Главная / Биология / Коспект урока биологии на тему "Химический состав растений. Минеральное питание растений"

Коспект урока биологии на тему "Химический состав растений. Минеральное питание растений"

Тема урока: Химический состав растений. Минеральное питание растений.

Цели урока:

- изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;

- дать представление о минеральных и органических веществах;

- познакомить с минеральным питанием растений;

- рассмотреть процесс поглощения раствора минеральных веществ растениями;

- рассказать об удобрениях и способах их использования.

Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевые салфетки, йод, спиртовка, семена пшеницы, подсолнечника, мука, белая бумага, клубни картофеля.


Ход урока:

I. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Проверка подготовленности к учебному занятию.

II. Проверка знаний.

  1. Рассказать о классификации плодов, составить схему на доске. Привести примеры.

  2. Установить соответствие:

Название плода

Растение

Костянка

Томат

Ягода

Айва

Гесперидий

Дуб

Многокостянка

Вишня

Яблоко

Малина

Желудь

Апельсин

Семянка

Пшеница

Зерновка

Подсолнечник

Провести соединительные линии между названием плода и растением, которому соответствует плод.

  1. Фронтальная беседа:

- из чего состоит плод? (околоплодник и семя)

- Почему плод является генеративным органом растения? (участвует в размножении)

- Какие еще органы растения относятся к генеративнм? (цветок)

- Как образуется плод? (стадии: Образование цветка → Опыление → Оплодотворение → Образование плода)

- на какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односеменные и многосеменные)

- Расскажите о классификации плодов по количеству воды, содержащейся в в околоплоднике. (сухие и сочные)

После обсуждения ведется проверка работы учащихся у доски.

III. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Как вы думаете, из каких веществ состоят все растения? Приведите примеры.

Составляется кластер на меловой доске:

hello_html_m3096509b.gif



hello_html_924133a.gifhello_html_773ad902.gifhello_html_3a809c5.gifhello_html_9f0eb8f.gif

hello_html_m291f9a1f.gifhello_html_4a0a6f12.gif


- Какие из этих веществ растения вырабатывают самостоятельно, а какие они поглощают из внешней среды?

Формулировка темы урока: «Химический состав растений. Минеральное питание растений» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Формулировка целей урока:

- изучить химический состав растений;

- познакомиться с понятием «минеральное питание»;

- выяснить, какие вещества необходимы растениям для жизни.

III. Изучение нового материала.

  1. Химический состав растений.

Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров и углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

В 5 классе мы знакомились с классификацией веществ. На какие две группы делятся все вещества в природе? (органические и неорганические) Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и делать выводы по результату увиденного.

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод: В семенах содержится вода.

Какие ещё вещества содержатся в семенах?

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.

Демонстрация опыта № 3

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Ответ: картофель синеет.

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Заполните схему на стр. 144 «Состав растений»

  1. Минеральное питание растений.

Нормальное развитие, рост и физиологические процессы не могут быть осуществлены без минеральных элементов.

Какие же элементы необходимы растению для полноценного роста и развития. Для этого предлагаю поработать в парах с текстом учебника на стр. 145 «Какие вещества необходимы для минерального питания растений».

Задание: Прочтите текст, выпишите элементы, необходимые растениям. Объясните биологическую роль этих элементов. (5 минут)

Заслушиваются ответы учащихся.

Как вы думаете, с помощь. Какого органа растения поглощают минеральные вещества? (корень)

В каком виде эти вещества поступают в сосуды растения (растворенном)

Физминутка.

Просмотр видеоматериала «Корневое давление»

Вопросы после просмотра:

-Какие процессы обеспечивают продвижение воды от корня по сосудам растения? (корневое давление и транспирация-испарение воды через устьица)

Для нормального развития растению необходим азот, калий, фосфор, магний, железо и некоторые другие элементы. Обязательными являются азот, фосфор и калий, остальные считают микроэлементами, но они также играют немаловажную роль в жизни растения.

Работа с текстом. Учащиеся читают по одному предложения из текста параграфа, учитель дополняет. Выписывают определение: почва, плодородие.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в текст.

В состав растений входят: _______________ и ___________________ _________, ___________ . Для нормального роста и развития растениям необходимы элементы: ___________, ___________, __________ и др. ___________ - это верхний плодородный слой земли. Из почвы растение всасывает ______________ и _________________________ вещества. Поглощённые вещества поступают к побегам и листьям за счет того, что у растения существует ____________________________________. Со временем почва теряет своё свойство – __________________________. Чтобы избежать этого, в почву вносят_______________________. Удобрения делятся на 2 группы: ______________________ и _______________________. Торф, навоз, птичий помет – это __________________________ удобрения.

Задание 2. Установите соответствие.

Минеральные удобрения: Влияние на растение:

  1. Калийные удобрения А) Усиливают рост побегов и листьев

  2. Азотные удобрения Б) Ускоряют и усиливают цветение и созревание плодов

  3. Фосфорные удобрения В) Усиливают рост корней и развитие корневой системы

V. Итоги урока.

VII. Рефлексия.

Возвращаемся к началу урока и проверяем степень выполнения поставленных задач.

VI. Домашнее задание. § 32, задание № 4,5 на стр. 144, § 33 № 1-7 (устно для самопроверки)



Коспект урока биологии на тему "Химический состав растений. Минеральное питание растений"
  • Биология
Описание:

Конспект урока биологии по теме "Химический состав растений. Минеральное питание растений".

Цели урока:

- изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;

- дать представление о минеральных и органических веществах;

- познакомить с минеральным питанием растений;

- рассмотреть процесс поглощения раствора минеральных веществ растениями;

- рассказать об удобрениях и способах их использования.

Автор Кривошеева Наталья Александровна
Дата добавления 28.03.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 270
Номер материала MA-065927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓