Главная / Обществознание / Контрольная работа по теме: "Духовная жизнь общества" (10 класс).

Контрольная работа по теме: "Духовная жизнь общества" (10 класс).

Контрольная работа по теме: «Духовная жизнь общества».

10 класс

1 – вариант.

Часть I.

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Ответы запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Исполнение классической музыки на концерте симфонического оркестра является примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) традиционной


2.  Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием:

1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура


3. Российский ученый А. И. Кравченко подчеркивает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта».

О каком явлении говорится в высказывании?

1) традиции в культуре 2) культурном поиске 3) диалоге культур 4) культурной изоляции


4. Элитарная культура в отличие от массовой:

1) ориентирована на получение коммерческой выгоды

2) характеризуется сложностью форм художественного освоения мира

3) имеет развлекательный характер

4) создается квалифицированными мастерами


5.  Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Проблема социальной ответственности ученого за последствия своих научных открытий осознана много лет назад.

Б. В современном обществе вопросы социальной ответственности ученого утратили свою актуальность.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


6. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития образования?

А. Гуманизация образования проявляется во внедрении информационных технологий.

Б. Интернационализация образования проявляется в признании документов об образовании, полученных в одной стране, другими странами.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


7. К мировым религиям относится:

1) христианство 2) синтоизм 3) индуизм 4) конфуцианство


8. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

1) выявление закономерностей развития природы и общества

2) теоретическое решение мировоззренческих проблем

3) отражение мира в художественных образах

4) использование понятий и теоретических положений


9. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство, в отличие от религии, оказывает эмоциональное воздействие на людей.

Б. Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


10. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», - представляет собой формулировку:

1) права на личную неприкосновенность 2) принципа правового государства

3) «золотого правила нравственности» 4) права на свободу совести


11.  Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения


12. Запишите слово, пропущенное в таблице.


ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Информационная

Позволяет накапливать и передавать социальный опыт от поколения к поколению

...

Позволяет людям вступать в общение друг с другом

Ответ:____________________


13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.


1) система образования; 2) образовательные учреждения; 3) цели образования;

4) функции образования в обществе; 5) образовательные программы.


Ответ:________________


14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука».


1) гипотеза; 2) эксперимент; 3) доказательность; 4) рациональность;

5) чувственность; 6) теория; 7) концепции; 8) субъективность.


Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:____________


15. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства

Б) воспроизводство профессиональных кадров

B) развитие умений, способностей, интересов

Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков

Д) трансляция и распространение культуры в обществе

1) социальные

2) личностные


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д







16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.


(А)Высшее образование — верхний уровень профессионального образования, включающий в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю (Б) РИА Новости и Высшая школа экономики составили рейтинг высших учебных заведений России. (В) В опросе участвовало 507 вузов страны. (Г) По мнению одних специалистов, рейтинг отражает реальную картину качества высшего образования в России. (Д) Другие не спешат однозначно комментировать результаты проделанной работы, подчёркивая, что рейтинги не всегда отражают реальную картину высшего профессионального образования современной России.


Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д












17.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы. Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ___________ (А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________ (Б). Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций. Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ___________ (В), ___________ (Г). Все религии можно также объединить в две большие группы ___________ (Д), т. е. признающие существование единого Бога и ___________ (Е), признающие множество богов».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 Cписок терминов:

1) монотеизм

2) политеизм

3) древность

4) ислам

5) культ

6) буддизм

7) индуизм

8) суеверие

9) конфуцианство

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








18. Наука является:

1) единственной формой познания 2) социальной стратой

3) совокупностью жизненных ценностей 4) особой системой знания


19. Субкультурой принято называть:

1) традиционные культурные ценности

2) отрицание важнейших культурных ценностей

3) культуру какой-либо социальной или демографической группы

4) новаторство в области художественного творчества


20. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

1) этика 2) лингвистика 3) литературоведение 4) эстетика


Часть II.

При выполнении заданий 21-23 дайте развёрнутый ответ

21.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе, и одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.

 


22.  Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.

Проиллюстрируйте любыми тремя примерами взаимосвязь и взаимодействие между различными формами культуры. (Сначала запишите иллюстрируемую взаимосвязь, затем конкретный пример.)

23. Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.




Контрольная работа по теме: «Духовная жизнь общества».

10 класс

2 – вариант.

Часть I.

Ответами к заданиям 1-20 являются цифра или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Ответы запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Гастроли передвижного цирка являются примером культуры:

1) народной 2) массовой 3) элитарной 4) эстрадной


2. Какой из смыслов понятия «культура» является наиболее узким?

1) уровень технического развития общества

2) совокупность всех достижений человечества

3) степень воспитанности человека

4) все жанры искусства


3. Элитарная культура, в отличие от массовой:

1) использует систему художественных образов

2) обладает жанровым разнообразием

3) создаётся профессионалами

4) предполагает высокий уровень эстетической культуры потребителей


4. Продукты народной культуры отличаются тем, что:

1) они удовлетворяют запросы специально подготовленного потребителя, знатока

2) их производство имеет ярко выраженную коммерческую направленность

3) их творцы и создатели, как правило, анонимны

4) они создаются для удовлетворения духовных потребностей людей


5. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и другие.

Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


6. Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.

Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


7. К национальным религиям относится:

1) буддизм 2) христианство 3) конфуцианство 4) ислам


8. Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?

1) приспособление мира к потребностям человека

2) установление сущности природных и социальных явлений

3) эстетическое освоение окружающего мира

4) выяснение закономерностей развития общества


9. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства призваны, в первую очередь, приносить людям практическую пользу.

Б. В современном обществе широко распространены синтетические искусства, соединяющие в своих продуктах различные жанры и виды искусств.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


10. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1) выражение субъективного отношения к миру

2) отражение реальности в художественных образах и символах

3) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений

4) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей



11. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) авторство часто не определено

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует специальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей


12. Запишите слово, пропущенное в таблице.


ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ МИРА

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Обеспечивает взаимопонимание и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

 Ответ:____________________


13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.


1) героический эпос; 2) анонимность произведений; 3) коллективность творческого процесса;

4) народная культура; 5) фольклорный коллектив.

Ответ:________________


14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

 1) гуманитаризация; 2) догматизация; 3) гуманизация

4) интернационализация; 5) информатизация; 6) идеологизаци

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:____________


15. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

A) анонимность произведений

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

B) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания

1) народная

2) массовая

3) элитарная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д







16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Культура представляет собой сложное явление, что находит отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. (Б) В широком смысле слова культура включает всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, институтов, всё, что уже сделано человечеством. (В) В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры: духовную и материальную. (Г) Деление это представляется условным, потому что в «чистом» виде они просто не существуют. (Д) Говоря о многообразии классификаций культур, чаще всего выделяют три её формы: элитарную, народную, и массовую и две её разновидности: субкультуру и контркультуру.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







17.  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  

«Главная функция морали — регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»

  Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

1) карательные органы

2) общественные отношения

3) свобода человека

4) поведение людей

5) индивид

6) социальные нормы

7) представления о добре

8) естественно-природные регуляторы

9) эстетика

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. 

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








18. Какую функцию науки иллюстрирует стремление проверять и критически осмысливать всю поступающую научную информацию?

1) социальную 2) познавательно-объяснительную

3) мировоззренческую 4) прогностическую


19. Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?

1) начальное профессиональное образование 2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование 4) среднее профессиональное образование


20. К каким наукам относится область познания, включающая теоретические и экспериментальные научные исследования с целью изучения закономерностей взаимодействия природы, общества, мышления?

1) фундаментальным 2) прикладным

3) гуманитарным 4) техническим


Часть II.

При выполнении заданий 21-23 дайте развёрнутый ответ

21.  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ, и одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.


 22. Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.


23. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.



Контрольная работа по теме: «Духовная жизнь общества».

КЛЮЧ


задания

1 – вариант

2 – вариант

1

3

2

2

4

3

3

3

4

4

2

3

5

1

1

6

2

3

7

1

3

8

3

3

9

2

2

10

3

4

11

245

134

12

коммуникативная

коммуникативная

13

1

4

14

58

26

15

11221

12223

16

31122

13323

17

384612 (386412)

483215

18

4

3

19

3

3

20

1

1

21

1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;


(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)


2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;


(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)


3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг — обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».



Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: образование — это целенаправленный процесс получения/передачи систематизированных знаний, умений и навыков, приобщающий человека к культуре, ценностям данного общества;

 

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

 

2) одно предложение с информацией о структуре общего образования в РФ, опирающейся на знания курса, например: «В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре общего образования в РФ.)

 

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию образования как социального института, например: «Одна из функций образования — социализация человека».

 


22

Приведены проиллюстрированные примерами взаимосвязи между различными формами культуры, допустим:

1) связи между народной и массовой культурой (например, сюжеты и мотивы старинных русских былин стали основой для создания мультипликационных фильмов о трёх богатырях; мелодии народной ирландской музыки используются в творчестве рок-группы Ю-ту; народный орнамент и этнический стиль в одежде широко используются современными модельерами и т. д.);

2) связи между элитарной и массовой культурой (например, камерная классическая музыка может исполняться в популярной аранжировке; оперные арии часто исполняются на концертах поп-певцами и т. д.);

3) связи между народной и элитарной культурой (например, многие стихотворения великих поэтов прошлого и современности содержат фольклорные мотивы (творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Бродского), композиторы используют фольклорные мотивы при создании классических произведений (творчество М. Глинки)).


Указаны три функции искусства и иллюстрирующие их примеры, допустим:

1) мировоззренческая: искусство - способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);

3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников);

4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).


23

В правильном ответе должны быть указаны:

- это народная форма культуры

Доказательство: "изготовленные крестьянами....., в домашних условиях"

Могут быть приведены следующие признаки:

- Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

- Может быть индивидуальной, групповой, массовой.

- Связана с религиозной субкультурой.

- Является частью мировой культуры.

- Примером народной культуры является фольклор.


1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;

 

2) балет:

создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой

воспринимается не всеми, а ценителями

для основной массы непонятен и скучен


32 - 30 баллов – «5»

29-21 баллов – «4»

20 – 15 баллов- «3»

менее 15 – «2»


Контрольная работа по теме: "Духовная жизнь общества" (10 класс).
  • Обществознание
Описание:

Контрольная работа для учащихся 10-х классов по теме: "Духовная жизнь общества" составленая в двух вариантах с ответами, каждый из которых содержит 23 задания формата ЕГЭ по обществознанию. Часть первая содержит 20 заданий разного уровня сложности, задания с одним правильным вариантом ответа. задания со схемами, таблицами, задания на определение фактов, теоретических и оценочных суждений, задания на соотношение, знание обществоведческих терминов, текст с пропущенными словами. Задания 21-23 требуют развёрнутого ответа на вопрос. Контрольная работа составлена согласно структуре ЕГЭ по обществознанию демо варианта 2015 года.

Автор Ефимова Светлана Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 14362
Номер материала 46300
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓