Главная / География / Краеведение 6 класс программа

Краеведение 6 класс программа

hello_html_m381f35de.gif 2.Учебно – методическая линия

1. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

2.Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 80 с.


3.Пояснительная записка.

1.Рабочая программа составлена на основе

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень.

-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30 августа 2013 года «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

- Концепции развития системы развития дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015);

- Программы Развития негосударственного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

- Образовательных программ негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- Положения о рабочей программе негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- Примерных рабочих программ по учебным предметам;

- Авторской рабочей программы по «Географическому краеведению Воронежской области» Немыкина А.Я. (для 6-7 классов общеобразовательных школ)

- Приказа Минобрнауки России от 05.09.2013 года №1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2013 №30213)

-Учебно – методической линии:

1. Немыкин А.Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А.Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

2.Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 80 с.

2.Образовательная программа адресована обучающимся 6 класса Средней общеобразовательной школы №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги». ОП предполагает удовлетворение познавательных запросов обучающихся и потребностей родителей в получении качественного образования.

3. Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической, исторической действительности. Необходимость в развитии интересов обучающихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания обучающихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа

4. Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности

5. Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география – одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания. 

6. Программа рассчитана на 2014-2015учебный год.

7.Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебника постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь, каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

8. Место предмета в базисном учебном плане

По рекомендации Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования Приказ №760 от 27 июля 2012 года, в учебный план средней общеобразовательной школы №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» из школьного компонента добавлен учебный курс «Краеведение» («Географическое краеведение») в объеме 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения – всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

-    познакомиться с наукой краеведение, выяснить её место в системе наук;

-   изучить особенности природы Воронежской области, выявить взаимосвязи между её компонентами; 

-  выяснить особенности заселения территории области, формирование ее современного населения; 

-    проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории области и возникающие при этом экологические проблемы;

-  оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные:

-     развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

-     воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Воронежской области;

-    укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, сборе краеведческих сведений, семейных архивов;

Задачи развивающие:

-   развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

-  научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Воронежской области;

-    развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

-   развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Данная примерная программа реализует требования, существующие в преподавании данного учебного предмета. Она составлена с учётом Концепции географического образования.

Краеведение формирует у школьников знание основ географического пространства на местном (локальном) уровне.Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Педагогический синтез землеведческих и региональных основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, преобразованию и изменению окружающей среды на основе идеи рационального, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своей Родины.

В данном курсе «Географического краеведения» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Воронежской области. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися.

 Личностным результатом обучения географическому краеведению в 6 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Воронежской области:

ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению.

гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

 – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

 – умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 – способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

 – умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

 – формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника:

 – осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

 – освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Воронежской области, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

 – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

 – использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

 – понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение Воронежской области» в 6-х классах являются следующие умения:

 – понимать роль различных источников краеведческой информации;

 – знать особенности природы, населения, хозяйства Воронежской области:

 – формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

 – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

 – определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

 – понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Воронежской области;

 – определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологическихпроблем;

 – оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Воронежской области;

находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Воронежской области;

 – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

работать со статистическими данными;

 – формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

 – использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Воронежской области.

 


Формы, методы, приемы работы при изучении предмета.

Формы работы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации, как обычные, так и компьютерные; практические работы; самостоятельные работы со справочной и дополнительной литературой.






































 4. Учебно - тематический план

Тема раздела и тема

Кол-во часов

Кол-во

контрольных


Кол-во

практических


Раздел1. Введение в краеведение 

6



Тема1. Что изучает краеведение

1



Тема2. Топонимика.

1


1

Тема3. Топонимы Воронежской области.

1



Тема4. Генеалогия.

1



Тема5. Геральдика

1



Тема6. Гербы городов

1



Раздел 2. Знакомство с Воронежской областью

2



Тема7.Воронежская область.

1


1

Тема8. История изучения Воронежской области

1



Раздел 3. Геологическая история и строение территории Воронежской области

5



Тема 9. Геологическая история Земли

1



Тема 10. Геологическая история Воронежской области.

1



Тема 11. Геологическое строение Воронежской области

1



Тема 12. Полезные ископаемые Воронежской области

1



Тема 13. Добыча полезных ископаемых и охрана природы.

1



Раздел4. Особенности природы Воронежской области



Рельеф -

21



6



Тема 14. Общие особенности рельефа Воронежской области.

1



Тема 15. Формы рельефа, образованные поверхностными водами

1



Тема 16. Формы рельефа, образованные подземными водами

1



Тема 17. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека.

1



Тема 18. Характеристика рельефа своего района (города) 

1


1

Тема 19. Антропогенное воздействие на рельеф

1



Климат

7



Тема 20. Погода и климат

1



 Тема 21. От чего зависит климат Воронежской области

1



Тема 22. Климат Воронежской области

1



Тема 23. Сезоны года

1



Тема 24. Климат и хозяйственная деятельность человека

1



Тема 25. Климат своего района.

1



Тема 26. Климат и человек

1


1

Внутренние воды

8



Тема 27. Реки Воронежской области.

1



Тема 28. Моя река

1


1

Тема 29. Озёра и болота Воронежской области

1



Тема 30. Искусственные водоёмы Воронежской области

1



Тема 31. Подземные воды Воронежской области

1



Тема 32. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области.

1



Тема 33. Поверхностные и подземные воды своего района (города).

1



Тема 34. Охрана водных ресурсов

1


1

Раздел 5. Экологические проблемы Воронежского края

1



Тема 35. Экологические проблемы Воронежской области

1


1

Итого

35


7



















5. Содержание учебного предмета.

 (35 часов)

Раздел 1. Введение в краеведение (6 часов).

 

Тема 1. Что изучает краеведение. Что изучает краеведение, краеведческие знания, история краеведения, разделы краеведения. 

Тема 2. Топонимика. Что такое топонимика, как появляются географические названия. 

Тема 3. Топонимы Воронежской области. Старинные топонимы, русские топонимы XVI-XIX вв., современные топонимы, топонимические легенды. 

Тема 4. Генеалогия. Генеалогия, родословное древо. 

Тема 5. Геральдика. Зачем нужен герб, герб России, герб Воронежской области.

Тема 6. Гербы городов Воронежской области, флаги.

 

Практические работы:

1.Выявление по дополнительным источникам географических знаний этапов исследования и изучения родного края

Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

понимать роль различных источников краеведческой информации;

Уметь:

определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.


Раздел 2. Знакомство с Воронежской областью (2 часа).

Тема 7. Воронежская область. Географическое положение Воронежской области, общие сведения о Воронежской области, формирование территории области.

Тема 8. История изучения Воронежской области. Первые сведения о нашем крае, изучение края в XVII-XVIII веках, ученые-исследователи Воронежского края.


Практические работы:

2.Изучение изображений своего края на картах, атласах, аэрофотоснимках.


Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

- историю возникновения области ,

 – оценивать особенности географического положения;

Уметь:

 – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

работать со статистическими данными;

 



Раздел 3. Геологическая история и строение территории Воронежской области (5 часов).


Тема 9. Геологическая история Земли. Как формировалась Земля, древнейшие организмы на Земле, флора и фауна палеозоя, флора и фауна мезозоя и кайнозоя.

Тема 10. Геологическая история Воронежской области. Изучение геологической истории: область в палеозое, область в мезозое и кайнозое.

Тема 11. Геологическое строение Воронежской области. Геологическое строение области, горные породы фундамента, горные породы осадочного слоя.

Тема 12. Полезные ископаемые Воронежской области. Что такое полезные ископаемые, полезные ископаемые Воронежской области.

Тема 13. Добыча полезных ископаемых и охрана природы.


Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

- Геологическая история и строение области,полезные ископаемые Воронежской области,

 – оценивать особенности

геологического строения области;

Уметь:

 – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

определять на карте местоположение объектов в Воронежской области;

работать со статистическими данными;

 

Раздел 4. Особенности природы Воронежской области (21 часов).


Рельеф (6часов)

Тема 14. Общие особенности рельефа Воронежской области. Формирование рельефа, рельеф Воронежской области, вертикальное движение поверхности.

Тема 15. Формы рельефа, образованные поверхностными водами. Формирование рельефа поверхностными водами, овраги, балки, речные долины.

Тема 16. Формы рельефа, образованные подземными водами. Рельеф и подземные воды, понятие о карсте, суффозия и оползни.

Тема 17. Формы рельефа, образованные ледником, ветром, деятельностью человека. Последствия оледенения, рельефообразующая сила ветра, формы рельефа, созданные человеком.

Тема 18. Характеристика рельефа своего района (города) 

Тема 19. Антропогенное воздействие на рельеф


Климат (7 часов).


 Тема 20. Погода и климат. Что такое погода, климат.

Тема 21. От чего зависит климат Воронежской области. Влияние на климат географического положения, движение воздушных масс, влияние океанов на климат, влияние рельефа на климат, другие факторы. 

Тема 22. Климат Воронежской области. Поступление солнечной энергии, температура воздуха, выпадение осадков, направление и скорость ветра

Тема 23. Сезоны года. Зима, весна, лето, осень в Воронежской области.

Тема 24. Климат и хозяйственная деятельность человека. Зависимость сельского хозяйства от климата, зависимость строительства и транспорта от климата, перспективы использования климатических ресурсов

Тема 25. Климат своего района.

Тема 26. Климат и человек

 

Внутренние воды (8 часов).

Тема 27. Реки Воронежской области. Основные сведения о реках Воронежской области, питание и режим рек, главные реки области, значение рек. 

Тема 28. Моя река. 

Тема 29. Озёра и болота Воронежской области. Происхождение озер, озера Воронежской области, болота.

Тема 30. Искусственные водоёмы Воронежской области. Зачем строят искусственные водоемы, водохранилища, пруды и водохранилища Воронежской области, Воронежское водохранилище.

Тема 31. Подземные воды Воронежской области. Подземные воды, выход подземных вод на поверхность, минеральные воды Воронежской области, ограниченность ресурсов подземных вод.

Тема 32. Значение и охрана внутренних вод Воронежской области. Значение природных вод, состояние подземных вод области, состояние поверхностных вод области.

Тема 33. Поверхностные и подземные воды своего района (города).

Тема 34. Охрана водных ресурсов


Практические работы:

3. Изучение форм поверхности, характера залегания пород своего края.

4. Описание погоды за день, месяц для своей местности

5. Характеристика одной из рек своей местности.

6. Ознакомление с водами, их использованием и охраной в своей местности.


Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

- иметь представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России;

 – особенности природы Воронежской области:

 – определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

 – понимать связь между географическим положением, природными условиями и ресурсами Воронежской области;

 – определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

Уметь:

 – использовать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

 – использовать карты для получения краеведческой информации.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.



Раздел 5. Экологические проблемы Воронежского края ( 1час)

 

Тема 35. Экологические проблемы Воронежской области. Экологические состояние атмосферы, поверхностных и подземных вод в Воронежской области.

Практические работы:

7.Описание изменений природы в зависимости от хозяйственной деятельности человека.

Обобщение требований к знаниям и умениям обучающихся:

Знать/понимать:

 – понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами Воронежской области и экологическим состоянием окружающей среды;

приводить примеры решения экологических проблем в Воронежской области;

Уметь:

 – использовать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных экологических проблем;

формулировать причины изменений природы, происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов; 























6.Формы контроля и виды контроля:

вводный, промежуточный, итоговый, срезовый; беседа, фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа; контрольная работа; тест; работа по карточкам; самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме; самоконтроль по образцу; подготовка творческих работ; презентация работ учащихся.

 

7. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:

 - основные особенности топонимов Воронежской области, что такое геральдика и генеалогия;

 - особенности географического положения области, историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области;

 - геологическое строение и рельеф территории области, основные виды полезных ископаемых, добываемых здесь;

 - виды внутренних вод области, крупнейшие реки;

 - особенности климата Воронежской области;

 - главные виды почв, встречающихся в области;

 - особенности фауны и флоры;

 - особенности современного населения области и его формирования;

 - главные черты экономики Воронежской области;

 - экологические проблемы, проявляющиеся на территории области;

 - крупные города и основные достопримечательности области.

Уметь:

 - использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

 - уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь с заселением области, особенностями ее хозяйства.

Владеть:

 - методами получения краеведческих знаний;

 - приемами работы с географическими картами.


8. Система оценивания

Инструментарий для оценивания результатов


Источники информации:

- деятельность учащихся;

- статистические данные;

- работы учащихся;

- результаты тестирования.


Методы:

- наблюдения;

- открытый ответ;

- выбор ответа;

- краткий ответ;

- оценивание процесса выполнения:

1)контрольных, проверочных, практических работ, тестирования;

2)проектов, творческих заданий;

3) рефератов, докладов.

Критерии:

- разумность способов оценки;

- точность оценки;

- умение проверить данную оценку;

- участие в обсуждении

- правильность и обоснованность ответа.




Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.





Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по краеведению.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно, без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более балл).

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений на плане местности и географической карте;

2) незнание наименований единиц измерения (давления, температуры воздуха, осадков, глубин, силы ветра, скорость течения реки);

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить и провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.


К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора;

3) ошибки в условных обозначениях на плане местности и географической карте; неточность графика (например, график температур) и др.;

5) недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.


Недочетами являются:

1) нерациональные приемы выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях (арифметические - кроме математики);

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;








9.Информационное сопровождение и минимальный набор оборудования, необходимого при изучении учебного предмета, включая библиотечный фонд

Учебно-методические пособия для учащихся. 

  1. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

  2. Немыкин А. Я. Рабочая тетрадь по географическому краеведению Воронежской области. 6 класс / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 80 с.

Учебно-методическая поддержка курса.

Интернет сайт поддержки курса «Географическое краеведение Воронежской области» –www.край36.рф

http://afisha.yandex.ru/vrn/events/655092/

http://priroda36.ru/kraevedenie.html

http://pedsovet.su/load/106-1-0-35253

http://www.patriotvrn.ru/files/Perspektiva%20razvitiya%20kraevedeniya.pdf

10. Список литературы

Основной:

  1. Немыкин, А. Я. Географическое краеведение Воронежской области. 6 класс. Учебно- методическое пособие / А. Я. Немыкин. – Воронеж, 2014. – 96 с.

  2. Краеведение: пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова,

В.А. Крушова, В.К. Лукьянова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987.

  1. Миликов Ф.Н. География Воронежской области / Ф.Н. Миликов, В.Б. Михно, Ю.В. Поросенков. – 1994.

  2. Нестеров Ю.А. География Воронежской области / Ю.А. Нестеров, В.В. Подколзин, З.В. Пономарева, В.Н. Сушков. – 2002.

  3. России Черноземный край. – Воронеж, 2000.

  4. Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный / Г.Б. Рыбин. – Воронеж, 1985.

  5. Топонимические предания Воронежской области / сост. Е.А. Орлова. – Воронеж, 2004.

Дополнительный:

1Блаженов В.А. География России / В.А. Блаженов, Т.М. Худякова. – 2000.Троицкий Н.В. Сады и парки старого Воронежа / Н.В. Троицкий // Истоки: (Портреты, очерки, этюды.) – Воронеж, 1981.

2. Воронежская область. 60 лет нашей Победы. Цифры и факты. – Воронеж, 2005.

3. Воронеж – колыбель Российского военно-морского флота : тез.докл и собщ. республ. научн. конф., посв. 300-летию русского военно-морского флота. 16–18 мая 1996 г. – Воронеж, 1996.

4. Воронеж в документах и материалах. – Воронеж, 1987.

5.Воронежская историко-культурная энциклопедия. –

Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.

6.Корниенко Н.Г. Волшебный фонарь воспоминаний / Н.Г. Корниенко. –

Воронеж, 2000.

7.Миликов Ф.Н. География Воронежской области / Ф.Н. Миликов,

В.Б. Михно, Ю.В. Поросенков. – 1994.

8.Нестеров Ю.А. География Воронежской области / Ю.А. Нестеров,

В.В. Подколзин, З.В. Пономарева, В.Н. Сушков. – 2007






11. Условные обозначения


  1. УУЗ – урок усвоения новых знаний учащихся

  2. УЗМ - урок закрепления изучаемого материала

  3. УП - урок повторения

  4. УС и О – урок систематизации и обобщения нового материала

  5. УП и ОЗ – урок проверки и оценки знаний

  6. УЛ - урок лекция

  7. КУ – комбинированный урок

  8. Вопр. – вопрос

  9. Стр. – страница

  10. Р.т. – рабочая тетрадь

  11. Гео - географический







12. Приложения к программе

Основные понятия курса:

Краеведение,топонимы,геральдика.Геологическая история,

полезные ископаемые, рельеф.

Солнечной энергии, сезоны года.

Реки. Озёра и болота. Искусственные водоёмы, охрана внутренних вод. Экологические проблемы.

Природные комплексы


Темы проектов:

« Выдающие личности Воронежской области»


Темы творческих работ:

  1. Современники о творчестве воронежских писателей.

  2. Стихи воронежских поэтов в песенном творчестве.

  3. Произведения воронежских писателей в театре, кино и живописи.











Практические работы:

1.Выявление по дополнительным источникам географических знаний этапов исследования и изучения родного края.

2.Изучение изображений своего края на картах, атласах, аэрофотоснимках.

3.Изучение форм поверхности, характера залегания пород своего края.

4. Описание погоды за день, месяц для своей местности

5. Ознакомление с водами, их использованием и охраной в своей местности.

6. Характеристика одной из рек своей местности.

7.Описание изменений природы в зависимости от хозяйственной деятельности человека.



























Проверочные работы «Природа и население Воронежской области »

Тема: ФГП Воронежской области.

Воронежская область находится почти в центре Восточно-европейской

Равнины и достаточно далеко расположено море. Она входит в состав центрального Черноземья.

ФГП Воронежского края менялась неоднократно по разнымпричинам.

Пользуясь картами атласа Воронежской области на стр. 6-7 и справочными

1. Как называется административный центр Воронежского края, определите его географические координаты?

2. Какова площадь области ? Площади каких государств она превышает ?

3. На сколько Воронежская область удалена от экватора, гринвичского меридиана?

  1. Какова наибольшая протяженность области с севера на юг и с запада на восток ?

  2. Определите граничные территории на юго-востоке, западе, севере, на севере- востоке?

6. Определите расстояние от Воронежской области до ближайшего моря.

7. Сделайте вывод о выгодности географического положения.


Тема: Рельеф Воронежской области.


Около 800 тыс. лет назад территория Воронежской области была покрыта мощным слоем льда.

В этот период бродили мамонты, шерстяные носороги, большерогие олени.

Этаэпоха закончилась лишь 15тыс. лет назад. Произошло потепление и

сформировался современный рельеф.

1.Какой же рельеф в нашем крае сегодня: горный или равнинный? Перечислите его формы и назовите их.

2. Как они образовались?

3.Почему в Воронежской области нет землетрясений и вулканов?

4.Возможны ли эти явления в будущем?

5.Назовите мелкие формы рельефа? Как они образовались?

6.Как влияют овраги на хозяйственную деятельность людей? Какие меры борьбы с ними можете предложить вы?



Отвечая на вопросы, используйте атлас Воронежской области на стр. 8.12,13.












































Тема: Климатические условия.

Климатические условия в Воронежском крае менялись неоднократно. Когда-то в нашей местности был теплый и влажный климат, который впоследствии сменился длительной эпохой льда и холода.

1.А как называется климат сейчас?

2.Докажите это, указав:

а) воздушные массы по сезонам, когда, какую погоду они приносят? ;

б) господствующие ветры;

в) количество осадков, когда выпадает больше в течение года? ;

г) среднегодовые температуры в г. Воронежа и Воронежской области; отличаются ли они, почему?

в) постройте температурный график для г. Воронежа и Воронежской области; отличаются ли они, почему?

е) как влияет климат области на хозяйственную деятельность людей?

Многолетние среднемесячные температуры в г.Воронеже и Воронежской области.


месяц

Средне

годов.

темп.

Годовая

амплит

уда

я

ф

м

а

м

ин

ил

а

с

0

Н

д







г. Воронеж

-10

-12

-9

-7

+11

+15

+20

+15

+9

+6

+3

-8



Воронежская обл.

-9

-10

-8

-6

+12

+16

+21

+16

+10

+7

+4

-7



Осадки (в мм)


Месяцы

Годовое кол-во (в мм)

я

ф

м

а

м

ин

ил

а

с

0

н

д




г. Воронеж

Воронежская обл.

обл.

25

40

30

42

28

84

50

41

43

40

42

35




Тема: Водные ресурсы.



Водные ресурсы области представлены водами рек, болот, озер и подземных

источников.

Болота - редкий тип ландшафта, но играют важную роль, не давая рекам

иссякнуть в засушливое лето.

Подземные воды обнаруживаются на глубине 5-10 м. Запасы их невелики,

качество невысокое. И крупные населенные пункты испытывают ее острый

дефицит.

  1. Почему ухудшается качество воды в нашем крае.

  1. Решая экологическую задачу, докажите, что вопрос экономии воды доступен каждому гражданину: при вытекании воды из кранов в виде капель теряется до 60 л в сутки, а в виде струи толщиной в иголку - 500 л. Определите потери воды при условии неисправности двух кранов в неделю.

  2. В нашей области 2.220 озер. Как они образовались, где расположены?Основная масса поверхностных вод области сосредоточена в реках. Их в нашем крае - 223 . Крупнейшая река - Дон, пересекает его с севера на юг.

  1. Как в древности называли «Дон», что означает сейчас само это слово?

  2. Определите питание и водный режим реки Дон.

  3. Как используется эта река человеком.


Тема: Природные комплексы.



Воронежская область расположена в двух крупных природных комплексах: лесостепи и степи, которые под влиянием хозяйственный деятельности человека сильно изменены. Леса занимают только 10% территории края.

Вопросы.

  1. Определите географическое положение лесостепи и степи. Сравните их площади.

  2. Назовите представителей растительного и животного мира этих природных комплексов.

  3. Какая древесная порода считается в Воронежской области самой распространенной?

  4. А какая из пород по распространению занимает второе место?

  5. Назовите крупные дубравы и боры Воронежского края, где они находятся, знамениты?

  6. Почему необходимо охранять природные комплексы?

  7. Перечислите растения кживотные, занесенные в Красную книгу, растущие в нашем крае?

  8. Есть ли у нас заповедные территории, как называются, где расположены, что они охраняют?

Тема: Экологические проблемы.

Воронежская область одна из населенных территорий Российской Федерации и сильно изменена в результате хозяйственной деятельности, что не могло не привести к ряду экологических проблем, поставивших наш край в группу экологически опасных районов.

Проблема питьевой воды.

  1. Откуда берут питьевую воду? Каковы ее запасы, качество?

  2. Как можно дома подготовить воду к потреблению?

  1. Решая задачу, убедитесь в необходимости экономии пресной воды. Подсчитайте: какой объем воды потребуется нашему городу с населением 903 тыс. жителей для разбавления сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет около 0,6 млн. м куб.. Перед сбросом в водоемы стоки должны быть разбавлены в двадцатикратном объеме чистой воды.

Энергетическая проблема.

  1. Есть ли в нашем крае природные ресурсы, которые можно использовать для получения энергии.

  2. Какое топливо используется с этой целью в Воронежской области?

  3. Как это сказывается на состоянии окружающей среды?

  4. Почему предприятия города работают в определенном энергетическом режиме?

  5. Через сколько лет область и город будут испытывать острую нужду в энергии?

  6. Решая задачу, убедитесь в продлении этого срока: на выработку одного кВт.ч. энергии расходуется 326 грамм каменного угля. В среднем человек за год расходует около 302 кВт.ч. электроэнергии. В Воронеже проживает 903 тыс. человек. Сколько угля можно сберечь, если каждый житель сэкономит электроэнергию хотя бы на 1%?

Загрязнение почвы бытовыми отходами.

  1. Какие бытовые отходы попадают в почву?

  2. Почему это опасно?

  3. Как это сказывается на наших почвах?

  4. Какие бытовые отходы наиболее распространены?

  5. Можно ли их утилизовать?

  1. Решая задачу, докажите, что можно решить сразу две проблемы: одна тонкая тетрадь весит 45г. За год учащемуся 6-9 классов надо примерно 100 тетрадей. 60кг макулатуры сохраняют одно столетнее дерево. Сколько таких деревьев сохранила бы наша школа, если бы все исписанные тетради сдавали в макулатуру?

Население Воронежской области.

Территория Воронежской области имеет длительный период заселения. Используя страницы 45-48 атласа, проследите, как менялись границы нашего края.

При помощи атласа на странице 7 ответьте на вопросы:

  1. Когда была образована Воронежская область?

  2. Сколько районов, городов входит в её состав?

  3. Перечислите некоторые районы и крупные города (найдите их на карте)

  4. Воронежская область занимает 22 место в России по численности населения.

Определите число жителей в нашем крае, в городе Воронеже.

  1. Расскажите, что вам известно о хозяйственной деятельности населения в нашем крае.

  2. Какие промышленные предприятия есть в городе Воронеже, в Ленинском районе?

  3. Что они производят?

  4. Какая продукция сделала наш край известным в России?

  5. Какие известные вам люди прославили нашу Воронежскую землю? Чем они знамениты?


Краеведение 6 класс программа
  • География
Описание:

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической, исторической действительности. Необходимость в развитии интересов обучающихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания обучающихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.

Автор Варава Татьяна Константиновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 4732
Номер материала 53355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓