«Контроль и
оценка знаний обучающихся с нарушением слуха в начальной школе в современных
условиях».
Изучение
процесса оценивания деятельности учащихся в школе показало, что отсутствуют
четкие, научно выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться
педагоги. Чаще всего педагоги в своей деятельности по оцениванию деятельности
учащихся исходят из своих интуитивных представлений. В результате этого процесс
оценивания носит произвольный характер. Такое положение дел ставит ребенка в незащищенную
позицию, он не знает своих прав и не может их отстаивать.
Контроль знаний и умений обучающихся - один из важнейших элементов учебного
процесса. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной
информации о том, как усваивается обучающимися материал, как они применяют
полученные знания для решения практических задач. Причем, контроль знаний и
умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только
по результатам его личной учебной деятельности.
Прежде
всего, необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего
школьного возраста: неумение объективно оценить результаты своей деятельности,
слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др.
Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного
материала и уровнем общего развития учащихся как психического, так и
физического.
Учителю
следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности
является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать
их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа
учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким
требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа,
каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти
ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в
классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Так на
уроках в нашем классе мы устраиваем так называемые соревнования. На доске
выписываем имена детей и ставим плюс за каждый правильный и минус за неверный
ответы. Далее подсчитываем плюсы и минусы и ставим оценку по результатам
ответов. Это касается устных ответов. Что же касаемо контрольных работ, то
используются задания подобранные индивидуально для каждого ученика. Краморенко
Андрей в силу своих физических особенностей не может выполнять задания так же
быстро, как и другие учащиеся, поэтому для него подбираются задания меньшие по
объему. Для Гечмен Алекса подбираются более «легкие» задания, т.к. у него
кратковременная память и он не может выполнять очень сложные задания.
Оценивание таких учащихся идет по индивидуальному плану. Если объем заданий
выполнен, то и идет соответствующее оценивание. Как правило у детей с
нарушением слуха этого возраста сомооценка завышена и они не могут адекватно
оценивать ответы товарищей и особенно свои ответы, поэтому после каждого
взаимооценивания дети слушают мою оценку их ответов с доступным пояснением.
Затем каждый ученик проверят свои ошибки, задает вопросы в ходе проверки,
почему нужно делать именно так, и исправляет неверно выполненные задания. На
уроках проходят такие виды контроля знаний, как:
-фронтальный
опрос (в основном по проверке домашнего задания на заучивание);
-индивидуальный
опрос;
-
небольшие самостоятельные работы;
-
выразительное чтение произведения на уроках чтения;
-изображение
прочитанного в рисунке;
-изображение
изученного в рисунке на уроках ознакомления с окружающим миром;
-различные
виды взаимопроверки учениками (проверка выполненной работы в тетрадях);
-оценивание
устных ответов товарищей (найди ошибку при ответе, не только у товарища, но и у
себя);
-групповые
работы, что ведет к формированию самоорганизации и самоконтроля.
Ну и
конечно итоговым контролем знаний по пройденной теме является контрольная
работа.
Таким
образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и
учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения.
Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению
того, чего он достиг и что ему еще предстоит преодолеть.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.