Вариант
1.
1.Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к
социальными благам, называются
|
|
1)
|
социальной
мобильностью
|
|
2)
|
социальным
статусом
|
|
3)
|
социальным
неравенством
|
|
4)
|
социальными
отношениями
|
|
2.Через пять лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою
квалификацию и стал бригадиром. Это пример
|
|
1)
|
социальной
стратификации
|
|
2)
|
социальной
мобильности
|
|
3)
|
социальной
роли
|
|
4)
|
социализации
|
|
3.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А.
|
Социальные
нормы регулируют жизнь общества.
|
Б.
|
Социальные
нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим
лицам.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
4.Верны ли следующие суждения о семье?
А.
|
Семья
– это малая группа.
|
Б.
|
Семья
– это социальный институт.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
5.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А.
|
Социальные
роли человека определяются его социальным статусом.
|
Б.
|
Принятие
социальной роли носит личностную окраску.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
6.Верны ли следующие суждения о социализации?
А.
|
Социализация
– процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
|
Б.
|
Социализация
происходит в результате исключительно стихийных,
ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
7. В ходе
социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка
одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в
разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний
точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные
данные представлены в таблице:
Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян.
Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.
Варианты
ответа
|
Число ответивших (в %)
|
2002
|
2005
|
Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность
заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь.
|
28
|
31
|
Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа
жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом.
|
26
|
20
|
Я живу, как и раньше, – для меня в последние годы ничего
особенного не изменилось.
|
21
|
27
|
Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться
большего.
|
7
|
10
|
Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни.
|
18
|
12
|
8.В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 году,
предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком
возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в
таблице:
Старость
начинается в
возрасте
|
Число
выбравших это мнение (в %)
|
мужчин
|
женщин
|
25
– 39 лет
|
1
|
1
|
40
– 49
|
10
|
7
|
50
– 54
|
20
|
17
|
55
– 59
|
13
|
13
|
60
– 64
|
29
|
30
|
65
– 90
|
21
|
25
|
Затрудняюсь
ответить
|
6
|
7
|
Среднее
значение возраста старости
|
57
лет
|
59
лет
|
Какой вывод можно сделать на основании приведенных в таблице
данных?
|
|
1)
|
Четвертая
часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте от
25 до 54 лет.
|
|
2)
|
Средние
оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно
расходятся.
|
|
3)
|
Менее
1/3 опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59
лет.
|
|
4)
|
Большинство
опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне
65 – 90 лет.
|
|
9.Прочитайте приведённый
ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Социологи
определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение
его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль –
это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.
(3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По
нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и
безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите,
какие положения текста носят
|
|
А)
|
фактический
характер
|
Б)
|
характер
оценочных суждений
|
|
10.Прочитайте приведённый
ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Общество
динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой
__________ (1). Это явление получило название социальной
__________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не
изменяющие социального положения индивидов и групп, называют
__________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной
возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из
одной местности или страны в другую, т. е. __________ (4).
__________ (5) мобильность предполагает качественное изменение
социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение
дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в
современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные
__________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.
п.»
Выберите
из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски.
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду,
что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте
последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый
пропуск.
Обратите
внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны
номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую
выбранному вами слову.
|
|
А)
|
миграция
|
Б)
|
мобильность
|
В)
|
горизонтальная
|
Г)
|
институт
|
Д)
|
статус
|
Е)
|
вертикальная
|
Ж)
|
группа
|
З)
|
стратификация
|
И)
|
маргинализация
|
|
11. Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления
хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление
функции, которое вы иллюстрируете
12. С возникновением
«класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся
нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить,
объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной
класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение,
достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой
всякого иного социального расслоения… Развитие современной
экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает
формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого
по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу
над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество
капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного служащего
определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не
были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член
общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с
большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные
функции… В современных же условиях не социальный
статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального
общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем
высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация
есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а
монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и
наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не
означает обладания ею …
(В.Л. Иноземцев)
Какие
изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса
интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.
|
13.
Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной,
образованы по этнонациональному признаку.
Русские, белорусы, татары, мусульмане, башкиры.
Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
«социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса,
составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
Вариант
2.
1.Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в
виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
|
|
1)
|
всенародная
слава
|
|
2)
|
всеобщий
почет
|
|
3)
|
награждение
грамотой
|
|
4)
|
доброжелательное
отношение
|
|
2.Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до
революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он
гордится тем, что он русский. Признаки какой общности проявляются в этом
примере?
|
|
1)
|
демографической
|
|
2)
|
территориальной
|
|
3)
|
этносоциальной
|
|
4)
|
конфессиональной
|
|
3.Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.
|
Социальная
группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.
|
Б.
|
Отношения
в группе обязательно регулируются официальными документами.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
4.Верны ли следующие суждения о многообразии социальных
групп?
А.
|
Для
малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные
отношения.
|
Б.
|
Размер
группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А.
|
Получение
образования является средством социальной мобильности.
|
Б.
|
Вертикальная
мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
6.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А.
|
Понятие
«социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный
характер данного предписания.
|
Б.
|
Понятие
«социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других
людей ее соблюдения.
|
|
|
1)
|
верно
только А
|
|
2)
|
верно
только Б
|
|
3)
|
верны
оба суждения
|
|
4)
|
оба
суждения неверны
|
|
7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая
формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере
приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего
описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены
в таблице:
Сделайте вывод об
изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные
таблицы) три обоснования этого вывода.
|
Варианты ответа
|
Число ответивших (в
%)
|
|
|
2002
|
2005
|
|
|
Мне приходится
«вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить
себе и близким терпимую жизнь.
|
28
|
31
|
|
|
Я свыкся с тем, что
пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в
большом и малом.
|
26
|
20
|
|
|
Я живу, как и раньше,
– для меня в последние годы ничего особенного не изменилось.
|
21
|
27
|
|
|
Мне удалось
использовать новые возможности, чтобы добиться большего.
|
7
|
10
|
|
|
Я никак не могу
приспособиться к нынешней жизни.
|
18
|
12
|
|
8.В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших президентских
выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас
в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?»
Распределение ответов
приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в
октябре 2002, 2004 годов.Какой вывод о развитии политической системы
страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?
Варианты ответа
|
2002
|
2004
|
2005
|
Есть значительные оппозиционные
движения, партии
|
45
|
42
|
32
|
Нет значительных оппозиционных
движений, партий
|
38
|
40
|
47
|
Затруднились ответить
|
17
|
18
|
21
|
|
|
1)
|
Президентские выборы никак не повлияли
на наличие оппозиционных настроений населения.
|
|
2)
|
Доля граждан, затруднившихся определить
свое отношение к наличию оппозиции, снизилась.
|
|
3)
|
Доля граждан, отмечающих наличие
оппозиционных партий и движений, уменьшилась.
|
|
4)
|
Почти треть опрошенных признала
снижение роли оппозиции в обществе.
|
|
9. Прочитайте
приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В исследовании приняли участие 1503
юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о
заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)В результате исследования
было установлено, что ранние браки чаще заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд,
такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных
ценностей.
Определите, какие положения текста носят
|
|
|
|
|
|
|
А)
|
фактический характер
|
Б)
|
характер оценочных суждений
|
|
10.Прочитайте
приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Наличие существенных психологических
__________ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не
вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на
огромное число __________ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие
полов существенно влияют распространенные __________ (3), представляющие
мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин –
пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а
нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно
приписываемую им __________ (4) «домашней хозяйки», «хранительницы
домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным
трудом, который гарантирует им высокий социальный __________ (5) и
позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же
полоролевое разделение __________ (6) потеряло былую жесткость,
количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко
уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве
стали в принципе равными. Совместное обучение и общая трудовая деятельность
мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их
нормах поведения и психологии».
Выберите из предлагаемого ниже списка
слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в
именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке
больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за
другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
Обратите внимание на то, что пропуски
пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под
каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
|
|
А)
|
исследование
|
Б)
|
различие
|
В)
|
труд
|
Г)
|
общение
|
Д)
|
учение
|
Е)
|
стереотип
|
Ж)
|
роль
|
З)
|
статус
|
И)
|
группа
|
|
11. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение,
что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного
утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
12.
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса
становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна
их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более,
нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах.
Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов,
постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…
Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний,
предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо
более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах
власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном
могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государственного
служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные
факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей –
любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса,
мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные
функции…
В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности
человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в
себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко
распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный
источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна;
однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором
производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …
(В.Л. Иноземцев)
Как автор оценивает новый принцип
социальной стратификации? Приведите два авторских обоснования этой
оценки.
|
13. Ниже
приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются формами
социальных взаимодействий.
Престиж,
сотрудничество, соперничество, конфликт, взаимопомощь.
Найдите и укажите
термин, «выпадающий» из этого ряда.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная
мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.