работ учащихся, и критериальное оценивание, которое я составляла сама для тестирования, для самостоятельных  и проверочных работ. В итоге я часто попадала в тупиковую ситуацию, когда затруднялась отвечать на вопрос ученика: «Почему мне отметка «3», а не «4»,  я же правильно решил пример!» Конечно же, всегда старалась объяснять, аргументировать, в чем недочеты, так называемые «минусы» в его решении. Не всегда ответ удовлетворял не только ученика, но и меня как учителя-предметника. В итоге у ученика пропадал интерес к учебе, мотивация к обучению.

 Получается, что методика моего обучения и оценивания ответов учащихся давала лишь отметку усвоения материала, и демонстрировала  только вершину айсберга в обучении тому, как учиться. Ведь я приходила на урок, чтобы доступно объяснить материал, старалась повторять столько раз, сколько требовали это учащиеся, а применение оценивания считала уместным только на этапе повторения материала, с целью проверки ЗУН, и оценивание проводила только сама. У меня часто возникал вопрос: «Как поставить оценку за работу ученика, чтобы не было лишних вопросов?».

Поэтому, выбрав модуль: «Оценивание для обучения и оценивание обучения», и решила проследить как использование системного оценивания влияет на повышение мотивации учащихся на уроках математики.

На курсах я узнала, что Оценивание дляОбучения находится в центре внимания в решении проблем усовершенствования преподавания и обучения, является неотъемлемой её частью и требуетпринципиального изменения нашего сознания.Познакомилась с рубрикаторами и дескрипторами, узнала методику их составления и применения в процессе обучения.  Это привлекло моё внимание однозначно, так как я здесь нашла ответ на свой главный вопрос: «Как поставить оценку за работу ученика, чтобы не было лишних вопросов?»  Этот новый для меня способ оценивания сразу примеряла на свой предмет математики, и заметила, что его можно и нужно применять на уроках математики

Как отметила Группа  Реформы  Оценивания (2002), учителя не являются единственными оценивающими лицами, ученики могут быть вовлечены в оценивание своих одноклассников и самих себя, и, даже когда учителя активно проводят оценивание, ученики тоже должны активно участвовать. 

Согласно вышесказанной теории, начала разрабатывать и применять на уроках листы оценивания для самооценки и взаимооценки. Четкие критерии дескрипторов рубрикатора  позволяют оценить реальные знания учащихся при закреплении темы или в целом за урок, и отражают все недочеты, пробелы знаний ученика, что позволяет ему исправить ситуацию, и достичь более высоких результатов в перспективе. Листы само- и взаимооценивания позволяет увидеть ученику, в чем его пробелы, где нужно ещё  поработать и консультироваться с учителем, чтобы улучшить свой результат. Конечно, на первых уроках непривычно учащимся включаться в процесс оценивания, и они не всегда проводят взаимооценку и самооценку объективно. Совместное составление с учениками критериев оценивания и системное их использование позволяют избежать этого. Вовлеченность учащихся в процесс оценивания, естественно, повышает мотивацию учащихся к обучению, дает толчок к соревновательному процессу. И я действительно, наблюдала за желанием учащихся продвигаться дальше, чтобы не отставать от других, и быть успешными в учебе – в итоге учащиеся в конце урока намечали цели, которые им нужно достигнуть на завтрашнем уроке.

В каждом классе есть ученики, у которых слабые способности к математике, но бывает у них развиты творческие способности к рисованию, к сочинению четверостиший. Учитывая это, я активно привлекаю таких учащихся при создании кластеров, постеров, даю им небольшие творческие задания (составить кроссворд, ребус, рисунок к теме и т.п.), тем самым создавая для них ситуацию успеха. Они создают прекрасные рисунки, пишут четверостишия порой лучше, чем успешные учащиеся. В такие моменты я вижу, как горят у них глазки, они становятся более уверенными в себе. Эмоциональное оценивание в виде похвалы, одобрения, окрыляет учащихся, я замечаю их позитивный настрой к обучению и к урокам в целом.Моя цель – привлечь всех учащихся через возможность  самим добывать знания, через изображение данной  информации на бумаге в любой произвольной форме и привлечь учащихся к формативному оцениванию достигается в такие моменты.Это мне помогает увлечь их предметом, т.е. повысить мотивацию этих учащихся к обучению.

               При завершении урока, каждый оценивает свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы, высказывая своё мнение, выбирая начало фразы из рефлексиина экране доски.

сегодня я узнал…

самое интересное было …

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

я хотел бы… 

Этот список можно продолжить или менять в зависимости от типа и форм проведения урока.

А применение приема рефлексии эмоционального состояния, с помощьюкарточек  изображением разных смайликов, позволяет мне увидеть эффективность не только новых приемов и способов обучения, но и способов оценивания, которые я применяю на уроке.

Я убедилась в том, что после применения критериального оценивания, вопросы об объективности оценки уходят сами собой, остается только разрабатывать задания, которые смогут оценить сами учащиеся по четким критериям, а мне как учителю остается наблюдать за объективностью их оценивания.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1190
    • DOCX 41.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шайхиева Лилия Расулевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шайхиева Лилия Расулевна
    Шайхиева Лилия Расулевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 6436
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1257 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 807 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе