Главная / Другое / "Физкультурно-оздоровительные мероприятия как средство предупреждения переутомления детей".

"Физкультурно-оздоровительные мероприятия как средство предупреждения переутомления детей".











Физкультурно-оздоровительная работа как средство предупреждения переутомления детей









Сбродова Галина Анатольевна,

воспитатель,

первая квалификационная категория





















«Здоровье - это состояние наибольшего физического,

психологического и социального благополучия, а не только

отсутствие заболеваний и физических дефектов»


Последние годы проблема оздоровительной работы в дошкольных учреждениях обсуждается достаточно широко, о чем свидетельствует большое количество публикаций, посвященных ей.

В нашем детском саду проводятся оздоровительные мероприятия. Однако уровень заболеваемости остается высоким. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников остается актуальной.

Особое внимание я уделяю проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий, предупреждающих переутомление детей.

Важным условием укреплению здоровья ребенка является выполнение единого двигательного режима в детском саду и дома.

Режимы и определяют то время, в течение которого ребенок может активно бодрствовать, не переутомляясь. Если ему будет своевременно предоставлен отдых, или во время бодрствования смена видов деятельности, то ни переутомления, ни состояния хронического утомления не возникает.

Во время физкультурных пауз на занятиях в детском саду, которые рекомендуется проводить для предупреждения утомления и повышения работоспособности детей, необходимого кратковременного, но эффективного, активного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку во время занятия, расслабления мышц туловища и особенно спины, включаются игровые компоненты малой интенсивности. Наиболее целесообразно их проводить в то время, когда у воспитанника появляются первые признаки переутомления.

Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья и предупреждения утомления детей зависит, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель строит деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру. Известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал, что «забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя», а « во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка».

Одним из важнейших условий является обеспечение индивидуального подхода к ребенку, который должен реализоваться при организации всех видов работы воспитателя с детьми.

Для обеспечения нормального психического развития профилактика переутомления имеет большое значение. На занятиях в детском саду важно использовать фитзкультурно-оздоровительные мероприятия, только тогда занятия будут нести радость, будет здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим.





Занятия для ребенка - труд, который требует достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определенной позы, и сопряжен со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно- воспитательный процесс.


Вид занятия и формы двигательной активности

Особенности организации

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1 утренняя гимнастика

ежедневно

1.2. физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий

1.3. физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно

1.4. гимнастика после дневного сна

Ежедневно, после пробуждения и подъёма детей

1.5. пальчиковая гимнастика

Ежедневно, 3 раза в день

1.6. Дыхательная гимнастика

ежедневно

1.7. профилактическая гимнастика

ежедневно

1.8. гимнастика для глаз

ежедневно

2. Учебные занятия

2.1. по физической культуре

2 раза в неделю в зале, 1 - на улице

2.2. самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей

2.3. физкультурный досуг

1 раз в месяц

3. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи


Распределяя программный материал в течение недели, чередую более трудные занятия со сравнительно легкими, равномерно сочетаю умственные и двигательные нагрузки.

При проведении занятий с детьми использую двигательные, игровые приемы, наглядный материал. Для предупреждения утомления детей, для повышения работоспособности и формирования учебной деятельности провожу физкультминутки. На занятиях у детей старшего дошкольного возраста утомление наступает на 15-17 минуте, однако провожу физкультминутку на 10-12 минуте с тем, чтобы предупредить наступление утомления. Они должны быть направлены на то, чтобы сменить положение туловища, по возможности снять статическое напряжение мышц, активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения выполняются из положения стоя или сидя.

Мhello_html_m277a7e51.jpgетодика и содержание занятий должны не только обеспечить предупреждение утомления детей, но и способствовать формированию у них учебной деятельности, повышению работоспособности.

Детей с пониженной работоспособностью, а также детей с нарушением слуха, зрения сажаю в первые ряды.

Важно правильно организовать деятельность детей и во время перерывов между занятиями. Перерывы должны служить для отдыха и переключения на другие виды деятельности. Дети должны подвигаться, поиграть, при этом я не провожу чрезмерно подвижных и шумных игр, которые возбуждают детей, затрудняя проведение следующего занятия. Длительность перерывов между занятиями 10-20 минут. При подготовке к физкультурному или музыкальному занятиям перерыв может быть увеличен до 15минут.

Проводя занятие, обращаю внимание на позу детей. Не требую от них сохранения на протяжении всего занятия строго заданной неподвижной позы. Это для детей утомительно. При контроле за позой детей на занятии слежу не только за положением рук, головы, туловища, но и ног. Неправильное положение ног вызывает быстрое утомление. Об этом должны знать и дети, тогда они и сами будут контролировать правильность своей позы.

Для предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата важно подобрать мебель - столы и стулья, размеры которых должны соответствовать росту детей. В группе создана благоприятная гигиеническая обстановка: достаточное освещение, систематическое проветривание. При различных отклонениях от нормальной осанки у детей со слабо развитой мускулатурой, имеющих привычку неправильно держаться при сидении и стоянии, перегружающих позвоночник, возникают сутулость, крыловидные лопатки, усиление поясничного изгиба позвоночника. Для предупреждения подобных нарушений постоянно провожу беседы о важности сохранения правильной осанки, даю рекомендации, как помочь своему позвоночнику.

К физкультурно- оздоровительным мероприятиям также относится утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно.

Утренняя гимнастика- это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, зарядить организм ребенка на весь предстоящий день, а также укрепляет костно- мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки. Оздоровительное и воспитательное значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если она проводится систематически. Оздоровительное значение утренней гимнастики заключается в воздействии упражнений на физическое развитие детского организма с учетом анатомо- физиологических и психических особенностей детей.

У детей дошкольного возраста еще довольно слабая костно-мышечная система, не закончено формирование естественных изгибов позвоночника, недостаточно развита сердечно- сосудистая система. Дыхание поверхностное, учащенное, несовершенна центральная нервная система: процессы возбуждения преобладают над торможением. Систематическое проведение утренней гимнастики укрепляет костно- мышечную систему, правильную форму приобретает стопа, воспитывается навык правильной осанки, а хорошая осанка способствует нормальному функционированию всех внутренних органов. Уhello_html_m28ab51a5.jpgтреннюю гимнастику провожу эмоционально, в бодром темпе, что вызывает у детей хорошее, жизнерадостное настроение. Продолжительность утренней гимнастики в старшем дошкольном возрасте 10 минут. Дети занимаются босиком. Подобраны комплексы специальных упражнений: упражнения на формирование правильной осанки, упражнения на плоскостопия, дыхательные упражнения.

Утреннюю гимнастику провожу в чистом проветренном физкультурном зале, в теплое время провожу гимнастику на открытом воздухе.

hello_html_2a7a383e.jpgДыхательная гимнастика играет также значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников, для предупреждения утомления и снижение работоспособности. Включаю дыхательную гимнастику в утреннюю гимнастику, в физкультурное занятие, физминутки, а также использую отдельно дыхательные упражнения. Дыхательную гимнастику провожу несколько раз в день по 2-3 мин.

При проведении дыхательной гимнастики повышается жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям. У детей развивается дыхательная мускулатура, улучшается лимфо- и кровообращение в легких, увеличивается подвижность грудной клетки.

hello_html_m129f4adc.jpgОсобого внимания требует охрана зрения ребенка. Многие виды деятельности детей связаны со значительным напряжением зрения. Ребята выполняют сложные длительные задания по аппликации, лепки, конструированию, требующие большой точности при использовании мелких форм. Велико зрительное напряжение при шитье, рассматривании тематических картинок сложного содержания. Дети подготовительной группы с интересом всем этим занимаются, реже, чем младшие, отвлекаются и в связи с этим создается значительная нагрузка на глаза. На таких занятиях для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышечных глаз ежедневно провожу зарядку для глаз.

В группе должны быть хорошо освещены не только рабочие места, но и те уголки ( книжный, для настольных игр, для изготовления поделок), где проходят самостоятельные занятия детей. Если кому-то из детей показано ношение очков, а он отказывается их надевать из-за реакции сверстников, провожу беседу в группе. («Глаза - бесценный орган чувств, но замечаем мы это лишь тогда, когда в результате травмы или болезни снижается острота зрения. Попробуйте закрытыми глазами найти загаданный предмет в группе. Не правда ли трудно? Вот почему люди говорят: «Береги как зеницу ока!») Занятия для детей с нарушением зрения провожу короче, чем для остальных детей (20-22мин), в середине занятия провожу упражнения для снятия зрительного напряжения.

Вhello_html_m41bbe791.jpg.А.Сухомлинский сказал «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В детском саду необходимо уделять внимание развитию движений рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Все упражнения используются в любое время (утром, во время прогулок, вечером на занятиях); выполняются в медленном темпе до 3 раз в день. Сначала выполняем одной рукой, затем другой, а в завершении двумя руками вместе. Указания даю спокойно, доброжелательно, четко. На таких занятиях как лепка, конструирование, письмо, рисование использую упражнения, которые повышают работоспособность, дают бодрость, выносливость, улучшают самочувствие.

Вhello_html_m11d8a2e5.jpgажное значение для профилактики утомления детей имеет динамическая перемена, т.е. организованный отдых на открытом воздухе продолжительностью 1-2 часа, из которых не менее 25 минут отводится на двигательную активность. Прогулки провожу содержательными, интересными, а подвижную деятельность детей чередую с более спокойной. Подбираю для прогулок такие игры, которые обеспечивают упражнения детей в разных движениях ( в беге, в прыжках, метании и др.), провожу игры ежедневно, для того, чтобы дети учились самостоятельно играть небольшими группами. Игры с большей подвижностью чередую с малоподвижными, типа «Зайка серый умывается», «Найди, где спрятано», «Кто летает». Большое значение для развития движений детей, ловкости, смелости имеют мячи, скакалки, обручи, кольцебросы. На особом учете держу малоподвижных детей, постоянно вовлекаю их в общие игры. Наибольшую ценность для укрепления здоровья детей представляют физические упражнения, которые провожу один раз в неделю, а также подвижные игры на воздухе и упражнения для верхних дыхательных путей, игры на формирование правильной осанки, игры направленные на преодоление плоскостопия.

Использование игр способствует всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

hello_html_5ebe9d8a.jpg

Добрый день!

Скорей проснись!

Солнцу шире улыбнись!

Такими словами приветствую просыпающихся детей. Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию, помогает зарядка в постели.

Она создает, положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающий эффект. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы гимнастики, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дети охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки. Комплекс рассчитан на 5-7минут. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Ребенок, лежа в кровати, самостоятельно выбирает удобную позу, способ и темп выполнения упражнений, которые включают элементы дыхательной гимнастики и закаливания (воздушные ванны).

Вhello_html_7225b9d2.jpgажное значение для профилактики переутомления детей имеют «оживлялки», профилактический массаж, которые проводятся 2 раза в день. Продолжительность их невелика – 2-3 минуты, а оздоровительный эффект очень большой. Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Я учу детей выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру.

Особую роль в жизни ребенка играет праздник. Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

Кhello_html_m46f95566.jpg.Д.Ушинский отмечал, что для детей праздник означает совсем не то, что для взрослых, - ребенок считает свои дни от праздника до праздника, так как именно праздник является важным событием в жизни маленького человека.

Спортивный праздник в детском саду - это событие особенное. Кроме того, что он несет радость и веселье, на нем дети демонстрируют свои спортивные достижения в силе, ловкости, координации, быстроте, сноровке - это своего рода показательные выступления маленьких спортсменов. Физкультурные праздники воспитывают такие необходимые личностные качества, как воля, выдержка, целеустремленность, смелость и упорство, дисциплинированность и организованность, инициативность и самостоятельность, а также чувство коллективизма, товарищества. Такие торжества - важнейшие средства пропаганды здорового образа жизни, привития детям любви к физической культуре и дальнейшей потребности в ней. Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздников на ребенка велико. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего детям просто необходимы. Поэтому в жизни детей обязательно должны присутствовать праздники, развлечения, всевозможные торжества. Получая положительный эмоциональный заряд, дети становятся более открытыми и восприимчивыми к добру, красоте, состраданию и отзывчивости.

Развлечения - одна из форм организации праздника в повседневной жизни детского сада, целями которой являются:

-доставить детям удовольствие, развлечь их;

-обогатить какими-либо впечатлениями;

-пробудить творческую активность;

-закреплять и развивать уже полученные навыки.


hello_html_m1f9de63d.jpg

Два раза в квартал провожу с детьми спортивный праздник, один раз в месяц спортивный досуг, один раз в месяц поход (на речку, поляну, в лес)

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья. Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое отношение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и на дворовых площадках.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому вовлекаю родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных игр и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интересы.

Родители должны активно участвовать в оздоровлении своих детей. Многие родители недостаточно уделяют внимания выполнению режима дня: дефицит ночного сна, малая двигательная активность, нерегулярное пребывание на воздухе. Данные анкетного опроса свидетельствуют о том, что в праздничные и выходные дни детей днем не укладывают спать. Это создает предпосылки для перенапряжения нервной системы, наступающего в результате чрезмерного длительного бодрствования, и затрудняет его засыпание днем в детском саду.

Главным в работе с родителями я считаю формирование у них активной позиции в воспитании и оздоровлении ребенка, преодоление равнодушия и безразличия к тому, что делается в детском учреждении.

С этой целью в уголке для родителей выставляется обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактике гриппа в период эпидемии, одежде детей в группе и на воздухе, правильной организации выходных и праздничных дней. Два раза в год для родителей делаем «День открытых дверей». День открытых дверей - эффективная форма вовлечения родителей в педагогический процесс. Они присутствуют на занятиях с последующей беседой и определением путей оказания помощи ребенку. Организую мероприятия с совместным участием родителей и детей; праздники (спортивные, музыкальные), субботники, походы.

Организую консультации, индивидуальные беседы, даю практические советы, рекомендую педагогическую и медицинскую литературу по данному вопросу.

Как показала практика, планомерная работа приводит не только к улучшению состояния здоровья воспитанников, но и повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор. Родители стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей; занимаются с ними физкультурой, выполняют элементарные самомассажи, записывают детей в хореографический кружок.

Таким образом, одним из главных секретов хорошего физического самочувствия дошкольников и высокой активности в учебно-воспитательном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости – специально сконструированных и индивидуально дозированных упражнений и игр оздоровительной направленности.

При правильном педагогическом проведении такие игры влияют на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулируют развитие основных физических качеств дошкольника (ловкость, быстрота, равновесие и координация движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность; повышает тонус коры головного мозга и вызывает положительные эмоции, что способствует охране и укреплению психического здоровья.

Положительных результатов в здоровье детей можно достичь лишь в случае равной заинтересованности воспитателей, родителей и детей.















































11


"Физкультурно-оздоровительные мероприятия как средство предупреждения переутомления детей".
  • Другое
Описание:

Для обеспечения нормального психического развития профилактика переутомления имеет большое значение. На занятиях в детском саду важно использовать фитзкультурно-оздоровительные мероприятия,  только тогда занятия будут нести радость, будет здоровьесберегающим и здоровьеразвивающим.При правильном педагогическом проведении такие игры влияют на своевременное формирование двигательного анализатора и стимулируют развитие основных физических качеств дошкольника (ловкость, быстрота, равновесие и координация движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность; повышает тонус коры головного мозга и вызывает положительные эмоции, что способствует охране и укреплению психического здоровья.

 

Автор Сбродова Галина Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 831
Номер материала 32660
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓