Муниципальное
казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего
вида №2»
Консультация
на тему:
Агрессия.
Агрессивный ребенок.
2014
г.
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных
нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и
эффективный способ достижения цели.
Агрессия — это
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам
существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным
и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее
у них психологический дискомфорт.
Агрессивность —
это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют
множество факторов, влияющих на ее появление:
а)
стиль воспитания в семье (гиперопека и гипоопека);
б)
повсеместная демонстрация сцен насилия;
в)
нестабильная социально-экономическая обстановка!
г)
индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень
активного торможения и т. д.);
д)
социально-культурный статус семьи и т. д.
Можно с большой уверенностью предполагать, что
решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная
среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы
поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки
и действия — вот те параметры, которые влияют на поведение ребёнка. Если его
родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические
наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у
него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.
Агрессивность нельзя воспринимать однозначно
отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию
самосохранения как физического, так и эмоционального.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться
в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и
взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он
нуждается в помощи окружающих.
Одной из причин появления агрессивных реакций может
быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников,
особенно если ему присуще стремление к лидерству.
Для
детей статус определяется целым рядом факторов:
—
внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических
навыков, опрятность;
—
обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
—
организаторские способности;
—
широта кругозора;
—
позитивная оценка взрослого и т.д.
И если сверстники по той или иной причине не признают
ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная
обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех,
кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая
ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со
стороны взрослого.
Еще одной причиной появления агрессивности у
дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она
тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям,
унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения
внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная
потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и в форме протеста
против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка,
например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не
знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность
ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно
заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются
искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей,
заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны
скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата
в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию:
порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему
«отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность
взрослого.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка
существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к
нему:
1. Если
это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их
проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
2. Показать
ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной
агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение
такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях
действуют довольно эффективно.
3. Установить
четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
4. Предоставить
детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии,
сопереживания.
5. Обучать
конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку
эмоции.
Агрессивное поведение – одна из проблем в общении у
детей дошкольного возраста. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно
раньше целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных
навыков.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.