Контрольно
– обобщающий урок по теме:
« Имя прилагательное».
учитель
русского языка и литературы - Пантелеева Маргарита Анатольевна
МАОУ гимназия № 40 с УИОП г.
Калининграда. Тип
урока: контрольно – обобщающий Цель
урока: систематизация , закрепление и углубление знаний учащихся по теме.
Задачи:
образовательные:
-
проверить прочность усвоения темы;
-
закрепить орфографические навыки правописания сложных случаев имён прил.
развивающие:
-
продолжить развивать аналитико - синтетическую деятельность учащихся ;
- коммуникативные способности учащихся.
воспитательные:
- вырабатывать ответственность за выполненную работу;
- продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимания.
Оборудование:
тетрадь, ручка, карандаш, перфокарты.
Ход
урока:
I.
Оргмомент.
II.
Сообщение темы урока и его целей.
III.
Повторение
- Дайте
определение имени прилагательного
IV.
Графический диктант. « Разряды имён
прилагательных по значению»
Нужно
правильно определить имена прилагательные по разрядам.
Кач.
Отн.
Пр.
1
2 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14
15
Качественные
Относительные
Притяжательные
Белый, лисий (хвост),
узкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, папин, смелый, классный (журнал),
зимний, холодный, заячий (тулуп), каменный, красивый.
Взаимопроверка.
-
Докажите, что правильно справились с заданием. По какому принципу
распределялись слова?
- Какие
имена прилагательные относили к качественным ,какие к относительным и притяжательным
прилагательным?
V.
Методика заданий « с использованием кругов ЭЙЛЕРА»
1. Круг с
буквой «П» означает прилагательное.
2. Круг с
буквой «О» означает относительные.
3. Круг с
буквой «К» означает качественные.
4.
Круг с буквой «Пр» означает притяжательные.
А.
Б.
В.
На каком рисунке
правильно изображено соотношение между данными понятиями?
- На каком
рисунке правильно изображено соотношение между данными понятиями?
VI.
Работа с перфокартой.
«
Орфограммы О - Е после шипящих и Ц»
1. Ежовый
лицевой пищевой
2. ключевой
пунцовый каблучок
3. хорошего
пальцев под
плащом
4. чужой
со свечой с мячом
5. со
свежей ручонкой
большой
6. плюшевый
ситцевый свинцовый
7.
могучего чёрствый
жёлтый
8.
моржовый холщовый
камышовый
9. образцовый
дворцовый
одежонкой
- При работе с
данной орфограммой на что необходимо обращать внимание?
VII.
Чтобы справиться со следующим заданием, необходимо хорошо знать правило
о написании одной и двух букв Н в суффиксах имён прилагательных.
Буквенный
диктант.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Песчаный
берег, масляное пятно, целинный урожай, тыквенные семечки,
глиняный горшок, юный герой, оловянный солдатик, безветренный день
, чугунные рельсы, ветреный юноша, кожаный портфель,
соломенная крыша, деревянный стол, комариный укус, торфяное болото.
- Когда в
именах прилагательных пишется две буквы Н, а когда – одна буква Н?
Исключения?
VIII.
« Островок ошибок»
1. Прочитайте
слова, правильно ли они записаны? Запишите в исправленном виде .
Дешевше,
здоровше, мягше, красившее, тяжельше, крепше, легшее,
громше, слабше, громче, хуже.
- О
какой категории имени прилагательного нужно помнить, чтобы исправить
неверно записанные слова?
2.
Методика: « Составление граф - схемы понятий».
Вам даны понятия
. Надо расположить их в логическую схему по принципу :
« от
общего к частному».
Вам надо
построить «дерево» логических отношений, обозначив место каждого понятия,
а отношение между ними стрелкой.
а) простая ф –
а 5
б)
прилагательные 1
в) степень
сравнения имён прилагательных 2
г) превосходная
степень 4
д) составная ф –
а 6
е) сравнительная
степень 3
3. Указать формы
имён прилагательных , их синтаксическую роль в предложений.
1. Правда
дороже всего.
2. Чтение -
вот лучшее учение.
3. Любовь к
родной природе - один из вернейших признаков к своей стране.
IX.
“
Четвёртое лишнее».
- Найти
лишнее, объяснить.
(Северо)
(западный)
(
багрово) ( красный)
( русско
) ( казахский)
- Когда имена
прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис?
X.
Самой несговорчивой частицей является НЕ . И для того, чтобы правильно
писать её с именами прилагательными, требуются знания и умения. Запись с
комментариями.
(Не)
добрый, а злой; (не) брежный; (не) счастливый; (не) лепый; (не)
вежливый, а грубый; (не) легкий; (не)ряшливый.
XI. Проведение
итогов
урока.
-- Над
какой темой работали?
-
Какова роль прилагательных в речи?
Оценки за урок.
XII.
Домашнее задание: подготовка к контрольному диктанту по данной теме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.