Инфоурок География Другие методич. материалыКраеведческий турнир "Старинный город мой прекрасен"

Краеведческий турнир "Старинный город мой прекрасен"

Скачать материал

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краеведческий турнир

«Старинный город мой прекрасен»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

обществоведческих  дисциплин

НЕЗАМАЕВА В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

Цель турнира: воспитание патриотизма, гордости за свою малую родину и чувства гражданственности.

Задачи:

1.     Способствовать формированию у студентов уважения к историко-культурному наследию родного края, духовно-нравственным ценностям.

2.     Развивать навыки научно-исследовательской работы, творческие способности студентов.

3.     Воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края.

Оформление:

         - герб города Городца;

         - фотовыставка «Наше наследие»;

         - конкурс рисунков «Город древний, город славный».

Участники: две команды по 7 человек.

Зрители: студенты и преподаватели колледжа.

Домашнее задание команд: выбрать капитана, придумать название командам, инсценировать одну из легенд о Городце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДУЩИЙ 1: стихотворение Ю.Адрианова «Поклон Городцу»:

Город, град-самородок

Души счастьем зажег.

Он выходит как отрок

На крутой бережок.

Малый Китеж, Радилов,

А теперь Городец

Славен доброю силой,

Красотою сердец.

Светом былей и сказок,

Свежим взлетом ветров

И созвездием красок

Молодых мастеров.

Все столетия грозно,

Сквозь невзгоду и мглу,

Прошумели, как сосны,

На старинном валу.

Для отечества был он

То боец, то купец, -

Малый Китеж, Радилов,

Волги сын – Городец.

ПУТЕШЕСТВЕННИК: Здравствуйте, люди добрые! Путешествую я на корабле по Волге, главной из дорог Нижегородского края. Решил посмотреть и древний город Городец, который удивил меня своей красотой живописных гор, золотыми куполами православных храмов, добротными домами и купеческими усадьбами. Нужен мне хороший путеводитель по Городцу, что есть в нем замечательного – хочу узнать.

ВЕДУЩИЙ 2: Добро пожаловать, милости просим. Мы приглашаем Вас отправиться в историческое путешествие на нашем корабле по реке времени. То, что мы увидим с его палубы, не будет мелькать. Но, к сожалению, оно будет нередко в легкой дымке… Ко всему, что нас заинтересует, мы сможем подойти поближе. Хорошим путеводителем будут истинные знатоки родного края – две команды, участники краеведческого турнира.

 

Команды занимают свои места, приветствуют участников турнира.

 

ВЕДУЩИЙ 1: Невелик наш город, да и историей своей знаменит. По легенде, он основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Впервые Городец упоминается в Лаврентьевской летописи в 1172 году как уже существующий город-крепость на северо-восточных рубежах Владимиро-Суздальского княжества.

image005ВЕДУЩИЙ 2: В легендах младшим братом Китежа называют Городец. Сложная судьба досталась нашему городу. Неоднократно сжигали его дотла иноземцы, но каждый раз он возрождался вновь. Первым предметом любопытства для гостей Городца является насыпной земляной вал, поросший вековыми соснами. Своей обширностью он доказывает минувшую значимость Городца и напоминает нам о трудных временах становления Русского государства.

         Задание команде 1. Когда было создано укрепление в виде земляного вала? (XII-XIV века. Это памятник древнерусского фортификационного искусства, памятник археологии федерального значения).

         Задание команде 2. Каковы размеры вала? (В древности вал огибал ремесленный город с трех сторон. Протяженность вала в древности – 2 км 100 м, высота – 15 м. По подошве вала шел ров, ширина которого составляла 22 м. У вала было три проезда. Современная протяженность вала составляет 1500 м, высота – от 5 до 7,5 м, глубина рва – от 4 до 5,7 м).

ВЕДУЩИЙ 1:      Славный волжский удалец

                            Добрый город Городец!

                            Здесь за древним гордым валом,

                            Где деревья гнут ветра,

                            И поныне, как бывало,          

                            Проживают мастера.

ВЕДУЩИЙ 2: Каждый, кто бывал в Городце, непременно посещал улицу Базарную. Именно здесь, внизу под горой, базар наполнен множеством народа, ничем не уступая многим русским ярмаркам.

         Задания командам: Просмотрев небольшие зарисовки экономической жизни Городца, определите самые известные промыслы края. (Резьба по дереву, инкрустированные мореным дубом донца прялок, городецкая роспись, резные пряничные доски, выпечка печатных пряников, изготовление тарантасов и экипажей, судостроение)

 

На сцену выходят два купца.

 

КУПЕЦ 1: Сегодня на Городецком базаре мне понравился тарантас известного мастера каретных дел Петра Михайловича Лоцманова, я его и купил!

КУПЕЦ 2: А мне по вкусу пришелся экипаж. Сторговаться с хозяином не составило большого труда, покупка мне приятна.

 

На сцену выходят две купчихи.

 

КУПЧИХА 1: Агафья Тихоновна, как поживаете? Бывали ли Вы на городецком базаре нынче? Как много товару в лавках! Торгуют и пряниками, и донцами, и кожами, и прялками.

КУПЧИХА 2: А видела ли новые лавки, которые открылись у нас на Базарной улице: Колчин – обои, Корегин – обувь.

КУПЧИХА 1: Была, была, матушка, любо поглядеть, да и купить есть что. Пряников печатных я купила, медовых да мятных в лавке Петра Прянишникова. Новую песню я там услыхала:

                            Вероятно, повсеместно

                            Приходилось Вам слыхать,

                            Что уж лучше городецких

                            Пряников и не сыскать.

                            Пряники, пряники,

                            Что за чудо-пряники!

 

На сцену выходят две крестьянки.

 

КРЕСТЬЯНКА 1: Глянь, прялка какая. Жених подарил. Донце нарядное, красочное. Мне радость, всем на удивление. Окончив работу, гребень вынимать буду, а донце на стену повешу, избу свою украшу. Говорит, сам делал. Пожалуй, на посиделки с ней пойду, девки с зависти помрут.

КРЕСТЬЯНКА 2: Хороша прялка, хороша. Жених умелый! Верной спутницей твоей крестьянской жизни будет прялочка.

 

На сцену выходят плотники-корабелы.

 

ПЛОТНИК-КОРАБЕЛ 1: Городец известен и как крупный центр судостроения на Волге. Пила и топор, долото и рубанок – грубый плотницкий инструмент – в руках умельцев творили чудеса.

ПЛОТНИК-КОРАБЕЛ  2: Искусство судостроителей ярко обнаружилось на сооружении расшив – больших плоскодонных парусных судов с острым носом и острой кормой. Прочные и легкие на ходу, расшивы брали по 20-30 тысяч пудов груза.

ПЛОТНИК-КОРАБЕЛ 1: Городецкие плотники славились по Руси мастерством так, что Петр I вызвал их на постройку военных кораблей в село Преображенское.

ВЕДУЩИЙ 1: О прошлом нашего города могут рассказать не только летописи, но и археологические раскопки. Археологическая коллекция музея – одна из самых крупных в Нижегородской области. В ней вместе с предметами, типичными для древнерусского города, хранятся и редкие находки.

         Задание командам: Представить уникальную находку и дать ей краткую характеристику.

 

Шлем XIII века. Железо; ковка, гравировка, серебрение, золотая наводка. 24х21,5 см. Найден городчанином в 1985 году и является гордостью музея.

                                                          Вислые свинцовые актовые печати Александра Невского. Диаметр 2,5 см. Печати подвешивали  к грамотам, как современная контрольная пломба.   

ВЕДУЩИЙ 2:      Люблю бродить

                             По Городецким улочкам

                            Порой осенней

                            На исходе дня, -

                            По тихим тупичкам

                            И закоулочкам,

                            Святую к старине

                            Любовь храня.

ВЕДУЩИЙ 1: Приглашаем всех на улицу Купеческая, где каждый дом – истории страница.      

         Задание команде 1: Определить номер дома, указать, кто построил усадьбу и что сейчас находится на ее территории?

ВЕДУЩИЙ 2: Усадьбу построил купец … - пароходчик, хлеботорговец, благотворитель в 1906-1907 годах в стиле эклектики с чертами модерна. (Дом № 2 построил купец С.Ф.Тряпкин. Сегодня этот дом является памятником архитектуры Федерального значения. Именно здесь находится самый «сладкий» музей города, в котором представлена история пряничного ремесла)

         Задание команде 2: Определить номер дома, указать, кто построил усадьбу и что сейчас находится на ее территории?

ВЕДУЩИЙ 1: Усадьба была построена в конце 80-х годов XVIII века в стиле эклектики. Украшением дома является литое крылечко, выполненное на заводе Кузнецова. Главный дом и флигель соединены воротами. В 1907 году усадьба была куплена другим владельцем. (Дом № 11 был построен купцом И.К.Лазутиным, а затем куплен И.П.Облаевым. С 1920 года в главном доме усадьбы И.П.Облаева разместился Городецкий краеведческий музей. Музею принадлежит большая роль в привлечении внимания к Городцу археологов, историков, архивистов, искусствоведов. Здесь проходят научно-практические конференции, «Городецкие чтения»)

         Задание командам: На месте поклонного камня были другие памятники.  Кому они были поставлены?

         Команда 1: Первым в 1911 году был открыт русскому царю. Кому: Петру I, Николаю I, Александру II? (Александру II)

         Команда 2: В 1922 году памятник убрали и на постаменте появилось украшение в виде рупора, на конце которого красовался: серп и молот, красная звезда, герб страны. (Серп и молот)

         Команда 1: В середине 30-х годов был поставлен памятник выдающемуся революционному деятелю: Кирову, Сталину, Дзержинскому. (Сталину)

         Команда 2: Памятник демонтировали в 1956 году. Затем на величественном постаменте появился маленький и невзрачный памятник пионеру-герою, средства на который собирали пионеры Городца (собирали металлолом и макулатуру): Володе Дубинину, Лене Голикову, Павлику Морозову. (Павлику Морозову)

         Команда 1: Что символизирует сегодня Поклонный камень? (Символ единения городов, которые связаны с именем Александра Невского)

         Команда 2:  Назовите города, которые указаны на Поклонном камне? (Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Владимир, Переяславль-Залесский, Городец)

 

Команды приглашаются на аукцион легенд.

 

ВЕДУЩИЙ 2: Городец богат легендами и сказаниями. Члены команд должны назвать как можно больше легенд о нашем городе. Команда, которая называет последней легенду, получает 1 балл.

ВЕДУЩИЙ 1: Командам предлагается показать домашнее задание – инсценировку легенды о Городце.

ВЕДУЩИЙ 2: Пока жюри подводит итоги, предлагаем посмотреть веселый и задорный танец «Городецкая кадриль».

ПУТЕШЕСТВЕННИК: Восхищение вашим замечательным городом можно высказать только стихами:

Весь с рябинками у оград,

Кружевной, - для меня отрада,

Града Нижнего старший брат,

Как тебе душа моя рада!

 

Так красуйся, простор любя,

Всей распахнутой волжской сини!

Я уверен, что без тебя

Быть не полной нашей России!

ВЕДУЩИЙ 1: Вот и закончился наш турнир. Сейчас жури подведет итог, и мы узнаем команду участников, лучше других знающих историю нашего края.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Краеведческий турнир "Старинный город мой прекрасен""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тысячами нитей город Городец связан с историей России. Это создает благодатную почву для осмысления студентами русской истории на примере региональной и местной истории. Краеведческая работа играет исключительно важную роль в формировании гражданственности, исторической памяти, воспитании уважения к народным традициям. Потенциал краеведения позволяет использовать самые разнообразные формы работы по расширению кругозора студентов, развитию у них познавательного интереса, формируя исследовательские умения. Краеведческий турнир "Старинный город мой прекрасен" приобщает студентов и к творческой деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 538
    • DOCX 6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Незамаева Валентина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6965
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек