Контрольная работа по теме:
«Лексика и фразеология»
(6 класс)
1 вариант
1. В каких вариантах все прилагательные
употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.
2. Определите, в каком варианте даны
неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия; Б) псалтырь, светлица,
кафтан; В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай; Д)
кардиолог, инфаркт, универсам.
3. Определите,
в какой строке все слова заимствованные:
А) место, история, тетрадь; Б) берег, город,
молоко; В) аббат, филин, штык;
Г) ладонь, корова, дочь, Д)
поле, береза, сосед.
4. Укажите, какое из
данных слов является архаизмом:
А) меньшевик Б) выя В) кольчуга Г) алебарда.
5. Сколько слов в списке, которые можно понять как две
разные формы двух разных глаголов?
Отрасти,
пили, полей, мой
А) одно; Б)
два; В) три; Г)
четыре.
6. Подберите ответ – фразеологизм: Как говорят о
человеке, глухом ко всем доводам?
А) Молчит, как в рот воды
набрал; Б) Смотрит как баран на новые ворота;
В) Ему всё как об стену горох; Г) Как
сыр в масле катается.
7.Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить
молчание»?
А) как в
воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде; Д) не
разлить водой. 8.
Этот фразеологизм означает то, что открывает дорогу кому-либо вперед,
представляет право, возможность полезного существования.
А) вывести на чистую воду; Б) родиться в
сорочке; В) путёвка в жизнь.
9. Найдите
фразеологизм, антонимичный фразеологизму "положа руку на сердце":
А)
Играть на руку; Б) Засучив рукава; В) Кривить
душой; Г) Через пень колоду. 10.Подберите
синонимы к фразеологизмам (1-2 примера):
А) валять дурака -
……. Б) не покладая рук -………
11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые
относятся к устаревшей лексике, диалектной лексике.
12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков.
Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных
предложений.
13. Запишите
2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).
2 вариант
1. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха,
эра; Б) лингвист, историк,
литературовед;
В) фрукты, овощи,
вишня; Г) сосна, тополь, ясень;
2. Определите, в каком варианте даны профессиональные слова:
А) учитель, наставник,
педагог; Б) отечество, родина,
отчизна;
В) метель, пурга,
буран; Г) аккорд,
вокализ, мольберт.
3. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза; Б) акварель, гуашь, палитра; В)
нечто, выкаблучиваться, ступай; Г) нижеподписавшийся, горенка,
изрядно; Д) кирпич, свекла, идти.
4. Какое значение слова "плюс" является переносным?
А) Знак, обозначающий действие сложения;
Б) Положительная величина при обозначении температуры;
В) Достоинство, хорошая сторона кого - или чего-либо;
Г) Знак, употребляемый при оценке знаний, если требуется
обозначить превышение уровня, соответствующего кому-то.
5. Сколько слов из данного списка можно понять и как
существительные, и как глагол?
Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.
А) Два; Б) Три; В)
Четыре; Г) Пять.
6.
Укажите, какое из данных
слов является историзмом: А) шарабан; Б) внемли; В) очи; Г)
чело.
7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:
А) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля, апофеоз; Б)
ватрушка, факел, мичман, галстук, ветер;
В) шахтер, акация, психолог, экран,
цирк; Г) монолог, пудинг, перелесок, хоккей, одуванчик.
8. Какой фразеологизм имеет значение "достигать
сразу двух целей"?
А) (Оказаться) между двух
огней; Б) сидеть между двух
стульев;
В) гоняться за двумя
зайцами; Г) убить
двух зайцев.
9. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши, Б)
положа руку на сердце, В) сложа руки Г) не покладая рук Д) море по
колено
10. Какой фразеологический оборот должен закончить
предложение?
Ему
и слова возразить нельзя, он сразу …
А) выходит из себя; Б) садится в
калошу; В) смотрит сквозь пальцы.
11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые
относятся к профессиональной лексике, диалектной лексике.
12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из
других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы
записанных предложений.
13. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими
оборотами:
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал.
За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, мальчик печально шёл домой.
Надо было усердно приниматься за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.