Главная / Русский язык и литература / "Коучинг и менторинг-эффективные подходы в образовательном процессе"

"Коучинг и менторинг-эффективные подходы в образовательном процессе"

Название документа выступление на методсовете.docx

Опорная школа (ресурсный центр)им.М.Макатаева












Коучинг и менторинг – эффективные подходы в образовательном процессе 

(выступление на методсовете)























с.Толе би

Коучинг и менторинг – эффективные подходы в образовательном процессе

Новые подходы в работе учителя или как коучинги и менторинги могут улучшить педагогическое мастерство

Цель: Ознакомить участников с понятиями коучинг и менторинг, показать различия и общее характеристик процессов коучинга и менторинга

 Сегодняшнюю ситуацию  в системе образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу,  все чаще слышим, что тот подход к делу и к себе, которые существует, не эффективны и не ведет к желаемым изменениям, не  создает инновационных прорывов.

Новые стандарты образования меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоят не столько в передаче знаний, умений и навыков, а  в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе .

Конечно, мы знаем огромное количество методов, с помощью которых  можно передать знания  школьникам.

Но есть еще один немаловажный момент. Мотивированной личностью, способной к саморазвитию, человека с уверенной гражданской позицией становятся в позитивной, успешной среде, в процессе наблюдения за успехами и победами авторитетов, при возможности наставничества и в условиях непрерывной поддержки. А этого в наших образовательных учреждениях пока крайне мало.

Тем, кто проработал многие годы и вложил душу в своих учеников, каждый день, переживая, порою больше, чем родители, неудачи и достижения их, странно слышать, что педагогические  методы уже не актуальны, что нужно еще чему – то научиться. У учителей со стажем появляется странное ощущение, что их опыта не достаточно для того, чтобы сегодня быть успешным преподавателем. На совещаниях все чаще можно услышать: «…Сегодня надо быть гибче, надо работать творчески».

Но при этом отсутствуют рекомендации, позволяющие педагогу понять  КАК учить своих подопечных по–новому, чтобы получить новый результат.

Разговор о том, как в новой системе выжить и стать более уверенным и конкурентноспособным (как говорят сейчас на новом бизнес ориентированном языке в образовании) педагогом, какие инструменты могут помочь достичь выполнения стандарта, причем не формально, а качественно, естественно и легко.

Широко известна фраза «если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Следуя этой логике, если мы не можем изменить систему, попробуем использовать собственный потенциал, для нового творческого прорыва и попробуем помочь обучающимся стать самодостаточными людьми, развивая в них не только IQ, но и EQ (эмоциональный интеллект).

Человек так устроен, что одним из его потенциальных ресурсов является способность к обучению. Страшно слышать, когда учитель говорит своему ученику: «Ты не обучаем!» Для некоторых детей это звучит, как приговор, который  наложит печать на всю жизнь.

Приведем пример. Преподаватель после нескольких попыток объяснить новую тему студенту, говорит ему о том, что у того нет способностей к точным наукам и лучше было бы, если он забрал документы и пошел в другое учебное заведение. С помощью тьютора позже данная ситуация была разрешена и студент проявил свои способности для изучения предмета. Секрет состоял только в том, что тьютор проявил терпение и провел недлительную работу,  изучая причины и проблемы отсутствия интереса к предмету и нежелания услышать преподавателя.

Такие ситуации в наших школах нередки и для тех, кто стремится найти выход из них предлагаем рекомендацию №1: ищите подход, ищите «кнопку» у ученика  (вспомним детский кинофильм «Приключение электроника»). Любой человек способен к обучению!

Говоря о новых подходах к развитию и обучению наших «подопечных», хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход  и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека – это ключевая его задача и основной результат.

Речь идет о коучинге.      Коучинг (англ. – «наставлять», подготавливать», «тренировать») представляет собой конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт, в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания и принятия решений о практической их реализации.

Процесс коучинга.

Тренеры работают с учителями путем размышлений и инициировании творческих процессов, идейного поиска. Таким образом, учителя будут обеспечены идеями и подходами для повышения своего профессионального потенциала. Тренеры-коучи будут содействовать улучшению практической деятельности учителей.

        Тренер, выступающий в роли коуча, поможет учителю в выборе направления работы и способов активного использования системы и поощрения коллег в своей школе, чтобы помочь им усовершенствовать актуальные и необходимые в дальнейшем навыки. Основной акцент будет сделан на оказание помощи учителям в развитии способности предвидения, прогнозирования работы с менее опытными коллегами, для развития их потенциала.

 

Менторинг

        Менторинг (англ. mentoring) – длительный процесс создания доверительных, личностно-заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, целостной личности педагога. В процессе менторинга ментор добровольно делится своим знанием и опытом, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменений в карьере.

Процесс менторинга.

           Сущностными характеристиками процесса менторига являются установление отношений между двумя субъектами на основе обучения и развитие у подопечного таких ключевых навыков, как умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики. Ментор предполагает решение сложных задач и профессиональную поддержку подопечным, основывая взаимоотношения с ним на доверии, соучастии, искренности и честности.

Система менторинга

 

 

 

Обучение навыкам     создание системы

менторинга                   менторинга

 

 

 

  

Семь принципов коучинга и менторинга

1. коучинг и менторинг являются весьма эффективными способами оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании.

2. компетентно реализуемый процесс менторинга способствует повышению качества практики преподавания и обучения.

3. коучам и менторам необходимы тренинги в целях их профессионального совершенствования.

4. совершенствование коуча- ключевая роль ментора.

5. даже незначительные шаги и динамика преобразования практики преподавания и обучения способствует существенному изменению ситуации в классе.

6. отдельные приемы и методы, предложенные для использования в практике преподавания и обучения, могут казаться на первый взгляд, незначительными, но в системе представляют собой действенную силу, способствующую реализации позитивных перемен.

7. не существует единственно правильного пути в реализации процесса коучинга.

Этот вид работы называют коучингом , точнее, это сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и научении его учиться и жить осознанно.

Коучинг — это работа с человеком реальным с установкой на завтра. Коуч не работает с прошлым человека. Гораздо важнее для этого специалиста конкретные шаги, которые делает его подопечный в надежде получить результат уже в скором «завтра».  Эффективность данного направления работы очевидна, ведь нам нужны понятные и быстрые результаты, причем итог работы коуча с подопечным – это творческий прорыв последнего, расширение его перспектив для дальнейшего роста. Не этого ли ждут от нашей работы наши руководители, родители, работодатели?

Век высоких технологий, скорости, гибкости диктует нам выбор методов обучения.

Попробуем проанализировать любую жизненную ситуацию, когда запланированное вами не было совершено, хотя и было очень важным.

Почему вы это не делали?  Что мешало?*

 

________________________________________________

*- вопрос «почему» не всегда эффективен, если работать на результат «развитие, изменение». Он заводит в тупик, формирует страх, схож с наказанием. В этом предложении он употреблен только с целью зафиксировать ваше внимание, задуматься, в ожидании реакции «Стоп сознание. Бойся, а теперь думай!» Страхи иногда работают позитивно, они мобилизуют!

Теперь представьте себе, что нет этого вмешательства и у вас есть еще одна попытка сделать то, что вы хотели. Попробуете? Ваш ответ скорее «да». Если это истинное желание, то да, вы это сделаете. Именно тогда, когда вы свободны от внешних оценок, от стороннего мнения, от страха «не быть успешным, не профессиональным», получаются самые лучшие проекты, происходят самые любимые моменты в жизни – это то, что вы делали по велению сердца, а не разума, без напряжения, не задумываясь над последствиями и над мнениями.

Именно это состояние, состояние потока сознания, является основным обстоятельством, которое может развить профессионализм педагога и способность достигать видимых результатов в работе над собой и с учениками. Когда творишь по –настоящему – это получается красиво и убедительно. Это укрепляет ваш имидж педагога и придаст обучающимся уверенность в себе и своих возможностях.

Вторая рекомендация: позвольте себе «быть», позвольте себе делать то, что хочет сердце, а не разум  и верьте в себя.

Суть профессии педагога очень проста. Дословно «детоводитель». А если так, то надо представить себе  куда мы хотим в итоге привести детей.  Что на пути к цели обсуждаете, как работать с трудностями, как поощрять?

Поясним, для того, чтобы усилить желание идти и вести ребенка не куда – то, а прямо к цели, чтобы педагогическая работа не была испытанием, а приносила  удовлетворение, нужно просто сделать паузу, дать зародиться энергии и почувствовать свои желания, прислушаться к себе. Результат по М. Дауни – это то, что приносит удовлетворение, радость, уверенность. Результат нужен для того, чтобы мы могли расти и развиваться. Для того, чтобы педагог смог сказать себе «мой результат – мой опыт — моя победа,  я смог! Мне есть чем гордиться! Мне есть куда идти!»

Отсюда рекомендация третья:

Позвольте себе делать паузы. Дайте право на остановку! на вдох!

Современная жизнь задает новый темп, ставит новые задачи. К нам предъявляют новые требования, ожидания родителей становятся более жесткими.

«Если я не успеваю,  не нравится, как я работаю, значит, я не достоин быть сегодня учителем», — знакома такая мысль?

Стоит, сделать паузу, вздохнуть, дать себе еще один шанс.

Попробуем сделать упражнение.

Сформулируйте три сильных качества, которые присущи вам и выделяют только вас. Это должны быть качества, без которых  вы не вы, которые вы можете так представить или проявить, и ученики бы стремились копировать это в вас и ловить момент, когда же вы, именно вы, к ним придете и продемонстрируете «высший пилотаж». Этими качествами могут быть и умение шутить, умение возражать, умение объяснить новый материал так, как никто другой, умение поддержать, наказать или вселить уверенность.

Надеемся, у вас получилось найти в себе самое лучшее и вновь обрести веру в себя.

Рекомендация последняя: делайте паузу для того, чтобы осознать, что с вами происходит и для того, чтобы перераспределить вовремя энергию на создание лучших результатов вашей жизни.

Итак, в завершении, хотелось бы  акцентировать ваше внимание на том, что каждый человек уникален и обучаем. Каждый педагог имеет право им оставаться. Но помнить, что единственный путь к хорошему результату возможен только через работу над собой, уверенность в поставленной цели и веру в свой потенциал!

Найдите на это время! Это вклад в ваше будущее и будущее ваших учеников!

 

 











умение шутить,



умение возражать,

умение объяснить новый материал так, как никто другой,

умение поддержать,



умение вселить уверенность,



умение вселить надежду,



умение выслушать на равных



"Коучинг и менторинг-эффективные подходы в образовательном процессе"
  • Русский язык и литература
Описание:

Новые стандарты образования меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не только в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика с активной позиции. Важна, прежде всего, личность самого ученика и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но и раскрытие потенциала как учащегося, так и учителя. Одним из эффективных методов обучения в образовательном процессе является коучинг и менторинг

Автор Нурманова Салтанат Кыдырбековна
Дата добавления 06.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1971
Номер материала 59285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓