Главная / Химия / Контекстные задачи – индикатор компетенций учащихся.

Контекстные задачи – индикатор компетенций учащихся.

Контекстные задачи – индикатор компетенций учащихся.

Потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образовании нашла свое отражение в формировании новых образовательных стандартов. В основной школе реализация ФГОС-2 начнется с 2015года, поэтому уже сегодня стоит задуматься, что мы должны изменить в своей практике. Одно из главных отличий компетентностого подхода в образовании – изменения в системе оценивания учебных достижений. Оценке подлежит не столько предметно-знаниевая область, сколько компетентностная. В этих условиях критерии «знает» и «умеет» не стоят на одном уровне. Оценивать компетенции мы будем по конечному результату «сумел» или «не сумел» выполнить задание.

Новая система оценивания требует новых заданий. Хорошим инструментом для оценивания компетенций учащихся служат контекстные задачи. Для формирования химической компетенции, развития умения выполнять задания компетентностного типа мною составлены задачи для учащихся 9-го класса по теме «Металлы».

Щелочные, щелочноземельные металлы и их соединения.

Задача №1.

Несколько лет назад из Летнего сада в С-Петербурге были убраны все подлинные статуи, являющиеся бесценными произведениями искусства, их заменили копиями.

  1. Чем объяснить такое решение городских властей?

  2. Какие компоненты воздуха приводят к разрушению мраморных статуй?

  3. Опишите процессы, происходящие с мрамором под действием этих веществ.

Задача №2.

Хранение скоропортящихся продуктов сегодня не является проблемой благодаря холодильникам. Наши предки решали эту проблему, не имея сложной бытовой техники. Например, для того, чтобы сохранить свежими куриные яйца их обрабатывали раствором гашеной извести. Одну часть гашеной извести растворяли в 20 частях воды. Свежее яйцо окунали в полученный раствор. Когда яйцо высыхало, обработку повторяли.

  1. Объясните процессы, происходящие с яйцом при длительном хранении на воздухе?

  2. Объясните, что происходит с яйцом после данной обработки?

  3. Предложите другие способы хранения скоропортящихся продуктов.

Задача №3.

Сульфат бария используют в медицине в качестве рентген контрастного, т.е. малопроницаемого для рентгеновских лучей, вещества. Препарат дают больному в виде суспензии. При рентгеноскопии сульфат бария дает на экране четкое изображение желудочно-кишечного тракта.

Сульфат бария получают из минерала витерита, состоящего, в основном, из карбоната бария. Чистый сульфат бария неопасен, так как он нерастворим в воде, но если в используемом препарате останутся примеси карбоната бария, то больной может получить тяжелое отравление.

  1. Объясните причину отравления. При построении гипотезы полезно помнить, что среда желудка – кислая.

  2. Предложите способ, как избежать случайного отравления ионами бария.

  3. Рассчитайте массу 35% раствора хлорводорода, который потребуется для полного растворения 100 г витерита, содержащего 5% некарбонатных примесей.

А) 100,6 г

Б) 106 г

В) 110 г

Г) 10,6 г

Главные переходные металлы

Задача №3.

Как известно, после Бородинского сражения (26.08.1812 года) главнокомандующий русской армией генерал – фельдмаршал М.И.Кутузов (1745-1813 г.) принял очень нелегкое решение сжечь Москву: «Мы оставим Москву, но спасем армию, а значит, и всю Россию».

Москва горела шесть дней. Погибло три четверти построек. Пожар уничтожил и монетный двор. Впоследствии, при разборке пожарища были обнаружены медные монеты, покрытые черным налетом. Монеты промыли, но налет остался.

  1. Объясните причину образования черного налета на медных монетах?

  2. Каким образом можно придать первозданный вид монетам?

  3. Докажите экспериментально на примере медной проволоки свои выводы.

Задача №4.

Кто из вас не помнит «Малахитову шкатулку» Бажова? Все кто видел изделия из малахита, согласятся, что это один из самых красивейших камней. Посетители Государственного Эрмитажа могут любоваться Малахитовым залом, на отделку которого пошло 2 тонны малахита. Но самым замечательным по красоте и размерам могут считаться колонны у алтаря Исаковского собора в С-Петербурге высотой около 10 м.

Малахит известен с античных времен, а свое название он ведет от греческого malache – мальва. Ярко-зеленые листья этого растения напоминают цветом малахит. Еще древние модницы применяли «медную зелень» (порошок малахита) в качестве макияжа. С помощью этой краски они проводили зеленые круги над глазами – тогда такой «грим» считался последним писком моды.

  1. Малахиту в природе часто сопутствует синий минерал лазурит. Что значит название этого минерала?

А) небесная лазурь

Б) медная лазурь

В) медная синь

Г) медная зелень

  1. Состав малахита несложен. Например, если нагреть малахит выше 200º С, он почернеет и превратиться в невзрачный порошок оксида меди; одновременно выделяются пары воды и углекислого газа. Из 100 г малахита получают при нагревании 72 г оксида меди(ΙΙ), 8 г воды, 20 г углекислого газа. Определите состав малахита. Запишите его молекулярную формулу.

  2. Для образования природного малахита нужно соседство известняка и медной руды (часто это сульфид меди), под действием подземных вод происходит образование этого минерала. Предложите гипотезу, объясняющую образование природного малахита.

Задача №5.

В чистом виде медь – тягучий, вязкий металл светло-розового цвета с красноватым оттенком. Исключительно хороший тепло – и электропроводник. Чистая медь (99,9%)используется в электротехнической промышленности для изготовления электрических проводов, кабелей и в теплообменных аппаратах.

По химическим свойствам медь довольно инертный металл: ни с водой, ни с разбавленными кислотами не взаимодействует. При нагревании легко окисляется на воздухе в оксид меди черного цвета, горит в парах серы и хлора.

  1. Медь называют музыкальным металлом. Почему?

  2. Еще в древней Александрии люди использовали сплав меди и цинка для изготовления фальшивого золота. Как называется этот сплав?

А) бронза

Б) латунь

В) мельхиор

Г) дюралюминий

  1. Широко применяется не только сама медь, но и её соединения. Смесь, полученную добавлением соды Na2CO3 и медного купороса CuSO4∙5H2O, издавна использовали для борьбы с вредителями растений под названием «бургундская смесь». Обычно растворяют 100 г сульфата меди (II) на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе.

Задача№6.

Медь относят к числу биоэлементов. Ионы меди содержатся как в тканях растений, так и животных. Из представителей животного мира наибольшее количество меди содержат устрицы, осьминоги и некоторые моллюски. Содержащаяся в их крови медь играет ту же роль, что и железо у высших животных.

У человека медь содержится главным образом в печени. В крови беременных женщин количество меди увеличено. Интересно отметить, что клетки раковых опухолей содержат весьма малое количество меди.

  1. Ионы железа окрашивают нашу кровь в красный цвет, а какого цвета кровь у осьминога?

А) Красная

Б) Зеленая

В) Синяя

Г) Черная.

  1. Объясните, в чем заключается биологическое значение ионов меди и железа для животных и растений.

  2. Какие биоэлементы вам известны. Назовите их.

Коррозия металлов.

Задача №1.

Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Это было химически чистое железо. Такое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные примеси лишают его этих драгоценных свойств: на земном шаре ежегодно «болеет» ржавчиной такое количество железа, которое равняется четверти его годовой добычи.

Ученые предполагают, что именно страны малой Азии были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век.

  1. Название «железо» пришло к нам из шумерского языка. Как оно переводиться

А) небесный

Б) каменный

В) лунный

Г) черный

  1. Железные руды довольно широко распространены на Земле. Назовите наиболее известные месторождения железных руд в нашей стране.

  2. «Болезнь» железа называется коррозия, что значит разъедать (лат.). Опишите симптомы этой «болезни» и предложите способы защиты.

Задача №2.

В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их сплавов

  1. Какие химические процессы могут произойти на поверхности инструментов при неправильном хранении?

  2. Укажите условия хранения металлических изделий, чтобы срок службы был как можно больше.

Задача №3.

В подвале дома обнаружен ящик гвоздей. Многие из них покрылись сверху бурым рыхлым веществом.

  1. Объясните, что это за вещество, как оно называется с химической точки зрения?

  2. В результате, каких причин произошло образование этого вещества?

  3. Предложите способы очистки гвоздей и оптимальные условия их хранения.

Задача №4.

Молодая хозяйка повесила сушить бельё на железную проволоку, натянутую между стойками вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье бурые пятна.

  1. Как объяснить появление бурых пятен на белье?

  2. Как хозяйке избавиться от этих пятен?

Задача №5.

Трюмы норвежского грузового судна «Антонина», направлявшегося к берегам Японии, были заполнены медным концентратом. Внезапно судно дало течь.

  1. Объясните, что произошло?

  2. Запишите уравнения происходящего процесса.

Задача №6.

Знаменитая железная Кутубская колонна в Индии близ Дели вот уже более полутора тысячи лет не разрушается, несмотря на жаркий и влажный климат. Изготовлена она почти из чистого железа (99,72%).

  1. Предположите, почему колонна не подвергается коррозии?

  2. Определите число атомов железа, если масса колонны 6,5 т.

Задача №7.

На литературном кружке, изучая творчество известной поэтессы А. Ахматовой, учащихся заинтересовали следующие строчки из её стихотворения.

На рукомойнике моем

Позеленела медь,

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

  1. Зеленый налет на медных изделиях называется:

А) ржавчина

Б) платина

В) налет

Г) патина

  1. Объясните химические процессы, упомянутые А. Ахматовой

Задача №8.

В одном из совхозов Вавожского р-на произошел взрыв парового чугунного котла отопительной системы фермы. Комиссией было установлено, что в котел попала стружка цинка.

  1. Объясните причину взрыва.

  2. Составьте уравнения реакций

Задача №9.

Если гвоздь вбить во влажное дерево, то ржавчиной покроется та часть, которая находится внутри дерева.

  1. Чем это можно объяснить?

  2. Анодом или катодом является эта часть гвоздя?

  3. Составьте электронные уравнения соответствующих процессов.

Задача №10.

Черкесы на Кавказе закапывали полосовое железо в землю, а, откопав через 10-15 лет, выковывали из него свои сабли, которые могли разрубить даже ружейный ствол, щит, кости врага.

  1. Как называлась сталь, полученная столь необычным способом:

А) цементит

Б) булат

В) литейная

Г) легированная

  1. Опишите процессы, происходящие с железом в земле.

Задача №11.

На поверхности подкисленной почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами.

  1. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран?

  2. В каком месте разрушение наиболее выражено?

  3. Напишите электронные уравнения анодного и катодного процессов.



Литература



  1. М. М. Шалашова. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся // Химия в школе. - 2009. - №4. – С. 24-28

  2. С. В. Панькова Из опыта формирования химической компетенции // Химия в школе. - 2009. - №4. – С. 29-32

  3. Петрищева Л. П., Шиковец Т. А. Школьные химические олимпиады // Химия для школьников. – 2007. - №3. – С. 37-42

  4. Я иду на урок химии : Книга для учителя. – М. : Издательство «Первое сентября», 2000. – 272 с. : ил.

  5. И. А. Леенсон. Занимательная химия. 8 – 11 кл. : В 2 ч. Ч. 2. – М. : Дрофа, 1996. – 224 с.

Контекстные задачи – индикатор компетенций учащихся.
  • Химия
Описание:
 

Потребность современного общества в гибких, адаптивных системах образовании нашла свое отражение в формировании новых образовательных стандартов. В основной школе реализация ФГОС-2 начнется с 2015года, поэтому уже сегодня стоит задуматься, что мы должны изменить в своей практике. Одно из главных отличий компетентностого подхода в образовании – изменения в системе оценивания учебных достижений.   Оценке подлежит не столько предметно-знаниевая область, сколько компетентностная. В этих условиях критерии «знает» и «умеет» не стоят на одном уровне. Оценивать компетенции мы будем по конечному результату «сумел» или «не сумел» выполнить задание.

Новая система оценивания требует новых заданий. Хорошим инструментом для оценивания компетенций учащихся служат контекстные задачи. Для формирования химической компетенции, развития умения выполнять задания компетентностного типа мною составлены задачи для учащихся 9-го класса по теме «Металлы».

 
Автор Фефилова Ирина Петровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 796
Номер материала 15585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓