ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В
четырёхлетней начальной школе существует образовательный компонент базисного
плана «Познание мира», который интегрирует знания о человеке, природе и
обществе. Он состоит из двух областей - естествознание и обществоведение. В
соответствии с базисным учебным планом образовательный компонент «Познание
мира» представлен в виде интегрированного курса с 1 по 4 классы (2 часа в
неделю).
Данная
ниже программа позволяет не только расширить знания учащихся, но и помогает
подготовить учащихся к изучению исторических дисциплин и географии в среднем и
старшем звене. Программа предполагает ввести курс в качестве ученического
компонента учебного плана (факультативные занятия, дополнительное образование)
-1-4 классы - 1 час в неделю.
Программа
составлена на основе программы, созданной российскими педагогами Саплиными и
адаптирована на местном краеведческом материале. Особенность программы
заключена в использовании инновационных подходов в преподавании предмета:
применение элементов развивающего обучении и валеологизации учебного процесса.
Программа
позволяет наиболее полно и углубленно рассматривать темы и решать поставленные
задачи, усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, как в
природоведческих дисциплинах, так и в обществоведении.
Образовательная
область «Краеведение» в начальных классах должно включать в себя исторический,
обществоведческий и страноведческий материал. Дети получают знания о ближайшем
социальном окружении детей - семье, родных и близких, родном городе. Далее
даются представления об истории (краеведение является пропедевтическим курсом
истории), историческом времени и пространстве, исторических источниках. Они
погружаются в мир истории Отечества и родного края через представление об
образе жизни людей в разные времена (в исторические эпохи, описание памятников
культуры, рассказы о конкретных событиях и их участниках). Краеведение даёт
представление о жизни от далёкого прошлого к недавнему прошлому. Кроме того, у
детей формируются представления о современном Казахстане (территории и
национальном составе, хозяйстве и государственном устройстве, законах и правах
ребёнка и др.) и окружающем мире (странах - соседях Казахстана, их жизни и
быте, взаимоотношениях людей в мире). Ведущая роль отводиться краеведению как
целостному взгляду на окружающий мир.
Содержание
программы «Краеведение» способствует формированию у младших школьников
представлений о родной стране, её законах, государственной символике и
праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного
мира. Предусматривает предварительное (пропедевтическое) знакомство учащихся с
далёким и недавнем прошлым родной страны и края (историческими событиями,
достижениями культуры, бытом наших предков).
Краеведческий
материал формирует у детей интерес к прошлому и настоящему родной страны;
способствует воспитанию любви к Отечеству и родному краю, уважения к истории и
культуре народов Казахстана; оказывает нравственное воздействие на личность
ребёнка, способствует расширению её социального опыта, осознанию себя частью
своей страны.
При
изучении краеведческого материала младшие школьники учатся ориентироваться в
пространстве и во времени, так как любой исторический факт связан с
определённым временем и местом его совершения. Это помогает детям представить
жизнь людей в далёком прошлом, выходящим за рамки его жизненного опыта,
способствует развитию мышления школьников.
Разработаны
и требования к уровню подготовки обучающихся по краеведению. Они отражают
уровень минимального содержания образования. Дети должны уметь воспроизводить
знания, в том числе назвать
-
Основной Закон страны;
-
Народы, населяющие
Казахстан. Перечислять:
-
права ребёнка.
Применять
знания, различать и сравнивать:
-
элементарные этические и
эстетические понятия (добро-зло, трудолюбие
-
леность, красиво - некрасиво);
-
государственную символику
современного Казахстана. Приводить примеры:
-
исторических и культурных
памятников страны;
-
достопримечательностей
родного края;
-
государственных и
профессиональных праздников и памятных дат РК. Решать учебные и практические
задачи:
-
определять
последовательность исторических событий (раньше, позже);
-
соотносить год с веком;
-
показывать на исторической
и современной картах Казахстана территорию государства, крупные города, места
исторических событий;
-
рассказывать о родной
стране, её столице;
-
рассказывать о наиболее
важных событиях в истории Отечества.
На
основании выше изложенного предлагаю программный материал по краеведению,
представленный в виде 13 тем и примерное тематическое планирование из расчёта 1
час в неделю.
Требования
к знаниям и умениям учащихся к концу изучения курса «Краеведение» в начальной
школе. Знать:
-
основные исторические
термины;
-
свою родословную;
-
историю школы, города;
-
основные события в жизни
государства;
-
о вкладе людей культуры,
науки и искусства в прославление Казахстана;
-
Историю возникновения
государственной символики и валюты РК;
-
Основные архитектурные
памятники мирового значения и РК;
-
Культуру и обычаи народов
проживающих на территории РК;
-
Историю возникновения
календаря и современного летоисчисления; Всенародные праздники;
-
основные законы, права
ребёнка;
-
достопримечательности
родного края;
Уметь:
-
определять
последовательность исторических событий (раньше, позже);
-
соотносить год с веком;
-
показывать на исторической
и современной картах территорию государства, крупные города, места исторических
событий;
-
рассказывать о Родной
стране, её столице;
-
рассказывать о наиболее
важных событиях в истории Отечества.
Программа
предназначена для учителей начальных классов работающих в общеобразовательных и
гимназических классах. Также возможно применение во внеклассной работе и при
проведении часов социального развития.
Содержание курса.
Тема №1. Введение в предмет
Что
изучает краеведение. Что такое Родина, обозначение слова «Отечество». Что
изучает история Родины. Объяснение, что история родного края, его семьи - часть
истории Родины, Отечества. Она, как история страны, изучает прошлое: события,
которые происходили на территории родного края, жизнь людей, населяющих его.
История отражена в названии родного города, именах и фамилиях учащихся.
Рассказывается детям, что наследие наших предков не утрачивает своего значения.
Прошлое, настоящее, будущее тесно связаны друг с другом. Раскройте им важную
мысль, что изучение родного края - это интереснейший процесс познания себя и
своих предков. Помочь детям понять, какие глубокие корни имеет наша реальная
жизнь. Незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Тема
«Введение» позволяет создать у учеников определённый настрой путешествия во
времени. Познакомить с процессом возникновения истории как науки (Геродот). Как
люди узнают о прошлом. Исторические источники. Исторические науки: археология,
палеография - письменность, нумизматика - монеты, метрология - единицы
измерения времени, геральдика - гербы и символы, вексилология - наука о флагах,
этнография - быт народов.
Тема №2. Счёт лет в истории.
Первые
представления об историческом времени, познакомить с понятием «лента времени»;
единицами измерения времени; разными системами отсчёта времени; применением
римских цифр для обозначения веков. Научить определять последовательность
событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Понятия и истории
возникновения календаря, дня и часа, недели, месяца и года. Почему так назвали
дни недели и месяцы. Христианская эра, Счёт времени в Древней Руси и
Казахстане. Казахские названия месяцев.
Тема №3. Моя
родословная.
У меня
есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки.
Родословное древо. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи?
Нужно ли знать свою родословную? Практическое значение родословных в прошлом.
Генеалогия. Возраст «мушел» - двенадцатилетний цикл жизни по-казахски.
Тема №4. Я и моё имя.
Что
означают наши имена? Что такое отчество и фамилия? Как родители выбирают имя
своему ребёнку? Имя и Ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имён.
Откуда к нам пришли наши имена? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии
о прошлом? «Говорящие» фамилии. Имя и прозвище.
Тема №5. История на
карте.
Историческая
и географическая карты. Особенности и условные знаки исторических карт. Чтение
карты, определение местоположения исторических действий.
Административно-территориальное деление РК. Тема №6. Название моего города.
В каком
городе, стране ты живёшь? Понятие города, страны. Столица. Что означают и как
образуются географические названия? Географические названия - свидетели
прошлого. Что означает название моего города? Названия улиц рассказывают о
прошлом. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения
национальных традиций. Мой город - юбиляр. По улицам моего города Происхождение
названия улиц моего города. Поселение Кент возле Каракаралинска, памятники
бронзового века.
Тема №7 История в архитектурных памятниках.
История
жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры.
Материал для строительства. Приметы градостроительства: древние Афины,
средневековые города. От примитивного жилища до современного
градостроительства. Древние города Казахстана: Туркестан, Отрар и др. Столицы
Казахстана: Суяб, Испиджаб (Сайрам), Отырар (Фараб), Жанкент, Имакия, Сыгнак,
Туркестан, Оренбург, Кызыл-Орда, Алматы, Астана. Юрта - переносное жилище
кочевников. Семь чудес света.
Тема №8. История вещей.
Как вещи
могут рассказать о своих хозяевах: о занятиях, интересах и вкусах? Связь вещей
с потребностями эпохи. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой
древности. Новые вещи, предметы, появившиеся в связи с прогрессом техники
(лифт, телефон, компьютер и ДР-)
Казахская
домашняя утварь. Домашняя мебель, хранение и перевоз вещей, вещи, придающие
красоту и колорит убранству жилища. Кто придумал фарфор. Из истории: шкафа,
стола, телефона.
Тема №9. Одежда в разные времена.
Роль
одежды в жизни человека. История одежды. Как по одежде определить эпоху, в
которой жил человек, его положение в обществе? Занимательные страницы истории
одежды (из истории сарафана, сапог, брюк, перчаток, шляп). Казахская
национальная одежда. Казахские ювелирные изделия.
Национальная
одежда народов, проживающих на территории Казахстана. Головные уборы, женская и
мужская одежда, обувь.
Тема №10. История в символах и знаках.
Как и
почему возникли деньги? Герб - язык эпохи. Герб города, страны. История флага.
Казахстанский флаг.
Тема №11. История письменности.
Как
писали люди в древности. Предметное письмо, письмо рисунками, иероглифы.
Создание алфавита. Школа в древности. Материал для письма
-
камень, глина, папирус,
пергамент, береста. Изобретение и технология изготовления бумаги. История
создания книги. Государственный язык РК.
Тема №12. Основы государственности.
Древние
Тюркские письмена (Арии и туры, Саки, учуни, Канпои, Гунны) и казахские ханы.
Легендарные места Казахстана. Органы государственного управления, народы
Казахстана. Законы, помогающие нам жить: Всеобщая декларация прав человека
(гнёт народа - Карлаг), конвенция о правах ребёнка, о защите окружающей среды,
Конституция РК. Вооружённые силы РК (от сарбазов до гвардейцев).
Тема №13. Жизнь замечательных людей
О вкладе в развитие республики великих людей науки,
культуры и искусства.
Поэты и писатели. Учёные.
Тема №14. Праздничные дни. Профессиональные праздники
и памятные дни в Республике Казахстан.
1-2
января - Новый год
8
марта - Международный
женский день 22 марта - Наурыз Мейрамы
1
мая - Праздник единства
народов Казахстана 7 мая (1992) - День защитников Отечества
9
мая - День Победы
31 мая -
День памяти жертв политических репрессий
4 июня
1992 г. - День рождения государственной символики РК
28 июня -
День печати
13
августа - День спорта
30
августа - День Конституции РК
1
сентября - День знаний
22
сентября - День языков народов РК
25
октября (1990) - День Республики (Принятие Верховным Советом КазССР Декларации
о государственном суверенитете Казахстана)
15
ноября - День национальной
валюты
16
декабря - День
независимости
1 декабря
1991 - избрание Н.Назарбаева Президентом страны на всенародных выборах и т.д.
Список
литературы:
A)
. Для
пользователя:
1.
1. Абдакаримов А. «История
Казахстана».- Астана, 1999
2.
Е.В.Саплина, А.И.Саплин
«Введение в историю». М., «Дрофа» 1997 г
3.
Серия «Сен бшесш бе»?
А.Токтабаев. ТОО «Аруна Ltd» 2002.
4.
Успенский JI.B. «Ты и твоё имя». Волгоград, 1994
5.
Ильин М.А. Вещи
рассказывают. М., 1989
6.
Жунусога К. Аимагамбетова
К., Нурахметов Н. «Познание мира». Алматы «Атамура» 1997
7.
Абдакимав А. История
Казахстана. Астана 1999
8.
Гиттис И.В. Начальное
обучение истории. - Д., 1940
9.
Плишаков А.А.
«Природоведение», М., «Просвещение» 1991
10.
Хрипкова А.Г.
«Е/стествознание» М., «Просвещение» 1991
11.
Волина В.В., Маклаков К.В.
«Естествознание», АРД ЛТД 1998
B)
. Для учеников:
1.
Саплина Е. В. Саплин А.И.
« Тетрадь для творческих заданий».
2.
Жунусова К., Аимагамбетова
К.,Нурахметов Н. «Познание мира» Алматы,1999г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.