Утробина
О.И.
Учитель
начальных классов
МБОУ
«СОШ №6»
г.Лысьва
Пермский край
Краеведение
как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности.
«Любовь к родному краю, родной
культуре,
родной речи начинается с малого- с любви
к
своей семье, к своему жилищу, к своей
школе.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит
в любовь к родной стране,
к
ее истории, прошлому и настоящему,
ко
всему человечеству».
Д.Лихачев
Слайд 2
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя
взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного
учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности
педагога и школьника. Последнее время в связи с
введением новых образовательных стандартов появился интерес к интеграции. Учителя
стремятся на практике освоить теорию и технологию интеграции школьного и
внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.
«Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой
влияний, которым она подвергается» (А.С.Макаренко).
В своей педагогической работе разработала систему занятий
краеведением на основе интеграции с окружающим миром, литературным чтением.
Слайд
3
Взаимодействие
урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных,
вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Разработала программу внеурочной деятельности. Программа является
модифицированной, на основе пособия «Маленький пермяк» (Азбука краеведа),
автором которой является Н.А.Князева- доцент, заведующая кафедрой педагогики
начального образования. Программа рассчитана для учащихся 3-4 классов. Слайд
4
Цель моей программы: формирование гражданского самосознания,
чувства гордости за достижения своих земляков, путем ознакомления
с
природой , историческими и культурными достопримечательностями Пермского
края, нашего города;
Задачи:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и
культурного развития общества;
-
воспитывать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего
края, его истории, культуре, природе;
-
способствовать формированию умения применять полученные знания на практике.
На занятиях по краеведению осуществлялась работа по разделам:
Природа
Прикамья. Население Прикамья. Промыслы и ремесла Пермского края. Народное
искусство Пермского края. Экология Пермского края.
Замечательные
люди Прикамья . Солдатская судьба. Применялись
продуктивные
формы и методы ( исследовательская работа, метод проектов, экскурсии, посещение
музея и библиотеки, работа с книгой, викторины, тестовые задания)
В урочной деятельности краеведение связала с литературным чтением и уроками
окружающего мира. На уроках окружающего мира знакомились с природой, экономикой,
экологией нашего края, города.
Целью уроков внеклассного чтения являлось ознакомление с творчеством пермских
писателей. Разработала программу. Дети знакомились не только с биографией пермских
писателей, но и изучали их произведения через парную работу с текстом. В
данной работе учащиеся учились выделять главное, что является важным в
современной технологии смыслового чтения.
После
знакомства с творчеством В.И. Воробьева было организовано посещение центральной
библиотеки, где дети смогли успешно показать свои знания о произведениях этого
автора. После знакомства с творчеством А.Зеленина, в центральной библиотеке
состоялась встреча с писателем. Продолжением уроков внеклассного чтения
являлись участия в Астафьевских чтениях (слайд 5), на читательской
конференции «Девчонки и мальчишки, знакомьтесь с пермской книжкой» (слайд 6).
Свои знания в области краеведения учащиеся так же смогли применить на интеллектуальной
игре «Мой Пермский край», где заняли 1 место, приняли участие в выставке
рисунков «Мой пермский край», результативное участие в краевой олимпиаде
«Города Прикамья» (слайд 7). Мои ученики разработали проект и создали «Книгу
памяти класса», где рассказали о своих предках, участниках Великой Отечественной
войны.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности приводит к повышению эффективности
образовательного процесса. Изучая интегрировано родной край, учащиеся
расширяют свой кругозор в области краеведения, учатся работать с литературой,
выбирают главное, подбирают нужную информацию, формируются коммуникативные,
информационные, познавательные компетентности.
Литература.
1.
Н.А.Князева Маленький пермяк.
2.
Казаренков В.И. Основы педагогики:
интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.www.gumer.info/bibliotek_Buks
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.