Главная / Математика / Контроль знаний учащихся и условия его эффективности.

Контроль знаний учащихся и условия его эффективности.

Контроль знаний учащихся и условия его эффективности.

Контроль усвоения знаний, навыков и умений учащихся является важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса в системе образования. От правильной организации контроля во многом зависит достижение дидактической цели занятия, повышение активности учащихся в процессе обучения, воспитание вдумчивого отношения к изучаемому материалу. В процессе контроля знаний, навыков и умений учащихся учитель должен отдавать предпочтение способам, обеспечивающим активную деятельность всех учащихся. Чтобы правильно выбрать способ контроля, необходимо соотнести его с тем уровнем усвоения учебного материала, на который указывает дидактическая цель занятия.

В современной педагогике различают четыре уровня усвоения учебного материала: общие представления, запоминание и понимание, деятельность по образцу, творческая деятельность.

На I, II, III уровнях усвоения важное значение имеет самостоятельная работа учащихся. Характер и объем самостоятельной работы должны быть тщательно продуманы, обоснованы. Они определяются содержанием материала и его особенностями, дидактическими целями урока, подготовленностью учащихся, их уровнем мышления.

Самостоятельная работа учащихся должна проводиться систематически как на уроке, так и вне его. Контроль знаний, навыков и умений учащихся должен быть полным, всесторонним и оперативным. Следует стремиться изыскать такие формы и методы контроля знаний, которые позволяли бы по возможности опросить всех учащихся. В математике существует много видов контроля знаний учащихся.

  1. Опрос с элементами усовершенствования выборочной системы ответов.

Рассмотрим опрос, особенность которого состоит в том, что к предполагаемым вопросам или примерам дается несколько вариантов ответов. Из них учащиеся должны выбрать верные. Эту систему ответов принято называть выборочной. Недостаток такой системы проверки знаний – достаточно высокий процент угадывания и еще больший процент доугадывания правильного ответа.

Процент угадывания правильных ответов может быть резко снижен и практически сведен к нулю в результате применения ряда методов усовершенствования выборочной системы. К ним относятся следующие:

  • кратковременное предъявление вариантов ответов;

  • последовательное предъявление вариантов ответов;

  • трехкратная обработка ответа, т.е. введение графы «не знаю»;

  • выбор ответа в двух частях;

  • мотивированные варианта ответа;

  • матричная система опроса;

  • утверждение типа «правильного ответа нет».

Работа проходит следующим образом. Учитель дает каждому учащемуся карточку, на которой написано задание и варианты ответов. Кроме того, каждому учащемуся выдается проверочный талон. Кроме карточек-заданий и проверочных талонов учитель заготавливает контрольный талон по форме и размерам проверочного материала.

Учащийся выполняет работу, находит в карточке-задании правильные ответы и в соответствующей графе проверочного талона ставит галочку. Учитель собирает проверочные талоны, раскладывает их по вариантам, на каждую пачку накладывает контрольный талон и всю пачку прокалывает шилом в тех клетках, где должны быть правильные ответы. Теперь легко оценить каждую работу по количеству галочек, совпадающих с отверстиями. Дидактическая цель проведения таких опросов: 1) закрепление пройденного материала; 2) повторение; 3) углубление знаний; 4) проверка и контроль знаний, умений и навыков учащихся.

В зависимости от дидактической цели и темы занятия рассматриваемый опрос может быть проведен в любой части урока.

  1. Самостоятельная работа с проверкой с помощью перфокарт.

Предлагаемая работа содержит элемент выборочной системы, однако учащиеся выбирают ответ из такого количества, что угадывание практически невозможно. Каждому учащемуся выдается карточка-задание и проверочный талон.

Дается обычная самостоятельная работа, которую учащиеся выполняют в тетрадях для самостоятельных работ и контрольных работ или на листочках. Затем отыскивают правильные ответы в таблице ответов, написанной на доске, на плакате, ставят галочку в соответствующей клетке проверочного материала.

Контрольный талон отличается от проверочного тем, что в клетках отмечено расположение правильных ответов для данного варианта.

Проверка работы по контрольным талонам осуществляется очень быстро. Талоны раскладывают по вариантам. На каждую пачку накладывается талон с правильными ответами для данного варианта, и вся пачка прокалывается шилом в тех клетках, где расположены верные ответы. Основным достоинством является возможность очень быстрой проверки.

  1. Матрическая система опроса.

Матрическая система опроса заключается в следующем: по определенному разделу программы составляется матрица (таблица). Матрица может быть использована как для проверки вопросов теории, так и для проверки решения задач.

Учащийся, получив вопрос, выбирает из матрицы ответ по каждому признаку и записывает его с помощью указанного в матрице цифрового кода.

  1. Математические диктанты.

Эта форма опроса используется уже давно для контроля усвоения проходимого материала и установления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант проводится в основном в начале урока; текст вопросов простой, легко воспринимается на слух, требует краткого ответа, несложных вычислений. Продолжительность диктанта 5-10 минут.

  1. Экспресс-диктант (с обратной частью).

Экспресс-диктант проводится по правилам обычного математического диктанта, но ответы учащихся пишут в двух экземплярах, один из которых (контрольный) сдается учителю, а другой (рабочий) остается у учащихся.

По рабочему экземпляру диктант проверяется «фронтально», а затем учащиеся сами ставят себе оценку за выполненную работу по нормам, указанным учителем. Достоинство экспресс-диктанта является обратная связь «ученик – учитель». После проведения такого опроса учитель сразу же может выявить, что плохо усвоено учащимися, что хорошо.

  1. Проверка упражнений, в логическом решении которых используются только формулы.

Предлагаемая форма опроса может быть использована в тех разделах курса математики, когда задачу можно решить по формулам в определенном порядке, причем не более чем двумя-тремя способами.

  1. Тестовый опрос чтения свойств функций по их графикам.

Предлагаемый метод опроса содержит элементы усовершенствования выборочной системы. На доске предлагается два варианта работы. Каждый вариант содержит несколько чертежей графиков функций, возле каждого из которых указан цифровой код, затем записи «такой функции нет», «не знаю». Главным достоинством является большая скорость опроса. На ответы учащихся 20 вопросов уходит около 10 минут.

  1. Управляемая самостоятельная работа.

Управляемая самостоятельная работа составляется таким образом, что результат решения первого примера является компонентом условия второго, результат решения второго – компонентом условия третьего и т.д. Учащийся, решив первый пример, сверяет свой ответ с ответами, написанными в произвольном порядке на доске. Если ответ учащегося не совпадает ни с одним из написанных на доске, то он возвращается к решению, находит ошибку и только тогда приступает к решению второго материала. Управляемая самостоятельная работа развивает внимательность, самоконтроль, приучает самостоятельно находить ошибки и получить правильный ответ.

  1. Опрос-игра «Четвертый лишний».

Для повышения интереса к математике полезно вносить в уроки элементы занимательности. Это могут быть задачи на смекалку, исторические факты, игры и т.д.

Примером является опрос-игра «Четвертый лишний». На доске или плакате написано задание из нескольких вариантов, по 4 вопроса в каждом. Учащиеся по какому-либо признаку или свойству объединяют письменно или устно три из четырех примеров, а оставшийся является лишним.

При проверке выполнения заданий используют сигнальные карточки. Для этого каждому учащемуся выдают по четыре карточки разного цвета.

  1. Опрос-эстафета.

Эстафета проводится как соревнование трех команд (командой является ряд учащихся). На доске приведены задания для трех вариантов. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из каждой команды к доске, решают пример или его часть, передают «эстафету» следующему. При оценке проделанной работы следует учитывать качество решения и давать дополнительные очки за скорость выполнения задания. Работа очень активизирует группу, вызывает интерес.

  1. Применение тестов с выбором ответа.

Последние годы они становятся все более популярными. Тест позволяет получить весьма информативный результат проверки благодаря тому, что множество вопросов и задач позволяет охватить содержание большого объема изученного материала. Кроме того, задания в тесте могут требовать от ученика применения разных мыслительных операций и разного уровня сложности. Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой делается первая оценка уровня обученности по данной теме, позволяющая к тому же реально оценить готовность к итоговому контролю в иных традиционных формах и в случае надобности, откорректировать те или иные элементы темы.

Хочется отметить еще одну особенность тестов – тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снижается целый ряд психологических проблем – страхов, нервных стрессов, нервных срывов, которые характерны для обычных форм контроля.

  1. Письменная контрольная работа.

Письменные контрольные работы требуют большей самостоятельности от ученика и могут дать более надежные результаты проверки, чем тесты с выбором ответа, но они охватывают по объему меньше изученного материала.

Обычно, каждая контрольная работа состоит из пяти заданий. Первые четыре задания служат для проверки качества усвоения основного материала и выработки соответствующих навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Пятое задание имеет особый характер. Для его выполнения не требуется новых знаний, однако, чтобы его выполнить, учащиеся должны проявить смекалку.

13. Урок-зачет.

Зачет обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. Вопросы зачета нужно вывешивать за 2-3 недели до него, иногда в самом начале изучаемой темы. По теоретической части зачета проводить опрос помогают помощники (кто хорошо учится), отмечая результаты в соответствующей карточке.

14. Использование компьютера для проверки знаний учащихся.

В широком диапазоне применения компьютера в обучении проверки знаний учащихся с его помощью занимает определенное место и дает ряд преимуществ в сравнении с обычными методами.

Одно из преимуществ компьютера – способность быстро и оперативно реагировать на каждый ответ учащегося и передавать его результаты на дисплей учителя.

Компьютер может быть использован для осуществления диагностической функции, позволяющей учителю не только выявить знания или незнания, но установить их причины. Это осуществляется с помощью структуры программного обеспечения, которая может быть разветвленной, включающей в себя не только вопросы, требующие от ученика ответа «да» или «нет», или вывода однозначного цифрового значения, но и вопросы, требующие от ученика конструирования вариативных ответов. Обратная связь такой программы должна быть направлена на выявление причин недостатков в знаниях учащегося. Основой для разработки программного обеспечения диагностического типа могут являться наиболее вероятные предположения о причинах недостатков в знаниях учащихся.

Контроль знаний учащихся и условия его эффективности.
  • Математика
Описание:

 

    Контроль усвоения знаний, навыков и умений учащихся является важнейшим звеном учебно-воспитательного процесса в системе образования. От правильной организации контроля во многом зависит достижение дидактической цели занятия, повышение активности учащихся в процессе обучения, воспитание вдумчивого отношения к изучаемому материалу. В процессе контроля знаний, навыков и умений учащихся учитель должен отдавать предпочтение способам, обеспечивающим активную деятельность всех учащихся. Чтобы правильно выбрать способ контроля, необходимо соотнести его с тем уровнем усвоения учебного материала, на который указывает дидактическая цель занятия.

    В современной педагогике различают четыре уровня усвоения учебного материала: общие представления, запоминание и понимание, деятельность по образцу, творческая деятельность.

    На I, II, III уровнях усвоения важное значение имеет самостоятельная работа учащихся. Характер и объем самостоятельной работы должны быть тщательно продуманы, обоснованы. Они определяются содержанием материала и его особенностями, дидактическими целями урока, подготовленностью учащихся, их уровнем мышления.

 

   Самостоятельная работа учащихся должна проводиться систематически как на уроке, так и вне его. Контроль знаний, навыков и умений учащихся должен быть полным, всесторонним и оперативным. Следует стремиться изыскать такие формы и методы контроля знаний, которые позволяли бы по возможности опросить всех учащихся. В математике существует много видов контроля знаний учащихся.

Автор Коренева Марвар Ахмияновна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 309
Номер материала 46737
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓