Главная / Физика / Краткая самохарактеристика методической системы

Краткая самохарактеристика методической системы

«Развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения»



Самохарактеристика методической системы

Цели

Развивающая: развивать самостоятельность поисковой деятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения

Образовательная: формировать самостоятельную поисковую деятельность обучающихся на уроках физики и внеурочной учебной деятельности через технологию проблемного обучения и проектирование. Формирование ключевых компетентностей.

Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, коммуникабельность, толерантность, чувства гордости за свою школу, район, край, родину; способствовать культуре межличностного общения (умение слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы) вести диалог, формирование системы ценностных ориентации



Формы обучения

Традиционные формы. Уроки в форме - проблемно- поисковой беседы; уроки в форме научно-исследовательской лаборатории; самостоятельная работа учащихся над проектным замыслом; лабораторные работы, практические работы; уроки с межпредметной связью; зачёты; беседы, дискуссии.

Нетрадиционная форма обучения предполагает введение элементов, не использовавшихся ранее: компьютерные мультимедийные модели, урок решения задач с последующей компьютерной проверкой, урок- исследование, урок – компьютерная лабораторная работа; уроки-семинары; урок - проблемная лекция; визуальная. Одной из эффективных нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Внеклассные мероприятия по физике - научно-практические конференции; экскурсии, посещение выставок; факультативные занятия, занятия на элективных курсах и курсах по выбору; конкурсы.



Формы организации деятельности учащихся

Типы урока

  1. Изучение и закрепление нового материала

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.


фронтальные: в средних классах в форме рассказа-объяснения, сочетающегося с беседой и демонстрацией учебно-наглядных пособий, в старших - в форме лекции, включающей в себя элементы беседы, причем желательно проблемное изложение темы в единстве всех ее компонентов; фронтальный исследовательский эксперимент, решение проблемной задачи;

индивидуальные: самостоятельная поисковая деятельность, самостоятельная работа с учебником, творческие лабораторные работы, исследовательский эксперимент, решение проблемной задачи;

парные: физический практикум исследовательского характера постановка и проведение экспериментов, опытов.

При изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока.


  1. Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний. Применение знаний на практике для углубления и расширения, ранее усвоенных знаний; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.


Фронтальные: проблемно – поисковая беседа; семинар, экскурсия

Индивидуальные: самостоятельные работы (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений). Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Парные: лабораторные работы, лабораторные работы исследовательского характера

Групповые: проведение практических работ, лабораторных и работ-практикумов, класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.


  1. Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач - установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение. Для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов - четверти, полугодия и за весь год обучения. Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Фронтальные: проведение семинаров, конференций проблемных, поисковых, семинар- анализ; решение задач по всей теме, решение практических задач;

Индивидуальные: проблемные домашние задания (исследовательского характера, конструкторского характера - составить задачу, придумать конструкцию, внести усовершенствования, придумать практический способ решения задачи, придумать и выполнить опыт); применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу


  1. Комбинированный урок

Это наиболее распространенный тип урока. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный.


Фронтальные: фронтальный опрос- повторение и проверка знаний учащихся; проблемно- поисковая беседа (для введения в тему);

Индивидуальные: в качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии и т.д.); решение задач, написание рефератов, докладов; индивидуальное домашнее задание и инструктаж по его выполнению;

Групповые: проведение всевозможных наблюдений, экспериментов исследовательского характера


  1. Урок контроля

Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников. Установления уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.

Фронтальные: устный опрос, письменный опрос,

Индивидуальные: устный опрос, решения задач, контрольная и самостоятельная работа

Групповые: устный опрос, зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы


После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.


Методы обучения

Система общих методов проблемного обучения (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):

В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой виды изложения учебного материала учителем и виды организации им самостоятельной учебной деятельности обучающихся: монологическом; рассуждающем; диалогическом; эвристическом; исследовательском; частично- поисковом; методе программированных заданий. (Система бинарных методов - информационно-репродуктивный, информационно-эвристический и другие методы преподавания, и такие методы учения как слушание чтения учебника упражнения и так далее).



Метод монологического изложения. При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, даёт учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения – рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения. Первый вариант – создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

Метод диалогического изложения. Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий. Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.



Метод программированных заданий. Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.

Типы уроков

  1. Изучение и закрепление нового материал

Методы: монологический; рассуждающий; эвристический; диалогический; исследовательский; частично- поисковый


  1. Комплексное применение знаний

Методы: монологический; рассуждающий; диалогический; эвристический; исследовательской, метод программированных заданий; частично- поисковый

  1. Урок обобщения и систематизации знаний и умений

Методы: исследовательской, метод программированных заданий


  1. Комбинированный урок

Методы: монологический; рассуждающий; диалогический; эвристический; исследовательской, метод программированных заданий; частично- поисковый

  1. Урок контроля

Методы: монологический; исследовательский; метод программированных заданий



Педагогические технологии

Технология проблемного обучения.

Целью моей педагогической деятельности является развитие самостоятельности в познавательной деятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения

Формирование самостоятельности в познавательной деятельности и в применении знаний на практике достигается через использование технологии проблемного обучения. Данная технология является пропедевтикой, ориентированнной на достижение личностных, метапредметных (компетентности -- рефлексивная, технологическая, проектная, коммуникативная, социальная, информационная, и т. д.) и предметных результатов. Способствует формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Целью проблемного обучения, в отличие от традиционного, является усвоение не только результатов научного познания и системы знаний, но и поиск самого пути – процесса получения этих результатов. (У истоков этого метода стояли Мирза Исмаилович Махмутов, Инна Александровна Ильницкая, Алексей Михайлович Матюшкин и другие (Джавдат Валеевич Лернер, Исаак Яковлевич Вилькеев)

Технология проектной, исследовательской деятельности

При внедрении метода проектов на уроках физики, занятиях кружка и внеурочной деятельности как теоретической основы мною использовались методологические основания, изложенные в трудах О.В. Брыковой и Т.В. Громовой «Проектная деятельность в учебном процессе»; Н.А. Лымаревой «Проектная деятельность учащихся»; Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгиной и О.В. Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования», М.А. Ступницкой «Что такое учебный проект?».

Технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Организация проектных уроков, которые включают в себя или целиком состоят из работы над проектом.

Формы – самостоятельная работа учащихся над проектным замыслом; групповое обсуждение; консультации учащихся, лекции, беседы, дискуссии, уроки в форме научно-исследовательская лаборатория, научно-практические конференции, заседании научного общества учащихся, внеклассные мероприятия по физике, занятия кружка, участие в семинарах.


Система творческих заданий для самостоятельной работы обучающихся

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на уроках теоретического и практического циклов, практических занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с учителем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при выполнении индивидуальных заданий, при работе с проектами и т.д.

3. В библиотеке, дома, в образовательном учреждении при выполнении обучающимся учебных и творческих задач.

Авторская составляющая методической системы

Новизна опыта – организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроке физики через создание проблемных ситуаций; развитие самостоятельности обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроках; введение пропедевтического курса физики в 5, 6 классах.

Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).


Мною разработана рабочая программа пропедевтического курса «Физика. Естествознание» в 5-6х классах по 2 часа в неделю ежегодно, в котором на 70% -х уроков используются различные экспериментальные задания: фронтальный и индивидуальный эксперимент, домашний эксперимент, лабораторные работы. Работы выполняются как по готовой инструкции, так и по инструкциям продуманными самими обучающимися при решении различных проблем. Особый интерес вызывают у обучающихся задания, в которых необходимо использовать самодельное оборудование из подручного материала. В конце курса у многих учеников дома была собрана домашняя лаборатория.

Преемственность проблемного обучения физике я проследила на примере введения пропедевтического курса «Физика» 5-6 класс. В 5 классе интерес к предмету вырабатывался через решение проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.



Результативность


Мониторинг

Мои выпускники ежегодно сдают экзамен по физике в форме ЕГЭ. Успешная сдача экзамена обеспечивает поступление в ВУЗы, в которых физика является профильным предметом.

Учебный год

Количество сдававших, % от общего числа

Средний балл

Высший балл

Количество поступивших в ВУЗы

2010-2011

11 (23%)

46,18

69

100%

2011-2012

12 (32%)

46,25(выше областного)

62

100%

2012-2013

12 (38%)

48,67

79 (высший балл по городу)

100%

2013-2014





Свидетельством повышения интереса к предмету является увеличение участников олимпиад школьного и муниципального уровня.

Учебный год

Школьный уровень

Муниципальный уровень


Количество участников

Количество призёров и победителей

Количество участников

Количество призёров и победителей

2010-2011

28

6

5

1

2011-2012

30

8

6

1

2012-2013

33

8

8

2

2013-2014






Свидетельством повышения интереса к предмету является увеличение участников конкурса исследовательских работ «Физика вокруг нас» школьного и муниципального уровня

Учебный год

Школьный уровень

Муниципальный уровень


Количество участников, % от общего числа обучающихся школы

Количество призёров и победителей

Количество участников, % от общего числа участников конкурса

Количество призёров и победителей

2010-2011

18

5

5 (17%)

3

2011-2012

25

8

6 (26%)

6

2012-2013

30

10

7 (37%)

7

2013-2014








Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения учащихся, в процессе обучения физики в 9-х классах (т.е. в классах, где изучали пропедевтический курс)

Для работы по своей теме я провела анкетирование по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения учащихся, в процессе обучения физики в 9 классах (т.е. в классах, где был пропедевтический курс по данному предмету) и получила следующие результаты:

Тема

Класс

Интерес к изучению физики

80%

80%

  • желанием поступить в ВУЗ

50%

45%

  • изучают ее для познания физических явлений

30%

45%

  • желанием знать больше для получения специальности

40%

33%

Физика нравится более других предметов

49%

70%

Нравится ли наблюдать демонстрации, проводимые учителем

100%

100%

Нравится ли самостоятельно проводить опыты

100%

100%

Отдаёте ли предпочтение рассказу учителя

35%

39%

Испытываете ли трудности при самостоятельной работе

25%

30%



Из общего числа обучающихся 80% имеют явный интерес к изучению физики. Из них 50% в одном и 45% в другом классе с желанием поступит в ВУЗы. В 9б классе, где большинство составляют юноши (20 из 25), физика нравится более других предметов 70%. 100%м обучающихся нравится наблюдать эксперименты и выполнять их самостоятельно. 25% в одном классе и 30% в другом испытывают затруднения при выполнении самостоятельных работ.

Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения учащихся, в процессе обучения физике в 7 и 11 классах (т.е. в начале изучения и по окончанию изучения предмета)

Тема

Класс

7

11

Интерес к изучению физики

83%

30%

  • желанием поступить в ВУЗ

13%

20%

  • изучают ее для познания физических явлений

30%

4%

  • желанием знать больше для получения специальности

40%

6%

Физика нравится более других предметов

61%

50%

Нравится ли наблюдать демонстрации, проводимые учителем

74%

45%

Нравится ли самостоятельно проводить опыты

65%

45%

Отдаёте ли предпочтение рассказу учителя

50%

65%

Испытываете ли трудности при самостоятельной работе

74%

65%

Мною было проведено анкетирование по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения физике обучающихся 7 и 11 классов (т.е. в начале и по окончанию изучения предмета) и получены следующие результаты, представленные в таблице.

Из результатов анкетирования можно сделать вывод, о том, что за годы изучения физики устойчивый интерес к предмету остается только у тех обучающихся, которые выбрали этот предмет для поступления в ВУЗы, где он является профилирующим.

Интерес к физике в 7 классе больше, т.к. это новый предмет, где объясняются явления природы, которые можно наблюдать реально, где проводится множество занимательных опытов и лабораторных работ. При дальнейшем изучении физики происходит усложнение учебного материала, и обучающиеся определяют свое отношение к предмету более осознанно, учитывают свои возможности.



Краткая самохарактеристика методической системы
  • Физика
Описание:

Целью моей педагогической деятельности является развитие самостоятельности в познавательной деятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения

Формирование самостоятельности в познавательной деятельности и в применении знаний на практике достигается через использование технологии проблемного обучения. Данная технология является пропедевтикой, ориентированнной на достижение личностных, метапредметных (компетентности -- рефлексивная, технологическая, проектная, коммуникативная,  социальная, информационная, и т. д.)  и предметных результатов. Способствует  формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Автор Кузнецова Ирина Валериевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 405
Номер материала 10467
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓