Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонтраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Урок литературы в 8 классе

Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Урок литературы в 8 классе

Скачать материал
Скачать материал "Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Урок литературы в 8 классе"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Контраст как основной художественный приём,           раскрывающий идею расс...

    1 слайд

    Контраст как основной художественный приём,
    раскрывающий идею рассказа
    Л. Н. Толстого «После бала».

  • 1 часть: Бал...

    2 слайд

    1 часть: Бал
    Зала у предводителя.
    Хозяева бала.
    Варенька.
    Полковник.
    Иван Васильевич.
    2 часть: После бала
    Описание улицы
    Солдаты.
    Наказываемый
    Полковник
    Иван Васильевич

  • 3 слайд

  • 4 слайд

  • 5 слайд

  • 6 слайд

  • 7 слайд

  • Антитеза ( греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопостав...

    8 слайд

    Антитеза ( греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.

  • Домашнее задание:А) Что такое  «жизненная позиция » в моём понимании?
Б) Вопр...

    9 слайд

    Домашнее задание:
    А) Что такое «жизненная позиция » в моём понимании?
    Б) Вопросы 1, 2, учебник, стр. 342.
    В) Прочитать статьи учебника «Жизненные источники рассказа»
    «Композиция художественного произведения»,
    учебник, стр. 343-346

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Цели урока:  

  

·       Продолжить работу по выработке навыка анализа текста художественного произведения;

·       Раскрыть замысел писателя через анализ особенностей построения рассказа;

·       Формировать  представления о жизненной позиции.

 

 

 

 

Оборудование:

 

·       презентация;

·       карточки для индивидуального опроса;

·       словарь литературоведческих терминов.

 

Формы и виды деятельности на уроке:

 

o   работа со словарём литературоведческих терминов;

o   аналитическая беседа;

o   выразительное чтение эпизодов рассказа;

o   составление плана и таблиц;

o   использование таблиц в кабинете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Ход урока

1. Оргмомент.

   Приветствие, объявление темы, постановка целей.                   Слайд 1

2.  Реализация домашнего задания.

    1)Рассказать, что нового открыли вы из жизни великого писателя?

    2) Кратко передать содержание прочитанного дома рассказа.

3.Анализ рассказа

    1) Составить план рассказа.  (Несколько учащихся зачитывают планы,

         затем демонстрируется слайд с откорректированным планом)

         1 часть: Бал                                                                              Слайд 2

·        Зала у предводителя.

·        Хозяева бала.

·        Варенька.

·        Полковник.

·        Иван Васильевич.

        2 часть:  После бала

·        Описание улицы

·        Солдаты.

·        Наказываемый

·        Полковник

·        Иван Васильевич

2) Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

    К какому роду литературы относятся рассказы? (Сверяются с таблицей в

    кабинете литературы).

Работа над 1 частью рассказа

3) В чём своеобразие вступления? (Внезапность знакомства с  рассказчиком

     в разговоре о нравственных ценностях человеческой жизни. Вступление

    настраивает на восприятие последующих событий.)

4) Какое событие описано в рассказе? (Бал у предводителя, влюблённость героя, его разочарование).

5) Прочитайте эпизод описания танца полковника с дочерью (От слов «Отец Вареньки был очень красивый…» до слов  «Я сказал, что не я  её кавалер»)

                                                                                                                Слайд 3

6) Запишите в тетрадь слова- эпитеты 1 части. ( Вывод: герой всё воспринимает с «восторженным умилением», он влюблён, счастлив, ему «всё особенно мило и значительно»).

Работа над 2 частью рассказа.

1) Как начинается 2 часть рассказа? (Со слов «Когда я вышел на поле…»).

2)     Каким мы видим полковника в этой части рассказа?                      Слайд 4

3)     Запишите в тетрадь слова- эпитеты 2 части.

4)     Составление таблиц:                                                                         Слайд 5

А) Как выглядят и ведут себя герои 2 части рассказа, полковник и наказуемый?

полковник

наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке.

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям солдат. Спина его – что-то мокрое, красное, неестественное.

Шёл твёрдой подражающей походкой.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры тянули его наперёд.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твёрдым шагом двигалась высокая статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

 

 Б) Сопоставление 1 и 2 частей рассказа по различным характеристикам.

                                                                                                           Слайд 6

Характеристки

На балу

После бала

Чувства

Влюблён, весёлый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечн счастлив.

Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Эпитеты

Грациозая, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твёрдый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный.

Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло.

Чёрное, красное, пёстрое, белые.

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль.

Флейта, барабан. Визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал.

Детали

Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, пёрышко от веера, «домодельные» сапоги полковника.

Оттопыренная губа, замшевая перчатка.

 

Какова роль белого цвета и замшевой перчатки в 1 и 2 частях текста? (Они связывают две части рассказа)

4. Вывод.

 Два эпизода, на балу и после бала, противопоставлены друг другу: светлые и радостные краски бала резко контрастируют с мрачной картиной, изображённой во 2 части.

Приём противопоставления, контраста  носит в литературоведении  название антитезы. Именно этот приём положил в основу композиции своего рассказа «После бала» Лев Толстой.

Прочитайте в словаре литературоведческих терминов точное определение этого понятия.                                                                              Слайд 7

Антитеза (греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.

5. Домашнее задание

  А) Что такое  «жизненная позиция » в моём понимании?

  Б) Вопросы 1, 2, учебник, стр. 342.

  В) Прочитать статьи учебника  «Жизненные источники рассказа»

                                       «Композиция художественного произведения»,

                                 учебник, стр. 343-346

 

 

  

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 2213
    • PPTX 3.8 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прядкина Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Прядкина Ирина Михайловна
    Прядкина Ирина Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9927
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 83 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек