Главная / Русский язык и литература / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ


Ольга Петровна Ежова

учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №5"

г. Алексин

e-mail: olga59ezh@mail.ru






КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЬНИКОВ:

НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ













2015

Оглавление


Введение________________________________________________________3

Глава I. Краеведческая работа по русскому языку и литературе как важная составляющая гражданского образования школьников: новые формы и методы работы

1.1. История формирования понятия «краеведение» и его сущность на современном этапе ______________________________________________ 6

1.2. Организационные формы краеведения___________________________ 9

1.3. Школьное краеведение________________________________________11

Глава II. Краеведение как источник обновление современной методики русского языка

2.1. Инновационные формы работы_________________________________16

2.2. Варианты заданий по русскому языку, содержащих культуроведческий компонент______________________________________________________19

Глава III. Дидактические и воспитательные возможности литературного краеведения

3.1. Основной и региональный краеведческий компонент______________26

3.2. Формы и методы проведения литературной краеведческой работы___27

Глава IV. Внеклассное краеведение в системе работы школы

4.1. Формы внеклассной краеведческой работы______________________ 33

4.2. Подведение итогов краеведческой работы в школе________________34

4.3. Формы и методы краеведческой работы в УВК № 1 г. Антрацита___ 36

Заключение___________________________________________________ 39

Список использованной литературы_____________________________41


Введение

Острые проблемы социально-экономического развития общества, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого украинского народа, отсутствие четкой перспективы дальнейшего развития негативно повлияли на общественное сознание всех социальных и возрастных групп населения. Несколько лет назад образовался вакуум именно в краеведческой работе. Сегодня мы пересматриваем цели и задачи, направленные на формирование и развитие социально значимых ценностей.

При анкетировании, диагностике, в беседах учащиеся говорят о том, что нужно знать историю, литературу своего родного края, но часто затрудняются ответить на вопрос, почему так или иначе названа улица, на которой они живут.

Поэтому актуальность данной работы заключается в следующем: в условиях модернизации украинской школы краеведение должно стать важной составляющей частью гражданского воспитания школьников. Также актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы украинской школы, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.

Объектом данной работы является краеведение в контексте современного гражданского образования.

Предметом данной работы является изучение новых форм и методов краеведческой работы и поиск путей развития краеведения как элемента гражданского образования школьников.

Цели исследования:

- изучив формы и методы краеведческой работы по русскому языку и литературе, определить дальнейшую перспективу развития данной отрасли образования;

- показать необходимость краеведения как важной составляющей патриотического воспитания;

- проанализировать литературу по проблеме «Краеведческая работа по русскому языку и литературе как важная составляющая гражданского образования школьников: новые формы и методы работы»;

- исследовать истоки краеведения и историю развития;

- определить пути и средства повышения эффективности краеведческой работы;

- изучить новые виды и формы организации краеведения в общеобразовательной школе

Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д. Изучением особенностей организации данной работы в разное время занимались известные историки, методисты, учителя-практики. Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина «Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании учащихся». Тенденции и перспективы краеведения рассматривали

Г.Н. Волков, Н.П. Милонов, М.А. Никонова, К.В. Стародуб, К.Ф. Строев и другие авторы.

В книге А.С. Баркова «О научном краеведении» раскрываются теоретико-методологические и общие основы краеведения, автор особое внимание уделяет методике преподавания краеведения, говорит о формах и методах краеведческой работы [ 2 ].

В брошюре Н.К. Гаврюшина «Сокровища у порога» рассматриваются актуальные задачи краеведения в свете эстетического воспитания подрастающего поколения. Автор, обращаясь к самым разнообразным материалам – от архивных документов до памятников техники, в живой, занимательной форме раскрывает эстетическое богатство окружающего нас мира [3].

В «Справочнике юного краеведа Луганщины» собраны материалы о наиболее интересных местах нашей области (памятники, музеи, библиотеки, культурные объекты), сведения о людях, которые прославили наш край. Справочник является хорошим подспорьем в краеведческой работе учителей, воспитателей, руководителей кружков. Он предназначен также всем тем, кто интересуется историей, культурой и природой своего края [ 6 ].

Автор Г.Н. Манюшин в своей книге «Историческое краеведение» раскрывает сущность исторического краеведения; выявляет патриотическое, нравственно-воспитательное значение деятельности краеведа, дает содержательные рекомендации по использованию краеведческого материала в учебном процессе, внеклассной и культурно-просветительской работе [7].

В учебном пособии М.А. Никоновой «Краеведение» рассматривается краткая история развития краеведения; особое внимание уделено вопросам комплексного метода изучения природы [ 10 ].



Глава I. Краеведческая работа по русскому языку и литературе как важная составляющая гражданского образования школьников: новые формы и методы работы.


    1. Понятие и истоки краеведения.


Краеведение – важная составляющая часть гражданского образования в школе

Система, содержание и методика краеведения соответствует общепедагогическим, дидактическим и предметно-методическим принципам и задачам, поставленным педагогической наукой перед гуманитарными предметами, внеклассной работой и школьным краеведением.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся знаниями родного края, города, села с великой Родиной, с Украиной, помогает улучшить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим домом, честью стать достойным наследником лучших традиций народного края.

В основе краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Для более оптимального использования ресурсов окружающей местности человеку необходимы были знания о них.

На самых древних стоянках встречаются сырье для орудий, принесенное за десятки километров от места обитания. Например, большая часть орудий на стоянках Олдувайской культуры в Африке сделана из принесенных камней.

Устойчивое использование одних и тех же источников сырья в течение сотен тысяч лет показывает, что человек уже тогда передавал «краеведческие» знания из поколения в поколение.

С появлением письменности эти знания стали фиксироваться более прочно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что краеведение лежит в основе истории [1, С. 8].

Слово «история» в древнейших источниках не употреблялось. Попытки выяснить реальные причины тех или иных событий тогда не предпринимались, поскольку люди были уверены, что все определяется богами. Главная задача «краеведа» того времени состояла в угадывании воли богов.

На Руси краеведческие сведения фиксировались, прежде всего, в летописях. Наиболее древней из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с 860 года. В ней рассказывается о расселении славянских племен, дается описание быта и обычаев славян: «..живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеющие кождо родом своим на своих местех» и т.п. [6, С. 79].

Конечно же, не все в летописях можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Хорошо зная все крупнейшие города, автор умело пользуется своими знаниями психологии правящих князей. Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV-XVII вв. начинается новый этап его развития.

Краеведению в XVII веке придается государственное значение. 13 февраля 1718 года Петр I публикует указ, который предписывает: «Также, если кто найдет в земле или в воде старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские; так же какие старые надписи на каменьях и прочее, что зело старо и необыкновенно – тако ж бы приносили, за что будет огромная дача» [5, С. 192]. Все это способствовало тому, что в XVIII веке краеведение добивается значительных успехов, прежде всего в связи с организацией первых крупных академических экспедиций в различные края России с целью их детального изучения.

Огромное влияние на укрепление русского самосознания оказал К.Д. Ушинский. В 1863 году К.Д. Ушинский предлагает введение предмета «отечествоведение».

На основе «отечествоведения» в конце 19 века возникло «родиноведение».

В 1914 году появляется термин «краеведение».

В 20-е годы краеведение понимали как метод синтетического изучения какой-либо определенной территории, выделяемой по административным, политическими хозяйственным признакам.

В 30-е годы краеведение трактовалось как общественное движение, объединяющее местно население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего изучения.

Краеведение получило широкое развитие в нашей стране после Великой Отечественной войны. Возрастание интереса к истории вызвало значительное оживление краеведческой работы на местах. «Разумное отношение к коллективной памяти стало наиболее устойчивой нашей культурной традицией» [2, С. 19].

В 60-е годы краеведение определялось как комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному всестороннему познанию края в интересах социалистического строительства.

В 80-е годы было принято такое определение: краеведение – это всестороннее познание определенной территории.

Важной задачей краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, что почти невыполнимо без привлечения широких масс краеведов.

Значение краеведческого материала в преподавании предметов в школе трудно переоценить. Он позволяет конкретизировать излагаемый учителем материал. Изучение конкретных памятников истории и культуры дает возможность учащимся более наглядно представить закономерности развития и мировой художественной культуры. Краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному, общественно полезному труду в форме – экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьного музея [4, С. 53].

Также школа призвана прививать учащимся чувства любви к Родине, коллективизм. Понятия «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным городом, поселком. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства школьников [10, С. 18].

Таким образом, мы видим, что понятие «краеведение» появилось еще до нашей эры. Оно развивалось, совершенствовалось, тем самым помогая человечеству в его развитии.

Также краеведение является одним из составляющих компонентов гражданского образования, ведь изучать историю Отечества без знания о родном крае просто невозможно.

    1. Организационные формы краеведения.

Рассматривая краеведение, необходимо отметить, что существует ряд направлений в его работе, которые определяются предметом исследования, задачами и практическими интересами.

По содержанию выделяются следующие виды краеведения, исходя из предмета исследования: историческое, географическое, биологическое, литературное, этнографическое.

Исходя из задач и практических интересов, краеведение различается по формам организации. В процессе развития сложилось государственное, школьное, общественное краеведение:

- изучение края краеведческими музеями, отделами культуры;

- изучение края общественными организациями, обществом охраны памятников истории культуры, обществом охраны природы, а также населением, изучающим свой край во время экскурсий, походов;

- изучение края учащимися под руководством учителя на уроках и во внеурочное время.

Учебное краеведение предусматривает изучение на уроках природы, населения, культуры, истории, хозяйства своей местности, родного края. Формы организации учебного процесса разнообразны: урок, практическая работа на местности, экскурсии.

Внеклассное краеведение предусматривает всестороннее изучение учащимися своего края на добровольных началах во внеурочное время. Это происходит на вечерах, в походах, на экскурсиях, в ходе научных исследований, на слетах и соревнованиях.

Занимаясь краеведческой работой с детьми, учитель обогащается знаниями, улучшается его педагогическое мастерство; он ближе знакомится с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий, культуру, историю. Краеведение для учителя – верный путь к научной исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, и приобретаются навыки, необходимые для жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяются общеобразовательные знания. Учащиеся на доступных им фактах познают явления общего порядка и могут «увидеть мир в капле воды».

Краеведение – комплексная интегрированная наука, которая охватывает двенадцать областей знания. Это история, география, литература, религия, экология, наука, природа, хозяйство, культура, лингвокраеведение, этнография, искусство.

Краеведение способствует соединению обучению и воспитанию в единых процесс. В преподавании краеведения – одно из средств развивающего и воспитывающего обучения. Посредством краеведения развивается познавательный интерес, учитель активизирует учебный процесс, используя учебный процесс, используя проблемные ситуации в учебных темах. Краеведение «развивает у учащихся наблюдательность, мышление, способствует увлечению наукой, воспитыванию воли, коллективизма и других ценных качеств личности» [ 13 ].


1.3. Школьное краеведение: новые реалии.

Краеведение на уроках русского языка и литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:

- формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);

- роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально, специфичность территорий).

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников).

Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

Третий уровень — изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9-летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, языком, литературой, глубоко интересующиеся родным краем. Последние составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Академик Д.С. Лихачев, говоря о краеведении, справедливо отмечал, что это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники.

Жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, — в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение». Имеет место и другой недостаток: краеведческие сведения, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала.

Урочные и внеклассные занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение - всегда краелюбие. Учителя следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, своего языка; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Важным условием развития краеведения являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется украинская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

В настоящее время разработаны региональные учебные планы для школ, предусматривающие реализацию национально-регионального компонента и использование материалов краеведения. Составлены учебные программы с краеведческим содержанием, в том числе углубленных и факультативных курсов по истории и литературе родного края, интегрированных курсов краеведения и т.д. Практически во всех областях Украины изданы краеведческие учебники и методические руководства. Создаются хрестоматии, рабочие тетради, карты, пособия на электронных носителях. В ряде регионов появились новые книги по истории, экономике и культуре отдельных районов. Эти краеведческие издания успешно используются в работе со школьниками. Материалы краеведения систематически публикуются в средствах массовой информации. В творчески работающих школьных коллективах исследуются вопросы содержания и организации краеведения.

Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо-поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необременительная.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение представляет такие возможности довольно широко.

Следующим требованием является то, что научные изыскания школьников должны основываться на добровольных началах, всякое применение «волевых» приемов может принести лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.

Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики своего региона. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.

Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи боевой и трудовой славы, большей частью специализированные, посвященные какому-то роду войск или какой-то определенной тематике. При создании таких музеев учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи. Учащиеся, оказывая ее, воспитываются в нетрадиционной сфере, что бывает особенно эффективным.

«Поле» краеведения значительно расширилось за последнее десятилетие. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких людей – членов семьи, земляков, изучение повседневности – обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек. У краеведов появилась возможность слушать и записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать [8, С. 182].

Существует масса форм краеведческой работы. Она подразделяется на массовые, групповые, индивидуальные.

Массовые формы краеведческой работы – вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы; создание школьных краеведческих уголков, музеев, встречи с участниками исторических событий.

Групповые формы работы по краеведению – кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции; выпуск газет, журналов.

Индивидуальные формы работы по краеведению предполагают чтение литературы по местной истории, работу с литературными источниками, документами.


Глава II. Краеведение как источник обновления современной методики русского языка.

2.1. Инновационные формы работы.

Одна из насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. На это ориентирует Государственная национальная программа «Освіта» (Україна XXI століття), Луганская областная программа «Патриот Луганщины», где приоритетным направлением обозначено «воспитание подлинного гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру» [ 5 ].

О роли школьного предмета «русский язык» в свое время писал академик Ф.И. Буслаев. Нет ни одного предмета, в котором бы так тесно и гармонично совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении русскому языку.

Как же приобщать ученика к изучению истории и культуры родного края? Как воспитывать на уроках русского языка чувство патриотизма, национальной гордости?

В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания русского языка. Однако в школьной практике материалы культурно-национального и краеведческого характера практически не используются.

Но сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям. Учитель – словесник тщательно отбирает «крупинки золотой пыли» - интересные тексты для упражнений, диктантов, изложений, отражающие региональный культуроведческий компонент, - превращает их в сплав и выковывает свою «золотую розу».

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания.

Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны. Это, во-первых, словарная работа, в ходе которой выполняются задания: найти в толковом словаре значения указанных слов; перевести устаревшие слова на современный язык; узнать слово «тематические словарики» и т.д.

Вторая форма – работа с «малыми текстами», то есть выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край». Это серия заданий включает следующие рубрики: «Знаете ли вы, что…», «Это интересно», «Из области…», «Почему мы так говорим?» и др.

Третьей формой работы является лингвистический анализ теста, содержащего краеведческий материал, а также работа с «текстами-информаторами», используемыми для проведения предупредительных, выборочных, свободных, контрольных диктантов.

Наиболее значимая форма работы по краеведению – продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: передача содержания текста средствами иного стиля; развернутый ответ на вопрос проблемного характера; изложение с творческим заданием; сочинения различных жанров; реферат на краеведческую тему.

Подбор текстов осуществляется не только с учетом их насыщенности орфограммами и пунктограммами, но и с позиций их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину.

При изучении разных тем стараюсь найти тексты из краеведческой литературы. Так, по теме «Однородные члены предложения» предложила следующий текст.

Ровно 210 лет назад в Луганске родился будущий создатель 4-томного «Словаря живого великорусского языка». Этот грандиозный труд обессмертил имя Владимира Ивановича Даля. Но наш великий земляк был не только уникальным лексикологом, это был человек удивительной одаренности, фантастического трудолюбия, энциклопедических знаний, оставивший заметный след в самых разных областях науки, от этнографии и диалектологии до биологии и медицины. Военный моряк, хирург, писатель, почетный академик Российской Академии наук – все это Даль. И все-таки в первую очередь – автор непревзойденного русского толкового словаря, средоточия народного духа, кладезя народной мудрости.

К данному тексту даю задания:

- Как бы вы озаглавили текст?

- Объясните знаки препинания в предложениях с однородными членами; постройте схему третьего предложения.

- Какова стилистическая роль однородных членов? Какую эмоциональную краску они придают тексту?

- Объясните орфограммы, встречающиеся в тексте.

- Напишите о другом известном земляке, используя ряды однородных членов.

В своей работе на основе краеведческого содержания я применяю разные методы обучения.

Одним из ведущих методов является метод личностно ориентированного обучения, при котором учащийся сам определяет

- объект деятельности

- форму деятельности

- форму представления полученной информации

Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности. Из форм работы, стимулирующих развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующее:

- проведение заочной экскурсии

- моделирование беседы

- составление вопросов для интервью

- защита иллюстраций

- приглашение к чтению

Также использую проектно - исследовательский метод. На основе данного метода строится любая исследовательская работа учащихся, являющаяся основой работы «Музея школы», деятельности топонимического кружка, спецкурса «Пишем семейную книгу». Этот метод предполагает формирование и развитие многих речеведческих умений:

- планирование деятельности

- сбор материалов в полевых условиях

- поиск материала в литературных и архивных источниках

- отбор и систематизация материала

- написание текстов научного и публицистического стиля

- редактирование и совершенствование текстов

- подготовка тезисов и докладов

- публичное выступление в разных аудиториях

- ответы на вопросы оппонентов

Новыми, но уже хорошо зарекомендовавшими себя, являются методы, основанные на применении информационных технологий. Овладение этими методами является неотъемлемой составляющей образования учащихся, в том числе и их коммуникативной компетентности. Применение ИТ ведется в двух направлениях:

- форма иллюстративно-наглядного метода (урок «Тематическое разнообразие сборников «Донбасс» и «Слобожанщина»)

- создание самостоятельного электронного продукта («Виртуальный музей «Вдохновение» УВК № 1 г. Антрацита», «Наш земляк К.С. Жолос – воин, учитель, директор УВК № 1 г. Антрацита, создатель гидрологического памятника «Чеховская криница» в городе Антрацит».


2.2. Варианты заданий по русскому языку, содержащие культуроведческий компонент.

Учитывая заказ современной школы на создание дидактических материалов, содержащих региональный культуроведческий компонент, предлагаю отдельные варианты задания.

  1. Запишите словосочетание, распределяя их по способам подчинительной связи.

Площадь Ленина, исторический музей, музей Антрацита, парк имени Победы, антрацитовские жители, собор А. Невского, памятник Переверзеву, Вечный огонь, старинный дом, бережно сохранять, подлинное искусство.

  1. Выразительно прочитайте текст. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания, по интонационной окрашенности. Укажите все типы предложений в тексте.

Живописные отроги Нагольного кряжа, самого высокого в Донбассе, дубовые рощи в прохладных глубоких балках, где журчат по камням ручейки и речушки, искусственные озера-ставки, окаймленные лесами, - этот край на Луганщине великий писатель земли русской Антон Павлович Чехов назвал «Донской Швейцарией».

В названии города Антрацит заложен глубокий смысл: здесь добывают антрацит самого высокого качества – ослепительно сверкающий «солнечный камень».

При закреплении данной темы снова даю текст.

«Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без одной тени и, похожа, без людей.

Поезд уже ушел, покинув вас здесь, и шум его слышится чуть-чуть и замирает наконец. Вы садитесь в коляску – это так приятно после вагона – и катите по степной дороге, и перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет под Москвой, громадные, бесконечные, очаровательные своим однообразием. Степь, степь – и больше ничего, вдали старый курган или ветряк, везут на волах каменный уголь… Птицы, в одиночку, низко носятся над равниной и мерные движения их крыльев нагоняют дремоту. Жарко. Прошел час – другой, а все степь, степь, и курган вдали…»

Так писал Антон Павлович Чехов в рассказе «В родном углу». Эту степь, полную неповторимых красок и очарования, великий русский писатель увидел во время своего пребывания в семье отставного хорунжего Кравцова близ поселка Боково-Платово летом 1887 года. Антону Павловичу было тогда 27 лет. О жизни у Кравцова он рассказывает в письме к издателю Н. Лейкину: «Жил я последнее время в Донской Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь… Живя у Кравцова, можно излечиться от 15 чахоток и 22 ревматизмов. Впечатлений тьма».

Задания по тексту.

Расставьте и объясните знаки препинания и буквы;

найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, инверсии;

опишите свой любимый уголок природы.

Проанализировав результаты работы с краеведческим текстом на уроках русского языка, я убедилась в том, что это действительно эффективный материал. Умелый отбор текстов позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развивает творческие способности школьников.

Материалы о малой родине помогают общению, так как привлекают учащихся больше, чем абстрактные примеры из учебника.

  1. Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующее предложение, предварительно определив тему высказывания.

Мне хочется обратить ваше внимание на… Прошу вас обратить внимание.… Хотелось бы привлечь внимание…

Какие односоставные предложения у вас получились? Определите их вид, подчеркните в них грамматическую основу.

  1. Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте – рассуждении.

Своя земля и в горсте мила. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Кто где родится, там и пригодится. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  1. Продолжи сочинение по его началу.

а) С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – Карпаты. А что представляется мне при слове «Родина»?

б) Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне….

в) Мой город… Какой он? Что он для меня? За что я люблю его? Пожалуй, просто за то, что я здесь родилась и живу, здесь мои родители, мой дом, мои друзья…

6. Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае (городе, селе, поселке). Учитывайте формулировку вашей темы!

1. Что тебе известно из истории возникновения родного города (села, поселка, деревни)?

2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?

3. Какие музеи есть в вашем городе (селе, поселке)? Когда они были созданы? Чем особенно интересны?

4.Какие архитектурные памятники могут рассказать о прошлом родного края (города, села, поселка)? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

5. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чем могут рассказать названия улиц и площадей родного города (села, поселка, деревни)? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

6. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему?

9. Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

1. Героические страницы из истории нашего края.

2. Мои замечательные земляки.

3. Их именами названы улицы нашего города.

4. Достопримечательности нашего города.

5. О чем рассказал памятник?

6. Антрацит литературный.

7. Тема Северского Донца в творчестве наших земляков.

8. Мой город.

9. Завтрашний день моего города.

10. Я – экскурсовод.

Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознательности активного гражданина – одна из главных задач краеведческой работы на уроках русского языка.

Дети с удовольствием пишут сочинения о своем родном городе:

Наши улицы носят их имена.

У Антрацита славное прошлое и прекрасное будущее. Пройдясь по его зеленым улицам и площадям, осмотрев достопримечательности, познакомившись с биографией города и его жителями, понимаешь это.

Весной 1895 в пяти километрах от Боково - Платово ковыльную степь разбудили новые звуки: застучали топоры, завизжали пилы. На пологом холме возникло четыре барака-мазанки-жилища для шахтеров и каменный дом под контору владельца рудника Гаевского.

Уголь оказался высокого качества, и через год здесь уже действовало крупное акционерное общество, которое в 1904 году открыло первую шахту «Рудник Боковский Антрацит». Выросший поселок был назван Боково-Антрацит и положил начало нынешнему городу.

Годы меняют облик города. Но улицы расскажут не только о прошлом и настоящем, но и о людях, чьи судьбы неразрывно связаны с судьбой Антрацита, кто оставил добрую память в сердцах поколений.

Пожалуй, все знают улицу имени Петраковского. Анатолий Осипович Петраковский - герой Советского Союза. Сильный, мужественный, с непоколебимой силой воли, он был человеком слова и долга. Наверное, благодаря таким качествам, Анатолий стал командиром 395 стрелковой шахтерской дивизии. Именно она 8 месяцев держала оборону нашего города Антрацита, с ноября 1941 по июль 1942 года. Подобралась дружная, сплоченная команда. Во главе с Петраковским они сражались до последней минуты. В результате – все-таки выстояли. Пусть лишь на несколько месяцев, но помешали вражеским войскам вступить на антрацитовскую землю.

Квартал имени Ткаленко. Человек, чье имя носит квартал, был уроженцем Антрацита и стал его почетным гражданином. Вадим Яковлевич Ткаленко – герой Сталинградской битвы. Добрый проникновенный взгляд говорит об отзывчивости и сострадании к людям. Усы придают лицу Ткаленко суровость, но за ними прячется улыбка… Будучи почетным кавалером знака «Шахтерская слава», награжден орденами Ленина и Трудового Красного знамени за трудовые и боевые заслуги.

Есть в нашем городе улица имени Кальницкой. Названа она в честь веселой, энергичной разведчицы – Марии Кальницкой.

История скупо повествует о подвигах людей, которые боролись в тылу врага. Но все же…. Однажды Мария вместе с подругой возвращалась с задания, и была задержана и доставлена в комендатуру. В ней узнали «главную партизанку». Несмотря на угрозы, пытки, Кальницкая продолжала молчать, выдавая себя за глухонемую. И лишь перед смертью бросила фашистам: «Я – партизанка». Тело партизанки выбросили в парк. Ночью патриоты города похоронили ее.

Улица Олега Кошевого носит имя не случайно. В 1937 – 1938 годах семья Кошевых жила в Антраците. Учился Олег в средней школе № 1. На первом этаже есть комната, на двери которой укреплена мемориальная доска с надписью: «В этой классной комнате учился Герой Советского Союза Олег Кошевой». По существу этот класс превратили в музей, на стенах которого множество фотографий. Также бережно хранится земля с могил молодогвардейцев и много других интересных экспонатов. Дом, в котором жил Олег в Антраците, не сохранился. Но его фотоснимки выставлены в экспозиции музея.

Все эти герои и множество других должны навсегда остаться в наших сердцах. Подрастают дети. Будут ли они помнить и уважать историю, зависит от нас.












Глава III. Дидактические и воспитательные возможности литературного краеведения.

3.1. Основной и региональный краеведческий компонент

На основе Концепции регионального литературного образования, разработанной кафедрой всемирной литературы Луганского Национального Педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, была создана программа «Литература родного края», которая обеспечила организацию школьного литературного краеведения на Луганщине. В программе учтен основной и региональный краеведческий компонент.

Основной компонент включает вопросы, связанные с писателями – классиками:

  • материал о местах, где родился, провел свое детство, жил писатель (В.Даль, А. Кольцов, В. Гаршин)

  • места путешествий писателя (степь – «Донская Швейцария» - А.П. Чехов)

  • материал о местах, которые повлияли на творческую личность, стали предметом описания в широко известных произведениях (тема Донбасса в творчестве В. Вересаева, А. Серафимовича, М. Шолохова)

  • материал о памятных литературных местах, где созданы музеи (улица, памятник, дом – музей В. Даля в Луганске, памятник В.Гаршину в Старобельске)

К региональному компоненту относятся:

  • лучшие произведения местных авторов (поэзия С.Бугоркова, Т.Дейнегиной, В. Спектора, А. Медведенко)

  • литературная периодика края (газеты, альманахи)

  • материал о литературных объединениях

  • материал о развитии культурной жизни региона (театр, живопись, музыка, скульптура, архитектура и т.д.)

  • памятные литературные места (дома, музеи, памятники, мемориальные доски, могильные надгробники)

  • край в художественной литературе (произведения уроженцев области и тех писателей, которые некоторое время жили или пребывали в регионе).

3.2. Формы и методы проведения литературной краеведческой работы

Литературное краеведение должно стать действенным помощником учителя по воспитанию у учащихся любви к своей малой родине, должно развивать интерес школьников к изучению ее истории, традиций, нашедших отражение в местных говорах и фольклоре, в произведениях древнерусской литературы и письменных памятниках своего региона.

Литературное краеведение в школе имеет образовательные и воспитательные задачи:

- открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе, традициях и обычаях родного края;

- расширить и углубить знания учащихся о писателях и поэтах, чья жизнь и творчество были связаны с данным регионом;

- познакомить с особенностями местного фольклора, с произведениями писателей-земляков.

Включение литературного краеведения в школьную программу способствует не только углублению общеобразовательной подготовки учащихся, но и расширению их культурного кругозора, формированию нравственно-эстетических ориентиров. Знакомство учащихся с биографическими данными писателей-земляков и писателей, так или иначе связанных с родным краем, чтение и обсуждение литературных произведений может являться стимулом к творческой деятельности, к выработке активной жизненной позиции. Еще Д.С.Лихачев отмечал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, на зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».

Формы и методы проведения литературной краеведческой работы в школе могут быть различными:

- тематические вечера;

- читательские конференции (если возможно, с приглашением писателей-авторов);

- конкурсы на лучшую творческую работу;

- издание литературного журнала;

- организация литературных выставок, презентаций;

- составление литературных карт и схем;

- научные исследования;

- экскурсии и экспедиции по сбору фольклорного материала и т.п.

- проекты

Мною совместно с учащимися на основе литературного краеведческого материала был создан проект «Семь чудес Антрацита».

Проект занимает особое место в системе краеведческой работы как форма активного, действенного познания Родины, ее культуры и истории. Учить понимать и любить прекрасное – это значит учить понимать и любить жизнь, людей, землю на которой родился.

Семь чудес Антрацита:

  1. Ландшафтный заповедник «Боково-Платово»

Донецкий кряж создал тут восхитительные пейзажи высокогорных равнин, расчлененных многочисленными оврагами и балками. Между бугров, которые выстроились в ряд, защищая долину от северных и западных ветров, протекает небольшая река Крепенькая. В заводи реки Крепенькой можно насладиться восхитительными видами байрачных лесов. Здесь встречаются несколько видов ковыля, можно найти редкие растения: тюльпан дубравный, рябчик русский.

  1. Храм Александра Невского.

Храм построен в 1850 году в честь благоверного князя Александра Невского. В 30-е годы колокольня храма была взорвана, а его помещение приспособлено под зернохранилище. Во время Великой Отечественной войны храм принял в свою ограду тела бойцов, которые погибли при разминировании поселка. В начале 50-х годов возобновились службы в храме.

  1. Урочище Лбы.

В урочище видим характерную природную особенность Донбасса – байрачные леса. Урочище – это долговечная экосистема с уникальным прудом, где произрастают 10 видов особо охраняемых растений.

  1. Чеховская криница.

В Антрацитовском районе Луганской области есть место, которое многие десятилетия привлекают как местных жителей, так и приезжих. Это Чеховская криница на хуторе Рогозина балка, куда в 80-е годы XIX века периодически наезжал писатель Антон Чехов. Это гидрологический памятник природы.

  1. Марусина скала.

Скала находится в поселке Крепенский, недалеко от Антрацита, над рекой Крепенькой. Существует шахтерская легенда о Марусе. Маруся была связной в партизанском отряде красных во время гражданской войны в 1920 году. Спасаясь от преследования банды каменюков, она сбросилась со скалы вместе с конем. С тех пор скала называется Марусиной.

  1. Парк имени Победы.

Это ландшафтный памятник садово-паркового искусства, заложен в 1938 году жителями всего города Антрацита. Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от бомбардировок врага, восстановлен в 1970 году. В парке было 7тысяч деревьев, 4 тысячи кустарников.

  1. Острый Шип.

Высотка, расположенная на северо-западной окраине Антрацита, в годы Великой Отечественной войны получила от наших солдат прозвище «Острый Шип». Легендарная высота имела важное стратегическое значение. В 1943 году здесь шли особенно тяжелые бои. Ныне высота увенчана 20-метровым обелиском с надписью: «Слава героям- освободителям!» Отсюда как на ладони открывается панорама города, золотом сияют купола Боково-Платовской церкви – храма Александра Невского.

Использование местного литературного материала на уроках литературы позволяет варьировать виды уроков: интегрированные, ролевые, творческие, уроки-экскурсии и уроки-путешествия и т.д.

Краеведение является одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

На уроках внеклассного чтения «Литература родного края» учащиеся пишут мини-сочинения, основанные на краеведческом материале.


НЕПОКОРЕННЫЕ

Обнаженный серый лес ежился в лучах зимнего солнца. Оно играло яркими блестками на заснеженной земле. Лес молчал… Молчали птицы… И только шаги окровавленных ног нарушали эту скорбящую тишину…

Очень медленно шли молодые девушки и юноши, в теле с каждым шагом отдавалась боль. К их ногам прилипал снег, ранил бесчувственную кожу и тут же таял, смешиваясь с алой кровью. Но они не замечали этого, они шли по родной земле и им было приятно чувствовать ее, пусть даже такую холодную и неприветливую.

Среди этих несчастных людей была пара – Иван и Люба, которые давно любили друг друга и собирались в скором времени пожениться. Иван высоко поднял голову, чтобы в последний раз посмотреть в небо. Сегодня оно было таким безмятежным, таким голубым и чистым!

Он осторожно взял руку Любы в свою ладонь и сжал ее. Ему захотелось защитить девушку, утешить.

- Ты не бойся, - тихо сказал, с трудом разлепив запекшиеся от крови губы, и сам удивился своему голосу. Это был низкий и хриплый стон, но Люба поняла его:

_ Ну, что ты, что ты! Ведь мы еще живы, мы обязательно будем жить! – Она сама не поверила своим словам и тихо заплакала…

Иван знал, что Люба говорит неправду, но все же выдавил из себя улыбку. Он чувствовал, что Любе каждый шаг давался с большим трудом, страх сковывал, мысли путались… И по его щеке побежала первая слеза, жгучая и нестерпимая, самая горькая за время пыток и заключения. В глазах помутнело, небо ушло в высоту…

- Почему, Господи, почему мир так жесток и несправедлив?! Как не хочется умирать. Почему молодые люди не могут жить, приносить людям радость, Родине – помощь!

Силы покидали Ивана, он упал на грязный снег. Холодные грубые руки схватили его и потянули вверх, посыпались непонятные немецкие фразы, дуло автомата вонзилось в истерзанное тело. Иван открыл глаза…

Их выстроили в шеренгу, приказали стать на колени, но никто не пошевелился. Молодые люди стояли, полуживые или полумертвые после страшных мучений и пыток. И только во взгляде застыла непокорность и отвага.

Тишину нарушил приятный голос Любы. Это была песня. Песня, с которой она родилась и хотела умереть.

Прогремели выстрелы… А лес молчал… Молчали птицы… И только в высокое небо эхом уходили с выстрелами звуки песни, затерявшейся в бесконечном голубом пространстве.

Если будешь близ города Антрацита, прислушайся, и ты тоже услышишь отзвук этой песни.

Б Е Р Е З А


Заплакала береза Тебя так любят птицы,

у моего окна. Расселись на ветвях -

Березовые слезы Тебе щебечут песни

на землю пролила. О дальних берегах.

На ярко-белой коже Ты людям помогаешь -

Есть черные черты. Скрываешь от жары

Им все же не испортить И поишь сладким соком

Наивной красоты. Любви и Красоты.

















Глава IV. Внеклассное краеведение в системе работы школы

4.1. Формы внеклассной краеведческой работы.

Виды и формы внеклассной работы по краеведению, вовлекающие учащихся в активную художественно - творческую деятельность, многообразны:

- литературные, литературно-драматические, литературно-творческие кружки

- музейная работа

- литературные экскурсии

- литературные экспедиции, походы

Для внеклассных занятий характерны свои особые формы работы:

- встречи с поэтами – земляками

- занятия-концерты, на которых звучат стихи в исполнении учеников

- литературно-краеведческие экскурсии

- экскурсии по памятным местам родного края

- уроки внеклассного чтения

- проекты

Литературное краеведение как одна из форм внеклассной работы по литературе актуальна и современна в наши дни, так как образовательное и воспитательное значение курса литературы в школе не проявится в полной мере без литературного краеведения, которое позволит школьникам глубже осмыслить и личность писателя, и его творчество. Литературное краеведение дает изучающим материал, которого они не найдут в произведениях, изучаемых по программе. Следует особо подчеркнуть особенность литературно краеведческой работы в школе. Нужно, чтобы учащиеся точно знали цель своих занятий краеведением, были заинтересованы в этой работе и относились к ним творчески.

Встречи с поэтами – земляками, экскурсии в природу, экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление учащихся об исторических и культурных связях родных мест, с жизнью Украины, раскрывает богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, «человечнее». Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.

Литературно-краеведческие материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Литературное краеведение в школе имеет, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи – открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире – в людях и природе родного края, пробудить у них чувство любви к «малой родине». Итогом литературно-поисковой работы может стать читательская конференция на краеведческие темы, Литературная карта области или литературная выставка и т.д.

4.2. Подведение итогов краеведческой работы в школе

В ходе целенаправленных мероприятий разного характера накапливается краеведческая информация, которая находит выход в разных формах отчетности. Наиболее распространенными формами подведения итогов краеведческой работы в школе являются:

  • краеведческие вечера – массовое мероприятие и наиболее распространенная форма внеклассной работы, Их проведению предшествует большая организационная работа: составляется программа, эскизы оформления помещения, готовятся доклады и художественная самодеятельность, пишется красочное объявление, подготавливаются викторины и т.п. Образовательно-воспитательная направленность таких вечеров способствует более глубокому и осмысленному изучению края, прививает любовь к нему, расширяет кругозор. Вечера являются одной из форм пропаганды знаний о родном крае.

  • краеведческие конференции – массовое мероприятие, характеризующееся научностью и строгостью подхода к проведению. Конференции приурочиваются ко времени подытоживания исследований по определенной тематике. Заранее разрабатывается программа конференции, подбираются темы докладов, готовятся фотомонтажи и т.д. В зависимости от содержания на конференцию можно приглашать гостей, старожилов края, знатных людей и т.д.

  • олимпиады – соревнование школьников на лучшее знание предмета. Олимпиады могут быть тематическими или охватывать все стороны жизни края, задолго до олимпиады составляется перечень вопросов, список рекомендуемой литературы, разрабатываются и утверждаются требования к ответам и их оценкам. Чтобы олимпиада не превратилась в самоцель, а содействовала развитию кругозора и активизировала краеведческую деятельность, с литературой учащихся необходимо знакомить заранее.

  • викторины – живое усвоение разнообразных сведений о своем крае, получаемых в правильных ответах на вопросы задаваемые в игровой форме (шарады, ребусы, кроссворды и т.п.). К викторине учащиеся готовятся заранее: изучают литературу, местную периодическую печать. Викторины могут быть узкотематическими и комплексными. Вопросы викторины не требуют подробных ответов. Они могут быть письменные и устные.

  • слеты юных туристов – итоговое мероприятие, показывающее весь комплекс краеведческой работы за год. Виды: школьные, межшкольные, районные, областные и т.д. Содержание: соревнования по техники различного вида туризма, ориентирование на местности, организация быта, краеведческие викторины, конкурсы на лучшие газеты, альбомы, дневники путешествия, художественная самодеятельность и т.д.

  • организация школьного краеведческого музея. Сосредоточение материала о природе, населению и хозяйстве области. Правила хранения музейных экспонатов. Отделы: изучаем родной край, наша школа, природа края, история края, население края, хозяйство края, культура края, профессионально-справочный и т.д.

  • краеведческое общество – высшая форма организации внеклассной краеведческой работы. Организуется при разнообразных видах краеведения, создается совет общества, устав, формируются секции.

Внеклассное краеведение является дополнительным, очень важным звеном в системе краеведческой работы школы.

4.3. Формы и методы краеведческой работы в УВК № 1 г. Антрацита

В учебно-воспитательном комплексе № 1 сложились свои традиции, что позволяют создать благоприятные условия для развития личности школьника. Целью всей деятельности школы является воспитание гармонически развитой личности. В основу всего процесса образования и воспитания положены гуманистические ценности: человек, семья, отчизна, земля, мир, знания, труд, культура, краеведение.

Через вариативность форм и методов краеведческой работы в УВК № 1 формируется гармонически развитая личность с патриотическими чувствами. А формы такие:

- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

- посещение музеев боевой славы в ООШ № 6,9,10

- уход за могилами ветеранов

- уход за памятником Неизвестному солдату в поселке шахты «Центральная»

- посещение городского исторического музея

- читательская конференция, посвященная Дню освобождения Луганщины от немецко-фашистских захватчиков, по книгам «Твои освободители, Донбасс!», «На рубежах шахтерского края», «Подвиги, что стали легендой»

- коллаж «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»

- благотворительный концерт в ДК шахты «Центральная» для ветеранов Великой Отечественной войны и жителей поселка

- работа над проектами «История фронтовой фотографии», «История моей семьи»

- акция «Подарок ветерану», «Венок памяти»

- краеведческие викторины

- помощь ветеранам, инвалидам и их семьям

- оформление стенда «Их подвиг бессмертен»

- встреча с М. Карпуниным, местным поэтом

- поисковая работа «Дорогами ветеранов»

- создание каталога ветеранов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов войны, тружеников тыла, которые проживают в поселке шахты «Центральная» (по улицам поселка)

- создание краткого путеводителя по городу Антрациту «Героизм, увековеченный в камне»

- оформление исследовательских работ «Антрацит в годы оккупации»

- читательская конференция по книгам К. Симонова «Дни и ночи», «Бой на околице», которые рассказывают о нашем земляке, герое Великой Отечественной войны Ткаленко Вадиме Яковлевиче, в честь которого назван микрорайон города Антрацита.

Традиционными для учащихся УВК № 1 города Антрацита стали краеведческие экскурсии и походы:

  1. Нижний Нагольчик «Древние курганы»

  2. Святогорский историко-архитектурный заповедник

  3. Музейный комплекс города Краснодон

  4. Краеведческий музей «Памяти погибших города Ровеньки»

  5. Донецкий краеведческий музей

  6. Музеи города Луганска

  7. Миус – фронт

  8. Саур – могила

  9. Исторический музей города Антрацита

  10. По местам боевой славы ( поселки Дьяково, Егоровка, Бобриково)

  11. Антрацитовские памятники

  12. Музей «Партизанская стоянка» (поселок Ивановка)

  13. Музеи боевой и трудовой славы ООШ № 6,9,10 города Антрацита

  14. Памятник «Острый Шип» (город Антрацит)

  15. Марусина скала

  16. Чеховская криница – «Донская Швейцария» (поселок Садовый)

  17. По места боевой славы летчицы Екатерины Будановой (поселок Бобриково)

  18. Подвиг Хусена Андрухаева – адыгейского поэта (поселок Дьяково)



















Заключение


Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории, к героическому прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в развитом демократическом государстве.

Одним из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории, культуре издавна было краеведение.

Краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.

Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы работы. Развитие и жизнеспособность школьного краеведения определяется его важной ролью в учебно-воспитательном процессе.

Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю, культуру.

Работа учителя – краеведа более многопланова, сложна по направленности, нежели чисто научное исследование. Учитель должен постоянно иметь ввиду три аспекта изучения материала – общенаучный, краеведческий и учебно-воспитательный.

Посредством учебной и внеклассной краеведческой работы, работы школьных музеев, факультативов, кружков краеведения осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно- поисковой деятельности школьников.

Краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию активных молодых граждан Украины.

Содержание данной курсовой работы представляет интерес для учителей истории, осуществляющих краеведческую работу в школах нашего края, для студентов, обучающихся по специальности 0304 «История» и может быть использовано в качестве теоретического и практического руководства при организации работы по историческому краеведению.


Литература


  1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. – М. : Просвещение, 1980.

  2. Барков А.С. О научном краеведении. - М. : Просвещение, 1961.

  3. Гаврюшин Н.К. Сокровища у порога: Эстет. воспитание в краеведческой работе. Кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1982.

  4. Горбунов Б.И. Структура и содержание курса Народоведения./Преподавание истории в школе. – 1999. - № 8. - С. 53-54.

  5. Державна національна програма «Освіта» (Україна XXI століття). – К., 1994.

  6. Довідник юного краєзнавця Луганщини /Омельченко О.П., Кацюбіна Л.І., Шепель В.М., Мацевич О.А. – Луганськ, 2001.

  7. Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Манюшина. – М., 1975.

  8. Историческое краеведение./ Под ред. Н.П. Милонова.- М., 1975.

  9. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся. – М., 1965.

  10. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед.учеб. заведений / М.А. Никонова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.

  11. Методика краеведческой работы в школе. / Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1987.

  12. Організація патріотичного виховання в загальноосвітніх навчальних закладах Луганської області: Методичні рекомендації /Уклад. Сорочан Т.М., Цимбал І.І., Дьяченко Б.А., Рудіна О.М. – Луганськ : СПД Резніков В.С., 2007.

  13. Стародуб К.В. Литературное краеведение в школе: метод.рекомендации, материалы к урокам, лит. экскурсии /Корнелия Стародуб. – М. : Дрофа, 2003.

  14. Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.

  15. Юган Н.Л. Литературное краеведение /Н.Л. Юган. – Луганск: Альма – матер, 2005.



КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
  • Русский язык и литература
Описание:

Острые проблемы социально-экономического развития общества, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого народа, отсутствие четкой перспективы дальнейшего развития негативно повлияли на общественное сознание всех социальных и возрастных групп населения. Несколько лет назад образовался вакуум именно в краеведческой работе. Сегодня мы пересматриваем цели и задачи, направленные на формирование и развитие социально значимых ценностей.

При анкетировании, диагностике, в беседах учащиеся говорят о том, что нужно знать историю, литературу своего родного края, но часто затрудняются ответить на вопрос, почему так или иначе названа улица, на которой они живут.

Поэтому актуальность данной работы заключается в следующем: в условиях модернизации украинской школы краеведение должно стать важной составляющей частью гражданского воспитания школьников. Также актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы украинской школы, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.

 

Объектом данной работы является краеведение в контексте современного гражданского образования

Автор Ежова Ольга Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1770
Номер материала 40234
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓