Главная / Русский язык и литература / Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Урок литературы в 8 классе

Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Урок литературы в 8 классе

Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. ...
1 часть: Бал Зала у предводителя. Хозяева бала. Варенька. Полковник. Иван Ва...
Антитеза ( греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопостав...
Домашнее задание: А) Что такое «жизненная позиция » в моём понимании? Б) Вопр...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Тол
Описание слайда:

Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала».

№ слайда 2 1 часть: Бал Зала у предводителя. Хозяева бала. Варенька. Полковник. Иван Васил
Описание слайда:

1 часть: Бал Зала у предводителя. Хозяева бала. Варенька. Полковник. Иван Васильевич. 2 часть: После бала Описание улицы Солдаты. Наказываемый Полковник Иван Васильевич

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Антитеза ( греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлен
Описание слайда:

Антитеза ( греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.

№ слайда 9 Домашнее задание: А) Что такое «жизненная позиция » в моём понимании? Б) Вопросы
Описание слайда:

Домашнее задание: А) Что такое «жизненная позиция » в моём понимании? Б) Вопросы 1, 2, учебник, стр. 342. В) Прочитать статьи учебника «Жизненные источники рассказа» «Композиция художественного произведения», учебник, стр. 343-346

Контраст как основной художественный приём, раскрывающий идею рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Урок литературы в 8 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Цели урока:  

  

·       Продолжить работу по выработке навыка анализа текста художественного произведения;

·       Раскрыть замысел писателя через анализ особенностей построения рассказа;

·       Формировать  представления о жизненной позиции.

 

 

 

 

Оборудование:

 

·       презентация;

·       карточки для индивидуального опроса;

·       словарь литературоведческих терминов.

 

Формы и виды деятельности на уроке:

 

o   работа со словарём литературоведческих терминов;

o   аналитическая беседа;

o   выразительное чтение эпизодов рассказа;

o   составление плана и таблиц;

o   использование таблиц в кабинете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Ход урока

1. Оргмомент.

   Приветствие, объявление темы, постановка целей.                   Слайд 1

2.  Реализация домашнего задания.

    1)Рассказать, что нового открыли вы из жизни великого писателя?

    2) Кратко передать содержание прочитанного дома рассказа.

3.Анализ рассказа

    1) Составить план рассказа.  (Несколько учащихся зачитывают планы,

         затем демонстрируется слайд с откорректированным планом)

         1 часть: Бал                                                                              Слайд 2

·        Зала у предводителя.

·        Хозяева бала.

·        Варенька.

·        Полковник.

·        Иван Васильевич.

        2 часть:  После бала

·        Описание улицы

·        Солдаты.

·        Наказываемый

·        Полковник

·        Иван Васильевич

2) Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

    К какому роду литературы относятся рассказы? (Сверяются с таблицей в

    кабинете литературы).

Работа над 1 частью рассказа

3) В чём своеобразие вступления? (Внезапность знакомства с  рассказчиком

     в разговоре о нравственных ценностях человеческой жизни. Вступление

    настраивает на восприятие последующих событий.)

4) Какое событие описано в рассказе? (Бал у предводителя, влюблённость героя, его разочарование).

5) Прочитайте эпизод описания танца полковника с дочерью (От слов «Отец Вареньки был очень красивый…» до слов  «Я сказал, что не я  её кавалер»)

                                                                                                                Слайд 3

6) Запишите в тетрадь слова- эпитеты 1 части. ( Вывод: герой всё воспринимает с «восторженным умилением», он влюблён, счастлив, ему «всё особенно мило и значительно»).

Работа над 2 частью рассказа.

1) Как начинается 2 часть рассказа? (Со слов «Когда я вышел на поле…»).

2)     Каким мы видим полковника в этой части рассказа?                      Слайд 4

3)     Запишите в тетрадь слова- эпитеты 2 части.

4)     Составление таблиц:                                                                         Слайд 5

А) Как выглядят и ведут себя герои 2 части рассказа, полковник и наказуемый?

полковник

наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке.

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям солдат. Спина его – что-то мокрое, красное, неестественное.

Шёл твёрдой подражающей походкой.

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер-офицеры тянули его наперёд.

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо.

Твёрдым шагом двигалась высокая статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек.

 

 Б) Сопоставление 1 и 2 частей рассказа по различным характеристикам.

                                                                                                           Слайд 6

Характеристки

На балу

После бала

Чувства

Влюблён, весёлый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечн счастлив.

Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.

Эпитеты

Грациозая, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твёрдый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный.

Цвет

Белый, розовый, румяный, серебряные, светло.

Чёрное, красное, пёстрое, белые.

Звуки

Мазурка, вальс, полька, кадриль.

Флейта, барабан. Визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал.

Детали

Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, пёрышко от веера, «домодельные» сапоги полковника.

Оттопыренная губа, замшевая перчатка.

 

Какова роль белого цвета и замшевой перчатки в 1 и 2 частях текста? (Они связывают две части рассказа)

4. Вывод.

 Два эпизода, на балу и после бала, противопоставлены друг другу: светлые и радостные краски бала резко контрастируют с мрачной картиной, изображённой во 2 части.

Приём противопоставления, контраста  носит в литературоведении  название антитезы. Именно этот приём положил в основу композиции своего рассказа «После бала» Лев Толстой.

Прочитайте в словаре литературоведческих терминов точное определение этого понятия.                                                                              Слайд 7

Антитеза (греч.) – стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.

5. Домашнее задание

  А) Что такое  «жизненная позиция » в моём понимании?

  Б) Вопросы 1, 2, учебник, стр. 342.

  В) Прочитать статьи учебника  «Жизненные источники рассказа»

                                       «Композиция художественного произведения»,

                                 учебник, стр. 343-346

 

 

  

 

Автор Прядкина Ирина Михайловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2510
Номер материала 53294
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓