Главная / Школьному психологу / «Коррекция отношений детей и взрослых»

«Коррекция отношений детей и взрослых»




«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая

МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорск

___________________ Едеменченко Г.М.











ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании городского методического объединения воспитателей средних групп по теме: «Коррекция отношений детей и взрослых»








Подготовил:

воспитатель

МДОУ д/с № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

Командин Е.Н.







2010 г.

г. Пятигорск





Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.

Эмоциональное неблагополучии, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:

  • неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей;

  • устойчиво негативное отношение к общению;

  • наличие многочисленных страхов.


Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с окружающим миром.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

  • помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;

  • помогает ребенку избежать ошибок;

  • поддерживает ребенка при неудачах.


К сожалению, не всегда бывает все ровно и гладко во взаимоотношениях взрослых и ребенка. Хотелось бы рассмотреть основные причины нарушений взаимоотношений между взрослыми и детьми.


  1. Нарушения взаимоотношений в системе «педагог-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.

Правильные взаимоотношения между взрослыми и детьми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Какие же взаимоотношения можно считать правильными? Это те, в которых взрослый:

  • сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка;

  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

  • помогает ребенку избежать ошибок;

  • поддерживает ребенка при неудачах.


Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, возможностей его положительных сторон. Часты случаи, когда поведение ребенка не нравится педагогу. Именно в такие моменты педагог должен предельно четко показать ребенку, что «хотя и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы педагогу, именно педагог должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личностных достоинств. Важно, чтобы педагог научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т.п.

Одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого педагога. Неадекватное отношение педагога к ребенку возникает как следствие непонимания причин, вызывающих те или иные особенности поведения ребенка.

Кроме этого, позиция, которую педагог занимает по отношению к детям, стаж его педагогической деятельности, его самооценка – это одни из главных факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога.

Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают педагоги. Также они плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие методы воспитания и дисциплины. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».

На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к различным личностям, уваежние к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности для нас.

Они приходят в этот мир совершенными – и попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно, «извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.

Дети инстинктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками типа: «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым.

Необходимо отметить, что при правильной организации воспитательного процесса у большинства дошкольников относительно легко устанавливаются положительные взаимоотношения с педагогами, отношения сотрудничества и взаимной симпатии.

Главная задача педагога – найти оптимальную дистанцию общения с каждым ребенком и с группой в целом. Реализация этой задачи в нашем детском саду решается следующим образом: каждый педагог создает все условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка на основе индивидуального подхода.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход необходим в двух отношениях:

1) он обеспечивает личностное своеобразие развития детей, дает возможности максимального развития всех особенностей ребенка;

2) без учета индивидуальных особенностей детей любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.


Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей:


1. Авторитарная позиция по отношению к детской активности.

2. Избирательное отношение педагога к детям.

3. Личностные качества педагога (неадекватная самооценка, чувство неполноценности у педагога, отсутствие самоуважения, любви к себе, отсутствие чувства собственного достоинства).

4. Нарушение педагогической рефлексии.

5. Отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком.

6. Низкий уровень развития коммуникативных способностей у педагога.

7. Наличие у педагога стереотипов.

8. Акцентуированность в типе межличностных отношений.

9. Чрезмерное стремление к доминированию в межличностных отношениях.

10. Невротические и психотические расстройства.

11. Эмоциональная незрелость педагога.

12. Модель семейного воспитания, полученная педагогом в детстве.

13. Воспитательная неуверенность.

14. Неустойчивость стиля воспитания.

15. Формально-требовательные, холодные, индефферентные отношения педагога к детям.

16. Неприемлемые методы воспитания.

17. Организация учебно-воспитательного процесса.

18. Нарушение технологиивоздействия педагога на детей.

19. Количество детей в группе.

20. Педагог оценивает и относится к ребенку через призму оценок и отношений других, через чужое мнение в свете уже имеющихся установок.

21. Нарушения в нервной системе ребенка (невропатия).

22. Эмоциональное выгорание педагога.

23. Алекситимия.

24. Незнание педагогом своеобразия психического развития детей.

25. Неприятие педагогом индивидуальных особенностей детей.

26. Несоответствие семейного воспитания и воспитания в детском саду.

27. Нарушения педагогического такта.


Практика показывает, что порой педагоги проявляют психологическую «безграмотность»: не знают возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом и группой. И здесь необходима помощь психолога, который восполнит дефицит психологических знаний у педагогов.

Приобретенные психологические знания и навыки позволяют педагогам:

  • организовать эффективный воспитательно-образовательный процесс;

  • построить взаимоотношения с воспитанниками на основе взаимоуважения, мира и добра;

  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогических взаимодействий.


Условия для нормализации взаимооотношений педагогов и детей:


1. Понимание педагогами истинных причин неудобного и неугодного поведения ребенка.

2. Умение оказывать адекватное педагогическое воздействие на ребенка.

3. Отсутствие противоречий между личностными особенностями педагогов и личностными особенностями детей.

4. Стремление оказывать воспитательные воздействия с целью формирования самостоятельности и ответственности, а не с целью добиться сиюминутного результата.

5. Способность педагога гибко реагировать на возрастные изменения детей и ситуации взаимодействия, меняя свою роль.

6. Демократический стиль общения с детьми.

7. Взаимодействие педагогов и родителй по вопросам воспитания детей.


Изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы, взрослые, сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.


  1. Нарушения взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»:

причины, диагностика и коррекция.


Именно в дошкольный период важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения.

Семья призвана удовлетворить потребности своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. В ходе взаимодействия членов семьи происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.


Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно.

Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

Наиболее существенными факторами, влияющими на социально-эмоциональное развитие ребенка, являются:

  • атмосфера в семье;

  • наличие эмоционального контакта ребенка с родителями;

  • позиция ребенка в структуре семьи;

  • стиль воспитания.


Семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример.

Искаженные взаимоотношения родителей в семье из-за недостаточной откровенности, бесплодных споров, неспособности договориться между собой для решения семейных проблем крайне затрудняют ребенку возможность адаптироваться к жизни. Такая неопределенная и, как правило, напряженная обстановка, в которой воспитывается ребенок, чревата риском проявления негативного поведения дошкольника.

Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Н.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения:

hello_html_6d941c8f.gifhello_html_m41ed9a31.gif

понимающие

безразличные

покровительствующие

hello_html_55f7e1ae.gifhello_html_4b236416.gifhello_html_m25602a02.gif

отвергающие

отстраненные

тревожные

подавляющие

hello_html_62929868.gifhello_html_5f143345.gifhello_html_20a0dba9.gifhello_html_m5c35dfce.gif



















Именно в таких семьях получило распространение так называемого «синдрома опасного обращения с детьми».

Всех этих родителей объединяет одно: они чувствуют себя собственниками по отношению к детям, присваивая себе – из практических соображений или, наоборот, от избытка чувств или привязанности – их будущее.

Действия таких родителей вызывают у детей яростное сопротивление и отказ подчиняться желанию родителей, взаимоотношения ухудшаются.

Выделяются следующие типы дисгармоничного семейного воспитания:

  • Потворствующая гиперпротекция.

  • Доминирующая гиперпротекция.

  • Повышенная моральная ответственность.

  • Эмоционльное отвержение.

  • Гипопротекция.

  • Жестокое обращение.

Промахи родителей в воспитании:

  • родители относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии;

  • родители часто несправедливы к детям;

  • использование физических наказаний;

  • отсутствие единства требований к детям.

Нарушения в детско-родительских отношениях проявляются, если:

  • воспитание не соответствует полу ребенка;

  • нежеланная беременность;

  • несоответствие пола ребенка ожиданиям родителей;

  • жестокое обращение;

  • агрессивность в семейных отношениях;

  • конфликтные отношения в семье;

  • сибс-конфликты;

  • психологическое наследование взаимоотношений;

  • развод;

  • психологическая несовместимость с ребенком;

  • воспитательная неуверенность, которая вынуждает взрослых к использованию штампов и стереотипов, тем самым препятствуя доверительным отношениям с ребенком;

  • нарушение стиля родительского поведения, который непроизвольно запечатлевается в психике ребенка, происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так же, как их воспитывали в детстве.

  • эмоциональное отвержение ребенка со стороны родителей;

  • смысловой барьер, который образуется тогда, когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен.


Использование различных нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей в совместной работе специалистов дошкольного учреждения с ними, а также повышению педагогической культуры родителей

В подготовительной группе детского сада мною оформлены папки-передвижки «Советы психолога», материалы которой пополняются в течение всего учебного года по мере необходимости, а также запроса родителей о информации на определенные темы.

Также я активно использую такую форму работы с родителями, как online-консультации в сети Интернет. На первом психологическом сайте города Пятигорска www.Psy.5igorsk.ru в разделе «Выбираем психолога» есть «Моя страница», где родители имеют возможность получить заочные консультации или записаться на прием.

hello_html_m7ebde539.jpghello_html_179c0de7.jpg






Тhello_html_50dd2da5.jpgакже мои статьи, консультации для родителей, конспекты занятий и другие материалы размещены на сайтах «Завуч инфо», «Первое сентября».

hello_html_m66f2c709.jpg







Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для этого, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

В результате проводимой работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует. Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком.

И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

«Коррекция отношений детей и взрослых»
  • Школьному психологу
Описание:

Не все в жизни у нас получается так, как хотелось бы, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие люди поняли нас, поддержали, не дали упасть духом. Так почему же ошибки и промахи ребенка вызывают у нас досаду и раздражение, почему мы первым делом торопимся отругать и наказать его, считая, что делаем это для его же блага? Убережет ли это его от неудач, научит ли противостоять жизненным трудностям?

 

         Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

 

Автор Командин Евгений Николаевич
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 994
Номер материала 30024
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓