Главная / Школьному психологу / Консультация Причины нарушения нравственного развития у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа

Консультация Причины нарушения нравственного развития у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа







КОНСУЛЬТАЦИЯ



«Причины нарушения нравственного развития у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа»













Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Поступки сверстников и свои собственные и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают ее с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения.

Проблема профилактики и коррекции нарушений нравственного развития у детей, живущих в учреждениях закрытого типа, является весьма актуальной, поскольку тесно связана с формированием личности и возможностью подготовки детей к дальнейшей интеграции в социум.

Причины нарушения нравственного развития у детей , воспитывающихся в учреждениях закрытого типа бывают двух видов:

- патологические ( на основе органических изменений высшей нервной деятельности );

- непатологические ( под влиянием неблагоприятных социальных условий ).

Первые – мешают социальной адаптации.

Вторые – мешают адаптации в определенной среде.

К факторам происхождения нарушений нравственного развития относят:

- искажение механизмов социализации ребенка ( неблагополучная семья, в которой интересы и потребности ребенка не совпадают с интересами и потребностями семьи; многодетность, сопровождающая неблагоприятными условиями и финансовыми трудностями);

- особенности темперамента;

- пониженная реакция на похвалу и поощрения;

- условия обучения , не соответствующие возможностям ребенка;

- поведение ребенка определяется конкретной ситуацией. Неправильный педагогический подход: несправедливое осмеяние или порицание.

Нарушение нравственного развития у воспитанников характеризуется двойственностью, противоречивостью с одной стороны, ребенок проявляет симпатию к сверстникам, воспитателям, а с другой – по отношению к ним же он бывает груб, агрессивен.

Последствия нравственно – эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребенка в ограниченном,, замкнутом коллективе, достаточно серьезны.

Процесс нравственного развития воспитанника важно рассматривать в его поэтапном движении.

Обозначим условно характерные особенности каждого этапа:

1. Нравственное ориентирование личности через широкий спектр насыщения воспитанников знаниями, эмоционально и действенно окрашенными формами включения детей в игру, упражнение, размышление, практическое действие с учетом возрастных особенностей детей,, уровня развития и возможностей постепенного вхождения в деятельность.

Ребенок здесь выступает в основном объектом педагогических действий воспитателя. Основная задача педагогов на данном этапе –вызвать интерес к знаниям, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности.

2. Эмоционально – образное сосредоточение воспитанников на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности.

На этом этапе сохраняется ведущая роль педагога, но у воспитанника уже расширяется сфера деятельности субъективного начала. Она - в эмоциональном сосредоточении на нравственных ориентирах человеческого бытия, что требует от ребенка конкретизации собственной нравственной позиции как на занятиях , так и в повседневной жизни.

Основная педагогическая задача этапе – создание условий для накопления детьми эмоционально – образных представлений в их нравственном опыте поведения. Педагог старается максимально разбудить эмоциональную сферу ребенка, включить ее в позитивный контактов с окружающими.

3. Концентрация развивающих нравственных представлений чувств воспитанников на нравственном выборе через стимулирование внутренних усилий ребенка в различных ситуациях, включенных в занятия и естественно возникающих в повседневной жизни.

Основная педагогическая задача на данном этапе – формирование нравственного опыта поведения посредством максимального включения воспитанников в ситуации нравственного выбора.

4. Создание педагогических условий для нравственного самоопределения воспитанника , нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности.

Педагогическая задача – обеспечение широкой взаимосвязи нравственных проблем, рассматриваемых на занятиях, с типичными ситуациями и проблемами в окружающей жизни.

5. Развитие у воспитанника формирующейся потребности в нравственном самосовершенствовании через создание для рефлексии относительно проявленного им нравственного выбора, личностной позиции.

Педагогическая линия – обеспечение воспитанникам самостоятельности решения и нравственного выбора на занятиях ,в ситуациях повседневной жизни, стимулирование прогнозирования детьми нравственных последствий собственных поступков.

Выделенные этапы процесса нравственного развития ребенка носят, конечно, условный характер. Однако эта условность позволяет с большей ясностью обозначить психолого – педагогические механизмы обеспечивающие сам процесс нравственного воспитания.

Одна из важнейших задач по привитию навыков нравственного поведения у воспитанников – профилактика асоциальных форм поведения посредством формирования адекватных отношений в триаде « педагог – ребенок – сверстники». Эта триада оказывает положительное влияние на развитие ребенка и коррекцию его нарушений в том случае, когда взрослые ее члены делают установку на сотрудничество.

Такое сотрудничество предполагает:

- умение понять ребенка,

- сопереживать ему,

- оказывать разумную помощь и требовать.

К сожалению, для большинства педагогов характерна низкая заинтересованность в делах и успехах их воспитанников.

Не умея оказать ребенку помощь, воспитатели перекладывают свои обязанности по воспитанию детей на психолога. При этом эпизодически воспитатели требуют от ребенка безусловного подчинения и послушания. В итоге дома и в школе ребенок находится в режиме авторитарного подчинения, что вредно для его нервно – психологического развития.

При таких обстоятельствах у подростков начинают действовать механизмы психологической защиты, которые содержат и асоциальные формы поведения.

Ребенок не стремится к достижению успеха, смирился с ролью, которую ему отводят педагоги. Он чувствует себя одиноко и неуверенно. Но чтобы замаскировать свою неуверенность, ребенок ведет себя независимо и старается казаться равнодушным. Однако, как и все дети, он хочет успехов и желает обратить на себя внимание, получить одобрение окружающих.

Структурными компонентами занятий являются разнообразные формы нравственного просвещения в естественном сочетании и взаимосвязи с игрой, деятельностью, творчеством, психологическими экспериментами, тестами и другими формами включения воспитанников в сферу анализа и осмысления нравственных норм человеческой жизни. Занятия ведутся в увлекательной форме. Они эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены игрой , творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими задачами.

В работе с дошкольниками и с младшими школьниками акцент делается на желание быть хорошим, свойственное детям данного возраста. В процессе занятий важно ориентироваться на характерное для младших воспитанников внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке поведения и самооценке.

В канву занятий необходимо включать методические приемы, которые позволяют педагогу изучать особенности детей, прослеживать динамику их нравственного развития, а также ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе. Так, например, можно организовать работу «Школы вежливости», можно предложить послать свои сокровенные желания сказочным героям. Эффективна и организация опосредованных высказываний о себе и своих проблемах через введенных в занятия нарисованных человечков, через продолженные предложения. Продуктивна и созданная ситуация нравственного выбора в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач.

Большие возможности для формирования нравственных представлений, эмоциональной сферы ребенка и опыта поведения имеет подростковый возраст. Ведь именно в этом возрасте актуальным для воспитанника становится процесс познания себя в сравнении с окружающими, самосознания, определения внутренней сущности своего Я.

Методика построения занятий по нравственному воспитанию как бы вытекает из повседневной жизни группы, вопросов, которые волнуют и с которыми сталкиваются дети. Они насыщены педагогическими ситуациями, творческими заданиями, игровыми методиками, тестами, психологическими экспериментами, упражнениями по самоанализу, нравственно оценке, а также общей деятельностью.

При организации занятий по нравственному воспитанию педагог может использовать следующие методы:

- учебные (изучение нового или воспроизведение забытого, но нужного материала);

- проблемные (воспитанникам заранее дают проблемные вопросы или ситуационные задания, каждый предлагает свой вариант решения, другие что – то добавляют или предлагают свое видение материала).

- ориентационные (обсуждение новых публикаций);

- системные (обсуждение вопросов в определенной последовательности с целью глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему)

- имитационные игры (имитируются события, деятельность людей, обстановка, условия).

- ролевые игры (отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций конкретного лица).

- игры – инсценировки (разыгрывается какая либо ситуации и поведение в ней человека).

- включение воспитанников в совместную деятельность по усвоению нравственных норм поведения (воспитание умения жить и работать в коллективе, выслушивать, оказывать помощь).


Консультация Причины нарушения нравственного развития у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа
  • Школьному психологу
Описание:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

«Причины нарушения нравственного развития у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Поступки сверстников и свои собственные и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают ее с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          навыки нравственного поведения.

    Проблема профилактики и коррекции  нарушений  нравственного развития у детей, живущих в учреждениях закрытого типа, является весьма актуальной, поскольку тесно связана с формированием личности и возможностью подготовки детей к дальнейшей интеграции в социум.

    Причины нарушения  нравственного развития у детей , воспитывающихся в учреждениях закрытого типа бывают двух видов:

-  патологические ( на основе органических изменений высшей нервной деятельности );

-  непатологические ( под влиянием неблагоприятных социальных условий ).

     Первые – мешают социальной адаптации.

     Вторые – мешают адаптации в определенной среде.

     К факторам происхождения нарушений нравственного развития относят:

- искажение механизмов социализации ребенка ( неблагополучная семья, в которой интересы и потребности ребенка не совпадают с интересами и потребностями семьи; многодетность, сопровождающая неблагоприятными условиями и финансовыми трудностями);

- особенности темперамента;

- пониженная реакция на похвалу и поощрения;

- условия обучения , не соответствующие возможностям ребенка;

- поведение ребенка определяется конкретной ситуацией. Неправильный педагогический подход: несправедливое осмеяние или порицание.

    Нарушение нравственного развития у воспитанников характеризуется двойственностью, противоречивостью с одной стороны, ребенок проявляет симпатию к сверстникам, воспитателям, а с другой – по отношению к ним же он бывает груб, агрессивен.

    Последствия   нравственно – эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребенка в ограниченном,, замкнутом коллективе, достаточно серьезны.

Процесс нравственного развития воспитанника важно рассматривать в его поэтапном движении.

     Обозначим условно характерные особенности каждого этапа:

1. Нравственное ориентирование личности через широкий спектр насыщения воспитанников  знаниями, эмоционально и действенно окрашенными формами включения детей в игру, упражнение, размышление, практическое действие с учетом возрастных особенностей детей,, уровня развития и возможностей постепенного вхождения в деятельность.

     Ребенок здесь выступает в основном объектом педагогических действий воспитателя. Основная задача педагогов на данном этапе –вызвать интерес к знаниям, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности.

2. Эмоционально – образное сосредоточение воспитанников на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности.

 На этом этапе сохраняется ведущая роль педагога, но у воспитанника уже  расширяется сфера деятельности субъективного начала. Она -  в эмоциональном сосредоточении на нравственных ориентирах человеческого бытия, что требует от ребенка конкретизации собственной нравственной позиции как на занятиях , так и в повседневной  жизни.

    Основная педагогическая задача этапе – создание условий для накопления детьми эмоционально – образных представлений в их нравственном опыте поведения. Педагог старается максимально разбудить эмоциональную сферу ребенка, включить ее в позитивный контактов с окружающими.

3. Концентрация развивающих нравственных представлений чувств воспитанников на нравственном выборе через стимулирование  внутренних усилий ребенка в различных ситуациях, включенных в занятия и естественно возникающих в повседневной жизни.

    Основная педагогическая задача на данном этапе – формирование нравственного опыта поведения посредством максимального включения воспитанников в ситуации нравственного выбора.

4. Создание педагогических условий для нравственного самоопределения воспитанника , нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности.

    Педагогическая задача – обеспечение широкой взаимосвязи нравственных проблем, рассматриваемых на занятиях, с типичными ситуациями и проблемами в окружающей жизни.

5. Развитие у воспитанника формирующейся потребности в нравственном самосовершенствовании через создание для рефлексии относительно проявленного им нравственного выбора, личностной позиции.

    Педагогическая линия – обеспечение воспитанникам самостоятельности решения и нравственного выбора на занятиях ,в ситуациях повседневной жизни, стимулирование прогнозирования детьми нравственных последствий собственных поступков.

    Выделенные этапы процесса нравственного развития ребенка носят, конечно, условный характер. Однако эта условность позволяет с большей ясностью обозначить  психолого – педагогические механизмы обеспечивающие сам процесс нравственного воспитания.

    Одна из важнейших задач по привитию навыков нравственного поведения у воспитанников – профилактика асоциальных форм поведения  посредством формирования адекватных отношений в триаде « педагог – ребенок – сверстники». Эта триада оказывает положительное  влияние на развитие ребенка и коррекцию его нарушений в том случае, когда взрослые ее члены делают установку на сотрудничество.

     Такое сотрудничество предполагает:

- умение понять ребенка,

- сопереживать ему,

- оказывать разумную помощь и требовать.

     К сожалению, для большинства педагогов характерна низкая заинтересованность в делах и успехах их воспитанников.

    Не умея оказать ребенку помощь, воспитатели перекладывают свои обязанности по воспитанию детей на психолога. При этом эпизодически воспитатели требуют от ребенка безусловного подчинения и послушания. В итоге дома и в школе ребенок находится в режиме  авторитарного подчинения, что вредно для его нервно – психологического развития.

    При таких обстоятельствах у подростков начинают действовать механизмы психологической защиты, которые содержат и асоциальные формы поведения.

     Ребенок не стремится к достижению успеха, смирился с ролью, которую ему отводят педагоги. Он чувствует себя одиноко и неуверенно. Но чтобы замаскировать свою неуверенность, ребенок ведет себя независимо  и старается казаться равнодушным. Однако, как и все дети, он хочет успехов и желает обратить на себя внимание, получить одобрение окружающих. 

    Структурными компонентами занятий  являются разнообразные формы нравственного просвещения в естественном сочетании и взаимосвязи с игрой, деятельностью, творчеством, психологическими экспериментами, тестами и другими формами включения воспитанников в сферу анализа и осмысления нравственных норм человеческой жизни. Занятия ведутся в увлекательной форме. Они эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены игрой , творчеством, деятельностью, упражнениями, педагогическими задачами.

     В работе с дошкольниками и с младшими школьниками акцент делается на желание  быть хорошим, свойственное детям данного возраста. В процессе занятий важно ориентироваться на характерное для младших воспитанников внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить оценку окружающих. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке поведения и самооценке.

    В канву занятий необходимо включать методические приемы, которые позволяют педагогу изучать особенности детей, прослеживать динамику их нравственного развития, а также ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе. Так, например, можно организовать работу «Школы вежливости», можно предложить послать свои сокровенные желания сказочным героям. Эффективна и организация  опосредованных высказываний о себе и своих проблемах через введенных в занятия нарисованных человечков, через продолженные предложения. Продуктивна и созданная ситуация нравственного выбора в процессе игры, анализа ситуаций, решения педагогических задач.

     Большие возможности для формирования нравственных представлений, эмоциональной сферы ребенка и опыта поведения имеет подростковый возраст. Ведь именно в этом возрасте актуальным для воспитанника становится процесс познания себя в сравнении с окружающими, самосознания, определения внутренней сущности своего Я.

    Методика построения занятий по нравственному воспитанию как бы вытекает из повседневной жизни группы, вопросов, которые волнуют и с которыми сталкиваются дети. Они насыщены педагогическими ситуациями, творческими заданиями, игровыми методиками, тестами, психологическими экспериментами, упражнениями по самоанализу, нравственно оценке, а также общей деятельностью.                                                                                                                                           

    При организации занятий по нравственному воспитанию педагог может использовать следующие методы:

- учебные (изучение нового или воспроизведение забытого, но нужного материала);

- проблемные (воспитанникам заранее дают проблемные вопросы или ситуационные задания, каждый предлагает свой вариант решения, другие что – то добавляют или  предлагают свое видение материала).

- ориентационные (обсуждение новых публикаций);

- системные (обсуждение вопросов в определенной последовательности с целью глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему)

- имитационные игры (имитируются события, деятельность людей, обстановка, условия).

- ролевые игры (отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций конкретного лица).

- игры – инсценировки (разыгрывается какая либо ситуации и поведение в ней человека).  

- включение воспитанников в совместную деятельность по усвоению нравственных норм поведения (воспитание умения  жить и работать в коллективе, выслушивать, оказывать помощь).                                                                                                                                                    

 

      

 

Автор Салова Наталья Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 438
Номер материала 26341
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы