Личность
и мораль.
Вариант
1.
Часть А.
1.
Забота родителей о своих детях – это
1)
личное дело каждого родителя 2) пережиток прошлого
3) долг
родителей 4) достижение родителей.
|
2. В
семье И. все семейные роли распределяются между мужем и женой фактически
поровну. Это пример семьи
1)
традиционной 2) коллективистской
3)
авторитарной 4) бездетной
|
3. Верны
ли следующие суждения?
А)
Потребность в семье сопровождает человека на протяжении всей жизни.
Б)
Большинство людей нуждается в опоре, поддержке, которую оказывает в основном
семья.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения неверны
|
4.
Превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.
1)
ответственность 2) свобода
3)
необходимость 4) долг
|
5. Отсутствие
устойчивых, а тои вообще всяких отношений характеризует стиль семейных
взаимоотношений
1)
диктаторский; 2) авторитарный;
3)
демократический 4) попустительский
|
6. Понятие
нравственность напрямую связано с термином
1) добро
2) долг 3) мораль 4) совесть
|
7. Верны
ли следующие суждения?
А.
Выполнение моральных правил в жизни требует от человека больших личных усилий
и сильного характера.
Б.
Выполнение норм морали контролируется законом.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения неверны
|
8.
Верны ли следующие суждения?
А.
Нравственность человека проявляется в его практической деятельности.
Б.
Нравственное поведение украшает человека.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения неверны
|
9. Возможность
высказывать свое мнение – это
1)
ответственность 2) свобода
3)
мораль 4) долг
|
10. Способность
осуществлять нравственный самоконтроль – это
1)
нравственность 2) совесть
3)
добро 4) долг
|
|
|
|
|
Часть
В.
В1. Учащийся
9 класса общеобразовательной школы Дмитрий подготовил сообщение о сущности правовых
и моральных норм. Сравните два вида социальных норм, упомянутые в условии
задания, — правовые и моральные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт
отличия.
1)
поддержание принудительной силой государства
2)
обусловленность общественными отношениями
3)
регулирование отношений в обществе с позиций добра и зла
4)
возникновение в ходе сознательной деятельности людей
Черты
сходства
|
Черты
отличия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В2.
Соотнесите предложенные характеристики и относящиеся к ним стили семейных взаимоотношений.
Характеристики
|
|
Стили семейных взаимоотношений
|
А)
жестокость
|
|
1.
демократический
|
Б)
агрессивность
|
|
2.
попустительский
|
В)
сотрудничество
|
|
3.
авторитарный
|
Г)
отчуждение
|
|
|
Д)
равноправие
|
|
|
Ответ:
В3. Прочитайте
приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)
Распад семьи может больно ударить как по конкретным людям, так и по обществу в
целом. (Б) За последние тридцать лет количество разводов в России возросло в
шесть раз. (В) Эта проблема, с точки зрения социологов, характерна не только
для России, но и для всех развитых стран.
Определите,
какие положения текста
1)
отражают факты
2)
выражают мнения
Запишите
в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
В4.
Учёные
опросили жителей страны Л.: 20-летних и 60-летних. Им задали вопрос: «Какой
фактор Вы считаете определяющим в формировании личности?». Результаты опроса (в
% от числа отвечавших) представлены в виде таблицы
Факторы,
определяющие
формирование
личности
|
Жители
страны Л.
|
20"летние
|
60"летние
|
Наследственность
|
20%
|
15%
|
Семья
|
25%
|
52%
|
Группа
ровесников
|
25%
|
8%
|
Школа
|
20%
|
15%
|
СМИ
|
10%
|
10%
|
Найдите
в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Одинаковый процент опрошенных независимо от возраста определяющим фактором в
формировании личности признаёт наследственность.
2)
Среди тех, кто считает определяющим фактором в формировании личности школу,
больше доля 60-летних жителей, чем 20-летних.
3)
Наименее популярным фактором, определяющим формирование личности, среди
60-летних жителей оказалась группа ровесников.
4)
Семью как определяющий фактор формирования личности отметило больше 60-летних
жителей, чем 20-летних.
5)
Большинство опрошенных 20_летних жителей в качестве фактора, определяющего
формирование личности, отметило семью и группу ровесников.
Ответ:
______________
Часть С.
Прочтите текст и выполните задания С1-С3
по тексту.
Процесс формирования личности имеет две стороны.
Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке
психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и
психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание,
мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических
образований (знания, навыки и умения). <...>
Внешняя сторона процесса формирования личности
является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и
физиологические) процессы влияет общество, в котором живёт человек?».
Личность как объект социальных отношений, формируясь,
впитывает эти отношения, учится играть определённые ей роли, усваивает ценности
и нормы общества, образцы поведения. Всё это накладывает отпечаток на те
физиологические и психические процессы, которые формируют личность.
Личность — это представитель общества, продукт
социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.
<...>
Личность как субъект социальных связей имеет
определённую независимость, автономность от общества, дающую возможность
чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и
противопоставить себя обществу. <...>
В случае недостаточного уровня общения, недогрузки
процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных
проявлений может наблюдаться процесс, обратный развитию, формированию, —
деградация личности. От недостатка, хронической нехватки мыслительной,
логической деятельности может развиться умственная деградация.
Ещё страшнее — моральная деградация — отсутствие
нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания. Вот почему так опасно
развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкает к
насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к
страданиям, развивается моральная деградация общества. Преодолеть моральную
деградацию общества очень трудно (Текст адаптирован по книге Б. А. Исаева).
С1.
С какими тремя смысловыми значениями связывает автор понятие «личность»?
С2.
Какое качество личности как субъекта социальных связей выделяет автор?
С3.
Что, по мнению автора, во многом влияет на моральную деградацию личности?
Личность
и мораль.
Вариант
2.
Часть
А.
1. В
семье Т. семейные роли распределены по половому признаку, кроме того главой
семьи является мужчина.
1)
традиционной 2) коллективистской
3)
авторитарной 4) бездетной
|
2. Три
из предложенных характеристик семьи имеют одинаковое значение. Какая
характеристика лишняя?
1)
эгалитарная 2) патриархальная
3)
коллективистская 4) партнерская
|
3. Верны
ли следующие суждения?
А)
Безграничной свободы человека не может быть.
Б)
свобода личности в различных ее проявлениях является сегодня важнейшей
ценностью цивилизованного человечества.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения неверны
|
4.
Возможность высказывать свое мнение – это
1)
ответственность
2)
свобода
3)
мораль
4) долг
|
5.
Совокупность особых духовных правил, которые регулируют поведение человека,
его отношение к другим людям и т.д. – это
1) мораль
2) нравственность
3)
совесть 4) долг
|
6.
Учение о способах индивидуального поведения человека в семье, а также
взаимоотношениях между ее членами – это
1)
нравственность 2) гуманизм
3)
этикет 4) этика
|
7.
Строгие отношения подчинения главе семьи характеризует стиль семейных
взаимоотношений
1)
диктаторский; 2) авторитарный;
3)
демократический 4) попустительский
|
8. Верны
ли следующие суждения?
А.
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах жизнедеятельности.
Б.
Мораль не осуждает безнравственное поведение.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения неверны
|
9.
Превращение требования морали в личную задачу данного конкретного человека.
1)
ответственность 2) свобода
3)
необходимость 4) долг
|
10.
Способность осуществлять нравственный самоконтроль – это
1)
нравственность 2) совесть
3)
добро 4) долг
|
|
|
|
Часть В.
В1. В
приведенном ниже списке указаны черты сходства моральных и правовых норм и
черты отличия моральных норм от правовых. Выберите и запишите в первую колонку
таблицы порядковые номера черт сходства, а во
вторую
колонку — порядковые номера черт отличия.
1) направлены на
регулирование общественных отношений
2) выражены в
общественном мнении
3) распространены
на все общество
4) гарантированы
совестью индивида.
Черты
сходства
|
Черты
отличия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В2.
Соотнесите предложенные характеристики и относящиеся к ним стили семейных
взаимоотношений.
Характеристики
|
|
Стили семейных взаимоотношений
|
А)
диктатура
|
|
1.
демократический
|
Б)
безразличие
|
|
2.
попустительский
|
В)
взаимное уважение
|
|
3.
авторитарный
|
Г)
черствость
|
|
|
Д)
отстраненность
|
|
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого
отмечено буквой.
(А)
В последнее время в России в результате расторжения браков около 400 тыс.
несовершеннолетних детей ежегодно остаются без одного из родителей. (Б)
Представляется, что актуальной проблемой становится безнадзорность подростков,
оказавшихся без должного
внимания
родителей. (В) Безнадзорные дети могут стать жертвами преступлений, попасть под
влияние взрослых подстрекателей, под убеждением и принуждением которых могут
пойти на совершение правонарушений.
Определите,
какие положения текста
1)
отражают факты
2)
выражают мнения
Запишите
в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
В4.
Учёные
опросили жителей страны Л.: 20-летних и 60-летних. Им задали вопрос: «Какой
фактор Вы считаете определяющим в формировании личности?». Результаты опроса (в
% от числа отвечавших) представлены в виде таблицы
Факторы,
определяющие
формирование
личности
|
Жители
страны Л.
|
20"летние
|
60"летние
|
Наследственность
|
20%
|
15%
|
Семья
|
25%
|
52%
|
Группа
ровесников
|
25%
|
8%
|
Школа
|
20%
|
15%
|
СМИ
|
10%
|
10%
|
Найдите
в приведённом списке выводы, которые
можно
сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)
Одинаковый процент опрошенных независимо от возраста определяющим фактором в
формировании личности признаёт наследственность.
2)
Среди тех, кто считает определяющим фактором в формировании личности школу,
больше доля 60-летних жителей, чем 20-летних.
3)
Наименее популярным фактором, определяющим формирование личности, среди 60-летних
жителей оказалась группа ровесников.
4)
Семью как определяющий фактор формирования личности отметило больше 60-летних
жителей, чем 20-летних.
5)
Большинство опрошенных 20_летних жителей в качестве фактора, определяющего
формирование личности, отметило семью и группу ровесников.
Ответ: ______________
Часть С.
Прочтите текст и выполните задания С1-С3
по тексту.
Процесс формирования личности имеет две стороны.
Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке
психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и
психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание,
мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических
образований (знания, навыки и умения). <...>
Внешняя сторона процесса формирования личности
является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и
физиологические) процессы влияет общество, в котором живёт человек?».
Личность как объект социальных отношений, формируясь,
впитывает эти отношения, учится играть определённые ей роли, усваивает ценности
и нормы общества, образцы поведения. Всё это накладывает отпечаток на те
физиологические и психические процессы, которые формируют личность.
Личность — это представитель общества, продукт
социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств.
<...>
Личность как субъект социальных связей имеет
определённую независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать
себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя
обществу. <...>
В случае недостаточного уровня общения, недогрузки
процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных проявлений
может наблюдаться процесс, обратный развитию, формированию, — деградация
личности. От недостатка, хронической нехватки мыслительной, логической
деятельности может развиться умственная деградация.
Ещё страшнее — моральная деградация — отсутствие
нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания. Вот почему так опасно
развитие насилия для общества. Во время войн, когда масса людей привыкает к
насилию, крови и виду трупов, когда снижается порог чувствительности к
страданиям, развивается моральная деградация общества. Преодолеть моральную
деградацию общества очень трудно (Текст адаптирован по книге Б. А. Исаева).
С1.
С какими тремя смысловыми значениями связывает автор понятие «личность»?
С2.
Какое качество личности как субъекта социальных связей выделяет автор?
С3.
Что, по мнению автора, во многом влияет на моральную деградацию личности?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.