Консультация для родителей.
Воспитание
культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Гигиеническое
воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки –
это составная часть культурного поведения. Привитие навыков гигиенического
свойства детям является обязанностью родителей.
Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют
важную часть общей гигиенической культуры.
В
возрасте 1,3 года ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу из
тарелки с высокими краями. Взрослый же при необходимости докармливает ребенка.
В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью съедать жидкую
пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.
В
возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки, туфли, носки
или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную
самостоятельность.
В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться, взрослый при
этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и
предоставлять ему самостоятельность в действиях.
Гигиенические
процедуры являются для ребенка привычкой, необходимой потребностью, если он был
приучен к личной гигиене с ранних лет жизни.
Психолого-педагогическими
основами овладения навыками гигиены становятся стремление к самостоятельности,
инициативность, осознание положительного примера и отрицательного, стыд.
Задачи
по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:
1.Приучать
есть аккуратно.
2.Продолжать
учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо
вытирать лицо и руки полотенцем.
3.Опрятно
есть, тщательно пережевывать пищу
4.Держать
ложку в правой руке
5.Пользоваться
салфеткой
6.Полоскать
рот по напоминанию взрослого
7.Воспитывать
умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за
стола, не окончив еды, говорить "спасибо".
Формирование
культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых –
родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в
требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения
дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически
крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы
самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового
воспитания.
В процессе моей работы я сделала вывод: воспитанники стали
самостоятельно одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению
использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки,
благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во
время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Дети начали
замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке.
Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками. В результате
работы над теоретической частью, я узнала, что ещё классики отечественной
педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что
формирование культурно — гигиенических навыков одно из важнейших направлений в
работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал,
что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки
формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно —
гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.
Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении
культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста. Чаще
всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с
помощью художественного слова. Изучая опыт работы по формированию
культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне
стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы.
Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д.
продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает ,прежде всего,
в игре. Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая часть культуры
поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве
навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу
в течении всей его последующей жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.