Главная / Школьному психологу / Коррекционная работа "Развитие познавательных процессов" (2 - 4 класс)

Коррекционная работа "Развитие познавательных процессов" (2 - 4 класс)

















hello_html_4fbeb35d.gif






















Цель: развитие познавательных процессов и оптимизация психологического климата в третьем классе.

Задачи:

  1. повышение уровня интеллектуального развития;

  2. повышение уровня самооценки;

  3. Развитие и коррекция познавательной деятельности;

  4. оптимизация психологического климата в классе.

Условия реализации коррекционной работы.

Занятия проводились 4 раза в неделю.

16 занятий.

 Формы работы.

1.групповые занятия с детьми проводятся 4 раз в неделю.

2.количество детей в группе: до 20 человек.

3. продолжительность занятий 45 минут.

4. возраст детей 9 - 10 лет.

Основные методы работы.

Игры с правилами

Групповая работа

Развивающие упражнения



















Занятие I

  1. Правила работы в классе:

Устанавливаются определённые правила работы вклассе, которые необходимы для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на доску, и после принятия классом закрепляются как основные. В течение всех последующих занятий, дети должны строго придерживаться правил.

Правила коррекционной программы:

1. внимательно слушать друг друга;

2. не перебивать говорящего;

3. уважать мнение друг друга;

4. активное участие

5. дисциплинированность;

2. Упражнение «Поздороваемся».

Цель: Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Задание: Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

3. Упражнение «Знакомство»

Цель: Познакомить и заинтересовать детей в дальнейшей совместной деятельности. Дать уверенность в своих силах, творческих способностях.

Дать детям возможность раскрыть свои способности и таланты.

Познакомиться с детьми, предложив такую форму представиться, назвать имя и фамилию и подумать о том, каким живым существом он хотел бы быть и почему? Предложить детям поиграть, пофантазировать. На доске нарисованы следующие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, шестиугольник.

Задание: внимательно всмотритесь в эти фигуры. Что они, по-вашему, изображают? Чем они ещё могли бы быть? Придумайте как можно больше вариантов. Будьте смелее. Правильных или неправильных ответов здесь нет. На старт . внимание. Марш.

4. Завершающее упражнение «Спасибо!»

Цель: Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Задание: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - СПАСИБО!



Занятие II

  1. Упражнение «Поздороваемся»

  2. Упражнение «Я хорошо слушаю»

Цели: Эта простая игра пробудит фантазию ребенка и настроит его внимательно слушать Вас. Кроме того, дети выучат "таинственный сигнал", которым можно "раскрывать свои уши", и позже Вы сможете пользоваться этим сигналом, чтобы концентрировать внимание детей.

Материалы: Повязка для глаз.

Задание: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните глубоко три раза...

Сейчас ты должен очень внимательно прислушаться к тому, что я скажу. Представь себе какую-нибудь собачку, которая тебе очень нравится. Дай ей немного еды, чтобы она знала, что ты ее друг. Представь, что она виляет хвостом, показывая, что тоже хочет быть твоим другом. Ты знаешь, что у собаки очень хороший слух. Если она напряжется, то может услышать даже самый тихий шорох. Ты можешь со своей воображаемой собачкой проделать такой опыт: скажи ей, что она должна сесть и ждать. Посмотри, как здорово она это делает и как внимательно на тебя смотрит. Погляди на ее уши. Они подняты? Возможно, у твоей собачки уши висячие. Это тоже не страшно, поскольку и у таких собак очень-очень тонкий слух.

Представь теперь, что ты отходишь от собачки до тех пор, пока не окажешься на таком же расстоянии от нее, как самый дальний ребенок в классе — от меня. Теперь обернись к собачке и очень тихо шепни ей сначала что-нибудь приятное. Посмотри, как она слегка приподняла голову и внимательно пытается понять твои слова... Теперь шепни еще тише, подзывая собачку к себе. Посмотри, что делает собачка, когда слышит твою тихую команду. Дай ей подойти к тебе. Что именно делает твоя собачка? Она медленно подходит или бежит к тебе большими прыжками? Когда она подойдет, дай ей что-нибудь вкусненькое. Если хочешь, можешь ее и погладить. Скажи ей, что ты удивлен тому, что она так хорошо тебя слушает. А теперь попрощайся с собачкой... и открывай глаза.

Ты тоже можешь своими ушами очень хорошо слышать все, что вокруг тебя происходит. А иногда ты можешь уши и "закрывать", например, когда слишком громкий шум тебе мешает. Теперь положи, пожалуйста, свою руку, как раковину, на правое ухо и держи так, как будто твое правое ухо очень большое и особенно хорошо все слышит. Что ты должен для этого делать рукой?

Подождите, пока все дети приставят руку к правому уху.

А сейчас сделайте это еще раз обеими руками. Сначала "закройте" свои уши, а потом сделайте их снова открытыми и большими. При этом можно себе сказать: "Я могу очень хорошо слышать. У меня очень внимательные уши". Теперь убери руки и сосредоточься на том, что я тебе сейчас скажу, повтори себе тихонько: "Я могу хорошо слушать". Теперь ты свои уши "открыл".

Анализ упражнения:

Какой звук ты совсем не любишь слушать?

Какой шум тебе всего приятней?

Когда ты "закрываешь" свои уши в школе, а когда — "открываешь"?

Есть ли слова, от которых твои уши "закрываются"?

Есть ли слова, которые "открывают" твои уши?

3.Тренировка распределения внимания.

Цель: Развитие распределения внимания, развитие навыка выполнения двух действий вместе.

Задание: Ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10—15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

4 «Развитие чувства времени».

Цель: разминка.

Задание: Участники игры располагаются в кругу. Ведущий просит их закрыть глаза и расслабиться. Ведущий говорит следующее: «Когда я скажу «начали», вы начинаете чувствовать время. Когда скажу «достаточно», вы по очереди мне скажете, сколько времени прошло». Обычно засекается 1, 1,5 или 2 мин. Побеждает тот, кто назвал время более точно.

  1. «Детектив».

Цели: Эта игра будит любопытство детей и заставляет их собраться и внимательно прислушиваться. При этом у детей также развивается чувство пространства и визуальная память.

Материалы: Повязка для глаз.

Задание: Сейчас я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой кто-то из вас будет Детективом. Мы завяжем Детективу глаза, чтобы он мог "видеть" только ушами. Один ребенок ведет Детектива в угол классной комнаты. Затем все дети расходятся по комнате и где-нибудь встают. Когда каждый займет свое место, Детектив кричит имя одного из детей. Этот ребенок с того места, где он стоит, стучит по какому-нибудь предмету, который находится рядом с ним. Например, стучит по столу, ударяет по корпусу батареи и т.д. Для того чтобы дать Детективу "информацию к размышлению", стук надо повторить несколько раз. Потом Детектив должен сказать, где стоит ребенок, которого он звал. (Если детям трудно описывать вербально местонахождение ребенка, они могут показать на него рукой.) Затем Детективом становится другой ребенок.

Анализ упражнения:

Что для тебя было трудно в этой игре?

Можешь ли ты с закрытыми глазами представить себе классную комнату?

Ты можешь представить, какие звуки производят разные предметы, если по ним постучать или до них дотронуться?

Хороший ли ты Детектив?

  1. «4- стихии»

Цель: Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора.

Задания: Дети сидят на стульях по кругу, по команде ведущего дети выполняют определенное движение руками:

Земля – дети опускают руки вниз.

Вода – дети вытягивают руки вперед.

Воздух – дети поднимают руки вверх.

Огонь - дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

  1. Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие III

  1. Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Слушай внимательно»

Цель: В этой игре дети смогут почувствовать, как интересно слушать другого, и понять, что они чувствуют, когда слушают из самих. Может быть, это поможет им в дальнейшем замечать, когда их перестают слушать. Одновременно эта игра способствует сплоченности группы — в классе всегда есть дети, которые считают себя "важными персонами", держатся отдельно и мало заботятся о других. Игра может помочь ребенку разобраться со своими сильными чувствами (яростью, страхом). Выберите сами темы, которые актуальны именно для Вашего класса.

Задание: Порой мы что-то говорим и чувствуем, что наш собеседник в своих мыслях находится где-то далеко-далеко. Как мы это узнаем? Каким образом вы можете заметить, что вас, наоборот, внимательно, хорошо слушают — ваша мама, лучший друг или лучшая подруга?

Разделитесь по двое, чтобы мы могли поупражняться в настоящем слушании. Решите, кто из вас будет А, кто — Б. Вы оба должны будете говорить на одну и ту же тему. Сначала А должен будет говорить минуты две. Б смотрит на него и внимательно слушает. Через две минуты Б должен повторить все, что он слышал. При этом Б должен показать, что он понял своего собеседника. Тема следующая: "Что я делаю, когда бываю по-настоящему разъярен". (2 минуты.)

В ходе игры дети меняются ролями. Это даст ребятам полезный опыт общения в классе. Другие возможные темы для разговора:

Что я делаю, когда сильно радуюсь?

Как я приобретаю новых друзей?

Что меня тревожит (заботит)?

Что мне нравится в нашем классе?

Что мне не нравится в нашем классе?

Как я себя чувствую в классе?

Что я делаю для нашего класса?

Когда я бываю одинок?

Анализ упражнения:

Кто особенно внимательно тебя слушал?

Как ты это заметил?

Ты хорошо настраивался на разговор?

Ты сам прилагаешь усилия для того, чтобы слушать других?

Кто хорошо слушает тебя?

Что вы чувствовали, когда слушали вы, и когда слушали вас?

  1. Упражнение «Самый внимательный»

Цель: развитие концентрации и переключения внимания.

Задания: Участники игры встают полукругом. Затем оп­ределяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ве­дущий отворачивается. В это время игроки меня­ются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

  1. Упражнение «Угадай голоса».

Цель: сплочение классного коллектива, оптимизация психологического климата в классе.

Задание: Участники могут сидеть в классе на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к классу. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.

  1. Упражнение «Найди слова».

Цель: развитие концентрации и распределения внимания.

Задание: На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например: Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

  1. Упражнение «Чтение с помехой»

Цель: Развитие распределения внимания, развитие навыка выполнения двух действий вместе.

Задание: Учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

  1. Упражнение «Счет с помехой»

Цель: Развитие распределения внимания, развитие навыка выполнения двух действий вместе.

Задание: Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок. У кого меньше ошибок тот и победил. Победитель награждается аплодисментами.

  1. Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие IV

  1. Упражнение «Поздороваемся»

  2. Упражнение «Не собьюсь»

Цель: Развитие концентрации, распределения внимания.

Задание: Ведущий предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…» Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

  1. Упражнение «Найди отличия»

Цель: Развития умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения.

Задания: Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

  1. Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев.

Цель: Разминка. Развитие распределения и концентрации внимания.

Задание: Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально организовать некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

  1. Упражнение «Память»

Цель: Развитие непроизвольной памяти, а так же развитие распределения, концентрации и переключения внимания.

Задание: Шестеро ребят становятся в шеренгу. Один из них — водящий — поворачивается спиной, остальные быстро перестраиваются. Когда ребята встают в новом порядке, ведущий подает сигнал, и водящий, повернувшись лицом к шеренге, старается запомнить в течение 5—10 сек, кто за кем стоит. После нового сигнала водящий отворачивается и называет, в каком порядке стоят его товарищи. В упражнении могут участвовать все ученики.

  1. Упражнение «Поезд»

Цель: В этой игре дети смогут овладеть различными навыками межличностного общения. Локомотив будет везти Вагоны через Лес, а Деревья — предупреждать Поезд об опасности, чтобы он нигде не ударялся. Локомотив и Вагоны должны работать слаженно, с полным доверием друг к другу. Только в этом случае Поезд пройдет свой путь, избежав столкновений. Дети могут представить себе, что этот поезд везет в город игрушки детям на Рождество.

Материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака).

Задание: Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом лес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать дорогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города?

Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу.

Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что Деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое "Шшш..." в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три Дерева особенные — на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать

эти Деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса — Вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.

Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных Деревьев (в шляпах).

После этого идите на другую сторону Леса и дайте Локомотиву сигнал старта.

В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два Поезда.

Анализ упражнения:

Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива?

Каким образом ты ощущал, что "ведешь целый поезд"?

Как ты чувствовал себя в качестве Вагона?

Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности?

Кем тебе больше нравится быть — Локомотивом или Вагоном?

  1. Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие V

  1. Упражнение «Поздороваемся»

  2. Упражнение «Не зевай»

Цель: Развитие концентрации и распределения внимания.

Задания: Выбирается ведущий. Он садится перед игроками. Ведущий быстро называет по очереди какую-нибудь часть лица и прикасается к ней рукой. Но иногда часть лица он называет одну, а рукой дотрагивается совсем до другой. Игроки должны делать все так, как они видят и не обращать внимание на слова ведущего. Если игрок делает ошибку, он выбывает из игры. Победителем становится самый внимательный. Победитель награждается аплодисментами.

  1. Упражнение «Кого нет и как одет?»

Цель: Развитие концентрации внимания и развитие непроизвольной памяти.

Задание: Водящему завязывают глаза. Один из участников выходит из комнаты. Задача водящего — когда снимут повязку, угадать, кого нет в комнате, и описать подробно, во что он был одет.

  1. Упражнение «Что я видел»

Цель: Развитие концентрации внимания и развитие долговременной памяти, развитие логического мышления.

Задание: В этой игре ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт ведущий:

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что плугом пашут луг в лесу,

Как медвежонок туфли мерил,

И как дурак всему поверил.

(С.Я. Маршак)

Или:

Из-за леса, из-за гор

Ехал дедушка Егор.

Он на пегой на телеге,

На дубовой лошади,

Подпоясан он дубиной,

Приопёршись на кушак,

Сапоги на растормашку,

На босу ногу пиджак.

Или:

Ехала деревня мимо мужика,

А из-под собаки лают ворота,

Кнут схватила лошадь,

Хлещет мужика,

Чёрная корова

Ведёт девку за рога.

(К.С. Станиславский)

5.Упражнение «Рыбы, птицы, звери».

Цель: развитие долговременной памяти развитие произвольного внимания.

Задание: Участники становятся в круг, в центр которого встаёт водящий. Водящий закрывает глаза и начинает вращаться вокруг своей оси, вытянув вперёд правую руку и повторяя слова: "Рыбы, птицы, звери". Затем он останавливается и говорит любое из этих трёх слов, показывая рукой на кого-то из участников. Тот, на кого показали, должен быстро сказать название птицы, рыбы или зверя, в зависимости от того, что было названо водящим.

Водящий считает до трёх, и если за это время стоящий в кругу не успел ничего сказать или сказал не то, что нужно, выходит из игры. Названия рыб, птиц, зверей не должны повторяться.

Выигрывают самые внимательные и знающие наибольшее количество названий животных.

  1. Упражнение «Чуткое ухо»

Цель: оптимизация психологического климата в классе, сплочение классного коллектива, а так же развитие концентрации внимания.

Задание: Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал.

  1. Завершающее упражнение «Спасибо!»




Занятие VI

1.Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Систематизация»

Цель: Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Задание: "Скажите, какие ягоды вы знаете? Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".
Слова для предъявления -
капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза". (Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.) В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.
"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?
лимон и груша
малина и земляника
яблоко и слива
смородина и крыжовник
Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

3.Упражнение «Анаграмма»

Цель: В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.

Задание: Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.
"Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п
б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с
г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш"

После того, как ребенок усвоит принцип составления слов из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие: "Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее".

1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о
ш, а, ф, к                      е, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в
ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а
к, ь, в, а, р, т, о             н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н
с, л, т, о                        а, с, в, и, л                я, а, ц, з

Задание может быть и другого типа: "Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить".

1) п, и, к, а, т               2) ь, о, ч, н             3) й, е, н, и
т, ф, и, у, л                      ч, е, е, р, в             д, а, р, г
б, и, и, т, н, о, к                у, о, р, т                с, г, е, н
г, а, о, п, и, с                    н, е, д, ь               ь, д, д, о, ж

Еще вариант задания с анаграммами: "Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить".

1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3) а, к, о, р, о, с
р, а, е, к                          з, я, а, ц                  в, л, е
ш, а, а, м, р, о, к             а, и, с, л                  щ, а, у, к
о, о, е, з, р                      х, м, а, у                  а, а, ь, с, р, к
ь, ю, т, л, н, а, п              м, й, е, в, а, у, р       т, р, г, и
ф, к, а, а, л, и                  к, в, о, л                   а, н, о, о, р, в
                                       к, ж, у                      ь, о, н, к, у

4.Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

Цель: развитие мышления

Задание: Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.
- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
- Кот или кит? Какое больше? Почему?
- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

5. Упражнение «Моргалки»

Цель: развитие распределения, концентрации и переключения внимания.

Задание: Игроки делятся на 2 команды, примерно по 7-8 человек каждая, но можно и больше, и меньше. Один человек - водящий. Первая команда садится на стулья, за спиной каждого игрока из первой команды встаёт один игрок из второй команды. На стуле перед водящим никто не садится. Водящий старается незаметно моргнуть какому-либо игроку из тех, которые сидят на стульях и тот, кому водящий моргнул, перебегает к нему на стул. Водящим становится тот, чей стул оказался пустым. Те игроки, которые стоят за стульями должны помешать перебежать тем, кто сидит перед ними, удерживая их, но только в тот момент, когда водящий им моргает. Через некоторое время команды меняются местами.

  1. Упражнение «Подбери слова»

Цель: Данные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

Задания: 1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)".

2) Другой вариант этого же задания.
"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч                         мебель
тополь                     цветок
шкаф                       насекомые
тарелка                    дерево
пальто                     одежда
муравей                  посуда
щука                       игрушка
роза                        рыба


  1. Завершающее упражнение «Спасибо!»


Занятие VII

1.Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Найди друга»

Цель: сплочение классного коллектива и оптимизация психологического климата в классе.

Задание: Упражнение выполняется среди детей. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

2.Упражнение «Рассказывание сказки по очереди»

Цель: Развитие воображения, развитие речи.

Задание: Начинает ведущий. Продолжают дети, ведущему стоит прервать ребенка на самом интересном месте, что бы предложить неожиданный поворот событий. Кроме этого ведущему следует вмешаться в процесс сочинительства, если рассказ детей слишком однообразен или не оригинален (дети не сочиняют, а рассказывают известную сказку).

3.Упражнение «Я задумал слово»

Цель: Развитие речи, развитие мышления.

Задание: Ведущий говорит начало какого-либо слова например со….. «Со-вок, со-да, со-кол, со-ба-ка», дети угадывают. Если дети не угадали с первого слога то ведущий говорит второй «Нет, со – ро…» - со-ро-ка.

4. Упражнение «Зеркало»

Цель: Развитие воображения, оптимизация психологического климата в классе.

Задание: Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

  1. Упражнение «Загадки»

Цель: развитие логического мышления

Задание: детям читаются загадки их задача отгадать.


  1. Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие VIII

1.Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Умей слушать и слышать многих»

Цель: развитие распределения, концентрации и переключения внимания.

Задание: Дети учатся слушать сразу нескольких говорящих. Сначала двое игроков говорят одновременно два разных слова. Если водящий их различил, говорят троя. Затем четверо одновременно и довольно быстро говорят три- четыре различных слова. В том случае если водящий способен различить слова, пусть двое ребят, а затем, троя, скажут одновременно две – три разные, короткие фразы.

3.Упражнение «Щепки на реке»

Цель: Эта игра создает спокойную, полную доверия атмосферу. Дети сами могут решить, как они в качестве Щепок будут "двигаться по воде": медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки.

Задание: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас "поплывут" Щепки. Один ребенок отправится сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка "поплывет" не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно?

Анализ упражнения:

Что ты чувствовал, когда был Щепкой?

Что ты чувствовал, когда был Водой?

4. Упражнение «Забота о животном»

Цель: В этой игре у детей есть возможность идентифицироваться с существующим или воображаемым домашним животным, о котором они должны заботиться. Такое вхождение в жизнь иного существа развивает у детей способность к сочувствию.

Задание: Думали ли вы когда-нибудь о том, что для вас в жизни самое необходимое? А как вы думаете, что необходимо для жизни растению? А что — животному?

Мы все нуждаемся друг в друге. Все, что живет, нуждается в каких-то веществах или живых существах. Растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Яблоне нужны пчелы, чтобы опылить цветы. Нам нужен воздух, чтобы мы могли дышать... Назовите мне еще вещи, которые необходимы вам для чего-нибудь.

Теперь давайте подумаем, как наши домашние животные нуждаются в нас. Кто из вас заботится о домашних животных? Сейчас я хотела бы вам предложить одну воображаемую игру. Представьте себе, что в вас нуждается собака, кошка, птичка или хомячок.

Сядьте поудобней, закройте глаза и глубоко вздохните три раза...

Теперь представь себе, что ты больше не ребенок, а какое-нибудь твое собственное домашнее животное. Если у тебя нет дома животного, то представь себе то, которое ты охотно завел бы... Представь себе, какое оно на ощупь — собака... или кошка... или другой домашний зверек, который живет в вашем доме... Представь себе, что ты и есть этот зверек. Вот ты обходишь свой дом или клетку. Представь, каково это — сидеть в клетке в жаркий день, когда мех и так теплый. Как ты себя чувствуешь, когда у тебя жажда? Ты с удовольствием попил бы воды? Иди к своей миске. Есть там вода? Кто ее налил для тебя? А корм на месте? Кто тебя кормит, когда ты голоден? Наконец, кто-то пришел, чтобы тебя покормить. Ты нуждаешься в человеке, который дает тебе еду. Ты не можешь себе сам найти пропитание и воду. Ты не можешь сам открыть кран или холодильник. Как домашнему животному тебе нужен и сам по себе человек — чтобы играть с ним, чтобы он тебя погладил и приласкал, чтобы он с тобой поговорил, погулял или выпустил из клетки... (30 секунд.)

Теперь подумай о том, что ты как домашнее животное делаешь для человека, который о тебе заботится. Как ты показываешь ему, что ты его любишь? Приглашаешь его поиграть? Мурлыкаешь ему прекрасные песни? Даешь ему себя потискать и погладить? Ты хороший друг?

А теперь ты снова ребенок, ты здесь... Возвращайся назад, потянись немного. Открывай глаза и будь снова здесь, бодрый и свежий. Давайте теперь поговорим о том, как мы нуждаемся в наших домашних животных, а они — в нас.

Анализ упражнения:

Веришь ли ты, что животные испытывают чувства?

Почему люди ответственны за животных?

Есть ли у вас домашнее животное, и кто за ним ухаживает?

Ты хотел бы иметь дома животное?

Что дают животные человеку?

Что даешь ты пожилому человеку... своему другу... просто ребенку, такому как ты?

Почему люди раньше, а порой и сейчас, верили, что некоторые животные священны?

5. Упражнение «Не собьюсь»

6. Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие IX

1.Упражнение «Поздороваемся»

2.Упражнение «Рисование со слов»

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Задание: Для проведения игры необходимо, что бы один из играющих схематично изобразил на бумаге сто то не очень сложное, например дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы. Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т.д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать. То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

3. Упражнение «Дружба»

Цель: Для детей начальной школы дружба очень важна. Со своими друзьями дети могут делиться такими вещами, о которых они не говорят с родителями. Они могут идентифицироваться со своими друзьями и открывать для себя новые ценности, идеи и способы поведения. В дружбе впервые возникает эмпатия, которая может потом распространиться и на других людей.

Задание: Можете ли вы мне сказать, почему человеку нужны друзья? Много ли друзей ему нужно? Каким должен быть хороший друг (хорошая подруга)? Что твой хороший друг (подруга) делает для тебя? Что ты сам делаешь для своего друга (подруги)? Хорошие друзья похожи на брата или сестру? А чем они отличаются?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вздохните глубоко.

Теперь представь себе, что ты находишься в окружении нескольких своих друзей... Это совершенно особые люди в твоей жизни — люди, с которыми тебе хорошо. Ты можешь им доверять, рассказывать им обо всех важных событиях своей жизни и о своих сокровенных чувствах... (15 секунд.) Посмотри внимательно на каждого в отдельности и подумай, почему он или она так важны для тебя... (15 секунд.) Теперь взгляни на всех своих друзей. Может быть, кто-то из них тебе особенно дорог? Если это так, тогда скажи ему (ей), как тебе нравится, когда вы вместе, и как тебе важна дружба с ним (ней)... (15 секунд.)

Теперь послушай, что скажет тебе твой лучший друг (подруга) о том, почему он (она) тоже дорожит дружбой с тобой... (15 секунд.) А сейчас я хотел бы, чтобы вы попрощались со своими друзьями и снова вернулись бы в наш класс. Потянись немного и открой глаза.

Анализ упражнения:

Каких друзей ты видел?

Видел ли ты своего лучшего друга?

Что вы друг другу сказали?

4. Упражнение «Умей слушать и слышать многих»

5. Упражнение «Не собьюсь»

6. Упражнение «Что было бы если…….»

Цель: Эта игра развивает творческие способности детей. Вместе с тем, Вы сами имеете прекрасную возможность лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Вы можете использовать эту игру по окончании какой-либо работы, в конце дня или тогда, когда у Вас есть дополнительное время для работы с группой.

Задание: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как "разговаривает". На вопросы типа "Что было бы, если бы..." не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.

Другие вопросы для обсуждения в этой игре:

Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?

Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер—самолет?

Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

Что было бы, если бы ты был учителем?

Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?

Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?


  1. Завершающее упражнение «Спасибо!»





Занятие X

1.Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Вспомни не глядя»

Цель: развитие зрительной памяти, развитие произвольного внимания.

Задание: Все хорошо представляют, то, что у нас почти всегда перед глазами в комнате, в классе, где учимся? Внезапно ни кого, не предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше Коля или Витя, сколько окон, сколько дверей и т.д.

3.Упражнение «Выполни уговор строго»

Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания, концентрации внимания.

Задание: Ведущий становится напротив играющих и договаривается, сними о следующем: когда он будет, кланяется, дети должны отворачиваться, когда будет простирать к ним руками, они будут скрещивать их на груди, когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться, когда он топнет ногой, они в ответ то же топнут. Перед началом ведущий проводит с играющими трехминутную репетицию. После этого тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает.

4. Упражнение «Не собьюсь»

5. Упражнение «Умей слушать и слышать многих»

6.Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие X I

  1. Упражнение «Поздороваемся»

  2. Упражнение «Кто кем будет? Кто кем был?»

Цель: Развитие мышления

Задание: Ребенок отвечает на вопросы: «Кем будет (чем будет)…?

- яйцо;                                                     - мука;

- цыпленок;                                            - железо;

- мальчик;                                               - кирпич;

- желудь;                                                 - ткань;

- семечко;                                               - ученик;

- икринка;                                               - больной;

- гусеница;                                              - слабый;

Необходимо учитывать возможность нескольких вариантов: яйцо – птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

 Кто кем был?

Ребенок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше:

- цыпленок;                                          - лягушка;

-лошадь;                                            - бабочка;

- корова;                                            - хлеб;

- дуб;                                                 - шкаф;

- рыба;                                               - велосипед;

- яблоня;                                            - рубашка;

- ботинки;                                         - сильный;

- дом;

3. Упражнение «Покажи движениями»

Цель: развитие воображения.

Задание: Детей делят на команды, раздают карточки, в которых написано то, что они должны изобразить, затем они изображают, а другие угадывают.

Время суток (утро, день, вечер, ночь)

Время года (зима, весна, лето, осень)

Стихии (вода, земля, огонь, воздух)

Эмоции (страх, гнев, интерес, обида)

Возраст (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек)

Профессия (водитель, врач, повар, учитель)

Цвет (красный, зеленый, синий, желтый)

4.Упражнение «Навуходоносор»

Цель: развитие речи и внимания.

Задание: На доске записывается слово. Задание: составить из букв записанного слова как можно больше слов. Каждую букву можно использовать в каждом слове не больше, чем она встречается в заданном слове. Игра на время или на заданное количество слов (кто первым напишет). По окончании участники зачитывают по очереди, составленные ими слова. Остальные зачеркивают у себя прочитанные слова. Выигрывает тот, кто составил больше слов. Например: потолок (пол, ток, около и т.д.), ярмарка (яр, марка, карма, кара и т.д.)

5.Упражнение «Не собьюсь»

6.Упражнение «Умей слушать и слышать многих»

7.Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие X I I

1.Упражнение «Поздороваемся»

2.Упражнение «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мышления.

Задание: Детям читаются слова. Предложите определить какое слово является лишним.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мачта, машина, корова, дерево.

3. Упражнение «Кто я такой»

Цель: развитие воображения.

Задание: Детям раздаются карточки с простыми понятиями (сказка, море, волк, Баба-Яга, книга, звездочка, лиса, лебедь, гном). Дети садиться по кругу. Ведущий дает кому-то из них карточку так, что бы другие, не могли посмотреть. Ребенок выходит в круг. Его задача- станцевать заданный ему образ. Объясните детям, что для этого нужно сильно-сильно перевоплотиться в свой образ и танцевать его как бы из нутрии. Бесполезно показывать руками рога у оленя или пасть у крокодила, нужно передать пластикой и осанкой, мимикой и движениями – что чувствует олень и крокодил и тогда все смогут угадать кто вы.

4.Упражнение «Не собьюсь»

5.Упражнение «Что будет если…»

Цель: Развитие логического мышления.

Задание: Ведущий задает вопрос, ребенок отвечает.

«Что будет если, я встану ногами в лужу?», «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик, Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и т.д. Затем меняются ролями.

6.Упражнение «Умей слушать и слышать многих»

7.Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие X I I I

  1. Упражнение «Поздороваемся»

  2. Упражнение «Что я чувствую»

Цель: Эта прекрасная игра покажет детям, как каждый из нас обычно выражает испытываемые чувства. Здесь, не совещаясь друг с другом, дети должны угадать, какое чувство показывает каждый игрок. Игра развивает способности детей к самовыражению, их театральный талант и сензитивность.

Задание: Сядьте все вместе в круг. Сейчас мы будем загадывать и разгадывать чувства. Один из вас выйдет на середину и придумает, какое чувство он нам без слов покажет. Выбирайте чувство, которое вам самим хорошо известно по опыту или которое вы часто наблюдаете у родных. Придумайте также ситуацию, в которой это чувство возникает.

Например, кто-то может представить себе такую картинку: "Утром я слышу будильник и прерываю мой прекрасный сон. Я знаю, что должен вставать, но я еще хочу спать..." И этот ребенок может нам показать, как он лежит в кровати, вздрагивает неожиданно, потому что слышит будильник, и прячет голову под подушку, чтобы еще пару минут поспать. Пожалуйста, помните, что вы не должны говорить ни слова, когда предлагаете нам свою загадку, но вы можете пользоваться различными подходящими звуками. В примере, который я только что приводила, ребенок двигался. Но вы можете показать также "застывшую" картину. Так тоже очень много можно выразить. Понятно ли вам, как мы будем играть?

Подумайте, может быть, Вы сами начнете игру, чтобы "растопить лед".

Анализ упражнения:

Понравилось ли тебе загадывать загадку группе?

Какие чувства легче, а какие тяжелее показывать?

Быстро ли ты догадывался, какие чувства были задуманы?

3.Упражнение « Кукольный театр»

Цель: Эта игра подходит и для маленьких, и для больших детей. Она развивает экспрессивные способности и понимание как собственных, так и чужих чувств. Самым оптимальным будет медленный темп работы, чтобы дети могли спокойно все обдумать, припомнить и прочувствовать.

Задание: Разойдитесь по двое. Решите, кто из вас будет Куклой, а кто Кукольником. Кукла должна сидеть совершенно расслаблено, свесив голову вниз, как тряпичная. Кукольник придаст потом этой подвижной марионетке какое-то положение: ее рукам, ногам, лицу, рту, пальцам и т.д. Кукольник должен следить за тем, чтобы те позы, которые он придает Кукле, не были для нее утомительны.

Я сейчас позову всех Кукольников и потихоньку им скажу, какие чувства должны будут изображать их Куклы. Затем Кукольники начнут так сажать, ставить или класть своих Кукол, чтобы они всем телом выразили задуманное чувство. Куклы выполняют все это и застывают в том положении, которое им придают. Когда Кукольник закончит, он говорит своей Кукле: "Я готов. Можешь ли ты сказать, какое чувство я из тебя «сделал»?"

Позовите теперь всех Кукольников и сообщите им, что должны показывать их Куклы. Например, Кукла радуется, так как она первый раз плывет без надувного матраца.

По окончании дети меняются ролями, и новые Кукольники должны будут показать Куклой злость, как будто младший брат пролил краски на их любимую книжку. Пусть дети чередуются друг с другом. Пройдитесь вокруг и напомните им, что выражение лица тоже необходимо продумывать.

Когда дети ухватят идею игры, то сам Кукольник сможет решать, какое чувство его Кукла будет выражать. В конце Вы можете провести небольшую театральную сценку:

"Мы играем сейчас все в кукольную лавку. Один ребенок — Кукольник — приходит в магазин, включает свет и поднимает всех Кукол. Он заводит механизм на спине каждой Куклы, и они начинают двигаться.

Когда завод заканчивается, Куклы останавливаются или падают на пол".

Эта сцена будет более впечатляющая, если Вы подберете к ней соответствующую музыку.

Анализ упражнения:

Понравилось ли тебе быть Куклой?

Ты быстро сообразил, какое чувство должен показывать?

Кукольник хорошо с тобой обращался?

Что понравилось тебе больше — быть Куклой или Кукольником?

Что ты испытывал в роли Кукольника?

Слушалась ли тебя кукла, когда ты ставил ее?

Быстро ли ты понял, какую позу должна принять твоя Кукла, чтобы выразить чувство?

Какое чувство было труднее всего показывать?

4.Упражнение «Запомни фигуры»

Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания.

Задание: Ведущий на школьной доске рисует одну за другой (стирая поочередно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд 7, затем стирается и на ее месте рисуется новая. Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течении 5 мин, на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. Игру можно усложнить разделить всех играющих на 2 команды и устроив соревнование какая из них быстрее и точнее выполнит задние.

5.Упражнение «На ком оборвется»

Цель: Развитие слуховой памяти, развитие концентрации внимания.

Задание: Число играющих должно быть четное. Все садятся в круг и рассчитываются на первый второй. Первые – одна команда, вторые – другая. Начинает любой играющий он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет свое слово, не связанное по смыслу с первым, третий повторяет первые два слова и говорит свое. Так говорят по кругу, пока кто-нибудь, не забудет последовательности слов, и тогда его команда проиграет.

6.Упражнение «Увидел, услышал, запомнил»

Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.

Задание: Играющие сидят во круг стола. Кто- то записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый должен написать на своем листочке в том же порядке. Продиктовавший числа проверяет их, у всех. Затем его сосед, написав пять других однозначных чисел, показывает их играющим в течении 5-7 секунд. Когда его листочек уже спрятан каждый пишет эти числа у себя, и вновь происходит проверка. Затем один за другим играющие последовательно пишут 6,7 однозначных, 3,4,5 двузначных, 2,3,4 , трехзначных числа, все время, чередуя тренировку зрительной и слуховой памяти.

7.Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие X IV

1.Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Скульптор»

Цели: Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Поэтому очень важно помогать детям (все время по-разному) выявлять и обозначать словами различные свои чувства, говорить о своих чувствах с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств.

В этой игре дети старшего возраста получат возможность научиться выражать свои чувства невербальным языком — мимикой и пантомимикой. Сначала вы должны будете проработать предложенные здесь чувства; потом дети смогут и самостоятельно предлагать свои варианты. Главное — научиться отделять то, что часто путают — подлинное чувство от минутного настроения.

Это игра замечательно подходит для творческой паузы, например, после долгой умственной работы.

Задание: Разойдитесь свободно по комнате, кто куда хочет. Я хотела бы поиграть с вами в игру, которая называется "Скульптор". Я буду вам называть чувство, а ваша задача — изобразить его своим телом. Давайте сначала попробуем изобразить любопытство. Начнем с лица. Какое у вас бывает лицо, когда что-то будит в вас любопытство? Что происходит с вашим лбом? Видели ли вы, как человек, которого что-то заинтересовало, чуть-чуть приоткрывает рот? А что происходит с вашими руками? Как вы держите голову? А ноги? Не хотели бы вы приподняться? У вас минута времени для того, чтобы изобразить любопытство (своим лицом и телом). Потом я обойду вас всех, чтобы рассмотреть все интересные фигуры.

Вы можете помочь отдельным детям найти подходящие экспрессивные жесты, например, Вы можете подсказать: "Покажи мне, что твои руки любопытные" и т.д.

Теперь перейдем к следующему чувству. Расслабьтесь, встряхните руками и ногами. Теперь покажите мне очень усталого человека. Выразите всем телом усталость. Сделайте усталое лицо, усталые руки, ноги, усталую голову. Учтите, что "статуя" не обязательно должна стоять, она может также сидеть или лежать.

Потом дайте детям подобным образом выразить несколько обычных повседневных чувств, используя все главные части тела. Постепенно дети ухватят метод и заметят, что чувство можно выражать очень многими частями своего тела.

Основные чувства, которые Вы можете предложить — радость, ярость, страх, нежность. Если у Вас сложилось впечатление, что дети поняли идею игры, то можно детям самим назвать чувства, которые им хотелось бы изобразить.

А этот вариант игры Вы можете попытаться провести и с восьмилетними детьми...

Разойдитесь по четверкам, встаньте так, чтобы вы могли видеть друг друга. Я хочу, чтобы вы изобразили, как могут меняться чувства. У вас есть минута времени, чтобы попробовать показать такие изменения. Например, сначала вы показываете, что вы устали, а затем усталость покидает ваше тело, и вы выглядите все бодрее и бодрее. (1 минута).

Здесь тоже сначала сами предложите варианты. Очень хороши следующие переходы: любовь — ненависть, скука — интерес, подобострастие — властность, навязчивость — сдержанность и т.п. Когда дети поймут идею, они могут сами, посовещавшись, предложить подобные полярности.

  1. Упражнение «Передай мячик»

Цель: Разминка. Развитие концентрации внимания, оптимизация психологического климата в классе.

Задание: Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает. Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

4. Упражнение «Найди слова»

Цель: Развитие концентрации внимания, распределения внимания.

Задание: Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слов. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.

5. Упражнение «Где что было »

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Задание: Ребенку показывают несколько предметов лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

6.Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие X V

1.Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Походи в моих ботинках»

Цель: Эта замечательная игра поможет детям научится ставить себя на место другого и открывать в жизненном опыте другого новые для себя перспективы.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку, аудиокассета с

записью спокойной музыки.

Задание: Возьмите лист бумаги и опишите свой обычный день. Напишите, что происходит, когда вы идете в школу, как вы проводите время после школы, когда вы дома. Еще опишите что-нибудь, что делает вашу жизнь особенно прекрасной, и то, что осложняет ее.

Теперь садитесь все вместе в один большой круг. Каждый из нас идет по жизни каким-то своим особенным путем, и часто мы только тогда можем понять, как живет другой, когда "попадаем в его ботинки", то есть, когда представляем себя на его месте. Снимите, пожалуйста, ботинки и положите свои листы в один из них... Теперь встаньте и начните двигаться по кругу.

Включите спокойную музыку; пусть дети пройдутся пару кругов, размышляя в тишине о том, что было бы, если бы они стали кем-то из других детей. Потом остановите музыку.

Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок... Выньте листок и прочтите, что другой ребенок написал о своей жизни... Теперь снова наденьте свои собственные ботинки и пойдемте со мной на улицу. Мы немного пройдемся, но вы не разговаривайте при этом друг с другом, а представьте себе, что вы — ребенок, о жизни которого вы только что прочитали... (10 минут.)

Теперь садитесь на свои места, возьмите лист бумаги и опишите, что вы чувствовали, когда вы были этим другим ребенком. Что было бы хорошего, если бы вы смогли стать этим ребенком? А что было бы не так хорошо для вас? Как жизнь другого ребенка отличается от вашей собственной? Чем они похожи? Что вы думаете о вашей собственной жизни теперь, после того, как что-то узнали о жизни другого? Вы довольны? Завидуете ли вы ему немножко?

В заключение дайте ребенку прочитать оба текста: чужой рассказ и собственную реакцию на него и наоборот — свой рассказ и чужую реакцию на него.

Анализ упражнения:

Легко ли тебе было представить, как ты ведешь жизнь другого ребенка?

Узнал ли ты что-то новое для себя?

Думаешь ли ты, что каким-то детям живется лучше, чем тебе?

Думаешь ли ты, что тебе живется лучше, чем другим детям?

Знаешь ли ты о жизни детей в других странах мира?

Какие преимущества могут быть у жизни в тяжелых условиях?

Какие недостатки у легкой и приятной жизни?

Что является самым важным для всех детей?

Что из этого важного ты особенно пожелал бы себе?

3. Упражнение «Счастье»

Цели: Если большинство Ваших детей находятся в хорошем настроении, Вы можете провести эту игру, чтобы всем стало еще лучше и радостнее. Конечно, ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым — тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.

Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.

Задание: Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?

Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...

Помогите детям рисовать символами и абстракциями.

А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать.

Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: "Счастье — это...". Строки рифмовать не надо.

Анализ упражнения:

Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?

Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?

Когда ты испытываешь большое-большое счастье?

Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?

4. Упражнение «Благодарность»

Цели: Можно сказать, что сочувствие — другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином "благодарственном письме".

Материалы: Бумага и карандаши каждому ребенку.

Задание: Пожалуйста, подумай о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего для тебя, кто понимает тебя. Подумай обо всех этих взрослых и детях и сделай маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуй в середине листа кружок и напиши там свое имя. Потом нарисуй другие кружки и впиши имена людей, о которых ты подумал. Соедини свой кружок с этими кружками линиями. Напиши под каждым кругом, что этот человек для тебя сделал... Теперь напиши каждому из них по предложению, в котором ты его благодаришь...

Возьми новый лист бумаги и подумай, кого ты долгое время не благодарил. Напиши короткое письмо, в котором ты ему или ей скажешь, что ты очень рад, что он или она тебе помогают. Вырази ему (ей) словами свою благодарность...

Теперь сядьте по двое и покажите друг другу картинки и письма. Послушайте, что другие дети думают об этом.

Анализ упражнения:

Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились выражать вслух свою благодарность?

5. Упражнение «Островок чувств»

Цели: Поскольку открытое проявление чувств не принято в нашей культуре, мы учимся их прятать. И дети уже испытывают трудности в узнавании своих собственных чувств. Имеет смысл время от времени создавать "островок ярких чувств", куда дети могут как бы попасть в "отпуск", и где они могут прочувствовать, пережить и выразить всю возможную гамму чувств. Например, это возможно в данной игре.

Материалы: Много бумаги и цветные карандаши.

Задание: Разделитесь, пожалуйста, на две группы. В одной группе все будут Танцорами, в другой — Художниками. Затем Художники с Танцорами поменяются ролями. Танцорам я очень тихо скажу, какое чувство они должны показать. Художники не должны слышать этого. Они должны будут только внимательно наблюдать за тем, как двигаются Танцоры, а потом подобрать такую краску, которая отразит характер этих движений. А затем — нарисовать на бумаге линию, которая будет очень похожа на движения тел Танцоров.

Танцорам необходимо достаточно свободного пространства. Перед ними сидят Художники за своими столами. Дайте Художникам на каждый эскиз три минуты времени.

Можно начинать. Я шепотом говорю Танцорам, что они будут нам показывать.

Соберите Танцоров вокруг себя и скажите им очень тихо: "Вы должны показать злость. Что вы испытываете, например, когда случайно слышите, что кто-то клевещет на вас?"

Сейчас Художники увидят, как двигаются Танцоры. У вас есть три минуты для того, чтобы с помощью линий, форм и узоров показать чувство, которое вы прочли по движениям наших Танцоров. Танцоры, изобразите задуманное чувство всем телом, головой, руками и ногами... (3 минуты.)

Затем Танцоры могут сесть. Художники показывают свои картины и рассказывают, какое чувство они угадали. Все могут порассуждать о том, отражает ли линия показанное чувство. Потом группы меняются местами.

Сообщите новой группе Танцоров другую идею: "Ты вне себя от радости", "Ты прыгнул в длину за 3 метра", "Ты достиг какой-то важной цели".

Другие идеи движений:

Тебе грустно. Твой друг (подруга) уехал или твое домашнее животное умерло.

Ты волнуешься. Ты слышал, что родители заработали денег и вы отправитесь в великолепное путешествие.

У тебя совесть нечиста. Ты разбил вазу, когда играл в комнате в мяч.

Ты совсем один дома, тебе скучно, так как не с кем играть.

Ты чувствуешь себя здоровым и сильным.

Ты отравился чем-то, и у тебя болит живот.

Ты чувствуешь себя умиротворенно. День великолепный, и ты лежишь на траве, точно в постели.

У тебя уже десятый день каникул, ты занимался спортом, хорошо питался и всласть высыпался.

Анализ упражнения:

Тебе понравилось выражать чувства танцем?

Какое чувство тебе было тяжело показать?

Кто из детей выразил какое-то чувство особенно интересно?

Тебе понравилось рисовать чувства?

Ты быстро угадывал, какое чувство показывали?

Какая из твоих картинок нравится тебе больше всего?

Какое чувство было показано совсем прямыми или ломаными линиями?

Какое чувство имеет круглую форму?

6. Упражнение «Давать и получать»

Цели: С помощью этой игры мы вводим один психологический закон: то, что мы миру дали, он возвращает нам назад. Для детей важно выражать сочувствие не случайно — потому что настроение подходящее, а с пониманием — если я что-то даю, то я и что-то получаю в ответ.

Задание: Мы уже много говорили о чувствах. Можете вы мне назвать два очень важных чувства? А больше? Сейчас я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете друг другу дарить хорошие чувства. Когда мы дарим другому доброе чувство, то мы сами получаем что-то. Назовите мне, пожалуйста, пару добрых чувств. Да, счастье, удовольствие, любовь, радость, заботливость — это все добрые чувства. Радоваться чему-то, видеть что-то прекрасное — это тоже очень хорошие чувства... Не забыли ли мы еще какое-нибудь?

Теперь разойдитесь по двое, встаньте друг напротив друга и слушайте меня внимательно — я вам скажу, что вы будете делать. Сейчас мы настроимся на доброе чувство, которое называется "расположение". Итак, сядьте на пол и посмотрите друг на друга. Сядьте так, чтобы соприкасаться коленями... А сейчас закройте глаза и три раза глубоко вздохните...

Подумайте о чувстве, которое мы называем расположением. Где чувствуете вы в вашем теле, что кто-то вас любит? Это где-то в животе... в груди... в голове... в руках? Представьте себе, где в вашем теле живет расположение? Как оно выглядит? Это какой-то цвет? А теперь представьте себе, что из того места, где вы его нашли, вы его берете в руки и даете вашему товарищу. Просто представьте себе, что вы это сейчас делаете... А теперь подумайте о том, что вы от своего партнера тоже получили это расположение. Он же тоже сейчас передал его вам. Как это вам, нравится? Теперь партнер дает еще больше расположения и получает еще больше обратно. Почувствуйте, какое оно... Это хорошая мысль: расположение отдается и расположение возвращается...

Теперь разок глубоко вздохните и слегка пошевелите руками и ногами. Откройте глаза и взгляните друг на друга. Если хотите, можете сказать своему партнеру: "Спасибо". Возвращайтесь на свои места. Давайте обсудим, что вы чувствовали, отдавая и получая расположение.

Анализ упражнения:

Как ты ощущал себя в этой игре?

Чувствовал ли ты, что отдаешь расположение?

Ощущал ли ты, что получаешь расположение?

Как прошла эта игра у детей, которые не были хорошими друзьями?

Какие возможности показать человеку свое расположение ты знаешь?

Как ты покажешь расположение животному... солнцу... своей маме... дню... своему другу?

Как ты заметишь расположение?

Чувствовал ли ты когда-нибудь, что дождь тебя любит... что твои ботинки тебя любят... что свет тебя любит... что взрослый тебя любит?

Почему расположение приходит обратно, когда мы его дарим?

Почему иногда приходится ждать, пока расположение не вернется?

Почему иногда расположение приходит обратно оттуда, откуда ты его не ждешь?

7. Упражнение «Самый внимательный»

Цель: развитие концентрации внимания, распределения внимания

Задание: Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения играков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. Стоит наградить тех, кто не ошибается аплодисментами.

8.Завершающее упражнение «Спасибо!»



Занятие X V I

1.Упражнение «Поздороваемся»

2. Упражнение «Кто этот человек»

Цель: развитие мышления, внимания и памяти.

Задание: Один из игроков выбирается водящим. Он ненадолго выходит из комнаты. Остальные задумывают любого известного человека.

Водящий возвращается и, задавая вопросы, старается угадать, кого задумали игроки. Спрашивать он может только о том, на кого или на что похож этот человек. Игроки отвечают, подбирая самые точные примеры.

Например, ведущий может спросить: «На какой предмет был бы похож человек, если бы он был мебелью?» - «На шкаф.» - «А если бы он был животным?» - «На кота.» и т.д.

Водящий может задать только 3 вопроса. Если ему не удалось угадать задуманного человека с третьей попытки, ему сообщают ответ и он снова остается водящим.

3. Упражнение «Кто я»

Цель: развитие воображения.

Задание: Итак: «Кто я?» - спрашивает ведущий у игроков и изображает (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п.

Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта ребенка.

4.Упражнение « Доверия и поддержка»

Цель: Если дети уже приобрели опыт доверия в игре "Волшебный круг", то можно попробовать поиграть с ними в эту игру. Для нее требуется объединение детей в группы по три человека. Однако, необходимо продемонстрировать игру до того, как дети начнут играть в тройках. Решите, пожалуйста, сами, готовы ли дети к этой игре, так как для этого необходима ответственность и предельная сосредоточенность.

Задание: Я хотела бы вам предложить игру, которая называется "Доверие и поддержка". В этой игре очень важно, чтобы все могли положиться друг на друга — подобно акробатам в цирке, когда они прыгают с трапеции на руки своим партнерам. Чтобы вы лучше поняли, как мы будем играть, давайте один разок посмотрим. Мне нужны три добровольца, один их них будет падать, а двое — ловить. Тот, кто будет падать, встает где-то в полуметре от двух других и поворачивается к ним спиной. Он стоит очень прямо и как бы затвердевает. Руки он разводит в стороны. Те, кто ловят, расставляют ноги, чтобы занять самое устойчивое положение, и держат руки перед собой. Когда ребенок начинает падать назад, те, кто ловят, должны как можно скорее подставить свои руки, чтобы затормозить его падение. И затем медленно вернуть ребенка в исходное положение. Все ли понятно?

Хорошо, тогда попробуйте показать нам, как это происходит. Давайте еще раз...

Чувствуете ли вы себя настолько уверенными, чтобы слегка увеличить расстояние между падающим и теми, кто ловит? А теперь покажите нам, как вы сможете это сделать, если поменяетесь ролями.

Когда все дети поймут, как надо играть, они могут разбиться на тройки и попробовать.

Начиная играть, соблюдайте два правила: тот, кто падает, должен развести руки в стороны, а те, кто ловят, должны очень внимательно следить за тем, чтобы вовремя подхватить его.


Поменяйтесь местами так, чтобы каждый мог попробовать упасть. Нет ничего страшного в том, что сегодня кому-то не захочется участвовать в игре. Возможно, у него появится желание потом, когда мы будем повторять игру.

С десятилетними и еще более старшими детьми, у которых эта игра хорошо получается, можно попробовать также игру "Колыбель доверия". В этом варианте ребенок стоит между двумя товарищами, которые его ловят. Он качается между ними, как стрелка метронома, дети сначала должны стоять очень близко друг к другу, а потом расстояние между ними можно будет понемногу увеличивать.

Анализ упражнения:

Что ты чувствовал, когда ловил товарища?

Вы с партнером согласовано работали?

Был ли ты уверен, что сможешь удержать падающего?

Что ты чувствовал при падении?

Потребовалось ли тебе мужество?

Хорошо ли тебя ловили?

Когда мы будем играть еще раз, кого ты выберешь для того, чтобы тебя ловили?

5.Упражнение «Одержи равновесие»

Цель: Эта игра способствует развитию чувства доверия участников друг к другу и формированию в группе атмосферы взаимной поддержки. Когда дети пытаются удержать равновесие, поодиночке или в парах, им становится очевидно, что для этого необходимо постоянно вносить некоторые коррективы в положение своего тела. При этом надо быть очень собранными и внимательными.

Задание: Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на стволе дерева? Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на высокой каменной стене? Видели ли вы в цирке акробата, который идет по тонкому качающемуся канату? Когда мы так балансируем, нам надо быть очень внимательными и все время двигать руками и телом так, чтобы удержать равновесие.

Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать друг другу, и приподнимите одну ногу. Покажите мне, как вы можете не терять равновесия, помогая себе движениями рук и тела.

Объединитесь в пары и встаньте лицом друг к другу. Возьмите друг друга за руки или за локти. Присядьте немножко, а затем вернитесь в исходное положение, так чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого...

Попробуйте другие положения, в которых надо уравновешивать друг друга: держитесь друг за друга только одной рукой, скрестите руки, попробуйте присесть и встать, держа спину прямо...

Теперь сядьте на пол друг против друга. Возьмитесь за руки и изобразите работу пилы...

Теперь развернитесь и сядьте спиной к спине. Попытайтесь вместе встать, опираясь только на спину партнера. Как только вам удастся встать, попробуйте таким же образом сесть. Повторите это несколько раз...

Сейчас разойдитесь по четыре человека. Двое становятся рядом, плечо к плечу. Двое других прислоняются к ним спиной. Пары соприкасаются друг с другом лишь спинами. Сядьте в таком положении вместе на пол, а затем попытайтесь встать.

Возможно, для того чтобы игра проходила успешно, детям нужно будет сцепиться руками и ввести сигнал, обозначающий начало приседания.

6. Упражнение «Волшебный круг»

Цель: Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп. И обычно каждый ребенок желает хотя бы один раз оказаться в центре волшебного круга.

Задание: Все закройте, пожалуйста, глаза...

Представь себе, что ты совсем малыш, примерно трех лет, и ты хочешь с каменной стены прыгнуть на руки взрослым. Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый: твоим папой, мамой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим братом? Посмотри со стены на человека, который должен будет тебя поймать. Посмотри на его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы покинуть надежное место на стене и упасть на руки взрослому? Если достаточно, то можешь прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение...

Теперь снова открывайте глаза и расскажите, что вы испытывали. Почему вы смогли довериться этому взрослому? Откуда пришло к вам мужество? Что вы чувствовали, когда летели по воздуху? Какого взрослого выбрал каждый из вас?

Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как в нее играть...

Пусть восемь детей встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это — не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? Хорошо, Оля, дальше мы делаем вот что: становись в центр точно по середине, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда Оля падает в вашу сторону, вы должны ее поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, Оля захочет упасть в другую сторону, и там ее надо тоже поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем...

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны. (1 минута). Спросите его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-нибудь замечаний. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в "волшебный круг". Было бы очень хорошо, если бы каждый ребенок имел возможность сам подобрать для себя участников "волшебного круга". Чаще всего бывает достаточно, если круг составлен из 4-5 детей. Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть глаза? Пообещайте не участвовавшим в игре детям, что потом они тоже смогут побывать в кругу.

Анализ упражнения:

Как ты себя чувствовал в центре круга?

Каких детей ты выбрал для своего круга?

Откуда ты знаешь, что этим детям ты можешь доверять?

Что для тебя было самым трудным?

Пробовал ли ты закрыть глаза?

Что ты чувствовал, когда был частью круга?

Было ли тебе трудно удерживать ребенка, который был в центре?

Хорошо ли вы справились со своей задачей все вместе?

Хотел ли бы ты сам пойти в середину круга?

7.Упражнение « «Комплименты»»

Цель: сплочение классного коллектива, оптимизация психологического климата в классе.

Задание: Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов. За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

8.Завершающее упражнение «Спасибо!»












28


Коррекционная работа "Развитие познавательных процессов" (2 - 4 класс)
  • Школьному психологу
Описание:

Цель: развитие познавательных процессов и оптимизация психологического климата в третьем классе.

Задачи:

1.     повышение уровня интеллектуального развития;

2.     повышение уровня самооценки;

3.     Развитие и коррекция познавательной деятельности;

4.     оптимизация психологического климата в классе.

Условия реализации коррекционной работы.

Занятия проводились 4 раза в неделю.

16 занятий.

 Формы работы.

1.групповые занятия с детьми проводятся 4 раз в неделю.

2.количество детей в группе: до 20 человек.

3. продолжительность занятий 45 минут.

4. возраст детей 9 - 10 лет.

Основные методы работы.

Игры с правилами

Групповая работа

Развивающие упражнения

Автор Соснина Ирина Сергеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 857
Номер материала 47356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓