Консультация
для учителей начальной школы и родителей
«Предупреждение
и преодоление
нарушений
письменной речи у учащихся начальных классов »
- Я не
знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет,
буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за
невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит - нарушение
письма. Так говорит одна из родителей. Пока мальчику повезло в одном - учительница
быстро разобралась и направила его к специалисту.
Так что же это такое
- нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как
учителю вовремя помочь ребенку?
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый
процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой,
речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма
устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого
процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо
тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе
достаточно высокого уровня ее развития.
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при
согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур
головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего
сталкиваются учителя в школе?
Огромное значение для
овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон
речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия,
лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития
являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Имеет роль и
наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых
структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения
коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать
примерно те же трудности, что и родители в школе.
Бывает, когда
нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее
время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены
покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более
актуальной.
Так источником неудач
в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование
процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших
полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна
уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При
задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый
контроль над многими видами деятельности.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах,
обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
В группу риска входят
дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую
артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их
называют "мямлями". Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да
еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие
ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Мы коротко обговорили
механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, чтобы учитель
имел необходимые представления об этих нарушениях.
Теперь о том, как
среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи
специалистов. Это очень важно, так как учитель - первый человек, который может
забить тревогу.
Необходимо иметь в
виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии,
специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и
письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки,
от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат
переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Для своевременного
выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком
с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают
учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка,
посоветовать родителям обратиться к логопеду.
Каковы
же ошибки, которые должны насторожить?
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду
соответствуют и свои ошибки.
1. Смешение букв при чтении и письме по
оптическому сходству: б-д, п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения.
Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи
соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит:
сапка (шапка).
3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному
сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой
форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются
гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие
согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так
и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает
в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной
фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск
букв и слогов, недописание слов.
5. Часты при дисграфии ошибки персеверации
(застревание): "За зомом росла мамина" (За домом росла малина),
антиципации (предвосхищение, упреждение): "Дод небом лолубым" (Под
небом голубым).
6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка
передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
7. Слитное написание предлогов, раздельное -
приставок также является одним из проявлений дисграфии.
Еще раз следует
напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не
являются дисграфическими ошибки допущенные из-за незнания грамматических
правил.
Очень часто при
чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя
исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что
экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к
хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для
подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.
Итак, вы обнаружили
специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать
занятия с логопедом. Что дальше?
Чем же может помочь
учитель?
На всем протяжении
специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После
многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен
почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на
время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это,
во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических
ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради
таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией,
такая картина является дополнительным фактором стресса.
Существует методика,
по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях
ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки,
написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками.
Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в
прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
Подход к ребенку,
страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых
этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического
восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред.
Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании,
фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с
дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок).
Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.
Упражнение "корректурная проба".
Оно принесет пользу
любому ученику. Что это такое?Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в
любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с
одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например:
букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные
согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка
имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т.д.
Ребенок смотрит на
таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из
чисел от 0 до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.
Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не
более 5 мин) улучшается качество письма.
Желаю удачи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.