Контрольная
работа по теме
«Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными образа действия и степени» в 9 классе.
Учитель
МБОУ СОШ № 10 г. Коврова Ландихова Татьяна Ивановна.
Данная
работа может быть использована выборочно в качестве закрепительных упражнений
при изучении обозначенной темы в 9 классе, при повторении и как контрольная.
Работа предполагает проверку практических и теоретических навыков по теме,
акцентирует внимание на развитие связной письменной речи учащихся. Все задания
объединены темой, затрагивающей творчество художника А.И. Куинджи.
1.
Мини-диктант.
(Работа проверяет знания учащихся в нахождении не только придаточных
предложений образа действия и степени, но и ранее изученных придаточных
предложений определительных).
Грамматическое
задание: укажите виды придаточных предложений.
История
знает таких писателей, поэтов, музыкантов, через всё творчество которых
проходит одна излюбленная тема. Таким художником, чьё имя неразрывно связано с
очарованием лунной украинской ночи, был Архип Иванович Куинджи. Пейзажи его так
трогательно нежны, что покоряют зрителя своим очарованием.
2.
Изложение-миниатюра.
Грамматическое
задание: подчеркните в ваших текстах придаточные предложения образа действия и
степени в составе сложноподчинённых предложений.
Картина
А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» была выставлена в 1880 году в Петербурге и
привлекла так много зрителей, что вся улица была запружена толпами людей и
вереницами карет. Оценка зрителей была такой восторженной, что Куинджи был
призван «волшебником и чародеем» кисти. Лунный свет в картине был так
естественен, что многие предполагали какой-то секрет художника. Но главный
секрет Куинджи заключался в том, что он умел различать тончайшие оттенки света
и был необыкновенно трудолюбив.
3.
Рассмотрите репродукцию картины А.И.
Куинджи «Ночь на Днепре». Закончи сложноподчинённые предложения, дописав нужные
по смыслу придаточные предложения.
1) Лунный
свет так ярко струит(?)ся из(за) обл..ка, … .
2) Художник
изображает г..ризонт низко и дарит небу столько места, … .
3) По
сравнению с в..лич..ем Днепра и бе..донным простором неба мельница так мала,
... .
4) На
фоне реки мельница вырисовывается так чётко, … .
5) Сумр..к
так естественно обв..лакивает края холста, … .
6) Лунный
свет в картине настолько правдиво передан, … .
4.
Заполни таблицу составленными
самостоятельно примерами.
Сложноподчинённые
предложения
с
придаточными образа действия и степени.
Указательные слова и союзы
|
Признаки придаточных предложений образа
действия и степени
|
Примеры
|
так…,
как
|
указывают
на способ действия и сравнение.
|
|
так…,
что
столько…,
что
настолько…,
что
|
указывают
на степень действия или признака и следствие.
|
|
так…,
чтобы
|
характеризуют
действие, подчёркивая цель.
|
|
5.
Перестройте предложения, заменяя, где
возможно, придаточные предложения причастными или деепричастными оборотами
(знаки
препинания не расставлены).
1) Первую
свою «лунную ночь» Куинджи написал когда преод..лел страшное отча..ние после
провала на экзам..нах в Академию художеств.
2) Впервые
в жизни безраздельно отдался он обр..зам которые с детства стали дороги и душе
и глазу.
3) Южные
ночи в родном Карасу были так уд..вительны и прекрасны что к..зались
волшебными.
6.
Опиши наступление вечера, используя разные
виды придаточных предложений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.