Главная / Начальные классы / Краеведение как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности

Краеведение как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности

Утробина О.И.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г.Лысьва Пермский край

Краеведение как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- с любви

к своей семье, к своему жилищу, к своей

школе. Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему,

ко всему человечеству».

Д.Лихачев Слайд 2

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Последнее время в связи с введением новых образовательных стандартов появился интерес к интеграции. Учителя стремятся на практике освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.

«Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).

В своей педагогической работе разработала систему занятий краеведением на основе интеграции с окружающим миром, литературным чтением.

Слайд 3

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).

Разработала программу внеурочной деятельности. Программа является модифицированной, на основе пособия «Маленький пермяк» (Азбука краеведа), автором которой является Н.А.Князева- доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования. Программа рассчитана для учащихся 3-4 классов. Слайд 4

Цель моей программы: формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков, путем ознакомления

с природой , историческими и культурными достопримечательностями Пермского края, нашего города;

Задачи:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

- воспитывать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

- способствовать формированию умения применять полученные знания на практике.

На занятиях по краеведению осуществлялась работа по разделам:

Природа Прикамья. Население Прикамья. Промыслы и ремесла Пермского края. Народное искусство Пермского края. Экология Пермского края.

Замечательные люди Прикамья . Солдатская судьба. Применялись

продуктивные формы и методы ( исследовательская работа, метод проектов, экскурсии, посещение музея и библиотеки, работа с книгой, викторины, тестовые задания)

В урочной деятельности краеведение связала с литературным чтением и уроками окружающего мира. На уроках окружающего мира знакомились с природой, экономикой, экологией нашего края, города.

Целью уроков внеклассного чтения являлось ознакомление с творчеством пермских писателей. Разработала программу. Дети знакомились не только с биографией пермских писателей, но и изучали их произведения через парную работу с текстом. В данной работе учащиеся учились выделять главное, что является важным в современной технологии смыслового чтения.

После знакомства с творчеством В.И. Воробьева было организовано посещение центральной библиотеки, где дети смогли успешно показать свои знания о произведениях этого автора. После знакомства с творчеством А.Зеленина, в центральной библиотеке состоялась встреча с писателем. Продолжением уроков внеклассного чтения являлись участия в Астафьевских чтениях (слайд 5), на читательской конференции «Девчонки и мальчишки, знакомьтесь с пермской книжкой» (слайд 6). Свои знания в области краеведения учащиеся так же смогли применить на интеллектуальной игре «Мой Пермский край», где заняли 1 место, приняли участие в выставке рисунков «Мой пермский край», результативное участие в краевой олимпиаде «Города Прикамья» (слайд 7). Мои ученики разработали проект и создали «Книгу памяти класса», где рассказали о своих предках, участниках Великой Отечественной войны.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности приводит к повышению эффективности образовательного процесса. Изучая интегрировано родной край, учащиеся расширяют свой кругозор в области краеведения, учатся работать с литературой, выбирают главное, подбирают нужную информацию, формируются коммуникативные, информационные, познавательные компетентности.

Литература.

  1. Н.А.Князева Маленький пермяк.

  2. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.www.gumer.info/bibliotek_Buks



Краеведение как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности
  • Начальные классы
Описание:

   Обобщение опыта по теме: "Краеведение как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности". Краеведческая работа может осуществлятся не только во внеурочной деятельности, а именно через кружковую работу, но и на уроках, через уроки внеклассного чтения. На уроках внеклассного чтения учащиеся знакомятся не только с биографией писателя, но и анализируют его произведения.

   Развивать познавательные способности, формировать интерес к изучению родного края можно через кружковые занятия, где используются разнообразные формы и способы изучения материала (работа с книгой, экскурсии, исследвательская работа, проектная деятельность, задания интеллектуального характера).

Автор Утробина Ольга Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 878
Номер материала 45122
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓