Главная / Начальные классы / Коучин "Критическое мышление"

Коучин "Критическое мышление"

Коучинг – сессия

Тема: «Критическое мышление – это воображение или аргументированное осмысление?»


Учитель – коуч: Насырова Н.З

Мышление развивается в проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выгодский

Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не
критическое мышление.
Д. Дьюи

Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.
К.Поппер

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите начать наше коучинг - занятие, тема которого «Критическое мышление – это воображение или аргументированное осмысление?». Но перед началом, предлагаю вам разделиться на группы, по пазлам, лежащим на ваших столах.

Перед тем, как продолжить наш коучинг, мне бы хотелось провести с Вами упражнение: «Моя минута», прошу вас приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По моему сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда "Закончили!" Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.

Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие учащихся. Поэтому возникает необходимость в использовании новых подходов в обучении, обращённые к личности ребёнка, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Новизна современной педагогической практики преподавания характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и м утверждение.

Итак, предлагаю выполнить первое задание: Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите словосочетание «критическое мышление»? ( Приём «Корзина идей»)

Например: Что вы имели ввиду, говоря...?

Критическое мышление – это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы;

  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

  • принимать независимые продуманные решения.

Критическое мышление - это

  • это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

  • это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить

  • это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

  • отправная точка для развития творческого мышления.

Сейчас мы посмотрим с вами ролик: «Как работает мышление?»

А теперь разрешите продолжить нашу работу. Для этого выполним следующее задание: «Сравнение признаков обыденного и критического мышления»

Критическое мышление

Обычное мышление

Оценивающее суждение

Гадательное предположение

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Логическое формулирование выводов

Формулирование выводов


Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

Каждая группа составляет постер, спикер защищает его.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

  • Во-первых – это мышление самостоятельное

  • Во-вторых – это мышление обобщенное

  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

  • В четвертых – это мышление аргументированное

  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Задачи:

  • помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;

  • вызвать их мотивацию;

  • научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.

Какова же роль учителя ТКМ?

  • направляет усилия учеников в определенное русло

  • сталкивает различные суждения

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Основа ТКМтрехфазная структура урока: вызов, осмысление, рефлексия

На каждом этапе, решаются определённые задачи, давайте остановимся на каждом этапе отдельно.

Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету):

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во времени работы над ним):

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал

  • Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов):

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

- А сейчас вам предлагаю вспомнить приёмы критического мышления, которые вы используете на уроке. (5 мин).

Приёмы ТКМ:

  • Верные, неверные высказывания

  • Игра «Верите ли вы?»

  • Дерево предсказаний

  • Корзина идей

  • Кластер

  • Инсерт

  • Таблица ЗХУ

  • Толстые и тонкие вопросы

  • Зигзаг

  • Синквейн

- Рассмотрим конкретные приемы развития критического мышления на различных этапах урока:

1 этап – Вызов.

Приемы:

  • Верные, неверные высказывания

  • Кластер

  • Таблица ЗХУ

  • Корзина идей

  • Дерево предсказаний

2 этап - Осмысление

Приемы:

  • Инсерт

  • Зигзаг

  • Таблицы

3 этап – Рефлексия.

Приемы:

  • Инсерт

  • Зигзаг

  • Таблицы

Теперь остановимся на отдельных приёмах и прокомментируем их:

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов:

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?


Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?


Таблица: «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы

знаем


Х – что мы

хотим узнать


У – что мы узнали и что нам осталось узнать





Инсерт (условные значки):

V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

-

(исправить неверные предположения)


?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Я это знал


Это для меня абсолютно новое


Это противоречит тому, что я знал


Я хочу знать об этом больше



«Плюс-минус-вопрос»:

  • «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

  • «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей

  • «Что в этом интересного?»


«+»

«-»

«?»

Самый экономичный вид энергии


Энергия будущего

Радиация



Аварии на АЭС


Ромашка Блума:

  • Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти

  • Уточняющие вопросы «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»

  • Интерпретирующие вопросы (объясняющие) побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)

  • Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке

  • Творческие вопросы (прогноз) «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»

  • Практические вопросы «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

«Кластер»

Дерево предсказаний:

  • Ствол – тема

  • Ветви – предположения

  • Листья – основания предположения

Прием «Фишбоун-рыба»: Проблема, причины, факты, вывод.

Приём: «Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?



Стратегия: «Отсюда – сюда», Синквейн.

Итак , давайте подведём итог нашего занятия: «Критическое мышление – это воображение или аргументированное осмысление?» (5 мин.) Сочинение – эссе.

- А теперь, я предлагаю оценить нашу работу, выполнив следующее задание: дайте себе оценку «Острова». На каком острове вы находитесь «Уверенность, Знаю, Радость», «Грусть», «Непонимание».

И в заключении вам предложу послушать притчу.

Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

А в завершении коучинга проведём анкетирование с комментариями.

Учителя у нас народ прекрасный,

Суть обучения для них предельно ясен.

Лишь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут.







Коучин "Критическое мышление"
  • Начальные классы
Описание:

Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие учащихся. Поэтому возникает необходимость в использовании новых подходов в обучении, обращённые к личности ребёнка, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Новизна современной педагогической практики преподавания характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и м утверждение.

Коучинг проводится для учителей начальной школы по развитию у учащихся критического мышления на уроках.Коучинг содержит различные формы работы с учителями:работа в группах,составление кластера,просмотр презентации,заполнение анкеты.

Автор насырова Надия Закировна
Дата добавления 21.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 441
Номер материала MA-061533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓