Главная / Школьному психологу / Коррекционное занятие с детьми с СДВГ

Коррекционное занятие с детьми с СДВГ

Басманова Елена Станиславовна

педагог-психолог МАОУ «СОШ №33» г. Стерлитамак РБ


Коррекционное занятие с детьми, с синдромом

дефицита внимания и гиперактивности.



Структура занятия:

  1. растяжка – 4 – 5 минут;

  2. дыхательное упражнение – 3 – 4 минут;

  3. глазодвигательное упражнение – 3 – 4 минуты;

  4. упражнения для развития мелкой моторики рук – 10 минут;

  5. функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля),

  6. коммуникативные и когнитивные упражнения,

  7. элиминация гнева и агрессии – 20 – 25 минут;

  8. релаксация – 4 – 5 минут.

Ход занятия:

  1. Игра-приветствие «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

  1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.
    Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и правую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

  2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

  3. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.


  1. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

hello_html_4001536f.jpg

«Кулак-ребро-ладонь»

«Лезгинка»

«Ухо-нос»- Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

  1. «Функциональное упражнение «Черепаха».

Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2—3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

  1. Когнитивное упражнение «Движение».

Цель: формирование двигательной памяти. Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

Упражнение на контроль двигательной активности. Обсуждение техник и индивидуальных приемов, которые были использованы каждым ребенком в процессе выполнения данного упражнения.

8.Функциональное упражнение «Тух-тиби-дух». Цель: элиминация агрессии. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово «Тух-тиби-дух». После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.

9. Функциональное упражнение "Парад".

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

И.п. - стоя. Марширование на счет "Раз-два-три-четыре".

В первом цикле шагов хлопок руками на счет "раз",

во втором - на счет "два", в третьем - на счет "три",

в четвертом - на счет "четыре".

Раз (хлопок)-два-три-четыре.

Раз-два (хлопок)-три-четыре,

Раз-два-три (хлопок)-четыре.

Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.

10.Функциональное упражнение "Пчелка".

Цель: развитие двигательного контроля и элиминация импульсивности.

Все участники превращаются в пчелок, которые "летают" и громко жужжат.

По сигналу инструктора: "Ночь" - "пчелки" садятся и замирают.

По сигналу инструктора: "День" - "пчелки" снова летают и громко "жужжат".

11. Функциональное упражнение "Рубка дров".

Цель: элиминация агрессии.

И.п. - стоя. Каждый участник должен представить себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку. Всякий раз при опускании топора он должен громко выкрикнуть: "Ха!" Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.

12. Релаксация «Море». И.п. — сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождаетее соответствующими движениями: «На море мнещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а потом другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замокрисует в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вм сте, а потом по очереди ныряют в воду — один нырну другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

13. Когнитивное упражнение "Визуализация водопада".

И.п. - сидя на полу. Детям предлагается представить водопад.

Необходимо рассмотреть высокое голубое небо, яркое солнце, детали горных порогов и огромную лавину воды. При этом тело должно почувствовать прохладу горной воды, тысячи мельчайших брызг на лице и запах свежести. Уши могут услышать шум падающей воды и стук камней.

Я представляю, как стою под водопадом.

  • Мне тепло, вода очень приятной температуры.

  • Вода, обладающая сильнейшим очищающим действием, стекает по моему телу: голове;шее;груди;животу; бедрам; ногам.

  • Она уходит в землю и смывает с меня все чуждое и инородное.


  1. Обсуждение занятия.

15.Прощальный ритуал. Упражнение: «Цветок настроения».

Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.


Литература

  1. А.Л.Сиротюк, И.П.Брязгунова и Е.В.Касатиковой, Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной, американского доктора Д.Реншоу “Гиперактивный ребенок”,

  2. Брязгунов,  И.П., Касатикова,  Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П.Брязгунов, Е.В. Касатикова. -  М.: Изд-во Института психотерапии,  2003. - 91с.

  3. Клюева,  Н.В., Касаткина,  Ю.В. Учим детей общению / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 210с.

  4. Лютова,  Е.К., Монина,  Г.Б. Шпаргалка для родителей / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. –  СПб:Речь, 2002.- 125с.

  5. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А.Л.Сиротюк; - М.: Генезис, 2003.

  6. Чистякова,  М.И. Психогимнастика / М.И.Чистякова; - М.: Просвещение, 1990.- 126с.

  7. Шевченко,  Ю., Шевченко,  М. Развивающие игры для гиперактивных детей  / Ю.Шевченко, М.Шевченко //Обруч.-2000.- №1.- С.

  8. Шевченко,  Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю.С.Шевченко; - М.: Просвещение, 1997.

  9. Щербинина,  Ю. А если он не понимает «по- хорошему?» / Ю.Щербинина  //Дошкольное воспитание.-2004.-№12.- С.109 – 118.

  10. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  11. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

  12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

  13. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1997.

  14. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.

  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.



Коррекционное занятие с детьми с СДВГ
  • Школьному психологу
Описание:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности, синдром гиперактивности, гиперкинетический синдром, гипердинамический синдром) является весьма распространенным нарушением детского возраста  и представляет собой сложную и весьма актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, она проявляется в нарушениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер ребенка и реализуется в школьной и социальной адаптации формирующейся личности.

 Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей - предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Развивая усидчивость, не стоит одновременно напрягать активное внимание и подавлять импульсивность. Контроль за собственной импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать “мышечную радость” и может допускать определенную долю рассеянности внимания. Проводимая  психокоррекционная и коррекционно-педагогическая работа представляет собой комплекс развивающих игр, позволяющих изолированно воздействовать на отдельные составляющие синдрома гиперактивности

Автор Басманова Елена Станиславовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1646
Номер материала 33598
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓