Главная / Русский язык и литература / Контрольная работа по теме: "Лексика и фразеология" (6 класс)

Контрольная работа по теме: "Лексика и фразеология" (6 класс)

Контрольная работа по теме:

«Лексика и фразеология»

(6 класс)

1 вариант


1. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия.

2. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия; Б) псалтырь, светлица, кафтан; В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай; Д) кардиолог, инфаркт, универсам.

3. Определите, в какой строке все слова заимствованные:
А) место, история, тетрадь; Б) берег, город, молоко; В) аббат, филин, штык;
Г) ладонь, корова, дочь, Д) поле, береза, сосед.
4. Укажите, какое из данных слов является архаизмом: А) меньшевик Б) выя В) кольчуга Г) алебарда.


5. Сколько слов в списке, которые можно понять как две разные формы двух разных глаголов?

Отрасти, пили, полей, мой

А) одно; Б) два; В) три; Г) четыре.

6. Подберите ответ – фразеологизм: Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

А) Молчит, как в рот воды набрал; Б) Смотрит как баран на новые ворота;

В) Ему всё как об стену горох; Г) Как сыр в масле катается.


7.Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел; Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде; Д) не разлить водой.
8. Этот фразеологизм означает то, что открывает дорогу кому-либо вперед, представляет право, возможность полезного существования.

А) вывести на чистую воду; Б) родиться в сорочке; В) путёвка в жизнь.

9. Найдите фразеологизм, антонимичный фразеологизму "положа руку на сердце":

А) Играть на руку; Б) Засучив рукава; В) Кривить душой; Г) Через пень колоду. 10.Подберите синонимы к фразеологизмам (1-2 примера): А) валять дурака - ……. Б) не покладая рук -………

11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к устаревшей лексике, диалектной лексике.

12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.

13. Запишите 2 любых фразеологизма, объясняя историю их появления в языке (происхождение).

2 вариант


1. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра; Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня; Г) сосна, тополь, ясень;
2. Определите, в каком варианте даны профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог; Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран; Г) аккорд, вокализ, мольберт.
3. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза; Б) акварель, гуашь, палитра; В) нечто, выкаблучиваться, ступай; Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно; Д) кирпич, свекла, идти.
4. Какое значение слова "плюс" является переносным?

А) Знак, обозначающий действие сложения;

Б) Положительная величина при обозначении температуры;

В) Достоинство, хорошая сторона кого - или чего-либо;

Г) Знак, употребляемый при оценке знаний, если требуется обозначить превышение уровня, соответствующего кому-то.

5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол?

Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.

А) Два; Б) Три; В) Четыре; Г) Пять.

6. Укажите, какое из данных слов является историзмом: А) шарабан; Б) внемли; В) очи; Г) чело.

7. Укажите строку, в которой все слова заимствованные:

А) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля, апофеоз; Б) ватрушка, факел, мичман, галстук, ветер;

В) шахтер, акация, психолог, экран, цирк; Г) монолог, пудинг, перелесок, хоккей, одуванчик.

8. Какой фразеологизм имеет значение "достигать сразу двух целей"?

А) (Оказаться) между двух огней; Б) сидеть между двух стульев;

В) гоняться за двумя зайцами; Г) убить двух зайцев.

9. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

А) бить баклуши, Б) положа руку на сердце, В) сложа руки Г) не покладая рук Д) море по колено

10. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

А) выходит из себя; Б) садится в калошу; В) смотрит сквозь пальцы.

11. Выпишите из словаря в учебнике по 3 слова, которые относятся к профессиональной лексике, диалектной лексике.

12. Напишите не менее 10 слов, заимствованных из других языков. Составьте с любыми из них 2-3 СПП предложения, начертите схемы записанных предложений.

13. Перепишите текст, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами:

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, мальчик печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.


Контрольная работа по теме: "Лексика и фразеология" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

      Контрольная работа по теме: "Лексика и фразеология"  предназначена для проверки усвоения данной темы учащимися 6 класса,обучающимися по программе "Русский язык. 5-9 класс. Под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М." - М., "Просвещение" - 2013 год.

     Работа состоит из двух вариантов одного уровня сложности. В работе часть заданий с выбором одного (или нескольких) ответа (тестовые), часть заданий - с кратким ответом или развернутым.

     Также данная работа может использоваться при повторении тем: "Лексика. Фразеология" в 9, 11 классах, при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Автор Рыбалкина Елена Вячеславовна
Дата добавления 28.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Тесты
Просмотров 14201
Номер материала 57263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓