Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыКонтрольная работа по обществознанию.11 класс

Контрольная работа по обществознанию.11 класс

Скачать материал

Вариант 1.

1.Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальными благам, называются

  

 1) 

социальной мобильностью

  

 2) 

социальным статусом

  

 3) 

социальным неравенством

  

 4) 

социальными отношениями

2.Через пять лет после окончания ПТУ работник Н. повысил свою квалификацию и стал бригадиром. Это пример

  

 1) 

социальной стратификации

  

 2) 

социальной мобильности

  

 3) 

социальной роли

  

 4) 

социализации

3.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А.

Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б.

Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

4.Верны ли следующие суждения о семье?

А.

Семья – это малая группа.

Б.

Семья – это социальный институт.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А.

Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б.

Принятие социальной роли носит личностную окраску.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения о социализации?

А.

Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.

Б.

Социализация происходит в результате исключительно стихийных, 
ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице:

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Варианты ответа

Число ответивших (в %)

2002

2005

Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь.

28

31

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом.

26

20

Я живу, как и раньше, – для меня в последние годы ничего особенного не изменилось.

21

27

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего.

7

10

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни.

18

12

8.В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 году, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице:

Старость начинается в возрасте

Число выбравших это мнение (в %)

мужчин

женщин

25 – 39 лет

1

1

40 – 49

10

7

50 – 54

20

17

55 – 59

13

13

60 – 64

29

30

65 – 90

21

25

Затрудняюсь ответить

6

7

Среднее значение возраста старости

57 лет

59 лет

Какой вывод можно сделать на основании приведенных в таблице данных?

  

 1) 

Четвертая часть опрошенных женщин считает, что старость  наступает в возрасте от 25 до 54 лет.

  

 2) 

Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно расходятся.

  

 3) 

Менее 1/3 опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет.

  

 4) 

Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.

9.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2)Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3)Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4)По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

Определите, какие положения текста носят

 

  

А) 

фактический характер

Б) 

характер оценочных суждений

10.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой __________ (1). Это явление получило название социальной __________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют __________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. __________ (4). __________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные __________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.» 

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

 

  

А) 

миграция

Б) 

мобильность

В) 

горизонтальная

Г) 

институт

Д) 

статус

Е) 

вертикальная

Ж) 

группа

З) 

стратификация

И) 

маргинализация

11. Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете

12. С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, кото­рая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…    Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании зна­ний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…      В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …

(В.Л. Иноземцев)

Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите любые два изменения.

13. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по этнонациональному признаку.

Русские, белорусы, татары, мусульмане, башкиры.

Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

 

 

 

 

Вариант 2.

1.Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится

  

 1) 

всенародная слава

  

 2) 

всеобщий почет

  

 3) 

награждение грамотой

  

 4) 

доброжелательное отношение

2.Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России еще до революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Признаки какой общности проявляются в этом примере?

  

 1) 

демографической

  

 2) 

территориальной

  

 3) 

этносоциальной

  

 4) 

конфессиональной

3.Верны ли следующие суждения о социальной группе?

А.

Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.

Б.

Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

4.Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А.

Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения.

Б.

Размер группы не оказывает влияния на качество социального взаимодействия.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А.

Получение образования является средством социальной мобильности.

Б.

Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А.

Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания.

Б.

Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей ее соблюдения.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаются к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице:

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

 

Варианты ответа

Число ответивших (в %)

 

 

2002

2005

 

 

Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь.

28

31

 

 

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни; жить, ограничивая себя в большом и малом.

26

20

 

 

Я живу, как и раньше, – для меня в последние годы ничего особенного не изменилось.

21

27

 

 

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего.

7

10

 

 

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни.

18

12

 

 

8.В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?»

Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002, 2004 годов.Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?

Варианты ответа

2002

2004

2005

Есть значительные оппозиционные движения, партии

45

42

32

Нет значительных оппозиционных движений, партий

38

40

47

Затруднились ответить

17

18

21

  

 1) 

Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.

  

 2) 

Доля граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции, снизилась.

  

 3) 

Доля граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений, уменьшилась.

  

 4) 

Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.

9. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)В результате исследования было установлено, что ранние браки чаще заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей. 

Определите, какие положения текста носят

 

  

А) 

фактический характер

Б) 

характер оценочных суждений

10.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических __________ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число __________ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные __________ (3), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им __________ (4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный __________ (5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение __________ (6) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии». 

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

 

  

А) 

исследование

Б) 

различие

В) 

труд

Г) 

общение

Д) 

учение

Е) 

стереотип

Ж) 

роль

З) 

статус

И) 

группа

11. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения  и приведите три аргумента в его подтверждение.

12. С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, кото­рая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…

    Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании зна­ний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…

      В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею …

(В.Л. Иноземцев)

Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите два  авторских обоснования этой оценки.

13. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, являются формами социальных взаимодействий.

Престиж, сотрудничество, соперничество, конфликт, взаимопомощь.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Контрольная работа по обществознанию.11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Контрольная работа по обществознанию по теме "Социальное развитие современного общества" предназначена для учащихся 11-о класса профильный уровень. Текст контрольной работы составлен с использованием заданий ФИПИ из открытого банка заданий по обществознанию раздел "Социальные отношения". Знать: место и роль человека в системе общественных отношений необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования, особенности социально-гуманитарного познания Уметь: 2.1 характеризовать с научных позиций основные соци Уметь: 2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты),их место и значение в жизни общества как целостной системы 2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями 2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,социальных качеств человека) 2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук 2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,публицистических и др.) знания по заданным темам;систематизировать, анализировать и обобщать неупоря- доченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы 2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни,включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 2.7 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.01.2020 342
    • DOCX 34.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Туркина Надежда Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Туркина Надежда Геннадьевна
    Туркина Надежда Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 77879
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Обществознание» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 305 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к ЕГЭ по обществознанию в разделе «Право»

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе