Главная / Начальные классы / Коучинг "Талантливые и одаренные"

Коучинг "Талантливые и одаренные"

Коучинг – сессия

Талантливые и одаренные

Вступительное слово: Все учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в преподавании и обучении. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы. Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников, школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников. Прежде чем начать работу я предлагаю вам написать на листах что вы знаете по данной проблеме, что бы вы хотели знать.

Слайд 1.   Какие стадии  развития проходит  та или иная способность?

Предложить листы бумаги по одному на команду и предложить нарисовать своё  понимание видение терминов:     Задатки  Способности  Одарённость  Талант   Гениальность  (5мин)

     Задатки –  это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей.

     Способности -  это базовые,  устойчивые психологические, индивидуальные свойства личности,  являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности.

     Одарённость –качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

     Талант – совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

    Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого  потенциала  личности относительно других личностей.

 Составление кластера «Талантливый ребенок, Одаренный ребенок» защита кластров.

Слайд 2.        Актуальность: Отчет Marland, который был представлен в Управлении образования США в 1972 году, показал недостаточную степень обеспечения работы с одаренными и талантливыми учениками в США. Значимым в отчете был вывод о том, что одаренные и талантливые дети в США «потеряны» и могут навсегда лишиться способности нормально функционировать, что приравнивает данную проблему с проблемой страдания других детей - с ограниченными возможностями.

 Слайд 3.  Произошли изменения в определении категорий «одарённые» и «талантливые»  из  моноаспектныхв многоаспектные.

Моноаспектное определение одаренных и талантливых основывается на единственном критерииналичие интеллекта и определение его уровня на основе баллов IQ.

Ренцулли (1978) конкретизировал определение одаренности на основе взаимодействия трёх основных групп человеческих качеств:

способности выше средних

 высокий уровень сосредоточенности в процессе решения задач

высокий уровень творчества

Ренцулли и Райс (1985) подчеркнули, что ученики данной категории нуждаются в широком спектре образовательных возможностей и услуг, которые обычно не предоставляются в обычных школах.

Слайд 4.  Переход понимания одаренности и таланта от моноаспектного к многоаспектному понятию проводит параллель с изменением в понимании концепции самого интеллекта. Он уже не рассматривается как единое целое, а рассматривается в условиях множественного интеллекта.

Гарднера (2006) установил восемь типов интеллекта:

   Логико-математический

      Лингвистический

      Кинестетический

    Пространственный

     Музыкальный

     Межличностный

      Углубленный

      Натуралистический.

Слайд 5.  Современная интерпретация

   Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы или самих учеников.

Макэлпайн и Рид (1996 г.) представили полезный список характеристик одаренных и талантливых учеников:

      Характеристики обучения одаренных и талантливых учеников.

      Характеристики креативного мышления.

      Характеристики мотивации.

      Характеристики общественного лидерства.

      Характеристики решительности.

 Слайд 6. Каким образом учителя выявляют  одаренных или талантливых учеников? Выслушать варианты слушателей.

Учителя начальных школ должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюда­телей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников Eyre (Эйр) andLowe(Лоу), 2002.                   

Слайд 7. Кейс-стади «Выявление талантливых и одаренных учеников» Академии британского преподава­ния и обучения описывает три проекта с учениками 1-й группы классов  (в возрасте 4–7 лет), каждый из которых использовал различные методы для определения талантливых и одаренных учеников:

    В первом проекте- исследовании учителя разработали обширную школьную программу, которая включает задания познавательного характера для учеников, испытывающих трудности со слухом и для которых английский язык не является родным языком. Эти задания позволили продемонстрировать высокий уровень способностей, используя ограниченное вербальное общение.

     Во втором проекте использовался тест, оценивающий эмоционально-психологическое со­стояние учеников, радость и степень вовлеченности в опрос для «неординарных», «слабоуспевающих» талантливых и одаренных учеников. Данные, полученные при тестировании помогали устанавливать уровень успешности, вовлеченно­сти, способности, отношение к определенным видам деятельности и корректировать работу с этими учениками.

    В третьем проекте учителя поставили задачу определения возможности вовлечения роди­телей в процесс выявления одаренных и талантливых учеников. Они объяснили способы, посредством которых определяли личные интересы и особые таланты, проявляемые учени­ками; беседовали с родителями об умственных способностях и попросили родителей запол­нить простую анкету. На встрече родителей и учителей эти анкеты послужили основой обсу­ждения примеров поведения их детей и игр, проводимых дома и в школе, помогая взрослым распознать ситуации, в которых ребенок проявлял себя «умным» и помогающим принимать решения для последующих шагов развития.

Проекты опубликованы в работе «Воспитывая та­лантливых и одаренных учеников на ключевом этапе 1» (Koshyetal, 2006)

 

Слайд 8. Критерии, основанные на исследо­ваниях и способные выявлять наиболее успешных учеников(Montgomery, 1996; Freeman, 1998):

память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и умеют использо­вать информацию;

самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения и умеют регу­лировать свое обучение;

  быстрота мышления: они отводят больше времени на планирование, но быстрее приходят к реализации планов;

  решение проблем: они пополняют информацию, выявляют несоответствия, быстрее по­стигают суть;

  гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут ви­деть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы иным спо­собом;

любовь к сложности: для стимулирования интереса они стремятся к более сложным играм и заданиям;

  концентрация: они обладают исключительной способностью концентрировать волю на продолжительный период времени, начиная с раннего возраста;

  ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с раннего воз­раста .

Слайд 9. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

     Эйр (2001) рассматривает теоретические основы и практику исследования природы «заданий» на основе концепций Каца и Выготского: «сложным» будет задание, которое позволит ученикам работать на уровень выше их «комфортной» зоны, но не превысит допустимый для каждого конкретного ученика уровень сложности. Эйр подчеркивает важность адекватного оценивания текущего уровня детского понимания - «зоны ближайшего развития» (Выготский), показывая, что работа с завышенной степенью сложности, может оказаться невозможной, и демотивирующей.

     Эйр использует данную научную теорию для аргументирования рекомендаций по изменениям учебной программы для одаренных детей с тенденцией на развитие более высокого уровня мышления, навыков практического решения проблем.

 

Слайд 10. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

      Ещё одна из стратегии  - это предложение ученикам усложненной программы обучения в классе и вне класса.

      Примером этому может служить IGGY-проект, предлагающий расши­рение учебного плана в онлайн-режиме для учеников средней школы, как это описано в ключевом чтении на сайте: http://www2.warwick.ac.uk/study/iggy/information/members/ .

      Молодым людям пред­лагается доступ к сайту, на котором учителя помогают в усложнении заданий и постановке задач. Усложнение заданий может осуществляться в форме более углубленного обучения, более широких проектов или расширения интеллектуальных задач.

 

Слайд 11. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

      Вовлеченности учащихся в более углубленные исследования, проекты или интеллектуальные задания.

      Примером служит опыт Великобритании по вовлечению в научное исследование детей 11-ти лет в проекте по археологии, описанном в статье «Работа с одаренны­ми и талантливыми по теме «Железный век в Хилл Форте в Северном Сомерсете» (DaubanandCrossland, 2009)?

      Ученики рабо­тали с профессиональным археологом, что потребовало задействия и развития всего спектра их умственных способностей: воображения, креативности, готовности к решению проблем, дедукции, умозаключений и логического мышления, а также - социальных, вербальных и презентационных навыков.

 

Слайд 12. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

    Следующей формой работы является экстернат, предполагающий более быстрое и оперативное овладение учениками учебным планом.

     Специальное исследование «Экстернат в освоении учебного плана для одарен­ных и талантливых учеников 8–9 лет» показало, что сдача экзаменов по английскому языку и математике на год раньше стала эффективным способом мотивации и развития талантливых и одаренных учеников в школе.

      Как правило, ученики ценят усложнение задач, более мобильную и организованную работу.

 

Слайд 13. Развитие потенциала талантливых и одаренных учеников

     Завершающий пример кейс-стади «Структуризация работы в группе» направлен на изуче­ние работы, которая используется для преподавания математики в среднем звене.

     Результативность этих уроков возросла, благодаря нестандартной работе в группах посредством изменений их состава, вопреки предыдущему принципу формирования групп в зависимости от пола и возможностей решения усложненных задач методом дискуссии.

     Результаты свидетельствовали о том, что обуча­ющиеся работали более эффективно в тех группах, где они чувствовали себя комфортно и более уверенно в решении математических задач в контексте, предполагающем совместную работу и конструктивную беседу (Seal, 2006).

 

Слайд 14.  Эйр полагает, что школа, разработавшая подход в обучении талантливых и одаренных учени­ков, может использовать разнообразные варианты моделей или вариант экстерната для всех учени­ков в школе посредством изменения образовательной программы. Ею адаптирована модель изме­нения учебного плана от Мейкера и Нильсона на основе внедрения трёх изменений:

  изменения в содержании (включая процесс преподавания и его результат);

  изменения в используемой методике;

  изменения контекста обучения.

 

Дополнение кластеров «Одаренные и талантливые дети» другими группами.

Позитивчик № 1

   Слайд 2(вторая пезентация) Делимся на группы. Мы предлагаем вам вытянуть  фрагмент известной картины, сюжет которой имеет определенное отношение к теме, обсуждаемой сегодня. Сложите пазлы в 1 картинку.  И займите место в своей новой группе. 5 минут.

 Слайд 3 Цитата №1 «Гении не падают с неба, они должны образоваться и развиться» (Бебель). Предлагаем выполнить задание №1. Группам дается задание собрать цитату из отдельных слов (получают конверты); отвечает группа, которая первая справилась с заданием.

В Кембриджской программе понятия «одаренный» и «талантливый» объединены воедино. На слайде определение.

Слайд 4 «Одаренные и талантливые» -  категория учащихся,

    обладающих способностью к самоконтролю и поиску способов повышения результативности своего обучения;

    способных к анализу информации, ее пополнению, отбору, дифференцированию на пригодную и неуместную, к оперативному постижению ее смысла;

   способных к распознаванию проблем и выбору альтернативных, отличных от других учеников решений;

   способных к разработке более сложных игр и задач в целях повышения интереса;

  имеющих исключительные способности в раннем возрасте к длительной концентрации внимания без принуждения извне;

  проявляющих раннюю способность к коммуникации, чтению и письму.

Слайд 5 Но есть иная точка зрения. Некоторые исследователи утверждают об их различиях и необходимости дифференцирования. Одаренность  больше относится к способностям (интеллектуальным, творческим, социально аффективным и др.), а талант связан с более выдающимися достижениями в различных областях (научных, технических, художественных, межличностных, спортивных и др.).

Еще один подход.

hello_html_0.gif

уровни творческих сил                 Гениальность               феномены избыточности

Талантливость

Одаренность

_____________________________________________________________________

hello_html_0.gif

«Нормальный культурный слой»

 

Социальная усредненность (в личностном плане – посредственность)

 

Слайд 6 В настоящее время утверждается тенденция отказа от определения одаренных и талантливых в рамках моноаспектности (например, высокий уровень интеллекта) в пользу многоаспектности, которая подразумевает широкий текст особенных способностей. Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, самих учеников.

Гиперссылка на слайде. Макэпайн и Рид (1996) разработали перечень характеристик одаренных и талантливых учеников по критериям: обучение одаренных и талантливых учеников, креативное мышление, мотивация к обучению, общественное лидерство, самостоятельность.

Слайд 7 Графический  организатор: критический слушатель Объяснение задания. Поработайте по данным вам листам с вопросами с информацией, которая будет звучать, индивидуально. 5 минут.

 

В фокусе

Вопрос

Что сказано

Примечание

Кембриджская программа.

Подход 1.

Как рассматриваются понятия «одаренный и талантливый» в Кембриджской программе?

 

 

Дифференциация понятий одаренный и талантливый

Подход 2.

С какими способностями связывается одаренность?

 

 

 

 

 

С чем связан талант?

 

 

Современная тенденция определения одаренных и талантливых

Что подразумевает многоаспектность в определении «одаренных и талантливых» учеников?

 

 

Характеристики одаренных и талантливых учеников

Малкэпайн и Рид (1996)  по каким критериям?

 

 

 

 

Формирование таланта

Факторы и условия формирования таланта

 

 

Источники

Кто процитирован как авторитет?

 

 

Новизна информации

Насколько свежа информация?

 

 

 В примечание укажите что для вас было новым, обсудите в группе . Какие новые тенденции вы подчерпнули из данного текста.

Почему с раннего возраста необходимо развивать детей? Каковы факторы и условия формирования таланта?

Слайд 8. Поль Сартр, наверное, несколько преувеличил, беспрекословно утверждая, что «детство решает все, но, несомненно, оно решает многое.  Детство – «утро и колыбель человечества», - писал историк Н.М. Карамзин, думая о творческих началах личности. Это и есть начало начал, «восход солнца»: о детства, родных мест, генетических данных родителей формируется потенциал будущей личности. Исследования Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, раскрыли огромное значение первых лет воспитания и обучения для развития детских способностей, формирования таланта; дети открыты для чрезвычайно быстрого и направленного формирования. Ближайшее окружение может играть роль стимулятора или тормоза или проявлять полное безразличие. В обстановке полнейшего безразличия, равнодушия, замалчивания даже «могучий росток» может увянуть в тине застоя. Если для таланта нет условий, если самостоятельность мысли, оригинальность подхода, нестандартность решения не только не поддерживаются, но и пресекаются – в этих условиях формирование таланта надолго затягивается, а то и может не состояться вообще.

Врожденный дар, социокультурные обстоятельства, окружение – важнейшие факторы, однако не меньшее значение имеют самовоспитание, сознательная ориентация на самосовершенствование. В англоязычных странах хорошо известно понятие selfmademan (англ. – «человек, сделавший себя сам»), так именуют человека, достигшего всего (многого) собственными усилиями.

Биографии многих великих талантов и гениев, если не полностью, то во многом, подтверждают убеждение, что гениальность, талантливость – в том числе результат напряженного труда, самовоспитания и самообразования и сознательной ориентации. «Высший гений, - отмечал Гете, - это тот, кто все впитывает в себя, все умеет усвоить…», по меткому выражению величайшего композитора Людвига ван Бетховена «Таланта и капли достаточно, а упорства нужен океан».

Слайд 9. Факторы и условия формирования таланта:

Природный дар, детство, родители (ценностные ориентации родителей, культура семьи)

- Учителя, образование

  - Среда (школы, научные коллективы и др.)

   - Субкультура, в которой вращается человек

  - В целом культура и ее характер

- Сознательная ориентация на самосовершенствование

    

Слайд 10  Обсудите в парах. 2 минуты. Обсудите в группах и попробуйте ответить на вопрос: Каким образом учителя могут определить, является ли ученик талантливым или одаренным?  Придите к общему мнению в группе. (2 минуты). Спикеры от группы  (с места)  выступают (6  минут, по 1 минуте на группу).

Слайд 11. Нам нужно обсудить 3 важных вопроса. Выносятся на слайд. Работают 10 минут.

1 ряд постер: Почему одаренность некоторых учеников не проявляется  (нет возможности для демонстрации своих способностей; намеренно скрывают свою одаренность, трудности в обучении).

2 ряд: Что могли бы предложить учителя для данной категории учеников ? (можно из своего опыта).

3 ряд. Какие условия должны быть созданы в современной  школе для

эффективного развития  одаренности  и таланта  учащихся?

Презентация и защита работ. 2 минуты.

Итог (3 предложения). Рефлексия. Вернемся к вашим листам которые вы писали в начале нашего коучинга и определим те вопросы ответы на которые вы не получили в ходе нашего коучинга.

Позитивчик 2 Рефлексия

Коучинг "Талантливые и одаренные"
  • Начальные классы
Описание:

   Все учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в преподавании и обучении.

   В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы.

    Анализ научных исследований показывает, что наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников, школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начального звена и «расширенного» школьного подхода на уровне среднего звена, усложняя школьные стандарты обучения для всех учеников.

Автор Ковтунова Елена Геннадьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1929
Номер материала 24653
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓