Контрольная работа по теме: «Общество».
10 класс
1 –
вариант.
Часть I.
При
выполнении заданий части А1-А10 выберите один правильный ответ.
|
А1. Быстрый
скачкообразный переход от одного общественно-политического
строя к другому называется:
1) прогрессом
2) революцией 3) контрреформой
4) эволюцией
А2. Что из перечисленного
ниже иллюстрирует эволюционные явления в общественной жизни?
1) скачкообразные
перемены 2) революционные
преобразования
3) постепенные изменения
4) цикличность социального развития
А3. Революция
и реформа являются:
1) социальными
институтами 2) формами общественных
преобразований
3) элементами общества как системы 4) видами
социальных связей
А4. Природа,
в отличие от общества:
1) испытывает
влияние человеческой деятельности
2) является средой обитания человека
3) изменяется в направлении от низшего к высшему
4) способна развиваться независимо от человека
А5. Какое из
приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других?
1) поступательное
развитие 2) деградация
3) общественный прогресс 4) цикличность
А6. Результатом
конструктивного взаимодействия общества и природы может стать:
1) преодоление
экологического кризиса
2) углубление экономического кризиса
3) смягчение демографической ситуации
4) проблема «Севера» и «Юга»
А7. Верны ли
следующие суждения об обществе?
А. Общество
выступает в качестве неотъемлемой части материального мира, находясь в единстве
и взаимодействии с природой.
Б. Общество
на определённом этапе своего развития обособилось от природы и, помимо
объективных законов, подчинено законам, обусловленным волей и желаниями людей.
1) верно только
А 2) верно только Б
3) верны оба
суждения 4) оба суждения неверны
А8. Какое из
приведённых суждений может быть приведено в обоснование противоречивости
общественного прогресса?
1) в процессе
развития общества пересматриваются меры юридической ответственности,
исключаются наиболее жестокие наказания
2) человечество
принимает на наднациональном уровне законы, запрещающие определённые способы
ведения войны
3) ряд открытий
учёных имели двойственные последствия, возникли новые виды оружия массового
поражения
4) вводимые на
производстве новые типы очистных сооружений позволяет сократить вредные выбросы
в атмосферу
А9 . Верны ли
следующие суждения о глобализации?
А. Глобализация
имеет как позитивные, так и негативные последствия.
Б. Страны
«третьего мира» испытывают только отрицательное воздействие процессов
глобализации
1) верно только
А 2) верно только Б
3) верны оба
суждения 4) оба суждения неверны
А10. Интегративные
процессы современности нашли своё проявление в (во)::
1) возникновении
ряда конфликтов на межконфессиональной почве
2) формирование
наднациональных финансовых и политических центров
3) введения
ограничительных таможенных барьеров и пошлин, защищающих внутренний рынок
4) сохранение в
ряде стран традиционалистских и авторитарных режимов
Часть II.
При
выполнении заданий части В1-В5 укажите ответ в виде слова (словосочетания),
цифры или последовательности цифр.
|
В1. Запишите
слово, пропущенное в схеме:
Ответ________________
В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за
исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс 2) структура 3) эволюция 4)
реформа 5) спад 6) стратификация
Найдите
два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу
цифры,
под которыми они указаны.
Ответ:
В3. Установите соответствие между фактом и
сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
позицию из второго столбца:
ФАКТ СФЕРА
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А)
исследование жизни обитателей морского дна 1)
экономическая
Б)
омоложение института брака, возрастание числа 2)
духовная
числа молодых
семей 3)
социальная
В)
сокращение бюджетных расходов на науку
Г
развитие средних слоёв общества в структуре населения
Д)
выдвижение новых гипотез о происхождение Вселенной
Ответ:
В4. Найдите в приведенном ниже списке общественные
явления. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
возникновение государства
2)
генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям
3)
проявления наследственности
4)
формирование наций
5)
чувственное восприятие мира
6)
развитие рынка
Ответ:_____________
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое
положение которого обозначено определённой буквой.
(А)
Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к
более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего,
победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс
в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В)
Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества,
является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает
развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную
смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми
и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии
на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований
человеческого общества.
|
Определите,
какие положения текста имеют
1)
фактический характер
2)
характер оценочных суждений
3)
характер теоретических утверждений
Запишите
в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
Часть III.
При
выполнении заданий части С1, С2 напишите развёрнутый ответ
|
С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в
понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения, содержащих информацию об общественном
прогрессе.
С2. Вам предстоит
подготовить развернутый ответ по теме «Целостность и противоречивость
современного мира».
Составьте
план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах.
Контрольная работа по теме: «Общество».
10 класс
2–
вариант.
Часть I.
При
выполнении заданий части А1-А10 выберите один правильный ответ.
|
А1. Направление
развития общества, для которого характерен переход от низшего к
высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют:
1) социальной
стратификацией 2) общественным
прогрессом
3) культурной революцией
4) социальной адаптацией
А2. Общество,
в отличие от природы:
1) развивается
закономерно 2) подвержено
изменениям
3) творит культуру 4)
является динамической системой
А3. Преобразования
существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:
1) революцией
2) прогрессом 3) эволюцией 4) реформами
А4. С помощью
такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный
характер:
1) отказа от
смертной казни за совершение преступлений
2) успехов в освоении космического пространства
3) сглаживания социального неравенства в обществе
4) формирования гражданского общества
А5. Индустриальное
и информационное общества объединяет общий признак –:
1) широкое распространение
социальных сетей
2) создание единых мировых финансовых центров
3) преобладание крупной промышленности и транспорта
4) признание ценности индивидуальной свободы и частной собственности
А6. Влияние
природных факторов на развитие общества может быть проиллюстрировано
примером:
1) сохранение
традиционного оленеводства и морских промыслов у народов Севера,
их приспособленность к жизни в условиях вечной мерзлоты
2) открытие экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева в начале XIX
века Антарктиды
3) строительство за Полярным кругом крупных предприятий и городов,
например Норильска
4) сброс в озеро Байкал продуктов отходов целлюлозно-бумажного комбината
А7. Верны ли
следующие суждения?
А.
Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых –
характерный признак социальной революции.
Б.
Разновидность социальных революций – революции научные и технические, приводящие
к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с
природой.
1) верно только
А 2) верно только Б
3) верны оба
суждения 4) оба суждения неверны
А8. Глобальные
проблемы современного мира охватывают разные сферы жизни общества.
К демографическим
проблемам относится:
1) исчезновение
многих видов океанической флоры и фауны
2) сокращение
рождаемости и старение ряда европейских наций
3) загрязнение
атмосферы выбросами парниковых газонов
4) распространение
угрозы деятельности террористических организаций
А9 . Верны ли
следующие суждения об общественных изменениях?
А. Революции
выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.
Б. Реформа
представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и
осуществляемое властью
1) верно только
А 2) верно только Б
3) верны оба
суждения 4) оба суждения неверны
А10. С помощью
такого критерия общественного прогресса, как упрочение нравственных основ
общества, можно проиллюстрировать:
1) распространение
экологических стандартов производства автомобильного топлива
2) введение нового
поколения электронного оборудования в нефтегазовой отрасли
3) введение
специальных законов, защищающих права животных и вводящих санкций за жестокое
обращение с ними
4) проведение
исследований в области генной инженерии, создание органических веществ с
заранее заданными свойствами
Часть II.
При
выполнении заданий части В1-В5 укажите ответ в виде слова (словосочетания,
цифры или последовательности цифр.
|
В1. Запишите
слово, пропущенное в таблице.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
ТИП ОБЩЕСТВА
|
ХАРАКТЕРИСТИКА
|
...
|
Преобладает
аграрное производство, значительную роль играют сельские общины
|
Индустриальное
|
Общество
отличается высоким уровнем социальной динамики, преобладают
индивидуалистические ценности
|
Ответ:_______________
В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за
исключением двух, характеризуют понятие «глобализация»..
1) интернационализация 2) протекционизм 3)
интернетсети 4) Всемирный банк
5) мировые рынки 6) натуральное хозяйство
Найдите
два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
Ответ:
В3. Установите соответствие между главными
социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А)
государство 1)
экономическая
Б)
религия 2)
политическая
В)
образование 3)
духовная
Г)
производство
4) социальная
Д)
семья
Ответ:
В4. Найдите в приведённом списке черты общества
как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
обособление от природы
2)
отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
3)
способность к самоорганизации и саморазвитию
4)
выделение из материального мира
5)
постоянные изменения
6)
возможность деградации отдельных элементов
Ответ:_____________
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое
положение которого обозначено определённой буквой.
(А)
Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно
считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь
и взаимозависимость народов придаёт ряду проблем общества глобальный
характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от
недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных
стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата.
(Д)
К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы
являются малоэффективными.
|
Определите,
какие положения текста имеют
1)
фактический характер
2)
характер оценочных суждений
3)
характер теоретических утверждений
Запишите
в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
Часть III.
При
выполнении заданий части С1, С2 напишите развёрнутый ответ
|
С1. Какой смысл обществоведы вкладывают
в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях
общественного прогресса.
С2. Вам предстоит
подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её
решения».
Составьте
план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах.
Контрольная
работа по теме: «Общество».
КЛЮЧ
|
1 вариант
|
2 вариант
|
Часть I.
|
А1
|
2
|
2
|
А2
|
3
|
3
|
А3
|
2
|
4
|
А4
|
4
|
2
|
А5
|
3
|
3
|
А6
|
1
|
1
|
А7
|
3
|
3
|
А8
|
3
|
2
|
А9
|
1
|
3
|
А10
|
2
|
3
|
Часть II.
|
В1
|
индустриальное
|
традиционное (аграрное)
|
В2
|
26
|
26
|
В3
|
23132
|
23314
|
В4
|
146
|
356
|
В5
|
32231
|
21312
|
Часть III.
|
С1
|
«Общественный прогресс» – это постепенное
культурное и социальное развитие человечества.
1) Идея прогресса человеческого общества
стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась
на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в
постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний,
позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.
2) В истории человечества часто бывало
так, что при явном движении вперед подавляющему большинству населения
жить становилось хуже.
|
"Одна из существующих ныне точек зрения состоит
в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного
прогресса является развитие производительных сил, включая развитие
самого человека."
1)Противоречивость
общественного прогресса проявляется в том, что совершенствование
в одних областях оборачивается потерями в других.
2)Одним
из критериев общественного прогресса является возрастание степени
свободы, которую общество может предоставлять человеку.
|
С2
|
Один
из вариантов плана раскрытия данной темы:
1)
Многообразие мира и единство человечества: а) современный мир и
интеграция;
б)
глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в)
современные коммуникации (Интернет и др.).
2)
Противоречивые последствия глобализации:
а)
стандарты глобализации в экономике, культуре;
б)
экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный
терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3)
Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?
Возможно
другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и
подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной
или смешанной формах.
|
Один
из вариантов плана раскрытия данной темы:
1)
Проблема Севера и Юга — одна из глобальных проблем современности.
2)
Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.
3)
Проявления и последствия названной проблемы:
а)
«демографический взрыв»;
б)
голод, нищета, неграмотность, болезни;
в)
безработица и миграция в экономически благополучные страны
мира.
4)
Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты
стран «третьего мира»:
а)
осуществление продуманной демографической политики;
б)
установление нового мирового экономического порядка;
в)
международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.
Возможно
другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и
подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной
или смешанной формах.
|
Часть
А – 10 баллов
Часть
В – 8 баллов
В1 – 1 балл
В2 - 1 балл
В3 – 2 балла
В4 - 2 балла
В5 - 2 балла
Часть
С – 6 баллов
С1 – 3 балла
С2 – 3 балла
ИТОГО
– 24 балла
|
24
– 21 балл – «5»
20
– 15 баллов – «4»
14
– 8 баллов – «3»
Менее
8 баллов – «2»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.