Главная / Биология / Контрольно – обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень» Урок-игра «Счастливый случай»

Контрольно – обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень» Урок-игра «Счастливый случай»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»


Обобщающий урок по темам

«Популяционно – видовой уровень»,

«Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень».

hello_html_m40f8e06d.gif


hello_html_516c68ad.png












Составила и провела

учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ №5» г. Суворова

Чумова И. В.




2012 год


Контрольно – обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень»



Урок-игра «Счастливый случай»


Цели: обобщить и систематизировать знания по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень»; развивать интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: фотографии, газеты, рисунки учащихся на различные экологические темы, занимательные задания, экологические викторины, загадки.


Ход урока

1. Организационный момент

Правила игры аналогичны правилам телевизионной игры «Счастливый случай». В игре участвуют две команды по 5 человек. Остальные учащиеся помогают оформить зал, ведут подсчет очков, выступают в роли болельщиков. Один из учащихся выступает в роли ведущего, еще один готовится к роли «гостя игры» - В.И. Вернадского.

2. Проведение игры


Гейм первый – «Дальше, дальше …»


В зал приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые ниже вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предлагается то же задание.

  1. Процесс разрушения металлов под действием окружающей среды. (Коррозия)

  2. Биологические катализаторы. (Ферменты)

  3. Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции. (Консументы)

  4. Водная оболочка Земли. (Гидросфера)

  5. Организмы, обитающие в присутствии свободного кислорода. (Аэробы)

  6. Последовательная необратимая связь биоценозов. (Сукцессия)

  7. Совокупность всех видов животных. (Фауна)

  8. Группа активно плавающих морских организмов. (Нектон)

  9. Разделение растительного сообщества на «этажи». (Ярусность)

  10. Оболочка Земли, населенная живыми организмами. (Биосфера)

  11. Организмы, обитающие в почве. (Эдафобионты)

  12. Процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородного слоя почвы. (Эрозия)

  13. Гидробионтами называют организмы обитающие в … (воде).

  14. Часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. (Среда обитания)

  15. Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий их индивидуального развития. (Экологический фактор)

  16. Список находящихся в опасности видов растений и животных. (Красная книга)

  17. Критерии вида, предусматривающий всесторонний анализ биохимических и физиологических особенностей. (Физиолого-биохимический)

  18. Организмы, населяющие толщу воды и неспособные противостоять переносу течениями. (Планктон)

  19. Участок, занятый частью популяции особей одного вида и обладающий всеми необходимыми для их существования условиями. (Местообитание)

  20. Наименьшая основная таксономическая единица в систематике. (Вид)

  21. Один из древнейших критериев вида, представляющий собой анализ данной формы с целью установления характерных особенностей. (Морфологический)

  22. Эндобионтами называют организмы, обитающие в … (организмах).

  23. Совокупность особей, занимающих определенную территорию в пределах ареала и в большей или меньшей степени изолированную от других групп особей того же вида. (Популяция)

  24. Организмы, разлагающие органическое вещество биосферы до минеральных. (Редуценты)

  25. Свет относится к группе факторов … (абиотических).

  26. Форма взаимоотношения между видами, при которой потребитель использует живого хозяина как источник пищи и место постоянного или временного обитания. (Паразитизм)

  27. Вещество, создаваемое в биосфере одновременно живыми организмами и косными процессами. (Биокосное вещество)

  28. Функция живого вещества биосферы, обеспечивающая газовый состав биосферы. (Газовая)

  29. Элементарная структура биосферы. (Биогеоценоз)

  30. Автор учения о биогеоценозе. (В.Н. Сукачев)

  31. Совокупность всех живых организмов биосферы. (Живое вещество)


Гейм второй – «Заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди достать фишки или бочонки лото. Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.

  1. Этот термин появился перед проведением стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в июне 1972 года в дополнение к понятию «контроль». Он означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Назовите этот термин. (Мониторинг)

  2. «Армии самых страшных врагов собираются в полнейшей тишине, и никто не следит за их опасной силой. Их все больше, и пощады ждать от них не приходится. Сначала на их сторону перейдет все, что мы имеем, а потом и сама земля будет принадлежать только им. В пустынных местах собираются захватчики, по сравнению с которыми Чингисхан и Наполеон – беспомощные дети». О какой глобальной экологической проблеме так образно написали защитники окружающей среды? (О проблеме мусора)

  3. В.И. Вернадский в своей работе писал о нем: «… вечно разрушается и создается – главным образом не ростом, а размножением. Поколения создаются в промежутки от десятков минут до сотен лет. Ими обновляется вещество, охваченное жизнью. То, которое находится каждую минуту в наличности, составляет ничтожную долю созданного в году, так как колоссальные количества создаются и разрушаются даже в течение суток». О чем писал В.И. Вернадский? (О живом веществе биосферы)

  4. Эти слова принадлежат американскому учёному Эвертту Шострому. «… Это она решает сегодня, что мы захотим завтра. Это она приобщает нас к наркотику под названием «новинка», а вся прелесть новинок, что они надолго остаются таковыми. В этой профессии никто не желает вам счастья. Ведь счастливые люди не потребляют…». Этот вид деятельности человека часто называют самым антиэкологичным, так как основное ее назначение – превратить Человека разумного в Человека потребляющего. Что имел в виду американский ученый, являясь одним из ведущих специалистов именно в этой области человеческой деятельности? (Реклама)

  5. В одной из лекций В.В Докучаев говорил студентам: «Сегодня я буду беседовать с вами… Затрудняюсь назвать предмет нашей беседы – так он хорош! Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном, основном богатстве России… Нет тех цифр, какими можно было бы оценить силу и мощь русского…» О чем говорил В.В Докучаев? (О черноземе)




Гейм третий – «Темная лошадка»


Ведущий. Он впервые выдвинул идею о том, что человеческий фактор в развитии биосферы становится главенствующим. В 1965 году он писал: «Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и, главным образом, бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды». Кто у нас в гостях? В.И. Вернадский.

Открывается портрет ученого, а ученик, играющий роль В.И. Вернадского, задает вопросы.

  1. Я учился в Петербургском университете. Кто из известных ученых был среди моих учителей? (Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев)

  2. В одной из своих работ я писал: «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей и более могущественной по своим конечным последствиям, чем …» Что я имел в виду? (Живые организмы взятые в целом)

  3. Я отмечаю, что вещество биосферы состоит из семи глубоко разнородных частей, геологически неслучайных. Назовите хотя бы четыре из них. (Живое вещество; биогенное вещество; косное вещество; вещество в радиоактивном распаде; вещество рассеянных атомов; вещество космического происхождения.)

  4. Это «новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Это последнее из многих состояний биосферы и геологической истории – состояние наших дней». О чем я говорил? (О ноосфере)



Гейм четвертый – «Гонка за лидером»


Ведущий по очереди задает командам вопросы.

  1. Область распространения на земной поверхности систематической группы организмов. (Ареал)

  2. Автотрофные организмы, составляющие первое звено пищевой цепи. (Продуценты)

  3. Организмы, обитающие в бескислородных условиях. (Анаэробы)

  4. Поедание одного организма другим. (Хищничество)

  5. Организмы обитающие на морском дне. (Бентос)

  6. Газовая оболочка Земли. (Атмосфера)

  7. Территория, полностью исключенная из всех видов хозяйственного использования. (Заповедник)

  8. Общее количество органического вещества всех особей биогеоценоза. (Биомасса)

  9. Твердая оболочка Земли. (Литосфера)

  10. К какой группе экологических факторов следует отнести микроорганизмы? (Биотические)

  11. Органичекое вещество почвы. (Гумус)

  12. Вещество, способствующее образованию озоновой дыры. (Фреон)

  13. Вещество, которое создается и перерабатывается жизнью совокупностями живых организмов. (Биогенное)

  14. Организмы, обитающие в наземно - воздушной среде. (Аэробионты)

  15. К какому веществу биосферы относится почва? (Биокосному)

  16. На какой глубине проходит нижняя граница биосферы в океане? (10 – 11 км.)

  17. Как называется функция живого вещества поглощать и накапливать в телах химические элементы? (Концентрационная)

  18. Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. (Экология)

  19. Факторы среды, связанные с влиянием живых существ. (Биотические)

  20. Организмы, которые самостоятельно синтезируют для построения своего тела органические вещества из неорганического (углекислого газа), используя внешний источник энергии. (Автотрофы)

  21. Перенос энергии от ее источника (растений) через ряд организмов. (Пищевая цепь)

  22. Биомасса каких организмов в морях составляет свыше 90%? (Животных)

  23. Природные объекты, имеющие научное, историческое, культурное и эстетическое значение. (Памятники природы)

  24. Что составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю? (Упаковочный материал)

  25. Страна, которую называет «мусорным ящиком Европы». (Британия)

  26. Функция, в основе которой лежит фотосинтетическая деятельность зеленых растений, аккумулирующих солнечную энергию. (Энергетическая)

  27. К какой группе экологических факторов относится влажность? (Абиотические)

  28. Территория для сохранения природных ресурсов с ограниченным хозяйственным использованием. (Заказники)

  29. Соединение, возрастающее содержание которого вызывает в атмосфере «парниковый эффект». (Углекислый газ)

  30. Критерий вида, предусматривающий установление закономерностей географического распространения вида и особенностей его взаимодействия с факторами внешней среды. (Эколого-географический)









Гейм пятый – «И один в поле воин»


Ведущий по очереди предлагает каждому члену команды закончить фразу.

  • Пишите на обеих сторонах бумаги, используйте больше материалов из … (переработанной макулатуры)

  • Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно … (использовать много раз)

  • Не покупай больше чем может … (тебе понадобиться)

  • Экономь электроэнергию и горючее; если можно, больше пользуйся… (общественным транспортом)

  • Одежду, которую ты уже не носишь, можно … (отдать нуждающимся)

  • Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут … (кому-то пригодиться)

  • Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и … (сдавай туда использованную макулатуру)

  • Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки … (обожги их и сомни)

  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую … (можно сдать)

  • Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для … (приготовления компоста)

  • Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически … (не разлагается в природе)

  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы … (ее выбросить)


3. Подведение итогов игры.

По окончании игры подводятся итоги. Участники команды победительницы получают призы, активные учащиеся – оценку.














Контрольно – обобщающий урок по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень» Урок-игра «Счастливый случай»
  • Биология
Описание:
  • Цели: обобщить и систематизировать знания по темам «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень» и «Биосферный уровень»; развивать интерес и познавательную активность учащихся. Правила игры аналогичны правилам телевизионной игры «Счастливый случай». В игре участвуют две команды по 5 человек. В игре - пять геймов:
  • «Дальше, дальше …»
  • «Заморочки из бочки»
  • «Темная лошадка»
  • «Гонка за лидером»
  • «И один в поле воин». Остальные учащиеся помогают оформить зал, ведут подсчет очков, выступают в роли болельщиков. Один из учащихся выступает в роли ведущего, еще один готовится к роли «гостя игры» - В.И. Вернадского. По окончании игры подводятся итоги. Участники команды победительницы получают призы, активные учащиеся – оценку.
Автор Чумова Инна Владимировна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1599
Номер материала 59384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓