Главная / Начальные классы / Коррекционно – развивающая программа«Совершенствование движения руки и сенсомоторное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно – развивающая программа«Совершенствование движения руки и сенсомоторное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»





Утверждаю____________

Директор МОУ СОШ №102

Л.И.Лещенко

«______»_____________2014







Коррекционно – развивающая программа

«Совершенствование движения руки

и сенсомоторное развитие ребенка

с ограниченными возможностями здоровья»

Для учащихся 1-2 классов (7, 8, 9 лет)



































Пояснительная записка.



«Какова бы ни была причина умственной отсталости ребёнка,

как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы,

наряду с распадом происходит и развитие»

С. Я. Рубинштейн.



Развитие мелкой моторики руки и сенсорно-перцептивной сферы ребёнка с отклонениями в умственном развитии являются актуальной проблемой для педагогов-дефектологов.

Познание мира и окружающей среды учащимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Ребёнок, поступающий в первый класс специальной коррекционной школы 8 вида, часто не знает названий цветов, не распознаёт форму предметов, не учитывает их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Учащиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с ограниченными умственными возможностями является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).

В. В. Воронкова (автор «Букваря» для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида) говорит о необходимости «серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письма». Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки В. В. Воронкова начинает в добукварный период.


Нами была разработана коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для учащихся 1-2 классов (7, 8, 9 лет). Она рассчитана на два года обучения. Программа строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами коррекционной педагогики. А именно:


  • принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач;

  • принцип единства диагностики и коррекции;

  • принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;

  • деятельностный принцип коррекции;

  • принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности;

  • принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.


В данной программе используются известные приемы в более рациональной компоновке с учетом особенностей развития познавательных процессов учащихся.


Цели программы:


  • Здоровьесбережение ребёнка.

  • Развитие познавательных способностей.

  • Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.

  • Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.





Программа позволяет решить следующие задачи:


  1. Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:

  • проводить точные прямые линии от руки в разных направлениях;

  • обводить шаблоны и трафареты простой и сложной конфигурации;

  • рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;

  • рисовать геометрические фигуры по клеткам, по словесной инструкции учителя, по памяти, по ориентировочным точкам, по пунктирным линиям;

  • составлять орнаменты из геометрических фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно; располагать орнамент на листе бумаги, раскрашивать в одном направлении с соблюдением границы;

  • работать с пластилином (разминать пластилин, отщипывать, резать стекой, раскатывать столбики, скручивать жгутики, лепить по образцу, по инструкции, по представлению);

  • работать с бумагой и картоном (сгибать, складывать, рвать бумагу; резать ножницами бумагу и картон по прямым и кривым линиям; склеивать бумагу и картон);

  • конструировать из счетных палочек, геометрического материала, природного материала, проволоки, ниток, шпагата, кубиков, собирать картинку из 4-8 частей.


  1. Сенсорно-перцептивное развитие:

  • уточнять и развивать зрительное восприятие;

  • формировать и развивать пространственную ориентировку;

  • уточнять и совершенствовать представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;

  • формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.


  1. Развитие коммуникативных навыков:

  • активизировать словарь учащихся, выражающий понятия и отношения по данной теме;

  • создание благоприятной среды, побуждающей ребёнка к речевой активности;

  • формировать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям;

  • вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;

  • создавать условия для развития творческих способностей и воображения.


Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями в развитии » разработана для учащихся 1-2 классов и включает в себя ряд этапов.


  1. Подготовительный этап.

  2. Диагностический этап.

  3. Коррекционно-развивающий этап.

  4. Прогнозирование развития ребенка.

Составление индивидуального маршрута развития.


Подготовительный этап предусматривает изучение личных дел учащихся, протоколов ПМПК, продуктов деятельности ребенка (тетради, рисунки и т. д.), характеристики на ранее обучавшихся детей. Знакомство с документацией позволяет выявить особенности развития ребенка, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с ребенком.

Диагностический этап начинается со знакомства с ребенком. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный период в его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты, направленные на создание доброжелательного, благоприятного климата в классе. Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики и сенсорно-перцептивного развития ребенка. Результаты заносятся в диагностическую таблицу с последующей постановкой коррекционных задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.


Основные методы диагностики:

  1. наблюдение;

  2. изучение продуктов деятельности (рисунков и т.д.);

  3. беседа;

  4. тестирование.


Диагностика проводится с опорой на следующую методическую литературу:


  • Марцинковская Т.Д. «Диагностика психического развития детей».

  • Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей»

  • ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»


Коррекционно-развивающий этап.

Коррекционные занятия проводятся учителем еженедельно в рамках коррекционной подготовки. (1 час в неделю, 34 часа в год).

Занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей с отклонениями в умственном развитии и носят охранительный характер. Формы коррекционной работы разнообразны: индивидуальная, групповая, фронтальная, в парах. Выбор формы обусловлен нарушением познавательной деятельности ребенка.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Основная часть.

  4. Подведение итогов.

Каждое занятие начинается с упражнений для кисти и пальцев рук. Это активизирует работу головного мозга и подготавливает руку к дальнейшей практической деятельности. Литературы по организации пальчиковой гимнастики достаточно много. Право выбора вида упражнений предоставляется учителю. Эффективно включать в работу кистевой массажер «Каштан».

Каждое занятие включает в себя смену разнообразных видов деятельности: игры и упражнения на развитие сенсорно-перцептивной сферы и совершенствование движений руки (обводка по шаблону и трафарету, графические упражнения, аппликационные работы, лепка, конструирование, работа с ножницами, рисование). Итоговое занятие проводится 1 раз в полугодие и представляет собой коллективную работу учащихся.

Физминутки проводятся с целью здоровьесбережения учащихся. Они позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и формируют умение ориентироваться в пространстве. Физминутки так же обогащают словарь учащихся и развивают речь.

Подведение итогов в конце занятия является обязательным. Этот этап занятия позволяет приучать детей к осуществлению самоконтроля и исправлению допускаемых ошибок.


Прогнозирование развития ребенка.

Составление индивидуального маршрута развития.


Повторная диагностика проводится в конце учебного года. Результаты заносятся в диагностическую таблицу. Анализ и сравнение результатов диагностики позволяют составить индивидуальный маршрут развития ребенка и сделать прогноз на будущее.

Систематическая практическая работа по развитию мелкой моторики и сенсорики на коррекционных занятиях позволяет достичь определенных результатов.


Учащиеся должны уметь:


  • различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

  • различать и называть цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);

  • группировать, обобщать и классифицировать предметы по размеру, форме, цвету;

  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки: верх, низ, право, лево;

  • конструировать из цветных полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;

  • обводить по шаблону и трафарету, штриховать в заданном направлении;

  • рисовать знакомые детям предметы и раскрашивать с соблюдением контура;

  • правильно писать элементы букв, буквы, соединения букв;

  • работать с пластилином, владеть приемами лепки;

  • работать с ножницами (резать по прямым и кривым линиям);


Способом проверки результатов являются итоговые коллективные работы, промежуточная и итоговая диагностики.



Литература:



Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986


Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995


Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,


Воронкова В.В Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995


Воронкова В. В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. – 1997. - 5


Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1986


Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1998


Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И.Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и красиво рисовать. – Ярославль 2005


Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М.,2002


Кинаш Е. А. Особенности готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ компенсирующего вида // Дефектология. – 2002. - 6


Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. – М., 1991



1 класс. Тематический план. 34 часа. 1 час в неделю.

Кол-во часов.

Тема. Цель.

Рекомендуемые виды работ:

1

1


Давайте познакомимся.

Цель:

  1. Развивать предметно-игровые действия, умение участвовать в коллективной деятельности.

  2. Корректировать и развивать умение общаться в различных формах и ситуациях.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра с мячом «Давайте познакомимся» с целью снижения тревожности, беспокойства, страхов.

  3. Подвижная танцевальная игра «Делай, как я» на развитие коммуникативных навыков, общей моторики.

  4. «Вырази свои чувства».

2

4




Диагностика.


Цель:


  1. Создание благоприятных условий, выявление уровня развития мелкой моторики и ручной умелости.


  1. Выявить умение учащихся различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами, выбрать соответствующий образовательный маршрут.






  1. Упражнения и игры на создание комфортного пребывания в школе, классе.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.

  4. Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.

  5. Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

  6. Рисование и окрашивание геометрических фигур и знакомых предметов.

  7. Работа с цветными палочками.

  8. Конструирование из геометрических фигур и цветных полосок.


3

1

Упражнения на формирование умения определять жёлтый цвет.

Цель:

  1. Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть жёлтый цвет, а также самостоятельно определять его.

  2. Развитие общей и мелкой моторики.

  3. Создание положительного эмоционального климата между детьми.

  1. Гимнастика для кистей и пальцев рук.

  2. Штриховка фигур, предметов желтым цветом.

  3. Упражнения в нахождении предметов жёлтого цвета по наглядному образцу и словесному указанию.

  4. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.

  5. Игра «Подарки принца из Жёлтого царства».

  6. Подвижные игры.

4

1

Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера. Штриховка.

Цель:

  1. Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

  2. Штриховать в разных направлениях, раскрашивать заданным цветом с соблюдением контура.

  3. Ориентироваться на листе бумаги.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Обводка по шаблону геометрических фигур разного размера.

  3. Штриховка, раскрашивание определенным цветом.

  4. Работа в парах с геометрическим лото.

  5. составление из геометрических фигур узора в полосе по образцу.

  6. игры на развитие внимания: «Лишняя фигура», «Какой фигуры не стало?»

5

1



Упражнения на формирование умения определять красный цвет.

Цель:

  1. Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть красный цвет, а также самостоятельно определять его.

  2. Развитие общей и мелкой моторики.

  3. Создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.




  1. Гимнастика для кистей и пальцев рук.

  2. Раскрашивание предметов красным цветом.

  3. Упражнения в нахождении предметов определённого цвета по наглядному образцу и словесному указанию.

  4. Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.

  5. Игра «Подарки принца из Красного царства».

  6. Конструирование из цветных полосок.


6

1

Обводка по трафарету геометрических фигур разного размера. Раскрашивание.


Цель:

  1. Учить обводить по трафарету геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

  2. Раскрашивать заданным цветом с соблюдением контура, ориентироваться на листе бумаги.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Обводка по трафарету геометрических фигур разного размера, раскрашивание определенным цветом.

  3. составление из геометрических фигур узора в квадрате.

  4. конструирование геометрических фигур из счетных палочек;

  5. игры на развитие пространственной ориентации на листе бумаги, в классе;

  6. выполнение графических упражнений «Дорожки», Клубочки», Паутинка», различные бордюры.

7

1

Упражнения на формирование умения определять синий цвет.

Цель:

  1. Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть синий цвет, а также самостоятельно определять его.

  2. Развитие общей и мелкой моторики.

  3. Создание положительного эмоционального климата в классе.

  1. Гимнастика для кистей и пальцев рук.

  2. Штриховка фигур, предметов синим цветом.

  3. Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.

  4. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.

  5. Коллективная аппликация из готовых деталей.

  6. Игра «Подарки принца из Синего царства».

8

1

Обводка по шаблону фруктов (яблоко). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина.

Цель:

  1. Учить обводить шаблон,

  2. Подбирать пластилин нужного цвета,

  3. Размазывать пластилин с соблюдением контура предмета,

  4. Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Отгадывание загадок о яблоке.

  3. Сравнение яблок по размеру и цвету.

  4. Обводка по шаблону, штриховка в заданном направлении,

  5. Подбор пластилина нужного цвета, размазывание в контуре, выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.



9

1

Упражнения на формирование умения определять зелёный цвет.


Цель:

  1. Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть изученные цвета, а также самостоятельно определять их.

  2. Развитие общей и мелкой моторики.


  1. Гимнастика для кистей и пальцев рук.

  2. Штриховка геометрических фигур, предметов заданным цветом.

  3. Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.

  4. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.

  5. Игра «Одень Катю».

  6. Конструирование из цветных полосок.

10

1

Обводка по шаблону овощей (огурец). Размазывание пластилина внутри контура, выкладывание контура предмета тонким столбиком пластилина.

Цель:

  1. Учить обводить шаблон, подбирать пластилин нужного цвета, размазывать пластилин с соблюдением контура предмета.

  2. Раскатывать из пластилина тонкие столбики и выкладывать ими контур предмета.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Отгадывание загадок об огурце.

  3. Игры «Фрукты-овощи», «Волшебный мешочек».

  4. Обводка по шаблону, штриховка в заданном направлении.

  5. Подбор пластилина нужного цвета, размазывание в контуре, выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.

11

1

Упражнения на формирование умения определять форму предметов. Круг, квадрат.


Цель:

  1. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом и квадратом.

  2. Формировать умение различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур.

  3. Развитие общей и мелкой моторики.

  4. Формирование коммуникативных умений.




  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения в нахождении предметов круглой и квадратной формы по наглядному образцу.

  3. Упражнения в самостоятельном определении формы предметов способом прикладывания, наложения одного предмета на другой.

  4. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по их форме.

  5. Упражнения с цветными палочками, нитками в конструировании круга и квадрата.

  6. Лепка предметов определённой формы.



12

1

Аппликация. Узор из геометрических фигур в квадрате.


Цель:

  1. Развивать общую и мелкую моторику.

  2. Подбирать фигуры заданного цвета.

  3. Учить располагать на листе бумаги геометрические фигуры по образцу.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие пространственной ориентации.

  3. Игры с геометрическим лото (размер, форма, цвет).

  4. Расположение узора в полосе (по образцу, по словесной инструкции, по памяти),

  5. Выполнение графических упражнений «Дорожки», «Дождик», «Клубочки»

  6. Аппликация «Узор в квадрате»

13

1

Итоговое занятие. 1 полугодие.

Коллективная работа.

Изготовление бус для украшения елки.


Цель:

  1. Учить соединять по точкам (пунктирной линии), резать по прямым линиям бумагу (треугольники).

  2. Скручивать треугольник трубочкой в виде бусины, работать с клеем, нанизывать на проволоку бусины из бумаги.




  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие внимания, отгадывание загадок про елочные украшения (шарик, бусы, сосулька, часы).

  3. Изготовление бус для украшения елки. У каждого ребенка прямоугольный лист цветной бумаги, на котором пунктирными линиями обозначены треугольники. Сначала дети соединяют пунктирные линии, потом по этим линиям разрезают прямоугольник на треугольники. Каждый треугольник скручивается в форме бусины, один край подклеивается, бусины собираются учащимися на проволоку. Занятие заканчивается украшением елки совместно изготовленными бусами, исполняется или прослушивается песня «Висят на елке бусы…».






14

1

Упражнения на формирование умения определять форму предмета. Треугольник, прямоугольник.


Цель:

  1. Познакомить детей с геометрическими фигурами: треугольником и прямоугольником.

  2. Формировать умение различать форму геометрических фигур, определять форму реальных предметов с помощью геометрических фигур.

  3. Развивать мелкую моторику.

  4. Формировать коммуникативные навыки.


  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения в самостоятельном определении формы предметов.

  3. упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по форме.

  4. Упражнения с цветными палочками в составлении геометрических фигур.

  5. Упражнение «Соедини по точкам».

  6. Лепка предметов заданной формы.

  7. Игра с салфетками «Преврати квадрат в треугольник» и т. д.

15

1

Упражнения на формирование умения работать ножницами.


Цель:

  1. Учить резать по прямым и кривым линиям,

  2. Учить подбирать «дорожку» нужной длины.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Отгадывание загадки про ножницы.

  3. Обведение по шаблону прямых и кривых «дорожек».

  4. Резание по прямым и кривым линиям.

  5. Игра «Проведи зайца домой» - подбор «дорожек» разной длины до домика зайца.

16

1

Упражнения на формирования умения определять форму предметов.


Цель:

  1. Закрепить умения учащихся различать форму предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

  2. Развивать мелкую моторику.

  3. Формировать коммуникативные навыки.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения на обобщение и группировку по разным признакам геометрических фигур (форма, цвет, размер).

  3. конструирование заданной фигуры из палочек, проволоки, ниток, жёлудей, гороха и т.д.

  4. Игры на развитие внимания и памяти: «Какой фигуры не стало?», «Лишняя фигура» и др.

  5. Работа с геометрическим лото.

  6. Игра с салфеткой «преврати квадрат в прямоугольник» и т.д.



17

1

Упражнения на формирование умения работать с бумагой.


Цель:

  1. Учить сгибать и складывать бумагу.

  2. Учить рвать и резать бумагу.

  3. Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения по пространственной ориентации на листе бумаги (правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.).

  3. Графические упражнения «Парашютисты», «Паутинка».

  4. Упражнения в сгибании и складывании бумаги

  5. Упражнения в разрыве бумаги по линии сгиба и без линии сгиба.

  6. упражнения в резании бумаги ножницами.

18

1

Упражнения на формирование умения определять размер предмета.


Цель:

  1. Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, длинный – короткий».

  2. Развивать зрительное восприятие.

  3. Развивать мелкую моторику.

  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения в нахождении предметов определённой длины и размера по наглядному образцу.

  3. Упражнения в самостоятельном определении длины и размера предмета способом прикладывания, приравнивания, наложения одного предмета на другой.

  4. Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов по размеру и длине Рисование одинаковых предметов разной величины.

  5. Конструирование.

19

1

Отработка написания элементов букв в контуре знакомого детям предмета ( домик). Дорисовывание и раскрашивание предмета.


Цель:

  1. Учить правильно писать элементы буквы,

  2. Дорисовывать предмет, штриховать и раскрашивать с соблюдением контура.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие внимания, пространственной ориентации, ориентировка на листе бумаги.

  3. Отгадывание загадок про предмет, который изображен на листе ребенка контуром ( домик).

  4. Штриховка крыши, окошек в заданном направлении. Отработка написания элементов букв в контуре предмета.

  5. Дорисовывание предмета с опорой на образец. Раскрашивание предмета с опорой на образец.

20

1

Упражнения на формирование умения определять размер предмета.

Цель:

  1. Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, широкий – узкий».

  2. Развивать зрительное восприятие.

  3. Развивать мелкую моторику.


  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения в нахождении предметов определённой ширины и размера по наглядному образцу.

  3. Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов.

  4. Упражнение «Закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий».

  5. Лепка предметов определённой величины.

21

1

Отработка написания букв, включающих элемент овал. Дорисовывание и раскрашивание предмета (кот).


Цель:

  1. Учить правильно писать и соединять буквы.

  2. Дорисовывать предмет, выполнять штриховку, раскрашивать с соблюдением контура.

  3. Развивать пространственную ориентировку.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие внимания, пространственной ориентации, ориентировка на листе бумаги.

  3. Отгадывание загадок про предмет, который изображен на листе ребенка контуром (кот).

  4. Дорисовывание предмета по словесной инструкции учителя с опорой на образец. 5 Отработка написания и соединения букв внутри контура с соблюдением границы.

  5. Раскрашивание предмета с опорой на образец.

22

1

Упражнения на формирование умения определять размер предмета.


Цель:

  1. Формировать умение различать величину предметов, используя в речи слова «большой – маленький, высокий-низкий».

  2. Развивать зрительное восприятие.

  3. Развивать мелкую моторику.



  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения в самостоятельном определении высоты предмета.

  3. Рисование одинаковых предметов разной высоты.

  4. Конструирование.

  5. Упражнение «закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, высокий – низкий».

  6. Лепка предметов определённой высоты.



23

1

Обводка шаблонов сложной конфигурации (рубашка). Штриховка в заданном направлении. Выкладывание контура тонкими столбиками пластилина.


Цель:

  1. Учить обводить шаблон сложной конфигурации.

  2. Выполнять штриховку в разных направлениях.

  3. Раскатывать тонкие столбики пластилина и выкладывать ими контур предмета (рубашка).

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры, на формирование пространственной ориентации.

  3. Отгадывание загадки про рубашку

  4. обводка шаблона сложной конфигурации, украшение рубашки (выполнение штриховки в разных направлениях),

  5. раскатывание из пластилина тонких столбиков и выкладывание контура рубашки.

24

1

Упражнения на закрепление умений определять размер предмета.


Цель:

  1. Закрепить умения различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте.

  2. Развивать зрительное восприятие.

  3. Развивать мелкую моторику.

  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения на обобщение, классификацию, группировку предметов.

  3. Рисование одинаковых предметов разного размера.

  4. Аппликация из готовых деталей разного размера.

  5. Упражнение «Закончи предложение» с использованием слов «большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий –низкий».

25

1

Конструирование теремка из пластилина (работа жгутиками). Украшение природными материалами.

Цель:

  1. Раскатывать пластилин в тонкие столбики, переплетать между собой (жгутик).

  2. Конструировать из жгутиков теремок (работа в парах).

  3. Работать с природными материалами.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Рассказывание сказки «Теремок» по опорным картинкам.

  3. Конструирование теремка (работа в парах) из жгутиков пластилина.

  4. Украшение теремка различными природными материалами (горох, рис, желуди, каштаны и т. д.).

26

1

Упражнения на формирование пространственного восприятия.

Цель:

  1. Развивать представление учащихся о расположении предметов в пространстве.

  2. Развивать общую и мелкую моторику.

  3. Развивать коммуникативную функцию речи.

  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения в расположении предметов в пространстве по образцу, по словесной инструкции.

  3. Бумажная аппликация из растительных форм.

  4. Работа с наборами «Кубики», «Матрёшки».

  5. Словесные игровые упражнения «Закончи предложение».

27

1

Упражнения на формирование умения работать ножницами.

Цель:

  1. Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (квадрат, треугольник)

  2. Вырезать фигуры по контуру

  3. Выполнять аппликационные работы.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Конструирование из палочек геометрических фигур

  3. Обводка по шаблону квадратов и треугольников.

  4. Вырезание фигур по контуру.

  5. Упражнения на формирование пространственной ориентировки.

  6. Аппликация «Узор в прямоугольнике».

28

1

Упражнения на формирование пространственного восприятия.

Цель:

  1. Развивать представление учащихся о расположении предметов в пространстве (первый, второй, последний).

  2. Развивать общую и мелкую моторику.

  3. Развивать коммуникативную функцию речи.


  1. Упражнения для кистей и пальцев рук.

  2. Упражнения в расположении различных предметов в пространстве (по образцу, самостоятельно).

  3. Работа с игрушками, кубиками.

  4. Рисование предметов в определенной последовательности.

  5. Словесные игровые упражнения «Закончи предложение».

29

1

Конструирование из разных материалов (счетные палочки, геометрические фигуры, шпагат, проволока). Лестница, забор, домик, стол, стул и другие знакомые предметы. Сравнение предметов по высоте, размеру, ширине и т.д.


Цель:

  1. Учить конструировать из разных материалов с опорой на образец, по словесной инструкции, по памяти.

  2. Сравнивать предметы по разным признакам (высота, длина, ширина, размер).

  3. Развитие мелкой моторики.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие пространственной ориентации, внимания, памяти.

  3. Конструирование предметов по памяти, по образцу, по словесной инструкции учителя.

  4. Сравнение предметов по разным признакам.

30

2

Повторная диагностика.

Цель:

  1. Определение уровня сенсомоторного развития и навыков ручной умелости.

  2. Составление индивидуального маршрута развития ребёнка.

  1. Упражнения и игры на создание комфортного пребывания в школе, классе.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.

  4. Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.

  5. Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

  6. Рисование и окрашивание геометрических фигур.

31

1

Итоговое занятие.

Коллективная работа. Аппликация. Цветы в вазе.


Цель:

  1. Учить вырезать маленькие треугольники на готовых деталях (круг).

  2. Подбирать цвет бумаги.

  3. Развивать пространственную ориентировку.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра «Раз цветок, два цветок», подбор цветной бумаги, вырезание по краю круга мелких треугольников.

  3. Распределение деталей аппликации на листе украшение вазы геометрическими фигурами (треугольники, квадраты).



2 класс. Тематическое планирование. 34 часа.

Кол-во часов.

Тема. Цель.

Рекомендуемые виды работ.

1

2

Диагностика. (Особое внимание уделяется вновь прибывшим детям).


Цели:

  1. Выявить умение учащихся различать форму, цвет, величину предметов, умение производить те или иные пространственные отношения между предметами, выбрать соответствующий образовательный маршрут.

  2. Выявить уровень развития мелкой моторики.

  1. Упражнения и игры на создание комфортного пребывания в школе, классе.

  2. Пальчиковая гимнастика.

  3. Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами; работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.

  4. Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.

  5. Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

  6. Рисование и окрашивание геометрических фигур.

2

2

Упражнения на коррекцию и развитие умения определять основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).


Цели:

  1. Уточнять и развивать умение учащихся различать и называть основные цвета, а также самостоятельно определять цвет предметов.

  2. Развивать мелкую моторику.

  3. Создание положительного климата в классе.



  1. Гимнастика для кистей и пальцев рук.

  2. Раскрашивание предметов определённым цветом.

  3. Упражнения в нахождении предметов определённого цвета по наглядному образцу и словесному указанию.

  4. Упражнения в самостоятельном определении цвета и словесном обозначении.

  5. Упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.

  6. Коллективная аппликация из готовых деталей « Радуга».

  7. Конструирование из цветных полосок.

3

1

Обводка по шаблону геометрических фигур из цветной бумаги. Вырезание.

Цель:

  1. Учить обводить по шаблону геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник).

  2. Учить определять цвет бумаги по инструкции учителя и самостоятельно.

  3. Учить вырезать фигуры по контуру.

  1. Пальчиковая гимнастика

  2. Игры на развитие восприятие цвета «Что бывает такого цвета?»

  3. Обводка по шаблону геометрических фигур определенного цвета.

  4. Вырезание фигур по контуру

  5. Игра на формирование пространственного представления «Первый-красный, второй-зеленый и т.д.»

4

1

Упражнения на знакомство с промежуточными цветами. Формирование умения определять их (розовый, голубой).


Цели:

  1. Познакомить учащихся с розовым и голубым цветами.

  2. Учить различать и называть эти цвета .

  3. Называть основные цвета, самостоятельно определять цвет предметов.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения в нахождении предметов определенного цвета по образцу.

  3. Упражнения в самостоятельном определении цвета предметов.

  4. упражнения на обобщение, группировку и классификацию предметов по цвету.

  5. Упражнения с цветными палочками в составлении геометрических фигур, предметов определённой формы.

  6. Рисование и раскрашивание предметов определённым цветом.

  7. Игра на сравнение цветов (красный - розовый, синий - голубой).

5

1

Аппликация «Подушка». Узор из геометрических фигур в квадрате.

Цель:

  1. Учить обводить по шаблону и вырезать геометрические фигуры.

  2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги квадратной формы.

  3. Составлять по образцу узор в квадрате.

  4. Подбирать цветовую гамму.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие пространственных представлений.

  3. Обводка геометрических фигур.

  4. Вырезание фигур по контуру.

  5. Аппликация ( работа в парах).




6

1

Упражнения на знакомство с промежуточными цветами (оранжевый, фиолетовый).


Цель:

  1. Познакомить учащихся с оранжевым и фиолетовым цветами.

  2. Учить различать и называть эти цвета.

  3. Развитие мелкой моторики.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения в нахождении данного цвета по образцу и самостоятельно.

  3. Рисование и раскрашивание предметов определенным цветом.

  4. Упражнения в разрывании и скатывании бумаги в шарик. (Оранжевый и фиолетовый цвета).

  5. Аппликация «Украсим фартук для бабушки» (украшение смятыми « шариками»).

7

2

Отработка написания букв, соединения букв в контуре знакомого детям предмета ( петух, корзина). Дорисовывание и раскрашивание предмета.


Цель:

  1. Коррекция написания и соединения букв с элементом линия закругления внизу.

  2. Штриховать и дорисовывать предмет.

  3. Раскрашивать с соблюдением контура.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра «Полубуковка», игра «Сосчитай все буквы», «Буква спряталась».

  3. Игры на формирование тактильного восприятия (письмо букв на ладони, на спине соседа и т.д.)

  4. Отгадывание загадки про петуха, корзину.

  5. Обводка шаблона петуха, корзины штриховка в разных направлениях (гребешок, перья хвоста).

  6. Коррекция написания и соединения букв.

  7. Раскрашивание.

8

2


Упражнения на определение формы предмета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).


Цель:

  1. Развивать умение определять форму предмета.

  2. Развивать умение находить реальные предметы определенной формы.

  3. Развивать мелкую моторику.






  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Конструирование геометрических фигур из палочек, ниток, природного материала на подкладном листе.

  3. Упражнение «Соедини по точкам», обводка и штриховка геометрических фигур.

  4. Игры на обобщение, группировку и классификацию предметов по их форме.

  5. Лепка предметов круглой, треугольной формы (овощи-фрукты)



9

1


Изготовление рамки из картона для картинки. Украшение рамки природным материалом.


Цель:

  1. Учить вырезать по контуру полоски определенной длины и ширины.

  2. Развивать пространственную ориентировку.

  3. Украшать рамку природными материалами.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие пространственной ориентировки.

  3. Упражнения в откладывании по линейке определенной длины полос картона.

  4. Резание ножницами по прямым линиям.

  5. Приклеивание и украшение рамки.


10

1

Упражнения на определение формы и называние геометрических фигур. Знакомство с овалом.


Цель:

  1. Познакомить с фигурой овал.

  2. Учить находить реальные предметы овальной формы.

  3. Закрепить умение определять форму предметов.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения в нахождении предметов овальной формы по образцу, самостоятельно.

  3. Упражнения на группировку, обобщение и классификацию предметов по форме.

  4. Игра «Каждую фигуру на свое место», игры с геометрическим лото, игра «Найди такой же узор».

  5. Упражнение «Соедини по точкам».

  6. Лепка предметов овальной формы (яйцо, огурец).

11

1

Упражнения на резание ножницами бумаги и картона. Закладка для книг. Украшение аппликацией.


Цель:

  1. Учить проводить прямые линии по линейке.

  2. Учить резать картон и бумагу по прямым линиям.

  3. Обводить шаблон и вырезать детали аппликации.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на формирование пространственной ориентировки «Что изменилось?», «Выложи по образцу».

  3. Упражнения на складывание, сгибание и разрывание бумаги.

  4. Упражнения на проведение прямых линий по линейке.

  5. Резание бумаги и картона.

  6. Аппликация.


12

1

Упражнения на определение формы предмета. Куб. Шар.

Цель:

  1. Познакомить с фигурами куб и шар.

  2. Учить находить в окружающем мире предметы в форме куба и шара.

  3. Развивать мелкую моторику.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения в нахождении предметов в форме куба и шара по образцу и самостоятельно.

  3. Конструирование из кубиков.

  4. Игра на формирование зрительного восприятия куба и шара «Что катится, что не катится».

  5. Лепка куба и шара.

13

1

Итоговое занятие. Коллективная работа. Симметричное вырезание фигурок человечков. Веселый хоровод.

Цель:

  1. Учить обводить шаблон.

  2. Учить симметрично вырезать.

  3. Раскрашивать, приклеивать человечков, образуя хоровод.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие пространственной ориентировки «Кто спрятался в правом верхнем углу?» и т.д.

  3. Обводка шаблона человечка, симметричное вырезание.

  4. Раскрашивание лица и одежды человечка.

  5. Соединение человечков в хоровод.

  6. Танцевальная игра на развитие общей моторики.

14

2

Отработка написания букв, соединения букв в контуре знакомого детям предмета (дерево, клоун). Дорисовывание и раскрашивание предмета.

Цель:

  1. Учить правильно писать и соединять буквы.

  2. Дорисовывать предмет, раскрашивать с соблюдением контура.

  3. Формирование коммуникативных навыков.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие внимания, пространственной ориентации.

  3. Отгадывание загадок про предмет (дерево, клоун).

  4. Дорисовывание предмета по словесной инструкции учителя с опорой на образец.

  5. Отработка написания и соединения букв внутри контура.

  6. Раскрашивание предмета с опорой на образец.

  7. Разучивание четверостишия про дерево, клоуна.

15

1

Упражнения на формирование умений определять размер предмета.


Цель:

  1. Формировать умения различать и сравнивать предметы по размеру, длине, ширине, высоте.

  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

  3. Развивать мелкую моторику.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра «Что такой длины? Что такой высоты? Что такой ширины?»

  3. Игра «Друзья идут в гости» - подбор дорожек по длине.

  4. Рисование знакомых детям предметов разного размера (узкая -широкая лента, высокий - низкий дом, длинный - короткий шарф).

  5. Упражнение «Составь предложение» с опорой на картинку.

16

1

Аппликация из геометрических фигур «Разноцветный ковер».


Цель:

  1. Развивать пространственную ориентировку.

  2. Развивать творческие способности учащихся.

  3. Развивать мелкую моторику.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие пространственной ориентировки в классе. «Что лежит на нижней полке?», «Что находится впереди?» и т.д.

  3. Игры на развитие пространственной ориентировки на листе бумаги.

  4. Конструирование «ковриков» по образцу, по памяти.

  5. Самостоятельное составление узора для коврика, аппликация.

  6. Игра «Магазин ковров» - выставка работ учащихся.


17

1

Лепка « Чашка для папы» из жгутиков.

Цель:

  1. Отрабатывать навык работы с пластилином.

  2. Развивать мелкую моторику.

  3. Формирование коммуникативных навыков.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игры на развитие внимания «Что изменилось?», «Продолжи ряд.

  3. Беседа на тему «Защитники Родины».

  4. Лепка чашки для папы.

  5. Выставка работ учащихся.

18

2

Поздравительная открытка маме. Веточка мимозы.


Цель:

  1. Учить работать с разными материалами (вата, картон, цветная бумага, акварельные краски).

  2. Развивать пространственную ориентировку.

  3. Формировать коммуникативные навыки.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра «Выбираем подарки». Подбор из предложенных детям предметов подарка маме, бабушке, сестренке.

  3. Графические упражнения по словесной инструкции «Подарочная коробка», «Узор для скатерти».

  4. Симметричное вырезание цифры 8 из цветной бумаги.

  5. Расположение деталей открытки на листе картона по образцу.

  6. Скатывание шариков из ваты, приклеивание в форме мимозы, раскрашивание желтой краской.

  7. Заучивание четверостишия про маму.

19

1

Конструирование по образцу человечков, зверей, птиц, геометрических фигур.


Цель:

  1. Учить конструировать по образцу, по словесной инструкции учителя, по памяти.

  2. Развивать мелкую моторику.

  3. Развивать творческое воображение учащихся.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения на формирование тактильного восприятия. «Рисование» геометрических фигур на тыльной стороне руки, на спине соседа.

  3. Упражнения на классификацию, обобщение, группировку геометрических фигур.

  4. Конструирование по образцу, по памяти, самостоятельно.

20

1

Коллективная работа. Коллаж «Магазин игрушек» (вырезание изображений из открыток, цветных обложек тетрадей).


Цель:

  1. Формировать умение вырезать детали сложной конфигурации.

  2. Развитие творческого воображения.

  3. Развитие мелкой моторики.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения на формирование пространственной ориентировки.

  3. Упражнения на группировку, классификацию, обобщение составление осколочной картинки.

  4. Вырезание изображений по выбору детей.

  5. Составление сюжетной картинки «Магазин игрушек» на листе с целью развития творческого воображения учащихся.

  6. Придумывание продолжения рассказа с опорой на коллаж.

21

1

Работа с бумагой и картоном. Голубь.


Цель:

  1. Учить складывать бумагу во много слоев (гофрирование).

  2. Формировать умение вырезать детали сложной конфигурации.

  3. Развивать мелкую моторику.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра «Воздух, земля, вода».

  3. Упражнения на формирование пространственной ориентировки.

  4. Обводка по шаблону тела голубя, вырезание.

  5. Складывание листа бумаги во много слоев (веер).

  6. Сборка голубя.

  7. Выставка работ учащихся.


22

1

Коллективная работа «К нам весна шагает». Работа с разными материалами.


Цель:

  1. Учить работать в парах. Пары выполняют разные виды деятельности.

  2. Учить работать с разными материалами (макароны, пластилин, бумага).

  3. Формировать коммуникативные навыки.



  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра «Продолжи ряд», «Четвертый лишний».

  3. Изготовление бус с чередованием материалов (макаронина, пластилиновый шарик).

  4. Резание полос по длине листа бумаги без разметки.

  5. Изготовление бантиков путем складывания бумаги во много слоев.

  6. Украшение заранее приготовленного на листе ватмана недорисованного изображения Весны. (Волосы - из нарезанных полос бумаги, бусы - из макарон и пластилиновых шариков, украшение волос, воротника бантиками.

  7. Разучивание стихотворения Е. Благининой «К нам весна шагает».

23

1

Коллективная работа. Аппликация «Фрукты в вазе».


Цель:

  1. Учить работать с цветной бумагой.

  2. Учить работать с ножницами.

  3. Развивать эстетический вкус.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Игра «Съедобное - несъедобное», «Фрукт - овощ».

  3. Обводка деталей по шаблону по выбору детей.

  4. Склеивание деталей с целью получения объемного фрукта.

  5. Расположение фруктов в вазе, заранее изготовленной учителем на листе ватмана.

  6. Отгадывание загадок про фрукты.

24

1

Работа с пластилином. Лепка боевых самолетов, машин ко дню Победы.


Цель:

  1. Отрабатывать приемы лепки.

  2. Развивать мелкую моторику.

  3. Воспитывать патриотизм.


  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Беседа о Великой Отечественной войне.

  3. Лепка самолетов, танков, военных машин по выбору детей с опорой на наглядность.

  4. Игры на формирование пространственной ориентировки.

  5. Выставка работ учащихся.


25

2

Диагностика. Прогноз развития.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Обводка по шаблону и трафарету; штриховка в разных направлениях; раскрашивание с соблюдением контура; рисование бордюров; вычерчивание кривых линий; владение ножницами.

  3. Работа с бумагой: сгибание и складывание, рвать бумагу, скручивать бумагу в трубочку; работа с пластилином: отщипывать, раскатывать, размазывать.

  4. Упражнение, игры на выделение предметов по форме, цвету, величине.

  5. Упражнения на выделение лишнего предмета, группировку предметов по основным признакам (цвету, форме, величине).

  6. Рисование и окрашивание геометрических фигур.

26

1

Итоговое занятие.

Коллективная работа. Коллаж «Лето в деревне» (вырезание изображений из открыток, цветных обложек тетрадей).


Цель:

  1. Формировать умение вырезать детали сложной конфигурации.

  2. Развитие творческого воображения.

  3. Развитие мелкой моторики.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  2. Упражнения на формирование пространственной ориентировки.

  3. Игра «Бывает - не бывает», составление осколочной картинки.

  4. Вырезание изображений по выбору детей.

  5. Составление сюжетной картинки «Лето в деревне» на листе с целью развития творческого воображения учащихся.

  6. Придумывание продолжения рассказа с опорой на коллаж.





1


Коррекционно – развивающая программа«Совершенствование движения руки и сенсомоторное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Начальные классы
Описание:

В данной программе используются известные приемы в более рациональной компоновке с учетом особенностей развития познавательных процессов  учащихся.

 Цели программы:

  •  Здоровьесбережение ребёнка.
  •  Развитие познавательных способностей.
  •  Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных  особенностей, с опорой на сохранные  функции психики.
  •  Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребёнка.

 

 

Автор Крупская Елена Григорьевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Планирования
Просмотров 656
Номер материала 4328
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓