Главная / ИЗО, МХК / Костюм Киевской Руси, МХК, 8 класс

Костюм Киевской Руси, МХК, 8 класс

Тема урока: Костюм Киевской Руси, 10 класс, МХК

Составитель: к.п.н. Суханова Татьяна Александровна, учитель культурологи

гимназии №177.К

то из нас Кто из нас не любит тех времен, когда

р»»

Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу.

Н. М. Карамзин

На уроке использована образовательная технология развития критического мышления (ТРКМ). Для урока необходим мультимедийный проектор, ватман и фломастеры.

Приемы ТРКМ: модельный урок (вызов-осмысление-рефлексия), вопросы «Верите ли вы?», прием ТРКМ «зигзаг», таблица ПМИ, презентация, синквейны, групповая работа (учащиеся делятся на 4 группы).

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями костюма Киевской Руси.

Задачи:

  1. проверить знания учащихся о костюме Киевской Руси (вопросы «Верите ли вы?»);

  2. организовать самостоятельную работу с текстами анализ возрастных особенностей костюма Киевской Руси с помощью таблицы ПМИ;

  3. составить ответы-презентации и озвучить их у доски;

  4. организовать творческую работу учащихся – написание синквейнов по пройденной теме.

Технология развития критического мышления, используемая на уроке, имеет ряд особенностей. Критическое мышление описывается в педагогической и психологической литературе как мышление оценочное, творческое, самостоятельное, продуктивное, рефлексивное, диалогичное, мировоззренческое. Нам близка позиция В. Болотова, который утверждает, что критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы сформировать свое мнение, суждение, оценку.

Работа на уроке по ТРКМ позволяет учителю организовать обучение, основанное на развитии анализа, синтеза, оценки изучаемых текстов и последующей рефлексии.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. 1

Организация рефлексии в конце урока способствует формированию у учащихся навыков самостоятельного, независимого мировоззрения, способности противостоять мнению, которое навязывают любые внешние и внутренние факторы – мнение учителя или одноклассников, признанные авторитеты, программы по телевидению или радио, веяния моды, неумение высказать свою точку зрения.

В основе образовательной технологии развития критического мышления - трехфазовая структура урока – модельный урок. Он состоит из трех частей: вызов, осмысление и рефлексия.

1. Вызов – дотекстовая дискуссия: стадия активизации внимания учащихся, использование предыдущих знаний, выяснение пробелов в изучаемой теме, выдвижение гипотезы, мозговой штурм, ключевые слова и т.д. На стадии вызова принимаются все гипотезы, без исправления и оценки со стороны учителя.

2. «Осмысление, размышление» - организация работы с новой информацией – работа в парах (метод взаимного интервью), группах, обсуждение темы, отбор наиболее важного материала, групповая или индивидуальная презентация проделанной работы на уроке любой форме - графической, устной или письменной. Организация пространства - произвольное деление класса на группы по 5-6- человек. Каждая группа изучает смысловой отрезок текста или весь текст. В результате обсуждения учащиеся могут менять группу, переходить из одной в другую. У доски обычно отвечают лидеры группы, остальные учащиеся помогают им, дополняя ответ с места.

3.Рефлексия – послетекстовая дискуссия, обмен мнениями, переход знаний в личностную сферу, приобретение учащимися индивидуально-значимого смысла изучаемого предмета. На этой стадии - организация творческих работ учащихся. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу особенностей стиля художника, композитора, певца, проводят аргументы «за» и «против». Если информации, на их взгляд, не достаточно, используют дополнительный материал (в библиотеке, словарях, справочниках и т.д.) Организация рефлексии позволяет осмыслить достоинства художественного произведения. Развитие навыка самостоятельной продуктивной работы с текстом способствует развитию коммуникативной культуры.

Для урока с применением ТРКМ учитель готовит текст, разбивает его на смысловые единицы по количеству групп (метод «Зигзаг»), готовит вопросы для взаимного интервью, для анализа, синтеза информации. Например, на уроке «Костюм Киевской Руси» класс разбивается на 4 группы. Каждая группа имеет тексты по темам:I группа – женский костюм; II группа - мужской костюм; III группа – детский костюм; IV группа – костюм стариков.

В каждой группе ( по 6-7 человек) имеются листы ватмана и цветные фломастеры.

На стадии вызова : видеоряд с изображением костюмов Киевской Руси. Учитель озвучивает тему урока и затем учащиеся заполняют таблицу с вопросами «Верите ли вы?» По желанию они озвучивают свои ответы. На этой стадии учитель не исправляет ошибки в ответах на вопросы, это сделают учащиеся в конце урока.



Верите ли вы?

До прочтения текста

После прочтения

текста

что средняя продолжительность жизни во времена Киевской Руси составляла35 лет?



что женщины могли в своей жизни носить только две прически?



что пояс имел магическое значение?



.что длина рубахи у мужчины зависела от его возраста?



что стариков боялись?



что дети с 5-7 лет – мальчики и девочки - воспитывались отдельно?




Стадия осмысления: работа с текстами в группах методом «зигзаг», заполнение таблицы ПМИ, подготовка презентации к ответам у доски. В каждой группе – разные тексты (детский костюм, женский костюм, костюм крестьянина и костюмы стариков).

Таблица ПМИ (плюс, минус, инетерсно)


+

-

интересно





Таблицу заполняет каждая группа и затем выступает с ней у доски. В графе плюс (+) учащиеся до прочтения текста вписывают те сведения, которые им были известны по теме урока. Например, о костюмах стариков они написали, что старики носили лапти и посох. Графа минус (-) - учащиеся заполняют эту графу после прочтения текста и пишут в форме ключевых фраз те сведения, которые они узнали на уроке. Например, о костюмах стариков они написали, что их костюм – белого цвета, старики носили меховые жакеты и т.д. Графа интересно – учащиеся вписывают сведения, которые показались им наиболее интересными, необычными. Например, участники группы, которая составляла таблицу по теме «Костюм стариков», написали в графе «интересно» что старость была явлением редким, что продолжительность жизни составляла 30 лет и т.д.

Рефлексия:


Рефлексия – третья стадия модельного урока по ТРКМ. Обычно, на традиционных уроках, эта стадия отсутствует. Она заменяется домашним заданием. На стадии рефлексии каждая группа у доски выступает с презентацией, которую они заполнили на листках ватмана по таблице ПМИ. От группы могут выступать у доски как 1-2 человека, так и вся группа (по желанию участников группы). Одна группа рассказывает о женском костюме, другая – о мужском, третья – о детском и четвертая – о костюмах стариков. Остальные учащиеся слушают и заполняют в тетрадях опорный конспект, задают вопросы.

Продолжает стадию рефлексии организация написания творческой работы – синквейна. (пятистишия)



Схема синквейна: (обычно всегда висит у доски)


Название (обычно существительное)

Описание темы (обычно два прилагательных)

Описание действия в рамках этой темы (обычно три глагола)

Фраза из четырех слово, показывающая отношение к теме.

Одно слово – повторение сути- синоним или чувство.


Примеры синквейнов учащихся 10-го класса


Костюм

Женский, традиционный.

Украшает, оберегает, символизирует.

Элементы костюма актуальны и сейчас.

Обычай.


Пояс

Магический, длинный.

Оберегал, украшал, определял

Место человека в мире.

Связь с жизнью

И в завершении урока учащиеся возвращаются к вопросам «Верите ли вы?», исправляют неточные ответы.

Организация урока с применением ТРКМ позволяет педагогу организовать самостоятельную работу учащихся с текстом. Это «субъект-субъектные» отношения в системе «учитель-ученик», предполагающие сотрудничество, взаимоуважение, поощрение плюрализма мнений, суждений и оценок.

На уроках с применением ТРКМ запоминание информации не является конечным результатом. Количественные знания служат основой для анализа, синтеза, оценки и рефлексии. У учащихся развиваются навыки информационной и коммуникативной культуры, которые позволяют им самостоятельно ориентироваться в стремительно растущем потоке информации.


На уроке использована литература:

  1. Андреева А.Ю. «Русский народный костюм», СПб, Паритет, 2005.

  2. Балашов М.Е. «Костюмы Киевской Руси», СПб, Детство-пресс, 2002.

  3. Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки как этнографический источник», М., 1972.

  4. Седов В.В. «Одежда восточных славян VI-XI в.в. н.э. // Древняя одежда народов Восточной Европы. – М. ,1986.

http://raduga.edusite.ru/html/koroluk/html/drev_rus.htm


Приложение

Тексты (раздаточный материал для урока)

Костюм крестьянина

Костюм крестьянина в древности состоял из традиционного набора деталей. Основной была рубаха, длина которой, в зависимости от возраста человека, могла быть ниже коленей, доходить до низа икр или даже до щиколоток. Предполагают, что комплекс костюма включал нижнюю, грубую рубаху из поскони2 и верхнюю, из ткани более тонкой и нарядной.( на севере Руси – из льна. Верхняя рубаха в повседневном быту не использовалась и, как правило, свидетельствовала либо о значительном достатке, либо о высоком положении его владельца. Белый цвет полотна имел сакральный смысл (белый цвет, небытие, мир духовный) и без орнаментов символизирует траур, обращение к предкам. Орнамент привносил в костюм импульс жизни. Знаки солнца, земли, огня, стилизованные кони, лютые звери, хищные птицы, петухи, вытканные или вышитые на рубахе, определяли магию мужского мира. Орнаменты располагались по краю подола, рукавов, ворота, а также над сгибами рук. Вдоль швов и боковых разрезов как оберег – черта, охраняющая тело человека и его возможность двигаться.

Пhello_html_144ac2be.jpgояс-оберег дополнял костюм русича и, по существу, являлся главнейшим элементом одежды. Пояс, по представлению наших предков, определял место человека в освоенном богами и людьми мире, защищал от злого глаза, дурных помыслов, неведомых сил. Опояска – первое, что надевали на тельце новорожденного, чтобы включить его в родовой круг, связать с прародителями семьи. Пояса ткали с магическими узорами, делали длинными, чтобы можно ими было несколько раз охватить стан. В пояса прятали вещи, которыми особенно дорожили, к поясам подвешивали обереги, гребень, огниво с кресалом, калиту3 и прочие мелочи. И пояс, и рубаха сопутствовали человеку до самой его кончины. Сын встречался с жизнью в свадебной рубахе отца: она была его родильной пеленкой. Собственная нарядная рубаха сына играла главную роль на его свадьбе. В ней же он уже как в смертной рубахе покидал мир живых. Пояс участвовал и в свадебном, и погребальном обрядах.

Взрослые мужчины носили порты. Обувью славян традиционно считают комплект лаптей с онучами4, и оборами (веревками). Прически крестьян были скромны и функциональны. Стриженные «в скобу» волосы перехватывали металлическими либо выполненными из растительного материала головным кольцом или кожаным шнуром. Бороду и усы стригли. Стрижка проводилась специальными ножами. (ножницы появились в Европе только в XIII веке). Борода и усы были возрастными признаками, и взрослому мужчине считалось бесчестьем появляться в миру с «голым» лицом. Волосы в глазах людей того времени были магическим символом связи со стихиями растительного мира.



Женский костюм

Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи — исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, по могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом.

Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву — юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром — гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей.

Оhello_html_2545dccc.jpgбычным костюмом девушек была холщовая одежда - запона прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам по сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали. По праздникам поверх поневы или запоны надевали нарядную одежду-навершник, обычно из дорогой ткани с вышивкой. Эта одежда имела вид туники, была длинной и довольно широкой, с короткими широкими рукавами. Навершник не подпоясывали и тем самым при- давали женской фигуре статичность и монументальность.

Женская обувь мало отличалась от мужской. Женщины носили либо лапти с онучами, либо бескаблучные сапоги из цветной кожи. Эти сапоги часто вышивали.

В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т.е. опозориться. Девушки могли, носить распущенные длинные волосы, подхваченные лентой, тесьмой пли повязкой. Наиболее характерной прической для девушки была одна коса, заплетенная низко на затылке. Часто на голову надевали венец обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть, назывался очельем. Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом — повойником, который состоял из донышка и околыша, стянутого на затылке. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Два конца его, свисавшие на грудь, были богато вышиты. Убрус мог быть не только белого, но и красного цвета.

Знатные женщины поверх убруса надевали шапки из дорогой ткани. Эти шапки внешне ничем не отличались от мужских. Они имели вид невысокого колпака с околышем или моховой оторочкой.(http://oldkostum.narod.ru/)


Костюмы стариков

У пожилых людей детали костюма в основном были такими же, как и прежде, но изменялись их внешний вид и цвет. Иногда использование элементов одежды наполнялось новым смыслом. Старик, так же как и ребенок, был фигурой, стоящей на границе двух миров: он еще не ушел в мир предков, но уже и не исполнял во всем объеме обязанности живущих. Старик - представитель минувшего поколения, значит, ему открыты тайны бытия, особое знание, секреты неосвященного мира. Недаром образы старика и старухи связаны с ведовством, ведьмачеством – осведомленностью в жизни потусторонних сил.

Сhello_html_5307f260.jpgтарость было редким явлением в ту полную невзгод эпоху. Продолжительность жизни составляла тридцать лет.

Цветом небытия и бескрайнего Времени был белый. Он же был цветом траура. Преобладали белые одежды и в костюмах стариков - они готовы уйти из этого мира, им не за что держаться. Меньше в их одежде было оберегов и орнаментов. Для отделки использовались темные цвета – символы угасания жизненной энергии. Головной убор старухи теряет островерхие рога – символ плодородия. Зато в поведении старики и старухи были более вольными. Они могут советовать по вопросам личной жизни, гигиены, знакомить парней и девиц. Символом возраста являлся мех. Важное смысловое значение имел посох. Старость уважали, но и боялись. Ведь человек, обреченный в скором времени уйти в мир иной, мог затаить обиды, унести с собой злость на оставшихся в жизни людей. Поэтому одежду стариков хоронили вместе с ними или сжигали. Для того, чтобы прервать связь с покойником все узлы, крепления, замкнутые конструкции в его костюме уничтожали, тем самым освобождая умершего от земных уз. Старики же, готовясь к смерти как к переходу в иной мир, путешествию в страну предков, заранее подбирали себе смертные одежды, долбили колоду для гроба, по форме напоминавшую ладью. В последний путь собирались основательно.


Детский костюм

Жhello_html_m6cf6b133.jpgизнь людей в древней Руси определялась кругом норм, ритуалов, практических умений. Их человек должен был передать своим потомкам. Те, в свою очередь, повторяли судьбу отцов и матерей. Время и жизнь не менялись в сознании человека, а шли «по кругу» - от жизни в смерть, и снова в жизнь – от предков к потомкам. Традиции существовали в двух мирах бытия – в мужском и женском. Эти миры пересекались в свадебных, родильных, земледельческих обрядах, но многие из их смыслов и значений было закрыто для непосвященных. Ведь с пяти-семи лет, после окончания младенчества, мальчики и девочки воспитывались отдельно. В период отрочества (14-15 лет) дети обучались и будущему ремеслу, и тайному смыслу миропорядка, и божественным истинам.

Человек жил в мире двух стихий. Дружественная – белый свет, мир необузданных стихий – «черный свет». Это отражалось в символике костюма. Черный – черный свет, белый – белый свет, красный – цвет жизни. Себя человек видел посредине этих миров. Поэтому в костюме древних доминировали три цвета. Черный – подземный мир, белый – мир ясности, подаренный богами, красный – цвет жизни.

Костюм мальчика мало чем отличался от костюма взрослого мужчины. Детство – особый возраст в жизни человека. Ребенок, как полагали, являлся фигурой пограничной, то есть еще не вошел в цепочку «брачный союз – деторождение – смерть», следовательно, он обладает не растраченной в этой жизни силой, которой его наделили духи и боги до рождения.

Мальчик – образ нового, будущего, потенциально активного, сулящего благо и добро, - открывал многие земледельческие праздники и обряды. Однако силы ребенка следовало защищать. Оберегом для него служило то, что рубаху ему шили из отцовской. Вероятно, особую защиту получал он и от специальных амулетов, гремящих подвесок и орнаментов на поясе.

Следует отметить, что магия репродукции жизни требовала, чтобы все детали костюма (одежда, головные уборы и прочее) из кожи и меха животных делались для мужчин и мальчиков из материалов, полученных от самца, для женщин и девочек – из самок. Древесину, лыко брали от «чистых», не «враждебных» человеку пород деревьев ( дуба, липы, березы, вяза, сосны).



2 Посконь- домотканая материя из волокон конопли, а также одежда из нее.

3 Калита – кожаная сумка для денег в Древней Руси.

4 Онуча – кусок плотной ткани,навертываемой на ноги при ношении лаптей или сапог.

Костюм Киевской Руси, МХК, 8 класс
  • ИЗО, МХК
Описание:

Конспект урока "Костюм Киевской Руси" для уроков МХК, 8 класс.  

На уроке использована образовательная технология развития критического мышления (ТРКМ). Для урока необходим  мультимедийный проектор, ватман и  фломастеры.

Приемы ТРКМ: модельный урок (вызов-осмысление-рефлексия), вопросы «Верите ли вы?», прием ТРКМ «зигзаг», таблица ПМИ, презентация, синквейны, групповая работа (учащиеся делятся на 4 группы).

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями костюма Киевской Руси.

Задачи:

1.                                  проверить знания учащихся о костюме Киевской Руси (вопросы «Верите ли вы?»);

2.                                  организовать самостоятельную работу с текстами анализ возрастных особенностей костюма Киевской Руси с помощью таблицы ПМИ;

3.                                  составить ответы-презентации и озвучить их у доски;

 

4.                                  организовать творческую работу учащихся – написание синквейнов по пройденной теме. 

Автор Суханова Татьяна Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 664
Номер материала 18913
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓