Главная / Другое / Консультация для воспитателей на тему" Обучение детей навыкам общения"

Консультация для воспитателей на тему" Обучение детей навыкам общения"

Введение

Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна. В целом дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Речь- самый простой с самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ей- серьезная наука и немалое искусство. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, а также как видом деятельности .По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, а формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого человека порождаются определенными побуждениями, а у детей желание высказаться порождается только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Таким образом, потребность в общении – первое условие речевого развития. Значит, нарушение мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом.

Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с тяжелыми нарушениями речи. Это проявляется в несформированности языкового компонента, включающего звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь, а также некоторые иные компоненты: речевое мышление, воображение, речеслуховую память, и в неумении применять данные средства на практике.

Часто воспитатели и родители сталкиваются с тем, что дети вместо того, чтобы сказать что-либо словами, пожимают плечами, или чтобы высказаться по поводу заинтересовавшего их объекта, молча указывают пальцем в нужном направлении. Иногда для привлечения внимания говорят: «Мам, смотри!», или теребят одежду стоящего рядом взрослого. Речь заменяется системой жестов, на которую взрослые часто не обращают внимание, считая ее нормой. А между тем дошкольное детство- «золотой» период, во время которого закладываются у ребенка способности к общению, обмену информацией, получению новых впечатлений. Пройдет совсем немного времени после ухода из детского сада, и он сам будет считать нормой то, что не может выразить мысль словами и ему не слишком нужно общение. А еще через некоторое время будет уверять, что «ну не умеет правильно высказываться и все тут», потому что от природы ему этого не дано.

Безусловно не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка», но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в диалогах, описанию предметов и явлений и многому другому все-таки можно, если заниматься этим системно технологично и главное не скучно для ребенка .







































Формирование мотивации и потребности в общении

Основная задача данного направления работы вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативной
намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом.

Коммуникативное намерение чрезвычайно сильно зависит от
комфортности общения с конкретным собеседником, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот фактор
настолько сильно влияет на эффективность и продуктивность
порождения высказывания, что при неблагоприятных обстоятельствах страх может чрезвычайно редуцировать высказывание или
блокировать речевую активность.
Интересные данные, еще раз подтверждающие
формирования мотивационной стороны речи у дошкольников с
ОНР, приводит М.М. Алексеeвa [1] Исследователь, сравнивая
состояние мотивационной сферы дошкольников с нормальным
речевым развитием и общим недоразвитием, высказывается следующим образом: дошкольники с недоразвитием речи третьего уровня
малоактивны, не сопровождают рассказом игровые
ситуации, редко обращаются с вопросами к взрослым.

Для формирования качественной речи у каждого ребенка без перегрузок и оптимальными средствами нужно знать и учитывать следующее: не
все, что взрослые считают важным, с удовольствием принимается и обсуждается детьми.

Ребенок добровольно говорит «САМ» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно. Если дети
отвлекаются или молчат, это может означать, что они и предложенная взрослыми тема сосуществуют параллельно, не задевая друг друга. Типовая ошибка педагогов заключается в желании привлечь внимание
ребенка при помощи повышенного голоса замечаний о плохом поведении. Необходимо искать способы заинтересовать ребенка, не пытаться силой
заставить себя слушать. Он может перестать шуметь, но это
не значит, что он готов к обсуждению. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показывают следующее.

Дети очень любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий: о том, что они наблюдали в текущий момент и что их удивило. Им нравится почти все что можно делать руками, они с удовольствием комментируют происходящее.
Когда им по душе процесс они могут говорить даже сами
с собой и при этом быть удовлетворены такой « самобеседой».

Можно сказать , что детям нравится прежде всего то, что вызывает восхищение, удивление , радость предвкушение интересного дела.


Дети не любят :

-описания картин;

-призывы к монологической речи , пересказам и полным ответам ;

-рассказы о достопримечательностях ,художниках ,писателях.

Ниже перечислены возможные варианты создания благоприятных условий для общения детей друг с другом и со взрослыми .

1 Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.

2 Соблюдение определенной системы правил детьми, которые необходимо постепенно вводить в учебно-воспитательный процесс:

-любое мнение обсуждается, но не осуждается, не критикуется;
-знаешь сам, скажи другому;
-делись с друзьями. Не старайся всегда взять себе 
самое лучшее;
- останови друга , если он делает что-то плохое: если он не прав, скажи ему об этом;
-если ты сам поступил плохо, не бойся признаться в этом,
признай свою ошибку, попроси прощения:
-умей спокойно принять советы и замечания от и помощь от других;
-не ссopься и не спорь по пустякам;
-не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
-не завидуй- радуйся успехам товарища вместе с ним;
-всегда следи за тем, чтобы речь была точной и ясной;
-сначала подумай, потом говори;
-выслушивай собеседника внимательно до конца;
-слушая, смотри на собеседника, выделяй главное в его
речи и старайся понять его;

- реагируй на высказывание собеседника ,покажи, что понял его ;

-будь доброжелательным ;

-нельзя говорить одновременно нескольким собеседникам; следует высказываться по очереди;

-внимательно выбирай форму общения : «ты « или «вы» ;

-старайся придерживаться нормального темпа речи ,не убыстряя и не замедляя его ;

-речь должна быть умеренно громкой ,чтобы её услышали все присутству ющие ;

-нельзя жевать ,зевать во время разговора ;

-говоря о присутствующем ,нельзя говорить «Он « , «Она» ,надо называть его по имение ;

-если необходимо вежливо исправить ошибку ,применяй выражения : «я думаю» ,» мне кажется» и т.д.

-умей вежливо и корректно возразить собеседнику применяя выражение: «я хочу возразить», «я не согласен с вами»;

Воспитание осознанного отношения к правилам включает три взаимосвязанных компонента: знание правил; понимание их справедливости и значимости; соответствие поступков этим правилам и саморегуляция поведения

3 Активное участие детей в организации деятельности на занятии, с предоставлением дошкольникам свободного выбора:

- картинного материала, используемого на занятии;

- темы беседы или занятия.

4 Проведение рефлексии- обсуждение с детьми основных моментов занятия, выяснение их мнения.


Что же такое общение, коммуникативные способности, зачем они нужны и как проявляются в реальной жизни?


Общение - это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание общающимися людьми, а также взаимное восприятие, понимание и оценка друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируются симпатии и антипатии, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Общение сопровождает нас повсюду - ежесекундно взаимодействуя с ребенком, мы общаемся с ним. В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен близким и друзьям. Ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки . Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми . Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих:


* мотивационную («Я хочу общаться»);


* когнитивную («Я знаю, как общаться»);


* поведенческую («Я умею общаться»).


Первая составляющая («область желания») включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Дети, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьезного заболевания - раннего детского аутизма.


Вторая составляющая коммуникативных способностей - область знания - определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями, другими детьми.


Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении - третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение эмоционально сопереживать.


Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех своих составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.






























Игровые приемы.


В ходе логоп едического взаимодействия необходим комплекс игровых приемов, повышающих мотивацию к речевому общению дошкольников и направленных на :

- актуализацию уже сложившихся у дошкольника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;

-создание условий для проявления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление новых качеств (усидчивости. осознанности, действенности и т.п.);

-коррекцию дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего

негативного отношения к речевому общению.

Такими игровыми приемами могут быть следующие конкретные примеры:

  1. Предложение интриги, тайны.

  2. Загадки, которые можно отгадывать вместе.

  3. Наглядность не только зрительная, но и языковая, музыкальная.

  4. Позитивные реплики на высказывания детей.

  5. Просьба воспитателя к детям посоветовать, поделиться опытом, сделать вывод, уточнение.

  6. Задания, позволяющие включать фантазию ребенка.

  7. Соревновательные моменты.

  8. Игры-путешествия.

  9. Упор на желание ребенка сделать приятное для близких.

  10. Применение активизирующих техник (провокация, абсурд).

Кроме того, создание портфолио на каждого ребенка ( с помощью родителей) также может способствовать повышению интереса дошкольников к познавательной деятельности в целом. Портфолио можно обозначить как папку личных достижений где будут разделы:

-«Мой портрет» ( характер, любимые занятия, лучшие друзья);

-«Мои достижения» ( лестница успеха);

-«Копилка» ( лучшие работы, награды);

-«Я учусь учиться» (памятки).

Необходимо отметить, что оформление портфолио- дело творческое. Папка личных достижений должна отражать индивидуальность ребенка. Желательно, чтобы дети сами подобрали картинки-символы, отражающие их отношение к каждому разделу портфолио.








Активизация речевого общения дошкольников.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Доказано, что если на просьбу ребенка выраженную жестом взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.

В настоящее время очень много дошкольников с недостаточно развитой речевой активностью. Обычно дети, занимаясь какой-либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее( говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачам и т.д.). Наши же дети не так часто прибегают к речи по собственной инициативе.

Развитию речи в детском саду необходимо уделять самое большое внимание : проводить занятия по расширению словаря, формированию фразовой речи, обучению пересказу. Все это даст положительные результаты, но они касаются количественной стороны речи. Подлинного же ее развития не происходит. На занятиях ребенок, подчиняясь взрослому, поизносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение детей между собой и с окружающими взрослыми крайне скудно. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить их эффективность находиться в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.

Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоги и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывание синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц.

Условия развития речевой активности:

  1. общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;

  2. умение преодолевать скованность застенчивость;

  3. способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Помехам речевой активности могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.

Коммуникативные качества:

  • умение принимать себя и других;

  • умение видеть в другом человеке его достоинства;

  • эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

  • знание культуры человеческого общения.

Деятельностные качества:

- умение планировать свою деятельность;

- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;

- умение действовать в конфликтных ситуациях.

Коммуникативные умения:

- внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;

- проявлять уважение к говорящему, не перебивая его, выражать свое отношение к предмету разговора – излагать собственное мнение, делать это убедительно, приводить примеры, сравнивать свое мнение с мнением собеседника, оценивать его, соглашаться с ним или возражать, спрашивать или отвечать, ясно и последовательно выражать свои мысли;

- ориентироваться в ситуации общения, т.е. выстраивать его с учетом ситуации, быть активным, уверенным в общении;

- договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;

- завершать общение, используя этикетные формулы.


Овладение этими качествами и умениями невозможно без развитой речи.

Речевая активность важнейшая составляющая коммуникативной активности





Активизация деятельности детей.

Основным содержанием данной технологии являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике, пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

Цель данного направления работы : научить детей использовать сначала невербальные средства общения.

Упражнения, а так же этюды этой технологии проводятся в качестве разминки, средства как включения в работу, так и развития. Организуя работу воспитатель должен создать у детей потребность подражать действиям взрослого. С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как..», «Изобрази, как…», «Повтори за мной…» и т.п. Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удовлетворение, радость). С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого ( он объясняет и показывает, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния). Кроме того, дети учатся самостоятельно показывать основные эмоции. Примеры технологий:

«Зеркало» Воспитатель говорит детям : « Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце скажи, какое выражение на моем лице?» Используется два варианта определения мимики воспитателя: дети называют выраженное на лице эмоциональное состояние самостоятельно, или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы. Я рассердилась и т.п. При продолжении игры нужно не только назвать выражение , но и скопировать его.

«Походка и настроение» Педагог показывает движения и предлагает изобразить их : « Попрыгаем как воробушек, веселый клоун, кенгуру, козлик ,кузнечик…»; походим как мишка косолапый , как маленький ребенок, который только учится ходить, как манекенщица; полетаем как синичка, как самолет, как орел и т.д.

«Ролевая гимнастика» Ребенок рассказывает стихотворение или пословицу или скороговорку- шепотом, громко, медленно как ползучая змея; быстро как пулеметная очередь.

Активизация компонентов речевой деятельности.

Активизация речевой деятельности в целом не возможна без активизации ее основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и , главное развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

« Кто быстрее» Воспитатель произносит любое слово, в ответ дети называют слово, которое первое пришло им на ум, но по каким-либо

причинам связанное с названным, например, книга- толстая, редкая; дерево – стоит, береза, зеленое; сердитый – папа, кот, начальник; помидор – огород, красный , сок, салат и т.д.

« Домашнее животное» из набора предложенных слов дети называют домашнее животное и как можно быстрее его поизносят . Аналогичные игры можно проводить по темам «Овощи», «Цветы», «Транспорт» и т.д.

«Подбор прилагательных» Педагог показывает картинку, игрушку или называет слово, а дети указываю и как можно больше признаков , например, стол –деревянный, кухонный, обеденный, круглый, удобный, маленький и т.д.

Игра с мячом « Скажи наоборот» Взрослый называет слово и бросает мяч детям, ребенок ловит мяч и говорит противоположное по значению слово например, дать-взять, поднять-опустить , белый -черный, толстый – тонкий, большой – маленький.

«Закончи предложение» По кругу воспитатель передает флажок и тот у кого он в руках дожжен закончить предложение , например, «Я одела шубу, потому, что….»; Папа пришел домой радостный так как …»; «На улице идет дождь потому что…».

«Сочиним историю» Воспитатель начинает рассказывать историю , следующий продолжает «Жили-были…» и так по кругу.



Формирование коммуникативных умений.

По данным Д.Р.Миняжевой, в последнее время все чаще выявляются затруднения в формировании коммуникативных навыков и у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Согласно исследованиям

О.Е.Грибовой (8), в речи таких детей наблюдаются коммуникативные неточности, проявляющиеся в неумении добиваться взаимопонимания, строить свое поведение согласно социальным нормам, требованиям и ожиданиям соответствующего поведения согласно социальным нормам, требованиям и ожиданиям соответствующего поведения, оказывать влияние на окружающих, убеждать и располагать их к себе.

Для автоматизации выработанных на предыдущих этапах коррекционного воздействия умений и навыков лучше всего использовать метод создания проблемных ситуаций: придумывание диалогов к картине, разыгрывание ситуаций общения, обсуждение неприятной ситуации общения из своей жизни и др. По мнению А.Д.Кошелевой, решая смысловые задачи, ребенок использует имеющийся у него эмоциональный опыт, и развивая его, оказывается перед необходимостью осознания его личностного смысла, собственных мотивов и установок.

Попадая в коммуникативные ситуации, ему необходимо самостоятельно организовать свое поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и проявлять волевые усилия. После проведения игр и игровых упражнений действия и поступки каждого из детей анализируются, обсуждаются варианты выхода из создавшейся ситуации.

На данном этапе работы дети должны овладеть следующими коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко вступать в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Сначала дети овладевают лишь элементами коммуникативных отношений (вопросами и ответами). Затем учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять неоконченные диалоги.

Коммуникативные отношения строятся по определенным схемам:

- вопрос- ответ;

-вопрос-ответ-вопрос;

-сообщение-вопрос;

-сообщение-сообщение;

-побуждение-сообщение.

Наиболее типичная вопросно-ответная форма речевого общения используется как для решения познавательных задач, так и социально-коммуникативных. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений, с другой- именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой, служащей не только носителем информации, но и побуждающей к ответному высказыванию.

Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствует о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделять главное, осознавать проблему и верно ее формулировать. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы способствует развитию умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры. Особое внимание при этом необходимо уделять формированию умения слышать собеседника.

Этому способствуют некоторые игровые ситуации.

«Снежный ком»

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

«Волшебный мешок»

Ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные дети задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

«Я бросаю тебе мяч»

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе…..конфетку (цветок, котика и т.д.) Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое ( люблю играть с котенком, люблю смотреть на цветы и т.д.)

На следующем этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь свои собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, в совместной деятельности сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого общего плана.

Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если:

- педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способностей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

- педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности.

- работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на практике невербальные средства общения.

Далее рассмотрим современные подходы, средства и приемы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям. Коммуникативные способности и умения (представления, поступки), которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время (во время игровой деятельности), должны быть объединены в сознании ребенка.

Игровая деятельность. Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния. Театрализованная деятельность (игры) имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп. Выразительность речи; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Изобразительная деятельность. Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).

Далее рассмотрим такой вид деятельности с детьми, как музыкальная. В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Трудовая деятельность: Труд детей в детском саду позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества.

Чтение художественной литературы. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном, некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.

Коммуникативная деятельность (развитию речи). К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи в детском саду – помочь ребенку освоить родной язык. В процессе деятельности по развитию речи, у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.



Тренинг (психологический) - один из ведущих методов практической психологии. Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Закреплять полученные в ходе работы по формированию коммуникативных способностей результаты, необходимо проводя с детьми беседы (в виде диалога). Беседе предшествует предварительная работа, для нее характерны развернутые сообщения. В разговоре и беседе формируется умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. Беседа используется для того, чтобы систематизировать знания детей, ведет их к правильным и ясным выводам, активизируется словарь, совершенствуется грамматическая форма. Итак, подведем итог вышесказанному. Для того, чтобы процесс по формированию коммуникативных способностей был наиболее эффективен, если педагог осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности.





































Содержание:

  1. Введение.

  2. Формирование мотивации и потребности в общении.

  3. Игровые приемы для формирования мотивации общения.

  4. Активизация речевого общения дошкольников.

  5. Формирование коммуникативных умений.

  6. Заключение.









































Заключение.

К образовательным результатам дошкольного звена можно отнести способность ребенка:

-умение задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;

-умение устанавливать контакты;

-поддерживать разговор;

-использовать элементарные нормы общения;

-сотрудничать со взрослыми и с детьми разного возраста в предложенных формах;

-формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;

-комментировать свои действия;

-контролировать свое поведение;

В заключение хочется напомнить, что при коррекционной развивающей работе с детьми необходимо соблюдать определенные условия:

1. Создание благоприятной эмоциональной ситуации ( демократичный

стиль общения, организация совместной деятельности детей и взрослого, коллективные дела детей.)

2.Создание у детей ситуации успеха, когда каждому ребенку педагог поможет увидеть свои достижения.

3.Активизация познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента через широкое использование игровых приемов, элементов соревнования, проблемных ситуаций, при решении которых совместная деятельность педагога и детей приводит в верному решению

При этом дети становятся активными участниками процесса познания, участие в поиске решения требует от них напряженной мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, обучает логике в рассуждениях , вселяет уверенность в собственных силах.

Только в такой обстановке активно формируются социально-коммуникативные навыки.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.



Кафедра коррекционной педагогики.



Выпускная работа на тему:

«Обучение дошкольников с проблемами

в развитии речевому общению».





Работу выполнила: слушатель курсов

повышения квалификации

группы К О Р № 14

воспитатель МБДОУ №101

Лукьяненко А. А.



Научный руководитель:

Дуброва Татьяна Игоревна,

заведующий кафедрой коррекционной

педагогики УИПКПРО,

кандидат педагогических наук, доцент.



г.Ульяновск-2014 г.

Список использованной литературы

1.Алексеева М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. Пед.учеб.заведений.2-е изд., испр. М.1998.

2.Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Метод. рекомендации. М., 2009.

3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада М., 1999.

4.Васильева З.М. Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.http:\\festival. 1 september. ru

5.Волкова Л.А. Развитие речевых способностей дошкольников на занятиях в ДОУ средствами интеллектуально-развивающих методик// Формирование интеллектуально-речевых способностей дошкольников в условиях ДОУ: Сб.мат-лов.Кострома, 2006.

6 Глистина И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия.2006.№5

7 Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией//Дефектология. 1995.№6

8 Комарова С.В. Формирование коммуникативных умений у детей с интеллектуальными нарушениями// Логопед.2004.№2

9 Кузьменкова Н.Ю. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи// Логопедия.2005.№4

10 Майсурадзе И.Ю. Формирование речемыслительной деятельности как основы ключевых компетенций.// Сборник методических статей УИПКПРО Ульяновск- 2010
















Консультация для воспитателей на тему" Обучение детей навыкам общения"
  • Другое
Описание:

           Введение

          Проблема недоразвития речи современных детей весьма актуальна.    В целом дети  не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми  вне стен дошкольных учреждений. Если в 60–80-е годы большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

 Речь- самый простой с самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ей- серьезная наука  и немалое искусство. Ребенок овладевает речью как средством  общения и приобретения знаний, а также как видом деятельности .По мере взросления у него развивается потребность  в общении, которая не является врожденной, а формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Речь возникает из потребности высказаться, высказывания взрослого человека  порождаются определенными побуждениями, а у детей желание высказаться порождается только при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Таким образом, потребность в общении – первое условие речевого развития. Значит, нарушение  мотивации к речевой деятельности приводит к нарушению коммуникативной деятельности и общения в целом

Автор Лукъяненко Алевтина Алексеевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1366
Номер материала 10253
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓