Главная / Биология / Контекстные задачи к урокам естественнонаучного цикла

Контекстные задачи к урокам естественнонаучного цикла

Задание. Мир детства – это мир сказок. Вспомните, пожалуйста, сказку К.Чуковского «Муха – Цокотуха» и определите систематическое положение 7 насекомых из этой сказки. Ответ запишите на бланке.


hello_html_m3eb818.jpg


Для определения систематического положения Вы можете воспользоваться подсказкой – таблицей «Классификация членистоногих» (находится у преподавателя).


Задание. Переведите знакомые по­словицы с языка биологических терминов (ответ запишите на бланке.):

  1. Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого то­плива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда Перепончатокрылые, находящийся в большой деревянной емко­сти.

  2. Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит на растительное сообщество.

  3. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства Волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества.


ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Задание. Почему птицы спокойно сидят на проводах высоковольт­ной передачи, а человеку и прикоснуться к проводам опасно? (ответ запишите на бланке).


hello_html_3464b048.jpg



ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Задание. «Деревья этой зоны так низки, что кроны их оказываются ниже шляпок белых грибов и подберезовиков, поэтому грибы здесь называют не подберезовиками, а надберезовиками. Делая каждый шаг в таком лесу, состоящем из карликовых берез и ив, кажется, что ты наступаешь на мягкую перину, потому что вся земля покрыта мхом и лишайником.  Здесь можно встретить огромные стада северных оленей, находящихся в поиске своего любимого «оленьего мха» - лишайника ягеля».

  1. О какой природной зоне идет речь в данном тексте?

  2. Почему деревья этой зоны так низки?

  3. Каких еще представителей животного мира, кроме северных оленей, здесь можно встретить?


hello_html_m3a36f25e.jpg

     

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Задание. Помогите заблудившемуся путешественнику определить, где он находится.

Известно, что судно, на котором он приплыл, бросило якорь в устье реки, названной в честь человека, память которого почитают представители одной из религий. Эта река большей частью протекает в пределах государства, которое является членом Содружества. Путешественник поднялся вверх по реке до ее истока, где сошел на берег. Преодолев некоторое расстояние пешком, он подошел к столице государства, на гербе которого был изображен некий Джо Бивер, а на современном гербе помещена лента с надписью на латыни «A MARI USQVE AD MARE». Название столицы переводится с одного из местных языков как «деревня».

В одном из последних сообщений путешественник, видимо, не утративший несмотря на бедственное положение чувство юмора, сообщил, что до ледостава несколько раз встречался на реке с самим Джо Бивером.

Кhello_html_m6c1d8321.jpgто такой этот Джо? Для получения ответа на поставленный вопрос, Вам необходимо выяснить:

  1. название реки, на которой высадился путешественник;

  2. название государства;

  3. столицу этого государства;

  4. надпись на современном гербе;

  5. возможно ли в Калининградской области встретиться с «Джо Бивером»? Если, да, то где именно? В каких условиях он живет и какой урон человеку наносит?

(ответы на вопросы впишите в бланк ответов)



ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Задание. Перед вами зашифрованное имя ученого


Кислород

Магний

Свинец

Азот

Водород

Железо

Медь

Цинк

В

У

Е

А

Л

А

З

Ь


Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, расположенного на слайде, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс (Фамилию ученого впишите в бланк ответов).


Подсказка: для определения относительной атомной массы можно воспользоваться Периодической системой Д.И.Менделеева)

hello_html_2c44bc13.jpg


ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


Задание. Разгадайте ребусы о химических элементах (результат впишите в бланк ответов).

      1. hello_html_mcec32b3.png

      2. hello_html_1c528b4a.png

      3. hello_html_m40ddbcc9.png

      4. hello_html_22e07819.png

      5. hello_html_m1125dcca.png

      6. hello_html_m6ea7d511.png

      7. hello_html_6c665c2d.png



ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!



«Сказка про драконов»


У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнеды­шащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для оп­ределения способности к огнедышанию у этих драконов им бы­ли проведены всевозможные скрещивания:

1. Огнедышащие родители - всё потомство огнедышащее.

2. Неогнедышащие родители - всё потомство неогнедышащее.

3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка - в потом­стве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.

4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка - всё по­томство неогнедышащее.

Считая, что признак определяется аутосомным геном, уста­новите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.


«Контрабандист»


В маленьком государстве Лисляндии вот уже несколько сто­летий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его прода­жи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся се­ребристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обману п. таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии'!

«Расстроится ли свадьба принца Уно?»


Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестёр у Беатрис нет. У тёти Беатрис растут два сына - здоровые кре­пыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувст­вует себя прекрасно. .Второй же дядя умер ещё мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тётя и мама Беатрис - дети одних родителей. С какой вероятно­стью болезнь может передаться через Беатрис королевскому ро­ду её жениха?

Ответ: построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из Х-хромосом бабушки Беатрис; мать Беатрис могла получить его с вероятно­стью 0,5, сама Беатрис - с вероятностью 0,25.


По теме «Насекомые»

Литература.

Определите систематическое положение 7 насекомых из сказки «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.

«Перевод с русского на русский»: переведи знакомую по­словицу с языка биологических терминов:

Приблизительно 20 г продукта полукоксования твердого то­плива приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями отряда Перепончатокрылые, находящийся в большой деревянной емко­сти. (Ложка дегтя портит бочку меда.)

Математика.

Решите занимательные задачи.

Чтобы поднять что-нибудь, что в 10 раз превышает вес 10 муравьев, потребуются 2 рабочих муравья. Чтобы сдвинуть с места груз, превышающий на столько же вес 10 человек, потре­буются усилия 70 обычных граждан. Во сколько раз простой муравей сильнее обычного гражданина?

Сильная пчелиная семья насчитывает 80 тысяч пчёл и со­бирает за сезон 150 кг мёда. Сколько мёда добывает каждая ра­бочая пчела, если учесть, что 1/16 часть этого семейства занята другими делами.


По теме «Рыбы»

Музыка.

Какую рыбу нёс кум куме в русской народной песне «Вдоль по Питерской»? (Судака.)

Литер ату р а.

Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И. Кры­лова «Демьянова уха»? (Лещом и стерлядью.)

Какой рыбой потчевал Хлестакова попечитель богоугод­ных заведений Земляника в комедии Н. Гоголя «Ревизор»? (Ла­барданом - свежей просоленной треской.)

Почему одного из персонажей романа М. Шолохова «Под­нятая целина» прозвали Щукарём? (Пытаясь под водой отку­сить фабричный крючок у удилища станичника деда Купыря, девятилетний мальчишка вместо щуки был пойман за верхнюю губу. Крючок ему отец отрезал, губа срослась, но с тех пор за мальчишкой укрепилась кличка Щукарь.)

На какую рыбу был зван Фамусов во 2-м действии комедии А. Грибоедова «Горе от ума»? (На форель.)

Кого писатель В. Астафьев назвал царь-рыбой? (Осетра.)

География.

Какой остров на Дальнем Востоке нашей страны своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин.)

Какие рыбы украшают гербы российских городов? (Волго­град - стерляди, Таганрог - осетр, Онега - семга, Переславль -сельди, Ишим - карась.)


По теме «Птицы»

Литература.

Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Г.-Х. Андерсену? К какому она относится отряду? (Соловей.)

Какая птица - однофамилица с великим русским писате­лем? (Гоголь.)

В «Песне о буревестнике» А. М. Горького описан буре­вестник, «гордо реющий над седой равниной моря», радующий­ся буре. На самом деле он радуется не буре. А чему же?

124

История.

На чьём оперении богиня Гера разместила все 100 глш \\ гуса? (Павлина.)

В Древней Греции и Древнем Риме у каждого 6oi л м. ш свои любимые птицы. Так, например, у Зевса это был орёл Геры - павлин и кукушка, у Афины - сова и петух. А у Афро щ ты? (Голубь и лебедь.)

Математика.

Решите задачи.

Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилечап к гнезду 400 раз в день, принося за 1 раз 0,5 г насекомых. Пери­од вскармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насе­комых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек? (12 кг.)

Сколько километров пролетают московские жаворонки к месту зимовки - пустыне Гоби? (Более 5 тысяч км.)

С какой скоростью летят ласточки, если они за 12 часов без остановок перелетают Средиземное море? (10-15 м/с.)

При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч, при встречном - в 2 раба ниже. За какое время голубь доставит послание адресату на расстояние 850 км и вернётся обратно, ес­ли туда он летит при попутном ветре, а оттуда - при встречном? (25 часов 30 мин.)

Физика.

Почему птицы спокойно сидят на проводах высоковольт­ной передачи, а человеку и прикоснуться к проводам опасно? (Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответв­ление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы, а при параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротив­лению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с со- противлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна.)

Музыка.

Какая птица является частью струнного музыкального ин­струмента? (Гриф.)

Песня какой известной птички привлекла внимание Н. А. Рим-ского-Корсакова для создания мелодии речитатива Весны в опе­ре «Снегурочка»? (Снегиря.)

Физкультура.

Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франции.)


По теме «Млекопитающие»

Литература.

Определите систематическое положение 10 любых героев сказки К. Чуковского «Телефон». (Бегемот, медведь, кенгуру, слон, верблюд - млекопитающие; крокодил - рептилия; цапля -птица; лягушка - земноводное.)

Напишите названия 5 басен И. Крылова, главными героями которых являются млекопитающие животные. Укажите яркие черты их характеров, описанные в баснях. («Волк на псарне», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська», «Свинья под дубом», «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки».)

В русском языке немало пословиц, где упоминаются мле­копитающие животные. Напишите 3 пословицы и объясните их смысл. (Под угрозой кулака и обезьяна запляшет. Лиса все хво­стом покроет (прикроет). Худо, когда волк в пастухах живет.)

Какой породы была собака:

- в повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»? (Шотландский сеттер.)

- в рассказе И. Тургенева «Муму»? (Испанской породы.)

- в повести'Дж. Лондона «Белый клык»? (Смешанной поро­ды волка с собакой.)

- в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»? (Шпиц.)

- в рассказе А. П. Чехова «Каштанка»? (Помесь таксы с двор­няжкой.)

- в повести А. Конан Дойла «Собака Баскервилей»? (Не чистокровная ищейка и не чистокровный мастифф, видимо, по­месь, поджарый, страшный пес величиной с молодую чьвицу.)

Знаете ли вы?

-Где жил и чем занимался самым знаменитый кот А С. Пушкина? (У лукоморья, на дубе, пел и рассказывал сказки.)

- Какой сказочный кот постоянно носил темные очки? (Кот Базилио из сказки «Золотой ключик» А. Толстого.)

- Каким способом передвигался кот в известном стихотво­рении К. Чуковского «Тараканшце»? («...А за ними кот задом наперед».)

- Какая сказка о кошках может послужить яркой рекламой страхования жилища? («Кошкин дом» С. Маршака.)

- Кому принадлежит ставшее крылатым выражение: «А Вась­ка слушает да ест»? (И. Крылову.)

- И кто только мог так замечательно написать: «А у нас се­годня кошка родила вчера котят...»? (С. Михалков.)

- Какой пес носил на лапе часы? (Артемон из сказки «Золо­той ключик» А. Толстого.)

- Какой была любимая обувь собаки Шарика из Простоква-шино? (Кеды.)

- В какой сказке 4 собаки спасли жизнь демобилизованному солдату? («Огниво» Г.-Х. Андерсена.)

- В компании бременских музыкантов каждый исполнял свою роль. Что делал во время цирковых представлений пес? (Пес крутил тройное сальто.)

Перевод «с русского на русский»: переведи знакомые по­словицы с языка биологических терминов.

- Сколько это млекопитающее ни снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит на растительное сообщество. (Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.)

- Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства Волчьих, поэтому не может скрыться в направлении растительного сообщества. (Работа не волк-в лес не убежит.)

Затонувшие корабли.

  • «Русалка» - русский броненосец береговой обороны, погибший в 1893 году при переходе из Ревеля (Таллинн) в Гельсингфорс (Хельсинки). На борту его было 177 моряков. Гибель "Русалки" в конце ХIX века была страшной трагедией для России (своего рода катастрофа "Курска" тех дней). В Ревеле в 1902 году экипажу "Русалки" поставили памятник, на него собирала деньги вся держава - там и пожертвованные царем 5000 рублей, и медяки бедняков. Памятник и ныне - гордость Таллинна.

Российский корабль нашли эстонские морские археологи в финских территориальных водах - кому он сегодня принадлежит? "Русалка" - братская могила. Трогать ее - кощунство. На памятнике в Таллинне выбито: "Россияне не забывают своих героев-мучеников". Броненосец покоится на глубине около 90 метров, его корпус и крупные детали коррозия не уничтожила.

  • По Черному морю издревле проходили важнейшие морские пути, связывавшие Европу с Азией. В черноморских глубинах до сих пор  без изменений сохраняются не только сами останки затонувших кораблей, но и все товары, перевозимые ими (металлы, золото не окисляются и не подвергаются коррозии, дерево, ткани не стареют и не разрушаются). Но, как только корабли поднимают на поверхность, их корпуса очень быстро покрываются ржавчиной и разрушаются.

hello_html_62f6dc0d.pnghello_html_3343b830.png

Объясните, почему:

  • на морской глубине скорость коррозии незначительна

  • опишите причины возникновения коррозии в предложенных ситуациях.

  • напишите необходимые уравнения химических реакций и процессов.

  • определите тип коррозии и предложите способы защиты.


Дhello_html_5b09519b.pngомашнее задание

  • В III в. до н. э. на острове Родос был построен маяк в виде огромной статуи Гелиоса. Колосс Родосский считался одним из семи чудес света, основой 36-ти метровой статуи послужили три массивных каменных столба, скрепленные железными балками, сверху крепился железных каркас, который покрыли чеканными листами бронзы. Однако Колосс Родосский просуществовал всего 66 лет и рухнул во время землетрясения.



  • В 20-е гг. XX в. произошла менее известная катастрофа. Рассказывают, что по заказу одного американского миллионера была построена роскошная яхта «Зов моря». Для обшивки корпуса яхты использовался сплав никеля с медью (монель - сплав), другие детали корпуса были изготовлены из специальных нержавеющих сталей. Еще до выхода в открытое море яхта полностью вышла из строя.

Ученые считают, что в обоих случаях причиной произошедших событий были окислительно-восстановительные процессы.

  • объясните, какие именно окислительно-восстановительные процессы были причиной разрушения металлов

  • опишите причины возникновения коррозии в предложенных ситуациях

  • напишите необходимые уравнения химических реакций и процессов

  • определите тип коррозии и предложите способы защиты.



Бензойная кислота. (10 класс. Тема «Карбоновые кислоты»).

Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара. Этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты.

Вопросы: 1.Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 68,85%, водорода – 4,92%, кислорода – 26,23%. Относительная молекулярная масса бензойной кислоты равна 122.

2. Составьте структурную формулу бензойной кислоты.

3. На основании строения бензойной кислоты сделайте вывод о ее химических свойствах.

Кислород. (8 класс. Тема «Простые вещества»).

Во время грозы из кислорода образуется аллотропная модификация кислорода – озон, имеющий запах свежести.

Вопросы.

1.Что такое аллотропия. Какие вещества называют аллотропными модификациями? 2.Почему после грозы у человека возникает ощущение свежести? 3.Составьте химические формулы кислорода и озона. Вычислите их относительные молекулярные массы. 4.Сравните физические свойства аллотропных модификаций кислорода.

5.Почему химически неверно поэтическое выражение «В воздухе пахло грозой».

Сода. (8 класс. Тема «Изменения, происходящие с веществами»).

При нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа, что делает тесто пышным.

Вопросы.

1.Какую формулу имеют сода и углекислый газ.

2.Определите тип химической реакции, протекающей при нагревании соды.

3.Составьте уравнение химической реакции разложения соды с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность.

4.Где и для чего используют данную химическую реакцию.

5.Найдите в интернете или других источниках информации, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом

6. Составьте схему «Применение соды в домашнем хозяйстве».

Уровневая дифференциация содержания контекстных задач позволяет ставить посильные учебные задачи перед каждым ребенком, создавать активный интеллектуальный фон уроков, полноценно реализовать в преподавании принципы научности, практической направленности, историзма, междисциплинарного подхода.

Марганец. (11 класс (профильный уровень). Тема «Металлы»).

Соединения марганца в основном поступают в организм с пищей. Много марганца содержится в ржаном хлебе, пшеничных и рисовых отрубях, сое, горохе, свекле (содержание марганца в 100 г свеклы составляет 0,65 мг). Марганец поступает в растение в виде ионов Mn2+ . В теле человека содержится 2,2*1020 атомов марганца. Среднесуточная потребность человека в марганце составляет 5-9 мг. Биоусвояемость марганца невысока, всего3-5%. Оптимальная интенсивность поступления марганца в организм 5-9 мг/сутки, уровень, приводящий к дефициту, и порог токсичности оцениваются в 1 и 40 мг/сутки соответственно.

В медицинской практике для промывания ран применяют раствор перманганата калия (w 0,5%, плотность 1г/мл).

Вопросы:

1.Напишите электронную формулу атома марганца и иона марганца.

2.Подсчитайте количество вещества марганца, содержащегося в организме человека.

3.Вычислите массу свеклы, которую необходимо съедать каждый день для того, чтобы восполнить суточную потребность (9мг) марганца в организме.

4. Подсчитайте массу марганца, который усваивается организмом человека.

5.Для обработки ран вы должны приготовить раствор перманганата калия, в наличии оказалось 10 г препарата. Определите объем раствора, который вы сможете приготовить из такой порции перманганата калия.

6.Найдите в интернете или других источниках информации, какую роль играет марганец в организме человека.



Контекстные задачи к урокам естественнонаучного цикла
  • Биология
Описание:

В данном материале представлены контекстные задачи по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Контекстная задача - это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация; требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом ее решения - встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Контекстные задачи способствуют: повышению качества подготовки учащихся; пониманию использования дисциплин естественнонаучного цикла во всех видах деятельности человека; созданию предпосылок для творческой деятельности учащихся, исследовательской и проектной деятельности на более высоком уровне.

Автор Севостьянова Елена Геннадьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 985
Номер материала 34899
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓