Консультация
для воспитателей на тему: Использование занимательной математики на занятиях и
в повседневной жизни.
Задачи на
смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес.
Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур,
перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному
замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка:
самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Занимательный
математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих
рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.
Такой материал
можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных
математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается
снижение умственной активности детей.
Так,
головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических
фигурах, их преобразовании.
Загадки, задачи
– шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над
числами, при формировании представлений о времени.
В самом начале
занятия, в старшей и подготовительной к школе группах, оправдывает себя
использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».
Занимательные
математические игры воспитатель может использовать и для организации
самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения
задач на смекалку, головоломке дети учатся планировать свои действия,
обдумывать их, искать ответ догадываться о результате, проявляя при этом
творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка,
развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в
какой бы сфере потом он не трудился.
Разнообразный
элементарный занимательный материал может классифицировать, выделив в нём
условно три основные группы:
Развлечения;
Математические
игры и задачи;
Развивающие
(дидактические) игры и упражнения.
Основанием для
выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного
вида.
Занимательный
математический материал:
это развлечения
(загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические
фокусы).
Игры «Танграм»,
«Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех», «Вьетнамская игра» и т.д.
Математические
игры логические задачи и упражнения (шашки, шахматы, словесные и т.д.)
Дидактические игры
и упражнения (с наглядными материалами, словесные игры).
В детском саду,
в утреннее и вечернее время, можно проводить игры математического содержания
(словесные и с использованием пособий), настольно – печатные, такие как:
«Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото»,
«Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и др.;
Организуя
уголок занимательной математики, надо исходить из принципа доступности игр
детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы,
освоение которых детьми возможно на разном уровне.
Для
стимулирования коллективных игр, творческой деятельности необходимо
использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами фигур, счётных
палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
Организация
уголков занимательной математики, возможна в группах начиная со среднего
дошкольного возраста. В уголке помещаются разнообразный занимательный
материал, с тем чтобы, каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это
настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие
детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы», и
др.; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики,
лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов
из специальных наборов фигур; игры на передвижение.
Все они
интересны и занимательны. В настоящее время во многих детских журналах и
газетах имеются рубрики, в которых сосредоточен занимательный материал.
Вывод:
Занимательный
математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в
дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности
рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание
на проблеме.
Таким образом,
дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее
известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания
виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников
математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством
формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного
материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной
работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в
свободное от занятий время.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.