Главная / Русский язык и литература / Контрольная работа по рассказам М.Горького

Контрольная работа по рассказам М.Горького

М.Горький «Макар Чудра»

Прочитайте текст и выполните задания к нему.


 -- Ну! -- крикнула Радда Зобару

-- Эге, не торопись, успеешь, надоест еще... -- засмеялся он. Точно сталь зазвенела, -- засмеялся.

-- Так вот и все дело, товарищи! Что остается? А остается попробовать, такое ли у Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же, -- простите меня, братцы!

Мы и догадаться еще не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож Зобара. Оцепенели мы.

А Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью своих черных волос, улыбаясь, сказала громко и внятно:

-- Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!.. -- да и умерла...

Понял ли девку, сокол?! Вот какая, будь я проклят на веки вечные, дьявольская девка была!

-- Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! -- на всю степь гаркнул Лойко да, бросившись наземь, прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер. Мы сняли шапки и стояли молча.

Что ты скажешь в таком деле, сокол? То-то! Нур сказал было: "Надо связать его!.." Не поднялись бы руки вязать Лойко Зобара, ни у кого не поднялись бы, и Нур знал это. Махнул он рукой, да и отошел в сторону. А Данило поднял нож, брошенный в сторону Раддой, и долго смотрел на него, шевеля седыми усами, на том ноже еще не застыла кровь Радды, и был он такой кривой и острый. А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!

-- Вот так! -- повернувшись к Даниле, ясно сказал Лойко и ушел догонять Радду.

А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар. На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.


А1 Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок

1. сказка

2. быль

3. повесть

4. рассказ


А2 Укажите место, которое занимает фрагмент в произведении

1. вставной эпизод

2. завершает повествование

3. является кульминацией сюжета

4. является экспозицией


А3 Главной темой данного фрагмента является:

1. тема убийства

2. тема борьбы двух сильных свободолюбивых людей

3. тема борьбы добра и зла

4. тема судьбы


А4 Что любила Рада больше Лойко Зобара?

1. широко раскинувшуюся степь

2. своего отца

3. цыганские песни

4. волю


А5 С какой целью автор выделяет Лойко Зобара среди остальных цыган?

1. он был намного красивее остальных

2. он замечательно пел и играл на скрипке

3. он искусно воровал коней

4. он был гордым непокорным и сильным духом


В1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении явлений с целью описать их («Точно сталь зазвенела, -- засмеялся»)


В2 Назовите тип речи, использованный автором в отрывке: «Махнул он рукой, да и отошел в сторону. А Данило поднял нож, брошенный в сторону Раддой, и долго смотрел на него, шевеля седыми усами, на том ноже еще не застыла кровь Радды, и был он такой кривой и острый. А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца.»


В3 Выпишите определение, которым называет Лойко сердце Рады.


В4 Из текста выпишите метафору, характеризующую смерть Лойко.


С. Напишите рассуждение – ответ на вопрос: «Почему Лойко Зобар и Радда не могут быть вместе?»


  







М.Горький «Мой спутник»

Прочитайте текст и выполните задания к нему.


Встретил я его в одесской гавани. Дня три кряду моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо восточного типа, обрамлённое красивой бородкой. Он то и дело мелькал предо мной: я видел, как он по целым часам стоял на граните мола, засунув в рот набалдашник трости и тоскливо разглядывая мутную воду гавани чёрными миндалевидными глазами; десять раз в день он проходил мимо меня походкой беспечного человека. Кто он?.. Я стал следить за ним. Он же, как бы нарочно поддразнивая меня, всё чаще и чаще попадался мне на глаза, и, наконец, я привык различать издали его модный, клетчатый, светлый костюм и чёрную шляпу, его ленивую походку и тупой, скучный взгляд. Он был положительно необъясним здесь, в гавани, среди свиста пароходов и локомотивов, звона цепей, криков рабочих, в бешено-нервной сутолоке порта, охватывавшей человека со всех сторон. Все люди были озабочены, утомлены, все бегали, в пыли, в поту, кричали, ругались. Среди трудовой сутолоки медленно расхаживала эта странная фигура с мертвенно-скучным лицом, равнодушная ко всему, всем чужая.

Наконец, уже на четвёртый день, в обед, я натолкнулся на него и решил во что бы то ни стало узнать, кто он. Расположившись неподалёку от него с арбузом и хлебом, я стал есть и рассматривать его, придумывая, - как бы поделикатнее завязать с ним беседу?

Он стоял, прислонясь к груде цыбиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя, барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.

А1 Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок

1. сказка

2. быль

3. повесть

4. рассказ


А2 Укажите место, которое занимает фрагмент в произведении

1. вставной эпизод

2. завершает повествование

3. является кульминацией сюжета

4. является экспозицией


А3 Главной темой данного фрагмента является:

1. тема интереса к человеческой личности

2. тема борьбы двух сильных свободолюбивых людей

3. тема лени и нежелания трудиться

4. тема судьбы


А4 Кем представлялся Шакро рассказчику?

1. бедным человеком, которого ограбили в дороге

2. скрывающимся каторжником

3. сыном кавказского князя

4. заблудившимся, сбившимся с дороги человеком


А5 Почему рассказчик не бросает Шакро?

1. он олицетворяет для него все отрицательное, расходящееся с разумом, которое рассказчик пытается постичь

2. он может красть, просить милостыню, тем самым зарабатывая пропитание

3. он находится в зависимости от него

4. он был слабым человеком


В1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство создания художественного образа, помогающее автору описать героя («Дня три кряду моё внимание привлекала эта коренастая, плотная фигура и лицо восточного типа, обрамлённое красивой бородкой. Он по целым часам стоял на граните мола, засунув в рот набалдашник трости и тоскливо разглядывая мутную воду гавани чёрными миндалевидными глазами; десять раз в день он проходил мимо меня походкой беспечного человека.»)


В2 Назовите прием, использованный автором в отрывкеи характеризующий поведение Шакро и всех остальных людей.


В3 Выпишите эпитет, которым автор определяет выражение лица Шакро.


В4 Из текста выпишите олицетворение, характеризующее обстановку порта.


С. Напишите рассуждение – ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова рассказчика: «Он научил меня многому, чего не найдёшь в толстых фолиантах, написанных мудрецами, - ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей?»




Контрольная работа по рассказам М.Горького
  • Русский язык и литература
Описание:

Контрольная работа представляет собой аналитическое воприятие текста, воспитывает смысловое чтение, учит поиску нужной информации. Задания направлены также и на повторение теории литературы (жанр, элементы композиции), знание средств художественной выразительности, учат определять тему и проблему.

Кроме того последнее задание ориентировано на умение учащихся строить небольшие письменные рассуждения по данному проблемному вопросу.

Таким образом, работа может стать итоговой при изучении творчества М.Горького в 8 классе.

Автор Зубкова Александра Евгеньевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 710
Номер материала 52863
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓