Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКраткосрочный план урока литературы и презентация по теме : Н. В. Гоголь "Шинель"

Краткосрочный план урока литературы и презентация по теме : Н. В. Гоголь "Шинель"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Гоголь Шинель.pptx

Скачать материал "Краткосрочный план урока литературы и презентация по теме : Н. В. Гоголь "Шинель""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Повесть Н.В.Гоголя           «Шинель»900igr.net

    1 слайд

    Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»
    900igr.net

  • Цель урока:Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания.
Стреми...

    2 слайд

    Цель урока:
    Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания.
    Стремиться к постижению художественных приёмов, которые помогают понять (открыть) смысл произведения.
    Учиться воспринимать мир чувств и переживаний героев.
    Попытаться заглянуть в свой духовный мир.
    Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя.

  • План изучения темы:Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Г...

    3 слайд

    План изучения темы:
    Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека». (Сообщение первой группы «литературоведов».)
    Сцена у генерала – идейная кульминация повести. (Сообщение первой группы.)
    «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа. (Сообщение второй группы «литературоведов».)
    О заключительной – фантастической части произведения. (Сообщение третьей группы «литературоведов». Выступление группы «художников».)
    Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека».

  • «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Т...

    4 слайд

    «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Тургенев).

  • 5 слайд

  • Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин

    6 слайд

    Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин

  • Новая шинель

    7 слайд

    Новая шинель

  • Ограбление

    8 слайд

    Ограбление

  • Значительное лицо

    9 слайд

    Значительное лицо

  • Фантастика в повести

    10 слайд

    Фантастика в повести

  • В.Г.Белинский

    11 слайд

    В.Г.Белинский

  • Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский

    12 слайд

    Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский

  • 13 слайд

  • РефлексияПочему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?

    14 слайд

    Рефлексия
    Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?

  • Вывод:«Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «...

    15 слайд

    Вывод:
    «Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению.

  • Задание на дом:Написать сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

    16 слайд

    Задание на дом:
    Написать сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ КРС Гоголь Шинель.docx

                             

Дата:

Краткосрочный план по литературе                

9  класс

Тема занятия:

 Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Повесть Н.В. Гоголя "Шинель"

Цели и задачи урока:

   познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

·         проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

·         учить анализу текста;

·         работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

·         развитие навыков монологической речи;

·         развитие навыков работы с критической литературой;

·         воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:

·         портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;

·         иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель” Н. В. Гоголя;

·         фильм “Шинель”;

раздаточные листы к уроку по группам

Оргмомент

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение новой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

Ход урока.

… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком, 
что есть несчастные…

А. П. Чехов

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

слайды с портретами

- Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем - “маленький человек”?

- А что это за тип героя?

- Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

выборочное чтение

- Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img1.jpg

- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

- ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

- А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

- Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

Ответы,работа с иллюстрацией (см. рис. 2)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img2.jpg

- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

выборочное чтение

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

выборочное чтение

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

Согласны ли вы с ними ?(см. приложение-задание 2)

работа в группах

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

- Где кульминация повести?

выборочное чтение

- Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

- К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img3.jpg

- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

выборочное чтение

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

групповая работа

4. Обсуждение ответов детей

выступление первой второй, третьей группы

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

- Как вы понимаете авторскую позицию?

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ---Зачем же нужно это напоминание?

6. Итоги урока.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)

 

Источники:

Интернет-ресурсы, учебник Русская литература 9 класс

Последующее чтение:

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

Рефлексия:

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Краткосрочный план урока литературы и презентация по теме : Н. В. Гоголь "Шинель""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок построен по программе Кембриджа. Тема урока: Н.В.Гоголь "Шинель"

   Цель урока: познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

·         проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

·         учить анализу текста;

·         работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

·         развитие навыков монологической речи;

·         развитие навыков работы с критической литературой;

воспитание любви и уважения к личности человека.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1198
    • RAR 513.6 кбайт
    • 45 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Джайлаубаева Жаннета Мырзахановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 21
    • Всего просмотров: 25711
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 29 регионов

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе