Главная / Химия / коррозия металлов 9 класс

коррозия металлов 9 класс

Название документа ТЕХ КАРТА по теме Коррозия металлов 9 класс.docx

Технологическая карта урока «Коррозия металлов» в 9 классе (базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.)

Тема урока: Коррозия.

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование комплекса знаний о коррозии;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать результаты демонстрационного опыта;

формулировать познавательные цели,

контролировать и оценивать достижение результата,

строить содержательную коммуникацию при парной работе.

Задачи:

Предметные:

  • определить отличительные признаки процессов коррозии, проанализировав демонстрационные опыты;

  • классифицировать коррозию по различным признакам;

  • привести доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов демонстрационного опыта;

  • анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «коррозия», её виды и механизм действия. Меры борьбы против коррозии;

умеет: называть причины коррозии и методы её предотвращения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;

- карточки с контекстными заданиями для парной и групповой работы;

- тексты с информацией;

- демонстрационный опыт;


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Постановка учебной проблемы.

(формулирование вопроса)

Показывает учащимся две половинки яблока. Что вы наблюдаете?


Фиксирует вопрос на доске.

Предлагает учащимся высказать собственное мнение(сформировать гипотезу) по вопросу.

Задает вопрос: Что способствует потемнению яблока?

Создает проблемную ситуацию путем предложения видеоряда:    

Как вы думаете, что объединяет видеоряд и потемневшую половинку яблока?

Обучающиеся отвечают на вопрос. И задают вопрос учителю:

Почему одна половинка потемнела, а вторая нет?


Формулируют гипотезы


Отвечают на вопрос. (окисление катионов железа)



Ржавчина.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

формулируют собственное мнение и позицию;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


3

Поиск решения проблемы

Создает условия для формулирования темы, цели.

Задает вопрос: Почему это происходит?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся прослушать стихотворение:

Хвастается новенький металл

«Как силен я, смел и как удал!

Неподвластен никакой угрозе я

Кроме рыжей крысы с именем

КОРРОЗИЯ


Сформулируйте тему урока и цель.




Предлагает сформулировать определение коррозии.


Демонстрирует слайд с определением.


Задает учащимся вопрос: Что может разъедать железо?


Как вы думаете, какой может быть коррозия?

Разбирают виды коррозии.


Демонстрирует слайд с видами коррозии.

Виды коррозии – химическая и электрохимическая.


Предлагает демонстрационный опыт

5 пробирок


Почему в пробирке с добавлением гидроксида натрия нет коррозии.

Предлагает поработать с текстам и найти информацию о таких веществах.


Предлагает еще два стакана с демонстрацией (железо + медь; железо + цинк)

Почему так ведет себя железо?

Читает стихотворение:

Железо, жертвуя собой,

Способно(и вполне свободно)

Восстановить – но не любой

Металл, а только благородный.


Каким металлом является медь, а каким цинк?


Организует работу по формированию понятия коррозия и её причины.


Слайд с выводами.

Отвечают на вопрос: окисление железа.


Формулируют тему урока: Коррозия.

Цель: узнать что это?














Предлагают варианты определения.





Отвечают на вопрос. Факторы окружающей среды.


Работают в группах и предлагают свои варианты.







Работают в парах анализируют результат демонстрационного опыта и делают вывод, озвучивают свои выводы.



Высказывают свое мнение о результате опыта.


Работают с текстом и находят необходимую информацию.(ингибиторы)



Предлагают свои варианты.









Используя ряд напряжения металлов доказывают почему так ведет себя железо.






Регулятивные:

самостоятельно формулируют познавательную цель;

целеполагание;

Коммуникативные:

планируют общие способы работы;

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

Познавательные:

формулирование познавательной цели;

анализируют объект,

самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

осуществляют поиск и выделение необходимой информации;


3

Продуктивное задание

Организует работу по выполнению продуктивного задания.

В результате которого учащиеся узнают о мерах защиты от коррозии.


Читает стихотворение:

Рыжей крысе-ржавчине, что шарит по углам,

Ни одной железочки, болшьше я не дам!

Пусть не разевает свой зубастый рот –

Ей больше не достанется «железный бутерброт».


Выполняют продуктивное задание. И определяют меры борьбы с коррозией.

Познавательные:

выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

устанавливают причинно-следственные связи;

Личностные:

смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4

Рефлексия

Предлагает вернуться к вопросу, который возник в начале урока.

Почему одна половинка яблока потемнела, а вторая нет?


Спрашивает: информация урока вам пригодится в будущем и где?


Возвращается к цели урока. Мы достигли цели?


Отвечают на вопрос: одна половинка обработана веществом, которое тормозит коррозии. (лимон)



Отвечают на вопрос.



Да!

Познавательные:

рефлексия;

структурируют знания;

Личностные:

оптимизм в восприятии мира

Коммуникативные:

оценивают достигнутый результат, и уровень усвоения;

учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия;

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоения;

оценивают достигнутый результат;


5

Домашнее задание

Формулирует задание:

Из предложенных заданий выберите 1 и выполните его.

Фиксируют задание.



Приложение 1.

Катализа́тор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не входящее в состав продуктов реакции.


Многие гетерогенные катализаторы содержат металлы. Некоторые металлы, особенно относящиеся к VIII группе периодической системы элементов, обладают каталитической активностью сами по себе; типичный пример — платина. Но большинство металлов проявляют каталитические свойства, находясь в составе соединений; пример — глинозем (оксид алюминия Al2O3).


Ингибитор (лат. inhibere — задерживать) — вещество, замедляющее или предотвращающее течение какой-либо химической реакции: коррозии металла, старения полимеров, окисления топлива и смазочных масел, пищевых жиров и др.

Особое практическое значение имеют ингибиторы коррозии металла. По современным представлениям, механизм действия ингибиторов коррозии имеет электрохимическую природу. Применительно к коррозии металла ингибитором называют вещество, которое, адсорбируясь на поверхности металла, делает её потенциал положительнее, тем самым замедляя процесс коррозии.

К ингибиторам также часто причисляют вещества, снижающие активность коррозионной среды или создающие на поверхности металла защитные пленки, являющиеся продуктом взаимодействия ингибитора с раствором, металлом или продуктом его коррозии (кроющие ингибиторы).


Адсорбенты — высокодисперсные природные или искусственные материалы с большой удельной поверхностью, на которой происходит адсорбция веществ из соприкасающихся с ней газов или жидкостей. Адсорбенты применяют в противогазах, в качестве носителей катализаторов, для очистки газов, спиртов, масел, для разделения спиртов, при переработке нефти, в медицине для поглощения газов и ядов.


Широкое применение адсорбенты находят в установках по разделению воздуха — так называемых азотных генераторах и кислородных генераторах. Помимо этого адсобционные установки применяются и при выделении водорода — водородные генераторы.






Приложение 2.

hello_html_m1871fc6e.png

Приложение 3. Домашнее задание:

ЗАДАНИЕ № 1.

достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД

  • выбор знаково-символических средств для построения модели;

  • выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

  • структурирование знаний.

Охарактеризуйте способы процессы, представленные на схемах.

1. 2. 3. 2.gif1.jpgУрок химии по теме







ЗАДАНИЕ № 2

достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД

  • выбор знаково-символических средств для построения модели;

  • выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

  • структурирование знаний.


Используя рисунок, составьте схему, показывающую меры борьбы с коррозией

14в.jpg14б.jpg14а.jpg















14г.jpg14.jpg













ЗАДАНИЕ № 3

достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД

  • извлечение необходимой информации из графических источников;


Рассмотрите рисунок и опишите процессы, которые происходят в различных сосудах:


9.gif












ЗАДАНИЕ № 4

достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД

  • извлечение необходимой информации из графических источников;

Рассмотрите рисунок и опишите виды коррозии

  1. 2. 3.13.jpg13а.jpg12а.jpg12.jpg









ЗАДАНИЕ № 5

достигаемые метапредметные результаты:

познавательные УУД

  • выражение смысла ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

  • структурирование знаний.


используя рисунок, составьте рассказ о представленном процессе.

3.jpg



























Приложение 4. Анонс урока:


Педагог:

Перевалова Светлана Викторовна

Тема урока:

«Коррозия металлов»

Класс:

9 «Б»

Тип урока:

Открытие нового знания

Технология:

Проблемное обучение

Цель урока:

углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование комплекса знаний о коррозии;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать результаты демонстрационного опыта;

контролировать и оценивать достижение результата,

строить содержательную коммуникацию при групповой и парной работе.


Задачи урока:

Предметные:

  • определить отличительные признаки процессов коррозии, проанализировав демонстрационные опыты;

  • классифицировать коррозию по различным признакам;

  • привести доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии

Метапредметные:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов демонстрационного опыта;

  • анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео-информации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Критерии достижения цели:

обучающийся знает понятие «коррозия», её виды и механизм действия. Меры борьбы против коррозии;

умеет: называть причины коррозии и методы её предотвращения.


Материально-техническое обеспечение:


- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;

- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;

- карточки с контекстными заданиями для парной и групповой работы;

- тексты с информацией;

- демонстрационный опыт;


УУД:

Личностные:

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения;

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Метапредметные:

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его




Название документа коррозия металлов.pptx

КОРРОЗИЯ (от лат. сorrodere – «разъедать») химическое и электрохимическое раз...
Атомы железа под воздействием кислорода, воды и ионов водорода постепенно оки...
Химическая Электрохимическая Разрушение металла окислением его в окружающей с...
газовая это коррозия в газовой среде при высоких температурах. (жидкий металл...
равномерная неравномерная
Коррозия металлов газовая почвенная жидкостная атмосферная Равномер- ная	 Нер...
Выводы по результатам эксперимента: 1. Железо слабо прокорродировало, в воде ...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 КОРРОЗИЯ (от лат. сorrodere – «разъедать») химическое и электрохимическое разруш
Описание слайда:

КОРРОЗИЯ (от лат. сorrodere – «разъедать») химическое и электрохимическое разрушение металлов и их сплавов в результате воздействия на них окружающей среды

№ слайда 13 Атомы железа под воздействием кислорода, воды и ионов водорода постепенно окисля
Описание слайда:

Атомы железа под воздействием кислорода, воды и ионов водорода постепенно окисляются (окислителем является, как правило, кислород)

№ слайда 14 Химическая Электрохимическая Разрушение металла окислением его в окружающей сред
Описание слайда:

Химическая Электрохимическая Разрушение металла окислением его в окружающей среде при контакте с газами и электролитами без возникновения электрического тока в системе 4Fe + 3O2 + 2H2О = 2Fe2O3 Разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока Zn+² + 2ОН‾ = Zn(ОН)2

№ слайда 15 газовая это коррозия в газовой среде при высоких температурах. (жидкий металл, п
Описание слайда:

газовая это коррозия в газовой среде при высоких температурах. (жидкий металл, при горячей прокатке, штамповке) атмосферная это коррозия металла в естественной атмосфере или атмосфере цеха (ржавление кровли, коррозия обшивки самолета) жидкостная это коррозия в жидких средах: как в растворах электролитов, так и в растворах не электролитов. почвенная это коррозия металла в почве

№ слайда 16 равномерная неравномерная
Описание слайда:

равномерная неравномерная

№ слайда 17 Коррозия металлов газовая почвенная жидкостная атмосферная Равномер- ная	 Неравн
Описание слайда:

Коррозия металлов газовая почвенная жидкостная атмосферная Равномер- ная Неравномер- ная Химичес- кая Электрохи- мическая По характеру разрушения По виду коррозионной среды По процессам

№ слайда 18 Выводы по результатам эксперимента: 1. Железо слабо прокорродировало, в воде кор
Описание слайда:

Выводы по результатам эксперимента: 1. Железо слабо прокорродировало, в воде коррозия идет медленнее, т.к. вода слабый электролит. 2. NaCl увеличивает скорость коррозии. 3. NaOH замедляет коррозию, а ионы ОН¯ являются ингибиторами, т.е. замедлителями коррозии. Глицерин замедляет коррозию, т.к. образует пленку на поверхности воды, которая не пропускает кислород. Дистиллированная вода замедляет коррозию, т.к. в ней нет активного кислорода. 6. NaCl – это сильнокоррозионная среда для железа, особенно в случае контакта с менее активным металлом – медью. Железо в контакте с более активным металлом даже в сильнокоррозийной среде – растворе NaCl – не корродирует, остается защищенным до тех пор, пока не прокорродирует весь цинк.

№ слайда 19
Описание слайда:

коррозия металлов 9 класс
  • Химия
Описание:

Тема урока:

«Коррозия металлов»

Класс:

9 «Б»

Тип урока:

Открытие нового знания

Технология:

Проблемное обучение

Цель урока:

углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование комплекса знаний о коррозии;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать результаты демонстрационного опыта;

контролировать и оценивать достижение результата,

строить содержательную коммуникацию при групповой и парной  работе.

 

Задачи урока:

Предметные:

-        определить отличительные признаки процессов коррозии, проанализировав демонстрационные опыты;

-        классифицировать коррозию по различным признакам;

-        привести доказательства целесообразности использования методов защиты от коррозии

Метапредметные:

-        осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов демонстрационного опыта;

-        анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видео-информации в символы, схемы;

-        провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов коррозии;

-        выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

Критерии достижения цели:

обучающийся знает понятие «коррозия», её виды и механизм действия. Меры борьбы против коррозии;

умеет: называть причины коррозии и методы её предотвращения.

 

Материально-техническое обеспечение:

 

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;

- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;

- карточки с контекстными заданиями для парной и групповой  работы;

- тексты с информацией;

- демонстрационный опыт;

 

УУД:

Личностные:

Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения;

Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Метапредметные:

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его

Автор Перевалова Светлана Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 2011
Номер материала 45862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓