Главная / Директору-завучу / Коучинг-сессия на тему: Новые подходы в системе образования Республики Казахстан.

Коучинг-сессия на тему: Новые подходы в системе образования Республики Казахстан.


Коучинг-сессия на тему:

Новые подходы в системе образования РК.


Раздел 1 обоснование фокуса.

В условиях стремительно меняющегося мира первым, ключевым вопросом… … и для школ в целом, и для учителей в частности, является вопрос: «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и вторым, не менее значимым - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» (Руководство стр.146)

Первая коучинг сессия направлена на то, чтобы коллеги осознали связь, между требованиями предъявляемыми обществом к выпускнику школы, и методами профессиональной деятельности учителя. Дать краткий обзор инструментария предлагаемого Программой 2 уровня. Цель сессии способствовать осознанию эффективности профессиональной деятельности наших педагогов, осознанию её конечного продукта и мотивации изменений. Создать творческую группу учителей.

Ильинская средняя школа дает возможность детям обучаться на государственном и русском языках. Школа оснащена новыми современными кабинетами казахского языка физики, биологии, информатики и лингафонно-мультимедийным комплексом. Школа раньше была достаточно популярна в районе, доброй традицией, практически каждый год, было получение выпускниками Алтын Белге, и достаточно высоких баллов ЕНТ. Это показатель хорошего кадрового состава нашей школы. Учителя нашей школы – пытливые, открытые к новому, готовые учиться для улучшения своей педагогической деятельности, педагоги. В своей работе они часто применяют инновационные методы обучения. Но система отслеживания изменений в практике преподавания нашей школы, однобока, и основана, в основном лишь на суммативном оценивании учащихся, и личных достижений учеников и учителей на различных педагогических форумах. При применении того или иного метода учителя нашей школы не всегда могут проследить его значение в контексте метода как стратегии обучения. Очень много сейчас инноваторов от образования, а новых, приемов и технологий обучения ещё больше. Планируя это занятие, я был уверен в том что учителя, объединенные в творческую группу, вооруженные общими стратегиями, значительно улучшат педагогическую обстановку в школе, поведут за собой других учителей, и вместе поднимут уровень знаний и умений учащихся тем самым сделают детей более счастливыми.

Стаж моей работы позволяет сделать вывод – раньше у нас не было такого полного, легкодоступного, структурированного инструментария для обучения ученика. Обучение было нацелено на «среднего ученика», а сейчас главное – личность ученика. Мне просто необходимо было, для осмысления, ещё раз обсудить, теперь уже со своими коллегами, основные идеи программы 2 уровня. Создать ядро коллектива мыслящего по-новому.

Приглашение к первой коучинг – сессии было дано через объявление, (см. приложение 1.) на которое откликнулись как те, присутствие которых было обусловлено «по службе», так и те, кто неравнодушен к новым велениям времени. Это учителя ищущие, неравнодушные, те, кто старается сделать урок не ради отметки в журнале, а ради детей.











Раздел 2 Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.

Задачи, как средства, ведущие к достижению цели, коучинг-сессии были структурированы следующим образом:

  • Организовать условия для психологического настроя участников сессии к коллективной и групповой работе.

  • Организовать случайным образом коллег в группы.

  • Создать ситуацию позволяющую выявить проблемы в преподавании, решение которых под силу учителю.

  • Создать условия, в которых учителя задумаются над собственным преподаванием.

  • Создать ситуацию в которой учителя придут к осознанию того что каждый ученик индивидуальность, и нужно создать условия для развития его индивидуальности, опираясь на его собственные задатки.

  • Кратко ознакомить коллег с сущностью Программы 2 уровня, и предложить ознакомиться с её инструментарием.

  • Определить с коллегами планы на будущее по деятельности творческой группы.

  • Организовать рефлексию занятия.

На сессии учителями реализованы следующие задания – групповая и коллективная разминка, мозговой штурм - «Что мешает достижению вашими учениками хороших результатов по предмету?». По рубрикам оценили видеофрагменты и предложенный текст, и в результате каждая группа создала постер на тему «Какой должна быть современная школа?». Завершила сессию защита постеров и рефлексия стикерами.

После приветствия, и пожелания удачи в предстоящем занятии, учителя были приглашены в актовый зал, где увлеченно, с улыбками на лицах – изображали коллективные геометрические фигуры, а потом, смоделировав, как молекулы формируются из атомов, разбились на группы, в которых продолжили занятие на сессии. Активно излагали свои мысли, думали, оценивали себя, дискутировали при проведении мозгового штурма. С интересом, некоторые затаив дыхание, смотрели видеофрагменты, по рубрикам анализировали их и текст. При изготовлении постера проявляли творческие способности, рисовали, рассуждали, спорили, планировали, осознавали для себя новое. При защите анализировали, оценивали, предлагали.

На занятии хорошо прошли – разминка, мозговой штурм, создание и защита постеров, рефлексия. Так как достигли целей данных этапов, а значит приведшие к достижению цели всего занятия. Эмоциональный фон был благоприятен как для коллег, так и для меня. Учителя увидели занятие в совершенно новом формате, где не было аудитории и докладчика, все были равноправными участниками одного процесса. Это, прежде всего, отмечали учителя в личных беседах со мной. Также можно ответить хорошую работу учителей в группе: «Я узнал, как активно учителя моей школы могут работать в группе. И у некоторых из них нестандартный подход (Рустам Тулегенович)». Из рефлексивного дневника в день проведения коучинга.

Перед сессией, я планировал провести анкетирование учителей для выявления проблем в их преподавании. Оказалось что результаты этой анкеты, можно было трактовать двояко: или учителя не открылись, отвечая на вопросы анкеты, либо они действительно используют самые передовые стратегии обучения. То есть проблем анкета не выявила. Из рефлексивного дневника того дня «Не продумал анкету для учителей, взяв готовую, понадеялся на профессионализм составителя, но они не думали о формальном подходе к ответам поэтому, результаты не выявили, практически, проблем учителей». «Поэтому по ходу коучинга пришлось менять рефлексию анкеты на мозговой штурм, который выявил проблемы учителей».





Раздел 3 Оценивание обучения учителей, по отношению к идеям Программы 2 уровня.


На сессии, по моему мнению, учителя в общих чертах ознакомились с новыми подходами к обучению, реализованному в Программе 2 уровня. Очень заинтересовались стратегиями обучения, в частности методами создания коллаборативной среды на уроках. Это подтверждают беседы с учителями, те вопросы, которые они задают. Из анализа рефлексии участников коучинга на стикерах, можно сделать вывод о достижении цели коучинга – учителя пишут, что это занятие заставило их задуматься о своем преподавании, о подходах, методах и приемах на которых строится их практика. Фотографии постеров дают понять, что учителя видят в каждом ребенке уникальную личность со своими потребностями. При защите работ звучала мысль у всех – нужно менять программы, систему оценивания деятельности ученика и учителя, и выражается сомнение в том, что такие изменения возможны. На занятии учителя разучили принцип создания коллаборативной среды, и стали успешно применять этот метод уже на следующих своих уроках. Доказательством является видеосъемка урока коллеги по математике 6 класса.

Для улучшения обучения учителей я бы больше внимания уделил сейчас, на изучение семи модулей программы. В начале провести такое занятие, которое выявит наиболее предпочтительный для развития учителя модуль, и в дальнейших занятий акцентироваться именно на нем.
































Коучинг-сессия №2 на тему:

«Создание коллаборативной среды на уроках, для развития навыков самостоятельной работы учащихся».


Раздел 1 обоснование фокуса.


Первый коучинг вызвал значительный интерес к новым подходам в образовании, у педагогов нашей школы. Из рассматриваемых на первой сессии модулей Программы 2 уровня, наиболее привлекательным, оказался первый модуль - «новые подходы в преподавании и обучении». В частности учителя заинтересовались методами создания коллаборативной среды на уроках. И по просьбе учителей, темой второй коучинг - сессии мы выбрали «Создание коллаборативной среды на уроках, для развития навыков самостоятельной работы учащихся».

В нашей школе, все-таки, преобладает классический подход к организации урока: ученики сидят за партами парами, точно знают свои места, классные руководители регулярно контролируют посадку учеников. Ходить по классу во время урока не принято, групповая работа не системна. Считается хорошим учителем тот, кто строго следит за дисциплиной на уроке, сразу реагируя на малейшее нарушение. Шум на уроке не является признаком хорошего тона.

Некоторые учителя отходят от такого отношения к поведению детей на уроках, стараются привлечь их к активным действиям на уроке, как то рассаживают, организуют группы. Но большинство учителей считают детей все же пассивными, не способными к предмету, ленивыми. Редко кто из учителей нашей школы видит потенциал детей. Считают, что да, он есть, но какого уровня не понятно.

Интерес к методам и приемам создания коллаборативной среды на уроке переплетается для меня с темой исследования в рамках Action Research. Планируя провести данную сессию с коллегами, мне хотелось узнать, как другие учителя организуют работу в этом направлении, как будут прослеживаться эти методы на других предметах, ознакомится с их видением этой проблемы, увидеть результат применения данных методов. Если все учителя, или хотя бы большинство, в нашей школе, примет метод создания коллаборативной среды на своих уроках, то ученикам будет гораздо легче учиться, они будут раскрываться на каждом уроке, каждом предмете. Учителям будет проще раскрыть потенциал каждого ребенка, и развивать его.

При проведении первой коучинг - сессии, коллеги разделились на две группы: те, кто сразу и безоговорочно принял основные положения Программы, образовали творческую группу, остальные остались в позиции независимых наблюдателей, демонстрируя выжидательную позицию « - посмотрим, что из этого выйдет». Практически все творческая группа приняла участие в занятии второй сессии.


Раздел 2 Описание коучинг занятия и оценивание преподавания.

На реализацию второй коучинг-сессии были вынесены следующие задачи:

  • Создать в начале сессии, предпосылки для эффективной работы во время всего коучинга;

  • Создать условия, способствующие осознанию коллегами значимости первого из семи модулей Программы.

  • Организовать диалог, направленный на определение проблемы в преподавании связанной с отсутствием коллаборативной среды на уроке.

  • Организовать деятельность коллег, направив ее на создание коллаборативной среды на данном занятии.

  • Создать условия для успешной рефлексии занятия, и создания плана дальнейшей работы.

Решение всех вышеприведенных задач, приведет к достижению цели занятия: учителя должны знать принципы создания коллаборативной среды на уроках, для эффективного решения учебных задач.

На второй сессии учителя делали разминку, просматривали видеофрагменты, участвовали в диалоге, выступали в роли организатора, планировали, создавали, анализировали, заполняли анкету, оценивали.

Во время разминки играли в игру «переманивание», где половина группы сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого-то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того кто стоит за стулом, не пустить (поймать) «своего» сидящего.

400 игр для развития коммуникативных навыков. Семей.2012.

После просмотра видеофрагментов из фильма «Писатели свободы», учителя очень оживленно обсуждали увиденное, результатом диалога стали важные выводы о значении коллаборативной среды на уроке. Обсуждали сущность коллаборативного обучения. Пробовали себя в роли исследователя при моделировании ситуаций демонстрирующих коллаборативный процесс обучения, активно играли предложенные роли. Вдумчиво отнеслись к заполнению анкеты, некоторые даже приводили комментарии к своим ответам.

Хорошо получилась разминка, так как всем хотелось поиграть после трудового дня, много было улыбок и положительных эмоций. Анализ видеофрагментов очень наглядно показал коллегам суть коллаборативной среды обучения, это было гораздо лучше лекции или консультации с моей стороны, учителя очень заинтересовались и этим фильмом и теми приемами и методами которые в нем демонстрировал учитель. Может не совсем удачно прошло моделирование учителями создания коллаборативной среды по своему предмету. Я считаю главной причиной трудностей испытываемых коллегами, было то, что это во многом новый процесс, и для его подготовки необходимо гораздо больше времени и средств.

Раздел 3 Оценивание обучения учителей, по отношению к идеям Программы 2 уровня.

По моему мнению, коллеги изучили суть первого модуля Программы, и осознали что «Обучение в сотрудничество основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение». (Руководство стр.230).

В анкете при рефлексии, все учителя указали, что суть коллаборативного обучения им понятна. Учителя изучили преимущества групповой формы работы - интерактив группа-группа имеет ряд преимуществ перед классической схемой – класс – учитель. Тем самым подтверждается « Мерсер (2005) доказал, что взаимодействие со сверстниками играет для учащегося важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равноправно», нежели в беседах по типу учитель-ученик, и потому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений» (Программа стр. 144). На вопрос будешь ли теперь применять групповую работу и как часто, 95% опрошенных ответили «Да», и были зафиксированы такие ответы: «буду стараться на всех уроках», «всегда, когда позволяет программа», «затрудняюсь ответить, необходимо пересматривать программу», «в зависимости от результативности». Эти комментарии демонстрируют навыки критического мышления наших педагогов, действительно нужно новое апробировать практикой. Учителя поняли суть коучинга, что доказывают завершающим сессию планированием следующих занятий: педагоги составили предварительный график занятий, в котором распределили дату и время следующих занятий, обозначили их цели и задачи.

Анализируя ход коучинга, предполагаю, что в следующий раз, нужно провести разминку, более привязанную к теме занятия. Обратить внимание на фиксацию того как учителями производится процесс осознания «степени их воздействия на результативность обучения учеников и на совершенствование понимания учителей». (Программа стр. 116). Наверное, в следующий раз я бы более конкретно остановился на практической работе учителей при проведении коучинга. То есть мы отметили в плане на будущее, уроки, которые надо посетить, затем коучинги для выяснения проблем и путей их решения, затем снова уроки и так далее. «Независимо от профессионального статуса, редко кому удается эффективно поддерживать достигнутые наилучшие результаты самостоятельно» (Программа стр. 165). И помощь коллег, принявших участие в коучинге, будет наиболее эффективной, если они вместе примут участие в обсуждении и анализе урока.








































Рефлексивный отчет об обучении в отношении практики коучинга.


Коучинг и менторинг являются весьма эффективными способами оказания помощи

учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании (Руководство стр. 167). Теперь и я могу сказать, что действительно, хорошо подготовленный коучинг является, пожалуй, единственным средством «быстрого реагирования» на проблемы и задачи, возникающие перед учителем в его повседневной профессиональной деятельности. За время своей педагогической практики я часто сталкивался с различными проблемами, связанными с организацией класса на уроке, дисциплиной, учебной программой, с использованием материалов и средств, обеспечивающих урок. Решение этих проблем практически всегда ложилось на мои плечи. Задачи решались, но чего это стоило для меня! Очень высока себестоимость этих решений, и качество этих решений могло быть несравненно выше, при совместном доброжелательном сотрудничестве учителей. Администрация чаще выполняет в школе контролирующую и карательную функцию, и у учителя действительно нет возможности разделить ответственность с другими за свои действия, или получить своевременную и квалифицированную помощь. Главной идеей института коучинга, как я понял, является сотрудничество учителей, сотрудничество добровольное и доброжелательное. Как это будет реально организовано в школах, я не знаю, но проведя в школе два коучинга, я понял: если бы учителя все и всегда так работали – результаты были бы просто ошеломляющие.

Перед проведением коучинга, хотелось объять необъятное, за короткий срок помочь учителям в выборе направления работы …, чтобы помочь им усовершенствовать актуальные и необходимые в дальнейшем навыки. (Программа стр.167). Лучшим средством, ведущим к достижению цели, я посчитал проведение обзорной коучинг – сессии, по теме «Новые подходы в системе образования РК». Я размышлял, раз подходы к преподаванию – новые, то и сессию необходимо провести по-новому. Так, чтобы сразу дать понять - обучение действительно строится совершенно по другим принципам. Хотел показать стратегию коучинга, и приступить к выполнению его основной функции, так как мы подготовлены к созданию учебных профессиональных сообществ и… приступаем совместно с коллегами к работе по обдумыванию и планированию преобразования школьной практики. (Программа стр.167).




















Детей я учу больше 20 лет, а взрослых, ну скажем, месяц. Но можно попробовать провести какие-то параллели, найти ориентиры для сравнения.


Первые впечатления (начальные моменты урока/сессии):

Ученики

Учителя

Коуч/учитель

Дети готовы к учебе, все знакомо, понятно, иного дети не ждут.

Есть учитель – он учит.

Есть ученики – они слушают, пишут, отвечают. Все.

Заинтригованы,

несколько напряжены,

ожидающие.

Некоторым немного непонятно. Новые правила игры. Какие они? Старые игры лучше. Некоторые стараются делать вид, что ничего особенного от коучинга не ждут (Все известно, применяется и не нужен нам этот американский опыт).

Волнуюсь при встрече с коллегами, немного отвык от роли организатора (за время курсов). Перед детьми – прежде всего радость от того что: «А я вам что-то принес, но это пока сюрприз». Для меня привычная атмосфера, испытываю что-то подобное восторгу Архимеда, которому дали, наконец-то, точку опоры.






Разминка


Ученики

Учителя

Коуч/учитель

Непосредственны, не сразу вникают в суть задания, увлекаются, открыты. Эмоции положительные, играют, стараются победить или сделать лучше других. Не всегда получается сделать все правильно.

Прежде всего, серьезны, напряжены, легко организуемые. Сначала относятся к разминке именно как к упражнению, требующему от них демонстрации каких-то качеств, знаний и тому подобного. Быстро появляется лидер, (лидеры), эмоции сдержаны, и только когда на практике убеждаются в том, что задания действительно не сложные, появляются положительные эмоции.

Работы мало – объяснил суть, ниточка пояснений, и все – учителя делают все сами. В роли учителя больше времени требуется на объяснение заданий, контролировать в начале, следить за дисциплиной.

Основной объем деятельности на уроке/коучинге

Ученики

Учителя

Коуч/учитель

Активны тогда, когда им интересно, когда они находятся в «ситуации вызова». Редко оценивают себя в процессе работы.

Ведущей является чаще всего, внешняя мотивация учения – оценка, мнение учителя, одноклассников. Редко оценивают деятельность учителя. Эффективность деятельности обусловлена продуманностью учителем мельчайших деталей урока. Часто получаешь от детей совершенно не тот результат, на который рассчитывал. Большое значение для детей, определяющее вид их деятельности имеют «правильные вопросы». Одно дело дать задание - найди в учебнике, что такое КПД, возьми наклонную плоскость, брусок с грузами, динамометр, линейку и определи его значение для этого простого механизма. В большинстве случаев не найдут. Проверено. А если идти маленькими шажками, в зоне их ближайшего развития, то результат будет, что и показали дети в ходе исследования.

Активны тогда, когда задания входят в сферу их профессиональных интересов, созвучны реальным проблемам, когда утверждения, предположения противоречат их опыту. Практически постоянная оценка своей деятельности (быть как все, минимум). Трудно определить тип мотивации педагогов. Новые подходы – модная тема, для некоторых желание не отстать, показать себя (на волне…), некоторые искренне интересуются. Но в любом случае, у каждого кто пришел на коучинг был мотив, ведь остальные не пришли.

Видеоролик о новых подходах в образовании РК, четко показал связь материала коучинга, с практикой, и это наложило отпечаток на деятельность педагогов, сразу увлекло коллег.

Видеофрагменты вначале сессии позволили учителям понять важность этих методов для ученика, тем самым учителя получали действенные инструменты для работы с учениками.

В роли коуча было сложнее, чем в роли учителя. Хотя формально казалось бы, должно быть все наоборот. Учителя взрослые, образованные, понимающие значимость занятий, их не надо завлекать, агитировать. Дети же непоседливы, нужно постоянно следить за их концентрацией внимания. Их нужно увлечь за собой, и следить, чтобы не пропал этот интерес, менять формы, приемы и методы работы. Но в роли учителя привычнее, я чувствовал себя комфортнее, тем более что имел некоторый запас стратегий, нацеленных на каждого ученика, и это обязательно дети должны были оценить и поддержать меня в процессе учебы, что, собственно, и произошло. Это внушало уверенность в успехе, и принесло свои плоды.

В роли коуча непривычно, нужен постоянный самоконтроль, предотвращающий соблазн превратить коучинг-сессию в обычный семинар (Ну чего проще – изложить информацию, дать посмотреть видео, указать источники).


Вот такая таблица, которая отображает вершину айсберга. Найти общее и отличное в педагогике и андрагогике не является целью данной работы, но, анализируя свою деятельность в роли педагога и …(андрагога?) можно сделать один вывод: методы и приемы удачные в педагогике могут оказаться совсем не такими в андрагогике и, соответственно, наоборот.

Направление развития своих коучинг-занятий мне видно – занятия должны максимально способствовать педагогическому росту коллег, не обмануть их ожиданий. Занятия должны дать необходимые духовные и обеспечить материальные ресурсы способствующие развитию у учителей потребности к размышлениям о своей педагогической деятельности. Как это сделать? Я еще не осознал, но знаю одно, проблемы одного учителя должны стать проблемой коллектива школы. Только вместе мы сделаем наших детей счастливыми.

Коучинг-сессия на тему: Новые подходы в системе образования Республики Казахстан.
  • Директору-завучу
Описание:

Коучинг -сессия направлена на то,  чтобы коллеги осознали связь, между требованиями  предъявляемыми  обществом к выпускнику школы, и методами  профессиональной деятельности учителя. Дать краткий обзор инструментария предлагаемого Программой 2 уровня.  Цель сессии способствовать осознанию эффективности  профессиональной деятельности наших педагогов, осознанию  её конечного продукта и мотивации  изменений.  Создать творческую группу учителей, для внедрения в практику преподавания семи модулей Программы Кембриджского университета, разработанной для учителей Казахстана.

Автор Чебаков Александр Викторович
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2291
Номер материала 36220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓