Главная / Начальные классы / Коррекционно-развивающие упражнения, используемые на общеобразовательных уроках в школе для слабослышащих

Коррекционно-развивающие упражнения, используемые на общеобразовательных уроках в школе для слабослышащих

Мамедова И. В. - учитель

Коррекционно-развивающие

логические упражнения, используемые на общеобразовательных уроках

в школах II вида


На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей. Для детей

с проблемами в развитии остро встаёт вопрос об отклонениях в психическом развитии и об их потенциальных возможностях. Экспериментальные исследования позволили определить возможности психического развития детей с нарушениями слуха.

Важнейшей особенностью таких детей является сниженный уровень развития речи или её полное отсутствие. Это отражается

на формировании всех познавательных процессов ( внимания, восприятия, памяти, воображения), а особенно мышления,

т. к. логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Отсюда вытекает необходимость проведения специально организованной работы, непосредственно направленной на формирование у слабослышащих учащихся приёмов логического мышления.

Анализ программ по русскому языку, математике, природоведению, а также анализ соответствующих учебников показал, что у глухих и слабослышащих детей для полноценного усвоения знаний должны быть сформированы следующие логические знания и умения:

1) оперирование признаками предметов;

2) владение логическим действием классификации;

3) определение знакомого понятия через род и видовое отличие;

4) понимание смысла и правильное употребление логических

связок «и», «или», «не»;

5) понимание смысла и навык правильного употребления

логических слов «все», «некоторые»;

6) умение сделать простейшие умозаключения, опираясь на

данные посылки.




Работа учителя по развитию логического мышления детей с недостатками слуха строится на определённых принципах:


- моделирование логических форм и отношений, осуществляемое с помощью реальных предметов и их свойств, а также с помощью использования различного наглядного материала;

- целенаправленное, достаточно длительное, распределенное во

времени формирование логических приёмов мышления, происходящее с помощью системы логических упражнений и игр, обеспечивающих постепенность становления общелогических умений;

- использование в упражнениях ситуаций, знакомых детям из

жизненного опыта, а также материала различных учебных предметов;

- практическое овладение логическими умениями без использования специальной терминологии, без заучивания каких-либо правил и определений;

- понимание учащимися значимости логических умений и действий, их независимости от конкретного содержания материала, на котором строятся упражнения.

Логические упражнения, представленные ниже являются типовыми. На их основе учителя и воспитатели могут составлять аналогичные учебные задания, используя разнообразный дидактический материал, меняя способы предъявления заданий, что обеспечит возможность творческой работы. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.


Пропедевтика формирования логических умений

в подготовительном классе


Мышление учащихся подготовительных классов является образным, опирается на реальные действия с предметами. Для того

чтобы придать мышлению детей обобщенность, подвести их к конкретно-понятийным формам мышления , необходимо научить:

оперировать отдельными признаками предметов, обобщать и конкретизировать житейские понятия, группировать объекты по одному и двум признакам.





Выделение признаков предметов ( цвет, форма, величина)

1. На наборном полотне ставятся геометрические фигуры различных форм, разного цвета, разной величины. К каждой фигуре дети должны подобрать аналогичную и поставить рядом.

2. Дети учатся практически сравнивать ( путём наложения) контрастные и одинаковые по величине предметы, устанавливают отношение равенства-неравенства: длиннее-короче, одинаковые по длине; шире-уже, одинаковые по ширине; выше-ниже, одинаковые; больше-меньше, одинаковые.

3. Узнавание предмета по данным признакам.

Сладкий, белый, кладут в чай.

Холодное, сладкое, на палочке.

Пушистый, ходит, мяукает.

Дождь, пасмурно, листопад.

Слова-подсказки написаны на табличках, дети выбирают нужную.


Обобщение и конкретизация житейских понятий

1. Детям предлагаются наборы картинок с изображением разных тарелок (глубокая, мелкая, большая, маленькая и т. д. ); разных столов ( обеденный, письменный, игрушечный и т. д. ); разных шкафов ( платяной, книжный, кухонный). Эти предметы предлагается назвать одним словом или подобрать табличку со словом тарелки, столы, шкафы.

2. Имеются три круга ( обруча), над которым лежат таблички: цветы, деревья, птицы.

К этим кругам прилагается набор картинок: мак, дуб, гвоздика, роза, берёза, голубь, ель, воробей, василёк, синица. Эти картинки следует поместить в соответствующие круги, ориентируясь на прикреплённые словесные таблички.


Группировка объектов по отдельным признакам

1. Классификация букв строчных и заглавных - большие и

маленькие. Перед ребёнком выкладываются таблички с надписями: Большая буква. Маленькая буква. Предлагается соответствующий набор букв, который дети должны разложить по группам.

2. Даются примеры на сложение и вычитание в пределах пяти и две таблички с числами 4 и 3. Дети должны все примеры разбить на две группы, в одной из которых результат равен трём, в другой – четырём.



Классификация по двум признакам является сложным логическим умением, поэтому для глухих и слабослышащих детей шестилетнего возраста подбираются наиболее элементарные группировки объектов по цвету и форме; по цвету и величине.

3. Имеется набор геометрических фигур, которые различаются по величине и по цвету. К набору геометрических фигур даются таблички с надписями: «Большой и красный», «Маленький и зелёный», «Большой и зелёный», «Маленький и красный». Дети должны, ориентируясь на таблички, разделить предлагаемые фигуры на 4 группы, учитывая одновременно два признака – цвет и величину геометрических фигур.


Упражнения по развитию логического мышления в I- VI классах


Оперирование признаками предметов

1. Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.

2. Сколько букв имеют слова: снег, кит, метр? Сколько в них слогов? Сколько слогов имеют слова: окно, ветер?

3. Чем похожи эти слова:

а) кошка, книга, крыша;

б) число, буква, цифра?

4. Назовите общие признаки:

а) яблока и арбуза;

б) кошки и собаки;

в) окуня и карпа.


Классификация

1. Даны слова, записанные в два столбика:

ваза кот

ухо стол

перо гриб

яма ель

Нужно выбрать верное утверждение:

1) Слова разделены по числу букв.

2) Слова разделены по числу слогов.

3) Слова разделены по родам.




2. Назови каждую группу одним словом.

а) Вера, Оля, Аня, Света;

б) а, г, д, н;

в) понедельник, вторник, среда;

г) 2, 4, 6, 8;

д) январь, февраль, март.

3. Прочитай числа: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Эти числа надо разбить на однозначные и двузначные. Выбери запись, где числа разделены на группы правильно. ( 4 варианта)

Объясни, почему в других строчках числа разделены неправильно.

4. Детям даётся готовая классификация слов: существительные единственного числа и множественного числа; глаголы настоящего и прошедшего времени; прилагательные женского и мужского рода; числительные простые и составные и т. д.

Каждый раз учеников просят объяснить, почему слова разделены таким образом и дополнить своими примерами.


Определение понятия через род и видовое отличие

1. Упражнения на родо-видовые отношения можно проводить по типу игры «Рыбы, птицы, звери». Учитель поочередно бросает мячик кому-нибудь из учеников с одним из слов рыба, птица, зверь. Поймавший мяч должен подобрать видовое понятие к данному родовому. Например: « Рыба – карп; птица – голубь; зверь – волк».

Аналогичным образом можно провести игры « Цветок, дерево, фрукт»; « Мебель, посуда, одежда» и т. п.

2. Учеников спрашивает педагог, чего больше в лесу.

- берёз или деревьев?

- земляники или ягод?

- ежей или зверей?

- деревьев или растений?

- цветов или ландышей?

- насекомых или мух?

- птиц или дятлов?

3. Ученикам предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

Сахарница – это посуда для … .

Сковородка – это посуда, на которой … .

Существительное – это часть речи, которая … .

Берлога - это дом для … .

Яблоня – это дерево, на котором … .

Приставка – это часть слова, которая … .

Аквариум – это дом для … .

4. Даны два предложения:

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детёныш собаки.

Ученикам предлагается задание – в каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое и определить, какое из новых предложений верное.


Логические связки и, или, не

1. Дано задание:

1) Выпиши все слова, в которых шесть букв и есть буква т.

2) Выпиши все слова, в которых пять букв и две буквы а.

3) Выпиши все слова, в которых четыре буквы и есть буква л.

К этому заданию имеется ряд слов: сом, трава, нитка, собака, нос, ваза, сено, голубь, стул, ручка, нота.

2. Даны синий, красный и зелёный кубики. Сложи из кубиков башню так, чтобы было можно использовать следующие предложения:

1) Красный кубик выше зелёного.

2) Синий кубик выше красного и ниже зелёного.

3) В середине находиться красный или зелёный кубик.

3. Имеется ваза, тарелка, яблоко, груша, слива.

1) Сделай так, чтобы в тарелке лежала не слива.

2) Сделай так, чтобы в тарелке лежала не груша и не яблоко.

3) Сделай так, чтобы в вазе лежало не яблоко или не груша.


Логические слова «все», «некоторые» (кванторы)


1. На дворе играют ребята. Все мальчики катаются на велосипедах, а девочки прыгают через скакалки. Сколько было мальчиков, если они все катались на велосипедах, а велосипедов было 7 штук?

Если всего было 10 ребят, то сколько было девочек?

2. Какие из следующих предложений правильные? Исправь неверные предложения.

1) Все четырёхугольники – квадраты.

2) Некоторые фигуры – многоугольники.

3) Некоторые чётные числа состоят из 4 цифр.

4) Все времена года состоят из трёх месяцев.

5) Все животные живут в лесу.

6) Некоторые ученики – отличники.



Простейшие умозаключения


1. Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам и числам.

Слово «весёлый» - имя прилагательное.

Следовательно, … .

2. Високосный год состоит из 366 дней.

2008 год – високосный.

Сколько дней в 2008 году?

3. Если число делится на 4, то оно делится на 2.

Число 120 делится на 4.

Следовательно, … .


3.Более сильным учащимся можно предложить задания на проведение простейших доказательств. Например, докажите, что предложение Поезд ушел не является распространенным.

Образец доказательства:

Если предложение является распространенным, то оно имеет хотя бы один второстепенный член.

В данном предложении второстепенных членов нет.

Следовательно, предложение Поезд ушел не является распространённым.









Коррекционно-развивающие упражнения, используемые на общеобразовательных уроках в школе для слабослышащих
  • Начальные классы
Описание:

      В данной  работе предлагается система пропедевтических упражнений, направленных на развитие логического мышления и активизацию познавательной деятельности слабослышащих и глухих учащихся начальных классов. Упражнения даются не только в виде учебных задач, но и в форме занимательных игр.

     Материал  может заинтересовать учителей, воспитателей школ глухих и слабослышащих детей, а также родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

Автор Мамедова Ирина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 577
Номер материала 30258
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓