Главная / Русский язык и литература / Краткосрочный план урока литературы и презентация по теме : Н. В. Гоголь "Шинель"

Краткосрочный план урока литературы и презентация по теме : Н. В. Гоголь "Шинель"

Название документа Гоголь Шинель.pptx

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» 900igr.net
Цель урока: Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания. Стрем...
План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести ...
«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Т...
Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин
Новая шинель
Ограбление
Значительное лицо
Фантастика в повести
В.Г.Белинский
Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский
Рефлексия Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?
Вывод: «Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите ...
Задание на дом: Написать сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» 900igr.net
Описание слайда:

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель» 900igr.net

№ слайда 2 Цель урока: Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания. Стремить
Описание слайда:

Цель урока: Осмыслить повесть Н.В.Гоголя в единстве формы и содержания. Стремиться к постижению художественных приёмов, которые помогают понять (открыть) смысл произведения. Учиться воспринимать мир чувств и переживаний героев. Попытаться заглянуть в свой духовный мир. Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя.

№ слайда 3 План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гог
Описание слайда:

План изучения темы: Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин в повести Гоголя «Шинель». Приёмы изображения образа «маленького человека». (Сообщение первой группы «литературоведов».) Сцена у генерала – идейная кульминация повести. (Сообщение первой группы.) «Значительное лицо» и его роль в повести. Приёмы изображения персонажа. (Сообщение второй группы «литературоведов».) О заключительной – фантастической части произведения. (Сообщение третьей группы «литературоведов». Выступление группы «художников».) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека».

№ слайда 4 «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Тург
Описание слайда:

«Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих» (И.С.Тургенев).

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин
Описание слайда:

Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин

№ слайда 7 Новая шинель
Описание слайда:

Новая шинель

№ слайда 8 Ограбление
Описание слайда:

Ограбление

№ слайда 9 Значительное лицо
Описание слайда:

Значительное лицо

№ слайда 10 Фантастика в повести
Описание слайда:

Фантастика в повести

№ слайда 11 В.Г.Белинский
Описание слайда:

В.Г.Белинский

№ слайда 12 Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский
Описание слайда:

Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Рефлексия Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?
Описание слайда:

Рефлексия Почему же вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели»?

№ слайда 15 Вывод: «Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «ма
Описание слайда:

Вывод: «Шинелью» Н.В.Гоголь положил во всей мировой литературе начало защите «маленького человека» от несправедливости господствующего общества. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Повесть «Шинель» положила начало этому направлению.

№ слайда 16 Задание на дом: Написать сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
Описание слайда:

Задание на дом: Написать сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Название документа КРС Гоголь Шинель.docx

Дата:

Краткосрочный план по литературе

9 класс

Тема занятия:

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Повесть Н.В. Гоголя "Шинель"

Цели и задачи урока:

познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

  • проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

  • учить анализу текста;

  • работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

  • развитие навыков монологической речи;

  • развитие навыков работы с критической литературой;

  • воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование:


  • портреты А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова;

  • иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель” Н. В. Гоголя;

  • фильм “Шинель”;

раздаточные листы к уроку по группам

Оргмомент

















Актуализация опорных знаний



























Изучение новой темы

















































































Закрепление изученного















































Рефлексия






Ход урока.

надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком, 
что есть несчастные…

А. П. Чехов

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии.

чтение слов А. П. Чехова

надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.

слайды с портретами

- Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем - “маленький человек”?

- А что это за тип героя?

- Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя “Шинель” - “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В. Г. Белинского, “колоссальное произведение”, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

2. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

Сегодня на уроке нам будет помогать СЛОВАРЬ устаревших слов. (см. приложение)

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

выборочное чтение

- Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img1.jpg

- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?

работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

- ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

чтение сцены разговора с Петровичем

- А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

- Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

Ответы,работа с иллюстрацией (см. рис. 2)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img2.jpg

- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

выборочное чтение

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

выборочное чтение

(статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

Согласны ли вы с ними ?(см. приложение-задание 2)

работа в группах

высказывание А. Григорьева и воспоминания П. Анненкова

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

- Где кульминация повести?

выборочное чтение

- Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог ему)

- К кому обращается Акакий Акакиевич ?

работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

http://festival.1september.ru/articles/501812/img3.jpg

- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию.

выборочное чтение

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?

просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

(см. приложение задание №3)

групповая работа

4. Обсуждение ответов детей

выступление первой второй, третьей группы

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

выступление четвертой группы

- Как вы понимаете авторскую позицию?

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ---Зачем же нужно это напоминание?

6. Итоги урока.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение задание №4)


Источники:

Интернет-ресурсы, учебник Русская литература 9 класс

Последующее чтение:

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно).

Попробуйте сравнить ваши первые впечатления после прочтения повести Н. В. Гоголя “Шинель” и впечатление, сложившееся после урока.

Рефлексия:



Краткосрочный план урока литературы и презентация по теме : Н. В. Гоголь "Шинель"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок построен по программе Кембриджа. Тема урока: Н.В.Гоголь "Шинель"

   Цель урока: познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;

·         проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;

·         учить анализу текста;

·         работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др.

·         развитие навыков монологической речи;

·         развитие навыков работы с критической литературой;

воспитание любви и уважения к личности человека.

Автор Джайлаубаева Жаннета Мырзахановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1665
Номер материала 48935
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓